Основания (способы) возникновения и прекращения права собственности на землю

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Выкуп земли для государственных нужд

Прекращение права собственности и изъятие земельного участка для решения муниципальных или федеральных программ подразумевает выкуп частных наделов для размещения объектов государственного или местного значения. Это могут быть объекты оборонного или стратегического назначения, атомные и электрические станции, тепло-, водо- или газокоммуникативные системы, автодороги федерального/муниципального значения.

Основанием для изъятия земельного надела может быть только федеральный закон или законодательный акт субъекта РФ.

Если земельный участок расположен в черте города и его изъятие необходимо для освобождения пространства и массовой застройки, то закон четко соблюдает права собственника – такая процедура невозможна.

При изъятии надела во исполнение федеральных или региональных постановлений собственник должен быть извещен об этом за 12 месяцев до предстоящего события. Соответствующее решение о будущем изъятии земли для государственных нужд регистрируется в подразделении Росреестра.

С момента регистрации решения собственник земли не лишается права владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению вплоть до вынесения судебного решения или подписания соглашения о выкупе надела.

Следует знать, что выкупная цена земли, изъятой по решению государственных органов, будет включать в себя рыночную стоимость участка и расположенного на ней нем недвижимого имущества. Однако из выкупной стоимости будут исключены расходы, которые понесет собственник на строительство или иные мероприятия, нацеленные на увеличение цены участка, выполненные после получения уведомления об изъятии.

Судебная практика показывает, что при вынужденном прекращении права собственности на земельный участок и его изъятии бывший владелец вправе претендовать на компенсацию государственными органами упущенной выгоды.

Это может быть стоимость будущего урожая или убытки, понесенные из-за невозможности выполнения обязательств по договору аренды земли третьим лицам. Если на изымаемой земле располагается жилой дом, то государственный орган обязан возместить в полном объеме все расходы собственника на временное пользование другим жильем, переезд к новому месту проживания и регистрационные действия по оформлению приобретенного жилого помещения.

Жилищное законодательство содержит норму, гарантирующую предоставление бывшему собственнику изъятого земельного участка равноценного жилого помещения. Это правило действует в тех случаях, если на экспроприируемой земле располагался жилой дом, и он был единственным жильем для владельца и его семьи. В иных случаях компенсацией за изъятие надела будет только выкупная стоимость.

Для определения реальной рыночной цены земли, подлежащей изъятию, необходимо проведение независимо оценки. Если собственник не согласен с условиями выкупа или решением об изъятии, то государственный орган вправе передать исковое заявление в суд. Срок давности по спорам, связанным с принудительным выкупом земельных наделов, составляет два года.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений являются юридические факты, под которыми понимают события (не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (являются следствием волеизъявления человека, то есть изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юридические факты, но и целые их группы (юридические составы).

С возмещением и без него

Изъятие земли может производиться с компенсацией, предусматривающей выплату бывшему хозяину выкупной цены, или без нее. В большинстве случаев возмещение осуществляется, если надел изъят для нужд государства или муниципалитета, в результате наступления чрезвычайных событий (эпидемии, техногенной катастрофы), для исполнения международных обязательств.

В случае возмездного характера изъятия хозяин должен быть трижды предупрежден о планируемом процессе. В последнем извещении содержится приглашение в исполнительный орган власти для заключения соглашения. Владельцу не стоит игнорировать приглашение и попытаться получить максимально выгодный вариант назначения выкупной цены или выбора новой территории.

Собственнику важно учесть стоимость всех объектов, имеющихся на участке. Расчет произвести следует заблаговременно для определения приблизительного размера выкупной стоимости надела

Отказываться от предлагаемых вариантов не нужно. Из них лучше выбрать наиболее соответствующее собственным расчетам решение.

В соразмерную выкупную стоимость, равную реальной цене, входят дополнительные выплаты в качестве компенсации расходов на переселение и т.п. В случае значительного занижения стоимости необходимо уведомить администрацию, письменно сформулировав основания имеющихся претензий. При невозможности достижения согласия в течение месяца собственник площади может обращаться в судебный орган.

На основании акта нарушитель получает предупреждение и административный штраф. Для наведения порядка хозяину участка устанавливается конкретный срок. Игнорирование предупреждения влечет арбитражное решение о лишении владельца земли права собственности.

Основания

Право постоянного пользования ЗУ прекращается согласно основаниям, обозначенным в пункте выше.

В дополнении, стоит отметить, что основаниями для прекращения аренды участка могут служить следующие обстоятельства (статья 46 ЗК РФ):

  1. Окончание срока договора аренды, если его своевременно не переоформили – не продлили (статья 621 ГК РФ).
  2. По инициативе арендодателя на основаниях, предусмотренных при принудительном прекращении права пользования ЗУ.
  3. Отказ от исполнения условий договора аренды любой из сторон при заключенном договоре на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
  4. Расторжение договора досрочно через судебный орган по требованию одной из сторон.

Наши эксперты подготовили и другие публикации о пользовании ЗУ, прочтя которые, вы узнаете:

  • Каковы правила, сроки и цели предоставления участка?
  • Что такое неосновательное обогащение?
  • Куда подать заявление о выделении земли и что делать, если администрация отказала?
  • Каков порядок предоставления ЗУ?
  • Что такое предварительное согласование?
  • Кому положены льготы?

Порядок действий

На законодательном уровне определены правила, по которым должно производиться прекращение прав пользования землей.


Итак,алгоритм действий будет следующим:

  1. При осуществлении надзора уполномоченные органы должны установить факт нарушения законодательства в отношении ЗУ.
  2. Хозяин земли получает на руки уведомление о необходимости срочного приведения участка в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
  3. Если владелец своевременно не приводит ЗУ в порядок и не предпринимает никаких действий, то ему приходит уведомление о прекращении прав на ЗУ.
  4. Если уведомление о прекращении прав было проигнорировано владельцем земли, администрация формирует дело и передает его в судебный орган.
  5. Земельный участок изымается на основании постановлении судебной инстанции.

Весь процесс может занять около месяца. Срок зависит от конкретного случая.

Для процедуры потребуются следующие документы:

  • общегражданский паспорт владельца, а также его персональные данные;
  • документы на ЗУ, включая кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
  • документы, подтверждающие отсутствие долгов по налоговым сборам и коммунальным платежам;
  • документы, свидетельствующие о праве гражданина пользоваться ЗУ;
  • заключение комиссии о состоянии участка, включая пригодность для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретные периоды.

Внимание: все документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства. Также требуется копирование и заверение

Конфискация

Такой вид изъятия как конфискация указана в Земельном кодексе (ст. 50 ЗК РФ) и определяется положениями уголовного законодательства. Землевладение изымается в качестве наказания за совершенные преступления, но только по судебному решению.

Конфискация предполагает форму безвозмездного изъятия. На данный момент эта санкция исключена из УК РФ. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (гл. VII.1 ЗК РФ)

Возможно только в строго ограниченных случаях (ст.49 ЗК РФ):

  • в рамках соблюдения международных обязательств;
  • в случае необходимости расположения объектов жизнеобеспечения государственного или муниципального значения (прокладка транспортных путей, различного рода коммуникаций, развития инженерной инфраструктуры и т.д.);
  • согласно положениям, оговоренным в федеральном законодательстве.

Производится в форме выкупа участка у владельца.

Решения принимаются на уровне исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. Выкуп разрешается исключительно на основании согласия правообладателя и регистрируется в соответствующих органах.

Стоимость выкупа включает в себя:

  • рыночную цену участка;
  • рыночную цену заявленного недвижимого имущества, расположенного в пределах участка;
  • все возможные убытки, в т.ч. утерянную выгоду.

По желанию собственника взамен денежной компенсации ему могут предоставить другой земельный участок и недвижимость.

При этом происходит зачет стоимости предложенного участка (недвижимости) и прав владения в размер предоставляемой компенсации.

Законодательно прописан порядок предоставления жилья гражданам, владевшим участком земли с жилой недвижимостью, либо жильцам многоэтажного дома, находящегося на указанных землях. Жилые помещения предоставляются по договору социального найма. В соглашении фиксируются все условия выкупа: цена, сроки и т.д.

Порядок оформления

Признание права собственности происходит через судебные органы, так как у граждан отсутствуют документы, являющиеся основанием для регистрации этого права. По закону владелец имеет право обратиться в суд. После того, как в отношении дела будет вынесено решение и вступит в силу, у владельца появится основание для госрегистрации.

Для того, чтобы зарегистрировать право собственности, нужно, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Без проведения этой процедуры вам будет отказано в регистрации права собственности, поскольку идентификация участка невозможна.

По закону №221 «О госкадастре недвижимости» деятельность, связанную с подготовкой необходимой документации, осуществляют в нашей стране кадастровые инженеры.

С 2021 года все вопросы, связанные с кадастровой деятельностью, были учтены в ФЗ РФ №218 «О госрегистрации недвижимости».

Участок после процедуры межевания, произведенной кадастровым инженером, ставится на кадастровый учет. Ему присваивается номер. В кадастровых документах указывается также адрес и площадь участка, его категория, разрешенное использование. Все сведения об объектах недвижимости хранятся в Росреестре.

Это важно знать: Что такое придомовая территория по Жилищному кодексу

С документами можно обратиться:

  • отделение Росреестра по месту нахождения вашего участка;
  • сайт Росреестра;
  • МФЦ (многофункциональный центр);
  • портал Госуслуги;
  • выслать заявку по почте.

Среди перечисленных способов последний — менее распространенный. К нему прибегают в особых случаях, когда нет возможности воспользоваться другими. В настоящее время все больше людей используют онлайн-заявки при подаче документов в государственные учреждения.

Росреестр не является исключением. Заполнить заявление электронным способом можно как на сайте Росреестра, так и на портале Госуслуги. Это не потребует много времени, к тому же оформить заявку можно в любое время суток.

Для введения данных вам потребуются все документы для регистрации права. Оплату также можно произвести любым удобным способом: картой, через электронный кошелек и терминал.

Через 7 рабочих дней можно забрать готовую выписку, предварительно предъявив оригиналы документов. В МФЦ обращаются те, кто не любит стоять в очередях и график работы не позволяет посетить Росреестр.

Вся процедура, сумма и способ оплаты у МФЦ и Росреестра идентичны. Только срок рассмотрения документов через центр увеличивается на 2 дня.

Пакет документов

После вступления судебного решения в силу нужно обратиться в Росреестр для законной регистрации права собственности.

Кроме заявления нужно иметь следующую документацию:

  • паспорт заявителя;
  • решение суда;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц — 2000 рублей).

Как уже было сказано, участок должен состоять на кадастровом учете, иначе в регистрации будет отказано. Согласно закону, право собственности можно оформить только на определенный участок. Уточнение границ земельного участка и вся процедура межевания проводится кадастровым инженером.

До того, пока суд не примет положительное решение, лучше не делать заявку на межевание. Это достаточно дорогостоящая процедура. После решения, нужно написать заявление в компанию кадастровых инженеров, и в течение месяца вы получите все кадастровые документы, включая планы.

Срок рассмотрения документов и регистрация права — семь рабочих дней. После этого вам выдадут документ или последует отказ. Отказ обязательно должен быть обоснован и оформлен в письменном виде.

Если вы подали документы через МФЦ, то решение будет принято через 9 рабочих дней.

С лета 2021 года, согласно поправкам к законодательству, вместо Свидетельства о праве собственности, выдается выписка из ЕГРН. В настоящее время свидетельство и выписка равнозначны по своей юридической силе. Поэтому тем, у кого сохранилось свидетельство, не нужно менять его на другие документы.

Основания для прекращения права на землю

Как было отмечено ранее, основания для указанного процесс – это истинная причина, по которой конкретный собственник лишается данного права.

При этом основание должно быть законным. Под последним словом понимается то, что причина, по которой это происходит, так или иначе определена или регламентирована законодательством РФ.

В большинстве своем основания регламентированы Земельным Кодексом, где подразделены на две большие группы:

  • Основания, в соответствии с которыми прекращение прав происходит добровольно со стороны собственника земельного участка. К подобным относятся: отчуждение прав по договорам аренды, купли-продажи, мены и тому подобное. Отличительной особенностью таких оснований является, что отчуждение прав на собственность происходит в добровольном порядке и по решению самого собственника земли.
  • Основания, в соответствии с которыми ограничение прав происходит принудительно, то есть без учета мнения самого собственника земельного участка. Подобные причины определены ЗК и ГК РФ. Данная процедура осуществляется только в том случае, если это не противоречит законодательству РФ. По результатам лишения прав собственности собственник может получить компенсацию (прекращение с выкупом), а может вовсе остаться ни с чем (прекращение без выкупа). Все нюансы данного вида потери возможности владения землей регламентированы законами нашей страны.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

  • право частной собственности граждан (физических лиц);
  • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

  1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
  2. приобретательная давность;
  3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

  • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
  • прекращении деятельности юридического лица;
  • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
  • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

  1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
  2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
  3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
  4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
  5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
  6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
  7. национализации земель;
  8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

  1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
  2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

  • своевременно платить земельный налог,
  • осуществлять мероприятия по охране земель,
  • соблюдать требования градостроительных регламентов,
  • своевременно приступать к использованию земельного участка,
  • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Признавая необходимость изъятия земель государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные обстоятельства определяются федеральными за- конами, а для изъятия, в том числе выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ЗК РФ (ст. 79, 83, 94, 101).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения его выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). ГК РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279 ГК РФ). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих пол- ностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.

При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.

В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

показать содержание

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector