Аукцион не состоялся: когда проводить запрос предложений?
Содержание:
- Рассмотрение первых частей заявок
- Общие положения о несостоявшихся торгах
- Проведение повторных торгов
- Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?
- Внесение закупки в план закупок и в план-график
- Порядок проведения закупки
- Специальные основания для признания торгов несостоявшимися
- Что такое несостоявшиеся торги
- Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ
- Аукцион не состоялся
- Срок заключения
- Последствия признания аукциона несостоявшимся
- ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ
- ВЫВОДЫ
- Выводы
- Выводы
Рассмотрение первых частей заявок
Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:
- Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
- Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
- Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
- Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
- Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.
Общие положения о несостоявшихся торгах
Следует различать понятия:
- отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
- признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
- признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:
- Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса РФ — далее ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
- Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО, дело № А50-16269/2012).
Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.
Проведение повторных торгов
Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:
- по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
- по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ — если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
- по п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве — в случае незаключения договора.
Повторные торги проводятся в большинстве случаев в сокращенные сроки по сравнению с первыми торгами (предполагается, что при первом извещении круг заинтересованных лиц уже предварительно проинформирован). Снижение начальной цены на повторных торгах может составлять до 10% и более (на 15% — п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).
Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?
Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика
В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:
- Повторный конкурс или новую закупку, если закупка проводилась в форме конкурса;
- Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
- Новую закупку после несостоявшегося запроса предложений.
Для запроса котировок надо продлить срок подачи заявок. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку любым способом
Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
Заказчик должен:
- Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
- Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
- Если закупка согласована, заключить контракт.
Внесение закупки в план закупок и в план-график
Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:
- лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
- товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
- преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
- услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
- услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
- работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
Срок внесения изменения в план закупок и план – график
Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение – закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.
Порядок проведения закупки
Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.
Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.
Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:
- определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
- подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
- размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
- если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
- все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
- до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
- контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
- все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
- подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
- исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.
Рекомендации по закупке у единственного поставщика:
Преимущества
Заключая контракт с единственным поставщиком, госзаказчик должен помнить, что существуют положительные и отрицательные моменты такой сделки. Сильные стороны:
- если госзаказчик уже работал с этим поставщиком, выполнение предыдущих заказов прошло успешно, то увеличивается вероятность повторного заключения с ним госконтракта;
- риск нарушений закупки из-за технических сбоев сведён к минимуму;
- сама процедура проходит быстро, все её этапы сведены к минимуму во временном периоде. Если сравнивать с другими конкурентными способами выбора подрядчика, то экономия времени налицо;
- экономия ресурсов – трудовых, экономических, материальных.
Не стоит забывать о недостатках.
Недостатки
Слабая сторона закупок у единственного исполнителя:
- из-за снижения конкуренции риски получения некачественного результата велики. Нет возможности снизить цену, нет выбора подходящей цены, добиться улучшений условий выполнения контракта;
- велик риск дополнительных проверок от контролирующих органов. В частности, от ФАС. Велика вероятность того, что госзаказчика заподозрят в нецелевом расходовании средств из бюджета. Это чревато штрафами и внесением в реестр;
- если есть необходимость разделения одной большой закупки на несколько маленьких, то объём бумажного документооборота увеличивается в несколько раз. В Единую систему нужно ввести обязательную информацию в полном объёме.
Специальные основания для признания торгов несостоявшимися
В законодательстве можно встретить следующие основания:
- неуплата выигравшим торги участником покупной цены (п. 7 ст. 449.1 ГК РФ);
- отсутствие заявок или случай, когда ни одна заявка не удовлетворяет условиям (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53 закона № 44-ФЗ, п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве);
- отказ от заключения контракта участника под номером 2 (ч. 6 ст. 54 закона № 44-ФЗ);
- отсутствие надбавки против первоначальной цены (п. 2 ч. 1 ст. 58 закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ).
Последствия несостоявшихся торгов могут быть предусмотрены как законом, так и подзаконным актом или правилами, для них установленными. Рассмотрим некоторые из них.
Что такое несостоявшиеся торги
Закупка признается несостоявшейся, если не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Это может произойти по разным причинам. Например, электронный аукцион (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам») признается несостоявшимся, если:
- не было подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка;
- после рассмотрения первых частей всем участникам было отказано в допуске;
- после рассмотрения вторых частей все заявки признаны не соответствующими требованиям;
- после рассмотрения первых частей только одна заявка соответствует требованиям документации;
- в течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
- результате рассмотрения вторых частей только одна заявка соответствует требованиям документации;
- победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.
Открытый конкурс (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе») может быть признан несостоявшимся, если:
- не было подано ни одной заявки;
- все заявки были отклонены конкурсной комиссией;
- подана только одна заявка;
- только одна заявка соответствует требованиям документации;
- в результате предварительного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
- в результате предварительного все участники не соответствовали требованиям;
- победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт.
Процедуру запроса котировок (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам») объявят несостоявшейся, если:
- не подано ни одной заявки;
- все заявки отклонены комиссией;
- подана единственная заявка;
- только одна заявка соответствует требованиям.
ВНИМАНИЕ
Надо отличать несостоявшуюся закупку от недействительной и отмененной — это разные вещи. Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (№ 44-ФЗ, № 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут. Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.
Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса
Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ
В соответствии с ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, основным регламентирующим документом закупки является Положение о закупке, утвержденное высшим руководящим органом юридического лица из числа организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 1 названного закона. Правила о последствиях несостоявшихся торгов должны содержаться в Положении.
Истцы зачастую ошибаются, оспаривая торги или предъявляя требование о понуждении к заключению договора, основываясь на законе № 44-ФЗ, тогда как торги (конкурс) проводились в соответствии с законом № 223-ФЗ. Так, во многих случаях согласно нормам положений о закупке заключение договора с единственным участником не обязанность, а право организатора. Кроме того, такого права в положении может не быть, а общие нормы ГК РФ не дают оснований для таких утверждений. В связи с этим суды нередко отказывают в удовлетворении требования о заключении договора (см., например, определение ВАС РФ от 22.03.2013 № ВАС-2846/13).
Аукцион не состоялся
Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.
Есть лишь один претендент
На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком.
Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.
Участники есть, но ценовых предложений нет
Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся — допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.
Претендентов нет
Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести запрос предложений. Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.
Срок заключения
В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.
В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.
Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.
Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.
Последствия признания аукциона несостоявшимся
Если закупочная комиссия признала аукцион несостоявшимся, то возможны следующие варианты:
- заключение договора на выполнение заказа с единственным заявителем;
- организация новой закупки со сниженной максимальной ценой контракта;
- выбор исполнителя путем запроса предложений.
Договор с единственным заявителем заключается в случае, если обе части поданной им заявки одобрены конкурсной комиссией.
Важно знать, что новая закупка с более низкой максимальной ценой после признания аукциона несостоявшимся может быть организована только с теми же параметрами требуемого товара, пакета услуг или работ. Например, если предметом несостоявшейся закупки являлась поставка оргтехники для бюджетного учреждения, то в условиях новой закупки для оргтехники должны указываться те же характеристики, страна происхождения и количество, что и в условиях прежней закупки
Например, если предметом несостоявшейся закупки являлась поставка оргтехники для бюджетного учреждения, то в условиях новой закупки для оргтехники должны указываться те же характеристики, страна происхождения и количество, что и в условиях прежней закупки.
При признании аукциона несостоявшимся заказчик также вправе не проводить новую закупку, а выбрать исполнителя путем запроса предложений в порядке, предусмотренном параграфом 4 гл. 3 закона № 44.
Запрос предложений предполагает определение исполнителя, предложившего самые оптимальные характеристики требуемого товара или услуги.
Организация новой закупки или проведение запроса предложений осуществляется в случае, когда на аукцион не было подано заявок или ни одна из них не отвечает требованиям заказчика.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ
Вместе с тем такая на первый взгляд вполне логичная позиция нашла и оппонентов (надо сказать, немногочисленных), которые отмечали, что несостоявшиеся торги все-таки могут быть опровергнуты.
Руководствуясь этим выводом, судьи, придерживающиеся данного подхода, указывали на то, что восстановление нарушенных прав потенциального участника торгов, неправомерно признанных несостоявшимися, возможно лишь путем оспаривания самих торгов.
Обратимся к практике.
ЗАО предъявило иск, в рамках которого оспаривались торги, а также государственный контракт, заключенный вследствие признания их несостоявшимися.
В ходе разбирательства ЗАО (возможно, изучив практику по аналогичным спорам) частично изменило предмет иска: вместо требования о недействительности торгов ЗАО просило признать незаконным решение о признании их несостоявшимися.
Суд, отклоняя иск, пришел к выводу о ненадлежащем способе защиты права и отметил следующее: «в соответствии со ст. 449 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом законодатель не разграничивает этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут указанные последствия. Следовательно, независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения, защита нарушенных прав заинтересованных лиц может осуществляться способом, установленным статьей 449 ГК».
Апелляционная инстанция, развивая данный тезис, подчеркнула, что «исковые требования ЗАО фактически направлены на оспаривание результатов аукциона. В силу статьи 449 ГК защита прав истца с учетом заявленных требований может быть осуществлена лишь предъявлением иска о признании торгов недействительными» <10>.
<10> См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2009 г. по делу N А60-27142/2008. Постановлением ФАС Уральского округа от 20 апреля 2009 г. N Ф09-2476/09-С4 данное Постановление оставлено без изменения // СПС «КонсультантПлюс». См. также: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2008 г. N Ф04-7899/2008(17955-А67-11) по делу N А67-167/08 // СПС «КонсультантПлюс».
Как видно из приведенных примеров, позиции судов относительно рассматриваемого вопроса являлись диаметрально противоположными. Но, несмотря на то что указанное противостояние существовало в судебной практике далеко не один год, ВАС РФ тем не менее прямо по интересующему нас вопросу до недавнего времени не высказывался.
ВЫВОДЫ
Безусловно соглашаясь с правомерностью толкования п. 5 ст. 447 ГК, данного Президиумом ВАС РФ, нельзя не отметить, что оно выявило необходимость некоторой корректировки ст. 449 ГК.
Так, в силу п. 2 этой статьи «признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги» (выделено мной. — Д.Ч.). Представляется, что формулировка «лицо, выигравшее торги» вступает в определенное противоречие с указанными разъяснениями ВАС РФ. Ведь если исходить из того, что признание торгов несостоявшимися — результат их проведения, то нельзя забывать, что именно такой результат является в ряде случаев основанием для заключения договора, о чем было сказано выше. Следовательно, в этой ситуации мы имеем а) результат торгов и б) договор, заключенный на этом основании, но не с «лицом, выигравшим торги», поскольку «игра» (состязание участников) как таковая не состоялась. Вместе с тем, как верно указала Л.А. Новоселова, «при нарушении порядка проведения… торга и, следовательно, неправильном определении лица, с которым должен быть заключен договор, последний не может быть признан имеющим юридическую силу» <23>. Однако буквальное прочтение п. 2 ст. 449 ГК не позволит это сделать в том случае, когда недействительными признаны несостоявшиеся торги ввиду отсутствия в таком случае «выигравшего лица». В связи с чем полагаем необходимым изложить п. 2 ст. 449 ГК в следующей редакции: «…признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного в результате их проведения».
<23> См.: Новоселова Л.А. Указ. соч.
Кроме того, представляется целесообразным прямо указать в ГК на то, что признание торгов несостоявшимися не является препятствием для их оспаривания. Ведь нельзя забывать, что споры, связанные с торгами, не ограничиваются стенами арбитражных судов, а разъяснения ВАС РФ для судов общей юрисдикции обязательной силы не имеют. При этом хотелось бы отметить, что проводимая в настоящий момент реформа ГК, предусматривающая, в частности, и внесение поправок в ст. 449, указанных вопросов не коснулась <24>.
<24> См.: проект Федерального закона о внесении изменений в ГК // URL: http://www.privlaw.ru/index.php?section_id=100.
Выводы
Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки
Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.
Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации.
Следите за всеми закупками, в которых участвуете
Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное. Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.
Выводы
Итак, подытожим сказанное выше. Если электронный аукцион признан несостоявшимся, и заказчик планирует провести запрос предложений, то алгоритм его действий должен быть следующим:
- Внести изменения в план-графики — в любое время после признания аукциона несостоявшимся.
- Разместить новый план-график в ЕИС — в течение трех дней после утверждения.
- Разместить в ЕИС извещение о проведении запроса предложений — не ранее, чем через 10 дней после публикации нового плана-графика в ЕИС.
- Провести запрос предложений — не ранее, чем через 5 дней после размещения извещения о его проведении в ЕИС.