Аттестация педагогических работников в 2020 году

Содержание:

Новая система

Новая модель аттестации учителей призвана устранить недостатки существующей: избавить учителей от излишней отчетности, формализма, ввести единое образовательное пространство.

Новая система аттестации предусматривает следующие положения:

  1. Оценка квалификации будет проводиться на основании единых федеральных оценочных материалов (на практике активно используется аббревиатура ЕФОМ). Предложено ввести экзамен для учителей, состоящий из тестирования на знание преподаваемого предмета, проверки методических, психолого-педагогических и коммуникационных навыков учителя. Такая проверка будет осуществляться не только на основании ЕФОМ, но и на основании анализа планов уроков, примеров исполнения самостоятельных заданий учениками, а также на результатах выполнения учителем поставленной перед ним конкретной педагогической задачи.
  2. В ходе аттестации будет предоставляться справка от работодателя, будут исследоваться результаты педагогической деятельности;
  3. Обязательная аттестация будет введена в качестве профессионального экзамена для молодых учителей.
  4. Результаты аттестации будут непосредственно влиять на заработную плату.

В ходе апробации новой системы, которая сейчас продолжается в 19 регионах, решено было отказаться от использования для аттестации видеофиксации уроков или их части (некоторые родители возражали против запечатления на носители информации их детей) и от учета мнения выпускников.

Особенности проведения процедуры в 2018-2019 году

Порядок проведения процедуры описан в ведомственных актах. Не существует общероссийского регламента проведения аттестации. Но для профессорско-педагогического состава порядок проведения прописан в приказе Министерства образования.

  • Для педагогов – приказ от 07.04.2014 №276;
  • Для высшего преподавательского состава – приказ от 30.03.2015 №293.

Документы, необходимые для аттестации

Для проведения аттестации персонала работодатель предоставляет:

  • Приказ, утверждающий предстоящую аттестацию;
  • Положение, в котором прописаны особенности проведения процедуры;
  • График заседания комиссии и предоставления документов работниками;
  • Лист аттестации;
  • Протокол.

Работник также обязуется предоставить пакет следующих документов:

  • Заявление на согласие прохождения аттестации;
  • Копию аттестационного листа с прошлой проверки;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Копию трудового удостоверения;
  • Портфолио;
  • Характеристику от руководителя.

Комиссия и работодатель могут попросить предоставить и ряд других документов, касающихся трудовой деятельности работника.

Этапы и сроки

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный: подготовка приказа, утверждение комиссии, информирование трудового коллектива, формирование состава комиссии;
  • Основной: проверка квалификации работников.
  • Заключительный: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений, оформление решений в приказ.

Сроки устанавливаются в зависимости от задач и целей процедуры, а также категории работников.

Выделяют два вида аттестации:

  • плановая, которая проводится по истечении определенного времени. Например, проверка педагогов проводится раз в 5 лет, остальных работников бюджетной сферы – раз в 3 года.
  • внеочередная, проводящаяся при выявлении проблем в работе подразделения.

Здесь вы прочтете, что собой представляет аттестация рабочих мест и условий труда и когда она может проводиться.

Положение о порядке проведения аттестации на соответствие.

Аттестационная комиссия и приказы

Для проведения аттестации подбирают состав комиссии, который утверждается приказом или распоряжением руководителя. Назначаются: председатель, члены, секретарь.

Если в организации есть профсоюз, то в состав комиссии включается его член. До проведения аттестации согласовываются соответствующие вопросы с профсоюзом, иначе при недостаточной квалификации работника невозможно будет его уволить.

Издается соответствующий приказ о проведении аттестационной проверки. Основные положения, которые должен содержать приказ:

  • Место проведения процедуры;
  • Сроки проведения аттестации;
  • Список сотрудников, подлежащих проверке;
  • Определение вида аттестации;
  • Состав аттестационной комиссии.

Также приказ определяет права и обязанности сотрудников, время сбора документов. Составляется этот документ на фирменном бланке организации.

О решении провести аттестацию работники уведомляются в порядке, предусмотренном в положении об аттестационной процедуре.

Методика проверки сотрудников

Руководитель и комиссия определяют методы оценки, систему оценок уровня квалификации и последовательность процедуры подтверждения соответствия должности.

Каждая организация самостоятельно вправе выбирать форму и методику проведения проверки. Так популярными являются:

  • Ранжирование – распределение сотрудников по рангу, т.е. способности выполнять определенную работу;
  • Классификация – распределение работников по категориям профессиональных достижений;
  • Шкала оценок – создание таблицы с занесением данных о профессиональных и личностных качествах с выставлением баллов;
  • Метод открытой аттестации, подразумевающий живое оценивание сотрудника с помощью письменной или устной характеристики.

Допускаются разные методы: тесты, испытания (например, у учителей – открытый урок), отчеты и т.д.

Результаты

Результаты заносятся в протокол, подписываемый членами аттестационной комиссии. С результатами обязательно знакомят работника.

В протоколе предусматривается графа, в которую работник имеет право вписать несогласие с выводами проверки. Протокол предоставляется руководителю организации, на основании которого он принимает соответствующее решение.

Принимаются следующие решения:

  • Сокращение персонала;
  • Подбор нового руководствующего состава;
  • Направление на курсы повышения квалификации;
  • Надбавки к заработной плате для тех, кто прошел проверку.

Аттестационные комиссии для ИТР

Для проведения аттестационных мероприятий создаются специальные комиссии. Они состоят из работников, компетентных в проверяемой области знаний.

Аттестационная комиссия может действовать как у работодателя, так и в сторонних организациях или госорганах. Причем такие комиссии могут действовать на постоянной основе или собираться периодически.

Если на предприятии много сотрудников подвергающихся аттестации и сроки периодических аттестационных мероприятий для них разбросаны во времени, то можно создавать постоянно действующую комиссию. В нее входят профильные специалисты, представители руководства и кадровых служб.

Кроме того, можно создавать не одну, а несколько комиссий. Каждая из них будет проверять только одну сферу знаний. Например, комиссия по аттестации по технике безопасности, комиссия по проверке знаний в области промышленной безопасности, квалификационная комиссия и т. д.

Для обязательных аттестаций можно привлекать сторонние организации.

Такие фирмы и компании имеют специальные разрешения на проведение обучения и последующей аттестации рабочих, инженерно-технического персонала и руководителей.

Также аттестационные комиссии действуют в вышестоящих ведомствах или министерствах. Кроме того, аттестацию могут проводить некоторые контролирующие органы, например, Ростехнадзор.

Причем в Ростехнадзоре действуют региональные и центральная комиссии. Первые могут проводить периодические или первичные аттестации. Центральная комиссия занимается только рассмотрением жалоб и апелляций на действия и решения региональных комиссий.

Положение об аттестации ИТР на предприятии

Для того чтобы иметь возможность проведения аттестаций на предприятии или в организации нужно создать локальный нормативный документ — положение об аттестации. Какого-либо общего образца этого документа нет. За основу можно взять типовые положения или положения об аттестации, утвержденные нормативными актами (например, постановлением № 1365 об аттестации по промышленной безопасности).

В локальный документ об аттестации включают следующие нормы:

  1. Виды и сроки аттестаций. Сюда включают все виды аттестационных испытаний и условия для их проведения.

  2. Персонал, которому нужно проходить аттестационные мероприятия. Этот раздел положения содержит информацию о работниках, которым нужно проходить обязательные аттестации и внутрифирменную проверку квалификации.
  3. Аттестационная комиссия. Этот раздел включается в положение только в том случае, если у работодателя действует своя комиссия по аттестации работников. Если аттестации проводятся сторонними организациями или вышестоящими органами, нормы об аттестационной комиссии в документ не включают. Здесь описывают порядок создания комиссии, ее полномочия и другие необходимые нормы.
  4. Порядок проведения аттестации. Нужно описать в какие сроки проводится аттестация, каким образом проходит проверка знаний работников (тесты, письменные или устные опросы), процедуру подсчета результатов аттестации. Кроме того в этом разделе определяют критерии успешного прохождения аттестационных мероприятий и возможные рекомендации комиссии по результатам аттестации.
  5. Процедура принятия или обжалования результатов аттестации. Решение комиссии оформляется протоколом. Работник может, как согласиться с результатами оценки его знаний, так и опротестовать их. Поэтому необходимо определить каким образом будет проходить перепроверка результатов аттестации (силами работодателя, путем обращения в вышестоящие организации и т. п.).

Положение об аттестации необходимо утвердить соответствующим распорядительным документом (приказом). При этом в этот локальный документ могут вноситься изменения, а при необходимости можно издавать новое положение об аттестации.

Аттестация учителей в 2020 году: что еще предстоит узнать педагогам

По новым правилам аттестация для педагогов станет обязательной. Один раз в пять лет всем учителям придется подтвердить свою квалификацию, независимо от опыта. Отменяется автоматическое присвоение второй категории педагогам, стаж работы которых превышает двадцать лет.

С вводом новой модели аттестации в 2020 году у работников образования появится возможность строить свою карьеру по двум направлениям: вертикальному или горизонтальному. Первое – это получение сначала первой, затем высшей квалификационной категории. И второе направление – введение новых должностей: старшего учителя и ведущего учителя. Предполагается, что учитель качественно обучает детей. Старший учитель, кроме этого, создает образовательные программы, принимает методические решения. Ведущий учитель будет являться наставником, помогать коллегам, направлять и координировать их работу.

Проект постановления правительства об изменении номенклатуры должностей с введением новых уже находится в стадии подготовки. Значительно будет различаться и зарплата педагогов.

НСУР (национальная система учительского роста)

В рамках выполнения поручения Владимира Путина, данного 23.12.15 на заседании Горсовета, действующий сегодня национальный стандарт «Педагог» будет реформирован. Разработка НСУР практически завершена, и проект находится на пороге практической апробации.

Среди основных нововведений:

  • реформирование профессионального стандарта;
  • переход от аттестации, как формы контроля, к аттестации, стимулирующей развитие педагогов;
  • изменение  системы классификации педагогических должностей (введение позиций старший и ведущий учитель);
  • утверждение единых правил, по которым уже с 2021 году будет проходить новая аттестация учителей и воспитателей;
  • разработка единых ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов).

Таким образом, реформированный профстандарт и новая форма аттестации учителей должна подтолкнуть педагогов уже в 2021 году к личностному и профессиональному росту. При этом считается, что траектории своего развития учителя будут строить с учетом инновационных технологий, достижений науки и передового педагогического опыта.

Приказом Минобрнауки РФ была закреплена такая дорожная карта реформы:

Мероприятия Период
Апробация новой системы январь 2020 – июнь 2020
Подведение итогов июнь 2020 – ноябрь 2020
Разработка базы компетенций учителей июнь 2020 – ноябрь 2020

Но, из-за коронавируса сроки существенно сдвигаются и нововведения станут обязательными для всех педагогов только с 2021 года.

Процедура сдачи экзамена

Выше упоминалось, что профильная проверка для стандартного воспитателя может быть добровольной и обязательной. Каждый вариант проверки характеризуется своими индивидуальными особенностями. Соответственно, рассматривать каждый процесс стоит отдельно.

Обязательная проверка

Данная процедура проводится с периодичностью каждые пять лет. Исключением являются лица, которые имеют официальный отвод от прохождения подобной проверки. Пропустить очередной экзамен можно по следующим уважительным причинам:

  1. Беременность сотрудницы. Аттестация для них предусмотрена через два года от официальной даты выхода воспитателя из декрета.
  2. Работающие, которые имеют опыт работы до двух лет.
  3. Воспитатели, которые проболели без перерыва более четырех месяцев. Они проходят проверку через год.

Граждане, допущенные для стандартной проверки, проходят положенную аттестацию в несколько этапов:

  1. Формирование стандартной проверочной комиссии.
  2. Написание перечня сотрудников, которые будут аттестоваться.
  3. Разработка графика проведения экзамена.
  4. Формирование официального представления.
  5. Сам экзамен.
  6. Принятие решение, оформление полученного результата.

В настоящий период разрабатываются новые правила и критерии оценки общего профессионального соответствия воспитателей. Если человек прошел проверку, комиссия выдает заключение относительно соответствия занимаемой сотрудником должности. Если зафиксирован отрицательный результат, комиссия вынесет соответствующее решение. В данном случае оформляется официальный документ, на основании которого договор расторгается.

Увольнение, как следствие, применяется не всегда. Руководитель может отправить человека, который не прошел проверку, на специальные курсы повышения квалификации. После их прохождения аттестацию можно пройти повторно.

При этом сотрудника нельзя лишить работы просто так, если присутствует иная, менее ответственная должность. Перевод на нижеоплачиваемую работу может быть осуществлен только на основании письменного согласия самого воспитателя. Одновременно с этим нельзя увольнять воспитателя, если по своему статусу он подпадает под перечень граждан, прописанных в ст. 261 ТК РФ.

Добровольная аттестация

Чтобы повысить свой педагогический уровень, сотрудник ДОУ может сам инициировать процедуру прохождения аттестации. Проводится специализированная добровольная тщательная проверка. Она заключается в этапах:

  1. Проверка ранее поданного запроса.
  2. Обозначение сроков положенных испытаний.
  3. Тщательная проверка запроса и приложенных документов, на что отводится 60 дней.
  4. Уведомление о дате и времени экзамена.
  5. Отправка уведомления в течение 30 дней.
  6. Оценка проверяемого.
  7. Документальное оформление результатов теста.

Актуальный срок полученной новой категории равен пяти годам. Запрос можно отравлять после двух лет от прошлой проверки. Если человек получает отказ на запрос о проведении экзамена, он подает повторное заявление через полный отработанный год.

Если человек проходит аттестацию, ему присваивают запрашиваемую категорию. Присуждение положенной квалификации осуществляется в день сдачи экзамена. Соответственно з/п по обновленному тарифу будет начисляться с даты присвоения нового статуса. Одновременно с этим кадровики осуществляют запись в трудовой книге. Обозначается нужная категория, но без указания предмета, который преподает воспитатель. Одновременно с этим возможны такие решения по проведенного экзамена:

  1. Если воспитатель не прошел проверку, члены комиссии делают вывод о несоответствии установленным требованиям.
  2. Не сдавший экзамен на первую категорию обязательно проходит проверку на предмет занимаемой должности.
  3. При получении необходимой высшей категории и при отсутствии положительного результата, сотрудник остается работать по первой до тех пор, пока она не закончится. Потом нужно подтвердить ее или снова попробовать сдать экзамен на высшую.

Каждый гражданин имеет полное право оспорить решение, принятое аттестационной комиссией. Для этой цели пишется специальное заявление. Подается оно в комиссию, что занимается трудовыми спорами. Также всегда можно обратиться в суд. В этом случае подается иск. Сделать это нужно до окончания трех месяцев с даты, когда сотрудник узнал о нарушении своих прав.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите

об этом нашего дежурногоюриста онлайн . Это быстро, удобно ибесплатно или по телефону:

Москва и область:+7

Санкт-Петербург и область:+7

Федеральный номер:+7

Основные цели и задачи проекта «Учитель будущего»

Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект «Учитель будущего». Он во многом ключевой: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста. То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Например, учитель — наставник. 

Кроме того, сейчас проходит апробацию новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно «в два клика». Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей. Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.

​Что появится с 2020 года

​Хотя основная часть новшеств в отношении НСУР откладывается по меньшей мере на сентябрь 2021 года, кое-что ожидает педагогов уже с нового учебного года. В первую очередь — новые правила Роспотребнадзора, появившиеся на фоне распространения коронавирусной инфекции — в некоторых регионах учителя должны вести свои уроки в защитных масках, а по причине разделения времени начала и конца уроков, их рабочий день рискует значительно затянуться. Справедливости ради, основная доля забот ляжет на плечи администраций школ, хотя педагогам, может быть, будет необходимо дополнительно вести уроки в дистанционном формате для школьников, которые не будут иметь возможности посещать учебные заведения лично.

Вас заинтересует: Кредитные карты по паспорту — ТОП-12 карт 2020 года

​Еще одно новшество оказалось более приятным — это новая доплата для классных руководителей в размере 5 тысяч рублей ежемесячно. Она не станет заменять собой уже существующие выплаты, также учебным заведениям запретили уменьшать размер заработной платы учителей из-за доплаты. По желанию регионы имеют право доплачивать и больше — однако уже за счет собственных средств.

​И, наконец, педагогов может ожидать новая система оплаты труда, закрепляющая определенную долю оклада в заработной плате, и теоретически приблизит заработки учителей к уровню, прописанному в президентских майских указах.

​Однако, следует отметить, что до 1 ноября правительство планировало лишь собирать отзывы о данном предложении, поэтому введение новой системы может также затянуться как минимум до следующего учебного года.

Сроки проведения экзамена

Аттестация проводится с разной периодичностью, в разные сроки. Все зависит от цели проверки:

  1. Соответствие должности, которую занимает человек. Проверка проводится раз за пять лет и считается строго обязательной.
  2. Установление уровня рабочей квалификации. По сути, это проверка добровольная, она осуществляется по желанию сотрудника. Проходить ее разрешается по окончании двухлетнего срока с даты присуждения прошлой категории. Если человек получает отказ, он имеет право подать запрос через год после получения отказа.

Придерживаться годового или двухлетнего срока подтверждения и получения квалификации важно, но не обязательно. Важно! Главное проводить подтверждение раз в пять лет

Важно! Главное проводить подтверждение раз в пять лет. В случае с подтверждением должности, сотрудника на проверку направляет руководитель предприятия

В ситуации с получением нового квалификационного уровня, воспитатель сам должен проявить инициативу, написать по специальному образцу заявление

В случае с подтверждением должности, сотрудника на проверку направляет руководитель предприятия. В ситуации с получением нового квалификационного уровня, воспитатель сам должен проявить инициативу, написать по специальному образцу заявление.

Константин Фролов

Юрист, готов ответить на ваши вопросы.

По вопросу педагогической аттестации воспитателей вы всегда можете проконсультироваться с нашими опытными юристами по телефону или через онлайн чат. Мы ответим на ваши вопросы и предложим пути решения.

Аннулирование аттестации

Важно! Если человек несвоевременно подтвердит категорию, она автоматически будет аннулирована. Если это произошло, нужно выполнить определенный порядок действий, который зависит от сложившейся ситуации:

Если это произошло, нужно выполнить определенный порядок действий, который зависит от сложившейся ситуации:

  1. Сотрудник, который имеет первую категорию, подает заявление на экзамен. Это позволит получить первую категорию и сразу пройти проверочный экзамен.
  2. Если у человека уже есть высшая категория, она автоматически снижается до первой. При желании исправить ситуацию не потребуется ждать полных два года.

Есть определенная важная информация для людей, которые возвращаются к работе после продолжительного перерыва. Стоит знать, что категории, присвоенные до 01.01. 2011 года, актуальны только на то время, на которое были официально присвоены.

Также ранее действовало правило по пожизненному присуждению второй категории профессионального уровня. Но сегодня данное правило отменено. Подобная категория воспитателей также должна аттестоваться каждые положенные пять лет, пожизненность присуждения отменяется.

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что думают учителя о новой аттестации

Российские педагоги озабочены введением федеральных стандартов компетенции учителей. Они сегодня уже и так занимаются в большом объеме бумажной работой, составляя необходимые отчеты.

Экзамены могут отпугнуть молодежь от работы в школе, если сразу после вуза снова предлагается сдавать экзамен для того, чтобы получить малооплачиваемую работу в средней школе или в детском саду.

Учителя недовольны тем, что отменяется автоматическое присвоение 2 категории профессиональной подготовки тем, кто отработал в школе 20 лет. Педагоги считают, что в результате введения такой системы оценки у них понизится уровень заработной платы.

Многим непонятны новые должности:

  • простой педагог;
  • старший педагог;
  • ведущий учитель.

Если в больших городских школах еще возможно выстроить из этих должностей иерархию, мотивирующую педагога к карьерному росту, то в сельских школах с небольшим коллективом учителей она теряет всякий смысл. Кроме того, упор на карьерный рост немного отпугивает. Может получиться так, что стремясь, вырасти профессионально, учителя просто не будут делать основной акцент в своей работе на детей.

Будем надеяться, что последние изменения, которые коснулись аттестации педагогических работников в 2020 году, пойдут только на пользу. 

ЕФОМ

Главная составляющая новой модели – оценка квалификации педагога. Она будет основываться на так называемых единых федеральных оценочных материалах (ЕФОМ). Как заявляли ранее официальные лица, часть учителей не могут выполнять свою работу, так как сами не владеют предметом в достаточной степени. О серьезных проблемах говорят и результаты ЕГЭ в некоторых регионах, а точнее, явно завышенные на их фоне школьные оценки. Поэтому первое, что включают ЕФОМ, это диагностическая работа по предмету. В интернете уже можно найти примеры таких работ по русскому языку и математике, а также материалы для проверяющих. ЕФОМ по всем предметам предполагается разработать не раньше 2019 года. 

Оцениваться будут не только знания, но и методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. И не только с помощью ЕФОМ. Аттестационной комиссии предстоит анализировать образцы профессиональной деятельности педагога: план урока, примеры самостоятельной работы учеников с оценкой учителя, видеоурок и т. д. Также учителю предложат решить педагогические задачи (кейсы). 

Кстати, демоверсию такой задачи тоже можно найти в Сети. Она посвящена развитию коммуникативных навыков учащихся при проведении урока в игровой форме. Учитель должен найти и обосновать решение, попутно ответив на ряд так называемых шагов-заданий. Всего в демоверсии их девять, и каждый, по замыслу составителей, представляет собой один из этапов на пути решения задачи. 

Доступны и критерии оценки видеоурока. Их одиннадцать, и они поделены на пять блоков. Первый связан с темой и целью урока, второй – с самим материалом и его подачей. Третий предполагает анализ взаимодействия учителя с классом, четвертый касается оценки результатов учащихся. Наконец, пятый блок объединяет такие критерии, как использование разнообразных средств обучения, правильный темп работы и психологически комфортную обстановку на уроке. 

Различия новой и старой систем оценки

Однозначно, власти хотят улучшить систему образования, на то есть свои причины:

  • теперь рост по карьерной лестнице не будет зависеть от выслуги лет;
  • оценка достижений учеников и навыков учителей будет осуществляться объективно;
  • будет создан специальный преподавательский рейтинг, который будет напрямую зависеть от профессиональной деятельности;
  • педагогам дадут возможность разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.

До конца 2019 система аттестации работала в тестовом режиме, однако с начала 2020 она постепенно будет внедряться во всех регионах. Конечно, это потребует дополнительных усилий от педагогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector