Право собственности на землю: виды

Въезд через дренажную канаву

Поскольку перекрывать систему дренажа нельзя, не получится просто засыпать канаву. Чтобы обеспечить отвод стоков, нужно проложить трубу в 30-50 см, исходя из их количества. Подойдут трубы из металла, пластика, железобетона или асбестоцементные.

Следующий порядок действий указывает, как сделать въезд на участок через дренажную канаву:

  1. На ширину въезда снимается грунт в 20 см.
  2. В углублении формируется пространство из песка и щебня в 30-40 см.
  3. Размещается труба с выступами по краям на 50 см.
  4. Засыпание ее на 30 см песком и щебнем.
  5. На завершающем этапе укладывают покрытие.

Заезд под уклоном

В подобной ситуации важно не допустить самостоятельный откат транспорта. Метод напоминает принцип пандуса, когда наибольший наклон составляет 24°

Далее приводится, как сделать въезд на участок с уклоном вниз:

  1. Ступенчатое удаление верхнего слоя грунта.
  2. Сооружение бордюров из бетона при помощи опалубки, арматурной сетки и бетонирования.
  3. Засыпка между крайними стенками слоя щебня 12-18 см, которому необходимо придать наклонный вид и основательно уплотнить.
  4. Заливка поверхности бетоном толщиной в 10 см.

В качестве финишного используется брусчатое покрытие из плитки.

Въезд через кювет

Приведенные способы, как сделать въезд на участок через канаву с трубой, несколько сложнее из-за необходимости строительства мостика.

Возможны следующие варианты:

  • Укладка плит из железобетона.
  • Сплошная заливка бетонной плиты.
  • Монтаж деревянного настила.

Выбирая тот или иной способ заезда на участок, не нужно забывать, что это место постоянно испытывает сильные нагрузки. По этой причине сооружение покрытия требует самого тщательного подхода, должно быть выполнено качественно с учетом особенностей климата.

Недопустимо появление луж. Заранее нужно установить, предполагается ли интенсивный заезд, возможность стоянки автомобилей и другие факторы.

Муксун

Ценная промысловая рыба из рода сиговых и семейства лососевых, обитает в реках Сибири, в частности, в бассейнах рек Обь, Иртыш, Лена, Енисей. Ценится за свои вкусовые качества, а также питательность и наличие необходимых веществ. Хорошо употребляется в малосольном виде. Достаточно около 9 часов выстоять муксуна в засоле, и уже потом его можно будет есть. Мясо жирное, тает во рту. Калорийность мяса около 90 ккал на 100 г. Также широко используется для приготовления строганины.

Способы ловли: во многих регионах страны лов муксуна запрещён, в других его ловят сетями, а также муксуна можно поймать на мушку, имея при себе разнообразный запас приманок.

Другие вещные права

Существуют и другие виды вещных прав на землю у не собственников. Такие правомочия, согласно ст. 216 ГК, могут возникнуть у них по распоряжению владельца земли либо в силу закона. Речь идет о:

  • праве пожизненного наследуемого владения;
  • праве бессрочного пользования;
  • сервитуте.

Такие виды обладают определенной самостоятельностью, поскольку существуют параллельно с правом собственности и не ставят владельца других имущественных прав в зависимость от собственника – он вправе владеть и пользоваться землей в той мере, в которой это не запрещено законом. Более того, если его вмешательство будет незаконным и приведет к ущербу землепользователя, тот вправе требовать возмещения убытков.

В рамках земельных правоотношений с остальными субъектами другие вещные правомочия также являются абсолютными. Все, у кого возникли такие правоотношения, обязаны соблюдать права собственника.

Теперь рассмотрим содержание вещных прав по отдельности.

Пожизненное владение

Право пожизненного (наследуемого) владения (ППНВ) – это право на владение земельными участками, практика распространения которого имела место в советские времена. Сегодня земля по ППНВ больше не передается, но лица, которые получили ее по этому основанию, свои правомочия по отношению к ней сохраняют и могут оформить на нее право собственности.

Для пожизненного владения характерны следующие признаки:

  • такое право могло возникнуть и действовать лишь в отношении земли, находящейся в государственной или городской (муниципальной) собственности;
  • пожизненно владеть участком могут лишь физлица-граждане РФ;
  • пожизненные владельцы могут пользоваться землей, в том числе осуществлять на ней капитальное строительство, производить иное движимое и недвижимое имущество или иным образом пользоваться наделом;
  • сведения о таком владении вносятся в ЕГРН, однако те, кто получил такое право на землю до введения обязательной регистрации недвижимости регистрировать его не должны;
  • распоряжение землей для владельцев ограничено. Исключением является лишь передача участка по наследству. Владелец не вправе продать его, передать под залог, подарить или совершить отчуждение другим образом.

Если соблюдены все градостроительные и иные законные требования, владелец может возводить на участке жилые строения, оформляя их в свою собственность. В случае их продажи, земля, согласно ст. 35 ЗК, переходит к новому собственнику на тех же основаниях, что и у продавца. Таким образом, ППНВ может быть передано вместе со строением – получать дополнительное разрешение для этого не нужно.

Бессрочное использование

Право постоянного (бессрочного) пользования (ППБП) землей – еще один пережиток советского прошлого, когда государственная или муниципальная земля передавалась гражданам без формирования права собственности. С распадом Союза ППБП больше не предоставляется гражданам, но те, кто успели его получить, сохраняют его и сегодня, причем на неограниченный срок.

В настоящее время, согласно ст. 39.9 ЗК, оформить землю в бессрочное пользование могут лишь:

  • органы власти;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

В любой момент граждане, получившие землю в бессрочное пользование, могут оформить их в собственность в порядке бесплатной приватизации. Участок будет принадлежать им бессрочно, до самой смерти либо прекращения правомочия.

Более того, закон наделяет владельцев рядом других прав:

  • использование недр и водоемов, расположенных на участке;
  • осуществление капитального или иного строительства, если это соответствует целевому назначению участка;
  • ведение коммерческой деятельности;
  • осушение, орошение участка и так далее.

При этом распорядительные права на участок законом ограничены. Так как ППБП не является правом собственности, землепользователь не может продать участок, передать его по наследству, подарить или иным образом осуществить отчуждение в пользу третьих лиц. По крайней мере, до момента его приватизации.

Обращаем внимание, что ППБП может и не быть зафиксировано в правоустанавливающих документах. Например, если земля закреплена за садовым товариществом, единственным доказательством правомочий является лишь выписка из решения муниципалитета о выделении земли СТ

Для приватизации следует:

  1. Поставить участок на кадастровый учет.
  2. Произвести межевание.
  3. Изготовить кадастровый паспорт.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Признание прав собственности юридического лица

Российскими законами признается право юридических лиц иметь имущество, включая земельные участки, в собственности. Соответствующее право может возникнуть в результате приватизации участка, ранее находящихся в собственности государства или муниципалитетов, купли участка, наследования, получения по договору дарения и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на землю юридического лица имеет ряд особенностей:

  • в собственности могут быть земельные участки, полученные в результате деятельности юридического лица или внесенные его участниками в качестве взноса;
  • юридическое лицо может распоряжаться землей по своему усмотрению, но с соблюдением законов, правовых актов и с учетом интересов других лиц;
  • правовой режим земельного участка, а также определение полномочий собственника, во многом регулируются учредительными документами.

При этом иностранные юридические лица, а также компании, доля учредителей-иностранцев в которых более половины, по закону не могут иметь землю в собственности. Добиться соответствующего права этой категории не получится даже в судебном порядке.

В случае с юридическими лицами признание права собственности может иметь множество нюансов. Так компания может попытаться оформить право собственности на земельный участок, не имеющий собственника или на землю, от которой владелец отказался либо утратил права на нее.  Для признания права собственности в таких и ряде иных случаев юридическому лицу придется подавать иск в суд по месту расположения объекта недвижимости. Исход дела при этом будет во многом зависеть от уровня профессионализма юриста, составляющего исковое заявление и выбирающего способ защиты права собственности.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащие ему земельные участки переходит юридическому лицу-преемнику. Оно имеет право обратиться в государственный регистратор с заявлением о регистрации перехода права собственности по завершении реорганизации. 

Признание права собственности для юридического лица может быть более сложным процессом, чем для обычного гражданина

Поэтому важно собрать все необходимые документы и обратиться с ними к юристу, который сможет вникнуть в нюансы дела и дать совет по стратегии поведения в суде. В противном случае вероятность положительного исхода дела крайне мала

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

(введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ)

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

Муниципальная собственность на землю

К данной собственности относят всё, что занято органами местного самоуправления (МСУ) или то, что необходимо для осуществления обслуживания граждан в пределах муниципалитета. К примеру, детские сады, поликлиника/гор. больница, парки, дороги, администрация и так далее. Управление наделом осуществляется ни физическим лицом, ни государственной властью, а местными органами самоуправления, согласно ст. 130 КРФ, что является характерной чертой муниципальной собственности.

Ещё одной особенностью, является назначение этих земель, которое вытекает из вышеупомянутого понятия. Данный вид ЗУ используется только для одного рода целей – службы гражданам, которая заключается в обеспечении гражданам достойных условий для проживания, отдыха и мест трудоустройства. Однако помимо удовлетворения коммунальных потребностей граждан, органы МСУ могут предоставлять физ. и юр. лицам землю в пользование или владение с правом выкупа.

Обратите внимание: надел не обязательно должен находиться в черте муниципального образования, он может быть и за городом. Главное, чтобы ЗУ был в пределах территориальных границ муниципалитета.. У муниципалитета могут возникнуть права на землю только в следующих случаях:

У муниципалитета могут возникнуть права на землю только в следующих случаях:

  • передача субъектом РФ или органами государственной власти обособленного территориального участка муниципалитету;
  • в результате изменения границ;
  • при совершении сделки, которая несёт гражданско-правовой характер;
  • безвозмездная передача федеральной собственности органам МСУ.

Понятие и состав земель населенного пункта

С бытовой точки зрения ясно, что значит земли населенных пунктов. Но с юридической — ЗНП несколько больше, чем просто часть территории, где стоят жилые дома. ЗНП – это земля, на которой уплотненно проживают люди, развивается инфраструктура.

Эта группа земель имеет одну особенность. Большинство зданий и сооружений, строящихся на этой территории, могли бы относиться к другой земельной категории. Например, объекты сельского хозяйства, транспортные узлы и др. Однако из-за того, что все это непосредственно обеспечивает комфортную жизнь людей, сооружения, расположенные вблизи крупных населенных пунктов, часто причисляют именно к ЗНП.

Юридически образование данной категории обосновывается Земельным кодексом РФ. В 83 статье говорится о том, какие земли следует причислять к этой группе. Также ЗНП – это одна из тех категорий земель, на которых изначально предполагается строительство. Поэтому все производимые действия имеют непосредственное отношение к Градостроительному кодексу.

Внутри большой группы ЗНП существует также несколько подгрупп. Так, назначение земли может зависеть не только от самой территории, но и от объектов и сооружений, расположенных на ней. Таким образом, выделяется еще несколько категорий земель населенных пунктов:

  1. Дачные некоммерческие партнерства. Земли этой категории чаще всего располагаются за чертой города. Они отличаются слабой плодородностью, поэтому годны только для развития личного хозяйства. Данная категория позволяет гражданину, владеющему землей, стать собственником и принимать участие в общих сборах и голосованиях.
  2. Садовые некоммерческие товарищества. Этот вид земель считается очень плодородным, поэтому их рыночная стоимость крайне высока. Как и земли предыдущей категории, территориально располагаются за городской чертой.
  3. Индивидуальная жилая застройка. В отличие от предыдущих групп, эта категория всегда располагается только в зоне ЗНП. На этих территориях возводят жилые комплексы и отдельные дома с возможностью жильцов прописаться там. Также в рамках этой земельной группы активно развивается транспортная сеть и инфраструктура.
  4. Личные подсобные хозяйства. Изначально предназначены только для того, чтобы вести там какое-либо хозяйство. На этих территориях никогда не строятся жилые здания.

Виды разрешенного использования

Как у любой категории земель, у ЗНП есть определенные «рамки дозволенного». Что можно организовать на конкретной территории, принадлежащей этой группе, а что нельзя, прописано в Земельном кодексе Российской Федерации и, соответственно, имеет высшую силу.

Землю населенных пунктов разрешено использовать в следующих случаях:

  1. Организация строительства жилых комплексов. Застройка может происходить случайным образом с последующим образованием целых улиц, проспектов и т. д. или организовано с образованием микрорайонов.
  2. Организация ИЖС, строительства ИЖД (индивидуального жилого дома).
  3. Зоны развития инфраструктуры. Они могут быть как внутри города, так и за его чертой. Статья 98 Земельного кодекса говорит о том, что к рекреационным землям относятся территории, на которых организуется отдых, туризм или спортивная деятельность жителей. К ним могут относиться различные детские лагеря, турбазы, базы отдыха, кемпинги, аквапарки, общественные бассейны и многое другое.
  4. Территории, отданные под развитие транспортных путей. На них могут организовываться транспортные пути, вокзалы, речные и морские порты, аэропорты — то есть, все, что относится к путям сообщения.
  5. Охраняемые законом культурно-природные зоны, находящиеся в городе. Это то, что имеет особую ценность для культурно-исторического развития государства, его национальных особенностей: памятники, парки, заказники, объекты архитектурного наследия и др.
  6. Земли, используемые в сельском хозяйстве. Сюда входят только сельскохозяйственные угодья для личного подсобного хозяйства.
  7. Все территории, находящиеся внутри городов и населенных пунктов, где можно организовать рекреационные зоны для граждан, построить жилые дома, развить ЛПХ.
  8. Территории запаса для развития населенных пунктов.

Государство и охрана земель

Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.

Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.

Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства. Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель). Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector