Право собственности на землю

Содержание:

Полномочия собственника

Этими землями управляют власти на местном уровне, они состоят из различных структурных подразделений, которые несут ответственность за состояние, содержание и использование объектов:

  • обустройство дорог и придомовых территорий;
  • облагораживание парков, улиц, садов;
  • ремонт коммунальных коммуникаций;
  • вывоз мусора и т.д.

Земли муниципалитета защищаются государством, они предназначены:

  1. для общего применения, разрешается посещение граждан, использовать природные ресурсы, находящиеся на участке, без нанесения вреда окружающей среде и имуществу;
  2. для ограниченного круга лиц, только при наличии разрешения.

Позиция суда

По мнению суда, доводы прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, основаны на верном токовании положений материального права. 

В соответствии со ст. 8 135-ФЗ от 29.07.1998 г., при продаже государственной или муниципальной собственности ее стоимость должна быть определена в рамках оценки. 

При этом, оценка стоимости не нужна в случаях, когда стоимость установлена нормативно-правовыми документами.

Согласно закону об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области, при подписании договора купли-продажи по государственным земельным участкам их стоимость определяется в размере, соразмерном рыночной стоимости за участок, свободный от каких-либо построек, если такой договор заключается по решению соответствующего ведомства. Рыночная стоимость земель устанавливается исходя из положений законодательства РФ в сфере оценочной деятельности.

Согласно материалам дела, 29.06.2012 г. администрация Гурьевского района и ответчик К. заключили договор аренды участка земли для целей индивидуального строительства последним. Затем ответчик обратился с заявлением в администрацию о расторжении арендного договора и предоставлении указанного земельного участка ему в постоянное владение.

В печатном издании «Наше время» было опубликовано объявление о намерении предоставить участок в собственность и приеме заявлений на его выделение. 29.10.2012 г. администрация Гурьевского района на основании заявления К. и оценки стоимости, проведенной оценочной компанией, приняла постановление. Согласно документу, арендный договор с К. расторгается и участок переходит в его собственность. Об этом свидетельствует договор, подписанный сторонами.

Ст. 28 Земельного кодекса предусмотрено, что государственные и муниципальные земли предоставляются в собственность за определенную плату

Таким образом, администрация могла рассчитать стоимость подлежащего передаче объекта в собственность ответчика К., принимая во внимание расчеты независимого оценщика.

Согласно приложенным к делу документам следует, что при передаче во владение ответчику К. участка стоимость выкупа установлена администрацией с учетом подготовленного Отчета об оценке. Оценку заказывал непосредственно ответчик, и стоимость участка по ней составила 9 тысяч рублей. Следовательно, говорить о том, что оценка проведена независимой стороной, нет оснований. 15.01.2015 г. на спорный участок было зарегистрировано право собственности с внесением в ЕГРН.

Для внесения ясности в дело прокуратурой Гурьевского района был направлен запрос о проведении оценки стоимости земли в данную оценочную компанию. Руководство фирмы представило в адрес зампрокурора Гурьевского района письменное заверение, что никаких работ по оценке стоимости земель в Калининградской области компанией не проводилось. Дополнительно 19.10.2016 г. судом в указанной компании была уточнена информация о проведенной ранее оценки, в результате получен отрицательный ответ. Документы, подтверждающие проведение оценки земельного участка, к делу не прилагаются.

Суд также запрашивал оценку состояния земельного участка, принадлежащего ответчику К. Согласно описанию, оформленному ревизионным управлением, участок не ухожен, имеет многолетние заросли, обводнен, следов строительства на нем не имеется и он не используется в соответствии с назначением.

Также суд запросил в кадастровом ведомстве справку об участке. Согласно документу, кадастровая стоимость объекта, включенного в государственный кадастр недвижимости, на 01.10.2012 г. составляет 233 000 рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что К. не смог привести доказательства того, что выкупная стоимость участка в размере 9 тысяч рублей равнозначна его рыночной стоимости, Суд решил, что выкуп ответчиком К. участка был осуществлен без учета его рыночной стоимости. Из-за этого возникла ситуация, нарушающая права муниципалитета на получение доходов от реализации объекта, которые могли бы быть использованы для нужд муниципального образования, населения городского округа за счет средств муниципального бюджета. Положениями ст. 166 ГК установлено, что сделка признается ничтожной, если она нарушает интересы других лиц. В данном случае нарушены права населения муниципального образования.

Суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, признав договор передачи земли в собственность недействительным и указав на перечисленные последствия недействительности.

Как приобрести земельный участок на аукционе?

1. Каким образом можно узнать о торгах?

В газетах и сети интернет: на сайтах муниципального района, на общероссийской торговой площадке — не меньше, чем за месяц до проведения торгов, появляется объявление об аукционе.

Это мероприятие позволяет приобрести земельные участки гораздо дешевле, чем на рынке. Однако, если надел без кадастрового номера, торги не состоятся, так как продаваемый участок должен быть полностью готов к использованию.

Заявки на участие прекращают принимать за 5 дней до аукциона, отказаться от его проведения можно за 15 дней. Организатор должен разместить информацию там же, где и давал объявление о его проведении, а также лично проинформировать участников об отмене мероприятия в течение 3-х дней.

2. Кто может, а кто нет принимать участие в торгах?

Любое физическое и юридическое лицо может участвовать в аукционе, кроме тех, кто:

  • не предоставил все требующиеся документы;
  • не заплатил задаток;
  • тем, кому законодательно отказано в покупке;
  • лицам, не имеющим сведения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • гражданам, не имеющим гражданства РФ;
  • фирмам, уставной капитал которых на 50% и более принадлежит иностранцам.

3. Формы проведения аукциона

Существует три вида:

  • закрытые;
  • открытые;
  • электронные (новый формат, набирающий все большую популярность).

Для РФ наиболее приемлемыми являются открытые, когда любой желающий может их посетить. В этом случае, на них привлекаются: пресса, строительные компании, градостроительные и архитектурные организации. Если мероприятие организовывается другой организацией, присутствие на нем наблюдателя из муниципалитета обязательно.

4. Торги

После названия лота и его характеристик начинаются торги. Обычно окончательная стоимость на 1-2% выше первоначально объявленной цены.

Аукционист (человек ведущий торги) – смотрит, кто из участников согласен предложить большую цену, и оглашает ее всем остальным. Если после трехкратного повторения сумма остается такой же, значит участок считается проданным. Владельцем становится тот, кто предложит последнюю, наибольшую цену.

Однако формат может быть и другим. В рамках закона, организаторы торгов могут вносить различные изменения в процесс аукциона на землю. Точную информацию о правилах проведения обычно узнают из информационных бюллетеней.

5. Документы для выигравшего

Основным документом, который впоследствии выступает основанием для купли-продажи земельного участка, является протокол аукциона. Он подписывается между организатором и победителем торгов, и не позднее пяти дней после этого, составляется договор о покупке.

6. Расчет

Проигравшим участникам, в течение трех дней, возвращают задаток на расчетный счет указанный в заявке. Для победителя эта сумма входит в состав полной оплаты за землю. В течение месяца организатор размещает в тех же СМИ результаты проведения аукциона.

7. Оформление

Для оформления прав на собственность, глава муниципалитета выдает постановление. Потенциальному владельцу дается 30-дневный срок для процедуры, отсчет ведется с момента подписания протокола. Далее следует подать все документы в регистрирующие органы, чтобы стать полноправным владельцем земли.

Объекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

    1. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно  ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

    • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
    • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
    • кадастровая оценка;
    • оборотоспособность;
    • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли. Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

Объекты муниципальной собственности на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    2. право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Как можно получить земельный участок в аренду у администрации города

Инициатором аукциона представляется схема расположения земельного участка, на территории где планируется строительство частного дома.

Подготовкой вышеуказанного документа занимается сам инициатор, либо администрация края, района, города, если иное не установлено ЗК РФ. После того как весь пакет документов будет готов, назначается аукцион.

Как и в других сферах жизнедеятельности, выигрывает тот, кто даст большую годовую оплату за использование земли. Стоит подчеркнуть тот факт, что продаже или аренде подлежит отмежёванная (с установленными границами), прошедшая государственный кадастровый учёт земля.

Возможность № 1. Проведение аукциона по инициативе администрации

Администрация сама выступает организатором мероприятия, определяет земельный участок для выставления на аукционе. Также администрация определяет срок действия аренды на земельный участок и арендную плату. Важным условием является информирование об аукционе за 30 дней до его проведения.

Правила аукциона устанавливаются арендодателем и информацию о дате, месте и условиях проведения легко проследить на муниципальных сайтах и в СМИ. Торги являются открытыми по составу участников и по виду вручения обращения.

Публикуется вся подробная информация о предмете торгов, кадастровом номере, обременении и целевом назначении.

В качестве лота, предлагается 1 участок земли, что существенно сокращает ценовой рубеж и лот становится доступен человеку с небольшим достатком.

Возможность № 2. Проведение аукциона по инициативе граждан

На данный момент стать инициатором аукциона можно только на земли, которые находятся в кадастровом учёте. Для того, чтобы узнать какие земельные участки свободны необходимо обратиться в МФЦ.

Там вам дадут выписку, которая будет содержать информацию о земельном участке. Каждому участку соответствует свой кадастровый номер. Зная кадастровый номер, вы можете увидеть площадь, стоимость, также там есть и схема расположения земельного участка.

Следующим шагом необходимо подать заявление о проведении аукциона в органы местной администрации. В течение двух месяцев администрация принимает решение о проведении аукциона. Каждый участник торгов вносит задаток и участвует в аукционе. Результатом торгов является заключения договора аренды данного земельного участка с победителем.

Важно разместить извещение с полной информацией о предмете торга и контактах организатора на официальном сайте торгов, www.torgi.gov.ru за месяц до начала торгов. Предъявляется заявление о проведении аукциона, в котором указывается цель аренды земли и её кадастровые данные

Предъявляется заявление о проведении аукциона, в котором указывается цель аренды земли и её кадастровые данные.

Инспирировать торги можно лишь на сформированные участки, при этом есть исключения на земли оговорённые в Законе.

Возможность № 3. Аренда земельных участков для льготной категории граждан без аукциона

Обладающими правом на получение земельных площадей в пользование без аукциона являются:

1. Участники ВОВ

2. Герои труда

3. Многодетные семьи

4. Инвалиды

5. Семьи, потерявшие кормильца

6. Состоящие, на муниципальном учёте как нуждающиеся

7. Репрессированные

8. Религиозные организации

Льготные категории граждан имеют право не только взять земельные участники в аренду не участвуя в торгах, но и оплачивать минимальную стоимость арендной платы.

Обратите внимание, в каждом округе, регионе и крае есть дополнения и подход к этому вопросу сугубо индивидуален. Информацию можно получить в отделе имущества местной администрации

Возможность № 4. Аренда на не сформированные земельные участки

Несформированный участок – это земельный участок которого нет в земельном кадастре. Его нужно искать “вручную” или обратиться к кадастровому инженеру.

В аренду может быть передана только конкретный объект с чёткими определениями.

Определите на карте участок, подходящий вам для строительства. Визуально ознакомьтесь с выбранной территорией и займитесь разработкой и составлением схемы расположения участка.

Посетите кадастровую палату и получите информацию о возможности оформления выбранного участка.

Когда свободный участок найден, необходимо обратиться к администрации, на территории которой находится данный земельный участок и подать заявление о согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

  • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли – исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения – раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю – городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Признание прав собственности юридического лица

Российскими законами признается право юридических лиц иметь имущество, включая земельные участки, в собственности. Соответствующее право может возникнуть в результате приватизации участка, ранее находящихся в собственности государства или муниципалитетов, купли участка, наследования, получения по договору дарения и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на землю юридического лица имеет ряд особенностей:

  • в собственности могут быть земельные участки, полученные в результате деятельности юридического лица или внесенные его участниками в качестве взноса;
  • юридическое лицо может распоряжаться землей по своему усмотрению, но с соблюдением законов, правовых актов и с учетом интересов других лиц;
  • правовой режим земельного участка, а также определение полномочий собственника, во многом регулируются учредительными документами.

При этом иностранные юридические лица, а также компании, доля учредителей-иностранцев в которых более половины, по закону не могут иметь землю в собственности. Добиться соответствующего права этой категории не получится даже в судебном порядке.

В случае с юридическими лицами признание права собственности может иметь множество нюансов. Так компания может попытаться оформить право собственности на земельный участок, не имеющий собственника или на землю, от которой владелец отказался либо утратил права на нее.  Для признания права собственности в таких и ряде иных случаев юридическому лицу придется подавать иск в суд по месту расположения объекта недвижимости. Исход дела при этом будет во многом зависеть от уровня профессионализма юриста, составляющего исковое заявление и выбирающего способ защиты права собственности.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащие ему земельные участки переходит юридическому лицу-преемнику. Оно имеет право обратиться в государственный регистратор с заявлением о регистрации перехода права собственности по завершении реорганизации. 

Признание права собственности для юридического лица может быть более сложным процессом, чем для обычного гражданина

Поэтому важно собрать все необходимые документы и обратиться с ними к юристу, который сможет вникнуть в нюансы дела и дать совет по стратегии поведения в суде. В противном случае вероятность положительного исхода дела крайне мала

Сколько стоит переоформить земельный участок на родственника?

Оформление и переоформление земельного участка – это право любого собственника, которым он может воспользоваться по своему усмотрению в пользу другого человека. Но вместе с тем собственник несет обязательства по уплате госпошлины и других расходов на переоформление земельного участка.

Сколько стоит процедура переоформления надела:

  1. Проведение кадастровых работ (от 4 000 рублей). Недвижимость нуждается в государственной регистрации, которая связана с проведением кадастровых работ и получением паспорта на землю. Сколько стоит межевание? Это зависит от размеров территории и от характера проводимых работ.
  1. Получение плана и паспорта участка (200 рублей физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам). По итогам кадастровой деятельности собственник земли получает кадастровый паспорт и план участка. В ходе проведения регистрации придется уплатить госпошлину. Кадастровый паспорт является гарантией законности сделки.
  1. Переоформление участка (200 рублей). При наличии всех документов на землю, в стоимость процедуры входит лишь государственная пошлина за регистрацию права нового собственника.
  1. Нотариальное сопровождение (1% от стоимости). Стоимость переоформления включает в себя оплату услуг нотариуса, которые составляют не менее 1% от кадастровой стоимости земельного участка. Итоговый расчет проводит местная администрация. Отправной точкой считается стоимость 1 кв. метра переоформляемой земли.
  1. Налог на доход от продажи земли (5% от цены на землю). Наконец, еще одной расходной статьей является уплата 5% налога от кадастровой стоимости участка. Несмотря на то, что закон обязывает уплачивать налог обеих сторон сделки, чаще всего обязательства несёт покупатель.

Таким образом, стоимость процедуры зависит от нескольких факторов. Точную сумму расходов назвать сложно – она связана с размерами участка, кадастровыми документами и стоимостью услуг нотариуса. Но в целом, переоформление земли – это не слишком затратный процесс, а в случае с договором дарения выйдет гораздо дешевле.

В интересах собственника позаботиться о своевременном проведении кадастровых работ с землей (определение границ, категории земли, примерной стоимости, межи и др.). В противном случае, участок не получит кадастровый номер в государственной базе, а значит переоформление недвижимости на другого человека будет невозможно.

Полезная информация по земельным спорам

  • Регистрация бани
  • Раздел земельного участка
  • Земельный участок под коммерческую застройку
  • Обременение земельного участка
  • Межевание земельного участка
  • Уточнение границ участка
  • Регистрация права собственности
  • Участки многодетным семьям
  • Купля-продажа участков
  • Сервитут на земельный участок
  • Переоформление участка земли на родственника
  • Покупка земельного участка
  • Договор купли продажи земельного участка
  • Право собственности
  • Выдел земельного участка из общей долевой собственности
  • Договор аренды земельного участка
  • Формирование земельных участков
  • Безвозмездное пользование земельным участком
  • Коэффициент застройки участка
  • Категории земельных участков и виды разрешенного использования
  • Вынос границ земельного участка
  • Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
  • Узнаем собственника земельного участка
  • Порядок согласования местоположения границ земельных участков
  • Признаки самовольной постройки
  • Особенности ипотеки земельных участков
  • Выкуп земельных участков
  • Изъятие земельного участка
  • Прекращение права собственности на земельный участок
  • Переход права на земельный участок
  • Порядок изъятия земельного участка
  • Рыночная стоимость земельного участка
  • Залог земельного участка
  • Отказ от права на земельный участок
  • Земельный участок крестьянского хозяйства

Схема работы

  • 01 Бесплатная консультация
  • 02 Заключение договора
  • 03 Представительство в суде
  • 04 Победное решение

Методы реализации полномочий

Государственная и муниципальная собственность — достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

  • Формирование предприятий.
  • Заключение контрактов с руководителями компаний.
  • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
  • Внесение части в уставной капитал АО.
  • Списание и передачу на баланс имущества.
  • Лизинг, аренду.
  • Отчуждение.
  • Доверительное управление и прочие.

К экономическим методам относят:

  • Муниципальные заказы.
  • Дотации.
  • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
  • Налогообложение.
  • Нормативы выплат за использование собственности МО.
  • Штрафы и другие экономические санкции.

Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Отчуждение права собственности на земельный надел

Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:

  1. Нецелевое использование участка.
  2. Наложение ареста, конфискации имущества.
  3. Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
  4. Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.

Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земля

— это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.

Земельное право

— это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Земельное право — это самостоятельная отрасль права.

Предмет правового регулирования —

это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.

Предмет земельного права

— это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения

— это особый вид имущественных отношений.

Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Метод правового регулирования

— это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.

Метод земельного права

— способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

В юридической литературе выделяют:

1) императивный метод,

заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод.

Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать.

Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е.

применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector