Как снять сервитут с земельного участка: порядок, помощь адвоката

Наложение сервитута в судебном порядке

Если заинтересованный гражданин хочет воспользоваться чужим участком, а владелец отказывает ему в этом, он может обратиться в суд с просьбой об принудительном оформлении. Если владелец земли не даёт согласие на регистрацию сервитута, даже в тех случаях, когда заинтересованное лицо по факту уже использует землю, необходимо получить официальное разрешение на ограниченное использование надела.

Говоря о публичном обременении, на основании вынесенного судом решения, он устанавливается следующим образом:

  • Заинтересованный гражданин подает иск в суд;
  • Далее необходимо предоставить доказательства того, что у него есть веские причины на использование чужой территории;
  • Если суд согласиться с приведёнными доказательствами, он выдаст положительное решение в пользу заинтересованного гражданина;
  • На следующем этапе можно обращаться в Росреестр для регистрации.

В дальнейшем, владелец будет иметь возможность назначить компенсацию за использование его надела. Опираясь на решение суда, заинтересованный гражданин может беспрепятственно использовать чужую землю. Если разрешающего это документа не окажется, собственник надела может воспользоваться правом за запрет пребывания других лиц на его земле.

В своём решении суд опирается на отсутствие других вариантов, которые позволят заинтересованному лицу решить свои проблемы без использования соседнего участка. Например, если рядом находится природный источник, суд, скорее всего, разрешит его использование с проходом через чужую территорию, но только если другого источника воды рядом нет.

Если вблизи будут расположены другие общедоступные природные объекты, на разрешение можно не рассчитывать. В качестве доказательств, в своём иске заявителю следует предоставить как минимум 5 фактов, а именно:

  • Отсутствие других возможностей для проведения строительных работ или других целей, затрагивающих соседний надел;
  • Наличие спора об ограничениях между соседями;
  • Обоснованность использования чужой земли;
  • Собственник должен дать свое согласие на получение компенсации в разумном размере;
  • Период ограничения.

Перед обращением в суд, следует выполнить следующие условия:

  • Оформить соглашение об ограничениях и отправить ответчику;
  • Произвести оценку стоимости использования чужой территории;
  • Провести исследования, которые помогут обосновать обременение.

В большинстве случаев, судебное разбирательство будет сопровождаться препятствием со стороны ответчика в использовании его участка. Он может установить высокий забор или посадить деревья в месте, где необходимо проложить дорогу или произвести строительные работы. Истец должен понимать, что сервитут не должен создавать какие-либо неудобства собственнику участка.

Учитывая все эти факторы, суд установит условия ограниченного использования, опираясь на принципы сбалансированных прав собственности и целей сторон. К примеру, в случае необходимости в подведении трубопровода, заявитель сможет рассчитывать только на конкретную небольшую часть земли.

После работ, он должен будет восстановить его до первоначального вида. Задача судьи – это выбор наиболее оптимальных условий для накладки ограничений. Например, для этого потребуется голосовать маршрут проезда и определить размер компенсационных выплат. Если судья затрудняется принять правильное решение, по инициативе заявителя или ответчика он может назначить дату проведения специальной экспертизы, чтобы решить один из спорных моментов.

Заключение

Если в процессе использования части надела его владелец сменился, условия останутся неизменными. В момент покупки земли, в договоре купли-продажи прописываются отдельный пункт об обременении. Получить разрешение на использование всего участка не получится, так как это запрещено законом.

Установление земельного сервитута

Закон регулирует применение земельного обременения, он может устанавливаться на основании:

  • письменных договоренностей между двумя и более лицами, собственника земельного участка с одной стороны, заинтересованных в его использовании и инициирующих наложение сервитута — с другой;
  • принятого путем публичных слушаний решения органа государства или муниципального образования;
  • решения судьи.

Частный сервитут может устанавливаться при добровольном согласовании обеих сторон. Заинтересованное в ограниченном использовании чужого участка лицо и желающее иметь на то законные основания, обращается к владельцу земли с таким предложением.

Если удается договориться, обязательно нужно закрепить все устные договоренности письменно в соглашении, где указать:

  • цели, для каких будет использоваться участок, обременяемый сервитутом;
  • перечислить все права и обязанности участников договора;
  • установить определенную плату за пользование территорией земельного участка.

Затем право сервитута обязательно регистрируется в органе Росреестра. Только по завершении всей процедуры соглашение становится законным и действует с даты оформления обременения. С этого момента оговоренный в соглашении участок земельного надела может быть использован заинтересованным лицом, а владелец участка сможет затребовать за это соответствующую плату.

При невозможности договориться обычным путем, инициатор наложения сервитута может обратиться в суд, который поможет разрешить спорный вопрос. Такой вариант решения требуется и для документального подтверждения права пользования частью земли, когда ее хозяин позволяет это делать, но отказывается оформлять официально. Зачастую в случае любого конфликта собственник может пресечь использование и ограничить доступ к территории, на которую имеет законные права. Чтобы такого не случилось, заинтересованному лицу лучше получить гарантии того, что он сможет и в дальнейшем эксплуатировать часть чужой земли.

На решение суда может повлиять только доказательство того, что иной вариант, чем наложение сервитута на чужой участок, у истца отсутствует. Поэтому заинтересованное лицо должно доказать судье:

  1. Его личные права без наложения обременения на участок соседской земли будут ущемлены. Например, проложить водопроводную трубу к своему дому, не касаясь чужого участка, невозможно.
  2. Стороны не сумели придти к соглашению мирным путем и заключить договор. Возможно, владелец земли требует завышенную плату или выдвигает иные условия, на которые истец не согласен.

В ходе рассмотрения представленных материалов суд будет руководствоваться принципом прав каждой из сторон и разумного баланса их интересов. Применяемые к земле ограничительные меры должны доставлять неудобства собственнику земли наименьшим образом. Права истца также не должны быть ущемлены и реализованы лишь необходимые его потребности.

Например: Истец добивается возможности провести коммуникации до своего дома по территории земельного участка соседа или осуществить проход/проезд через него. Судья рассматривает материалы дела и решает, какую часть участка для этого можно задействовать, установить маршрут прохода или проезда, а также установить сроки обременения, тариф и условия внесения платы, которая потребуется в виде компенсации за сервитут.

Срок действия

Сервитут может быть срочным и бессрочным. Определенные условия снятия обременения должны быть изложены в договоре. Сервитут может быть снят по следующим причинам:

  • наступление оговоренной даты, указанной в соглашении сторон;
  • наступление события, снимающего действие обременения.

Следует учесть, что обременение касается участка земли и никуда не исчезает при смене собственника. Согласно статье 278 Гражданского кодекса оно переходит к новому владельцу.

Образец

Бланки соглашений об установлении сервитута на участок земли:

  • срочного, возмездного —
  • бессрочного, безвозмездного —
  • постоянного, возмездного —

Когда собственнику и инициатору пора идти в суд

Если стороны не могут прийти к единому мнению в вопросе составления соглашения, инициатор вправе подать в суд. Наиболее частые спорные ситуации, которые решаются в судебном порядке:

  1. стороны не могут договориться о размере и форме компенсации;
  2. не получается определить срок сервитута;
  3. нет возможности договориться о размерах территории, попадающей под обременение.

Инициатор в суде должен будет доказать, что причины для установки сервитута действительно серьёзные, в нём есть жизненная необходимость.

Оно должно содержать:

  1. информацию о заявителе, каким образом он относится к участку, соседствующему со спорным (арендатор, собственник и др);
  2. причина обращения в суд: владелец спорного надела отказывается подписывать соглашение, он назначает слишком высокую плату за использование его территории, не выходит на связь;
  3. для чего нужен сервитут – неопровержимые доказательства такой нужды;
  4. сроки наложения обременения;
  5. условия, на которых должно быть наложено ограничение;
  6. документы, которые приложены к иску.

Прилагать нужно копии всех бумаг, упомянутых в соглашении: документы, письменный отказ владельца спорной территории (если такой есть), доказательства необходимости сервитута и тд.

По итогам рассмотрения дела выносится решение:

  • положительное – с указанием условий сервитута, комфортных для обеих сторон (они не обязательно будут совпадать с теми, что были указаны в иске), границ сервитута;
  • отрицательное – запрет на наложение сервитута из-за недостаточно убедительно изложенной необходимости в нём.

Снятие обременения

Порядок снятия обременения с участка земли зависит от вида ограничения. Если речь идет об установленном сервитуте, то собственнику необходимо:

  1. Достигнуть договоренности с обладателем частного сервитута и снять ограничение через подписание соглашения.
  2. Обратиться в суд для отстаивания своих интересов. Если суд встанет на его сторону, то с постановлением судебного органа нужно обратиться в Росреестр и исключить информацию о сервитуте.
  3. Если сервитут установлен на ограниченный срок (например, на время ремонта объездной дороги), то никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Обременение будет автоматически снято после окончания срока действия сервитута.

Когда речь идет об аресте земельного участка за долги, то необходимо:

  1. Оплатить задолженность и принести платежные документы к судебным приставам-исполнителям которые ведут дело должника. Второй вариант – оспорить образовавшуюся задолженность через суд и принести в ФССП постановление судебного органа.
  2. Приставы самостоятельно должны подать информацию о снятии ареста.

Если обременение связано с ипотечным кредитом, то заемщику нужно:

  1. Внести последний платеж по ипотечному кредиту.
  2. Получить в банке справку об отсутствии задолженности и написать заявление с требованием снять обременение с земельного участка.
  3. Обременение снимается при личном визите в Росреестр представителя банка и собственника участка.

После снятия обременения собственнику стоит запросить актуальную выписку из ЕГРН, которая подтвердит отсутствие ограничений по использованию участка.

Основные понятия

Сервитут – это вещное право на использование чужого объекта недвижимости – здания, сооружения, земельной территории. Собственник объекта получает денежную компенсацию за предоставления своего участка в пользование иным лицам. Размер выплаты определяется договором между сторонами или устанавливается в суде, если одна из сторон не согласна с заявленной суммой.

В законе выделяют два вида сервитута:

  • частный – когда договоренность достигается между собственником надела и пользователем части территории;
  • публичный – когда конкретный пользователь не определен.

Публичное право пользования чужой собственностью устанавливается в соответствии со ст. 23 ЗК РФ. Муниципальные или региональные власти определяют часть надела под общее пользование для обеспечения государственных нужд, без изъятия такой территории у собственника.

Основным различием между этими понятиями является субъект права. Частный сервитут затрагивает взаимоотношения конкретных лиц, а публичный – регламентирует общее пользование частной территорией. Чтобы лучше понять разницу между частным и публичным правом на ограниченное использование чужой землей необходимо рассмотреть примеры.

Пример 1

Гражданка Павлова Н.И. приобрела частный дом, в котором отсутствует водоснабжение. На соседском участке расположен колодец. Павлова Н.И. заключила с соседями договор, что она может пользоваться соседским колодцем на определенный срок, до момента, пока она не пробурит собственную скважину на участке. Это пример частного права ограниченного пользования чужой земли. То есть, Павлова вправе ходить по участку соседей в целях забора воды. По иным основаниям она не может находиться на соседской территории.

Пример 2

В поселке Лазурный началась газификация жилых домов. Так как подведение газа является добровольным, некоторые жители отказались от газификации. Но через их участки проходит трубопровод к соседям. Поэтому постановлением главы поселка был установлен публичный сервитут на время проведения работ по газификации. То есть работники вправе беспрепятственно проходить по участкам для прокладки труб. По окончании работ вещное ограничение прекращает свое действие.

При наличии обременения в виде вещного права владелец надела может совершать с ним юридически значимые действия – продавать, дарить, сдавать в аренду. При смене собственника ограничение на использование участка сохраняет свое действие.

На каких основаниях происходит установление публичного сервитута?

Статья 23 Земельного Кодекса определяет те основания, по которому может быть установлен публичный сервитут в интересах лиц, владеющих земельными участками, расположенными в наименее привилегированных условиях.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.

В том случае, если инициатор установления публичного сервитута пытается воспользоваться таким своим правом для достижения иных целей, нежели перечисленные выше, такие действия могут быть расценены как действия мошеннического характера.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Порядок установления сервитута

Частного

Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.

Структура договора (соглашения) о частном сервитуте:

  • Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
  • Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • Цели и задачи ограничения сервитутом;
  • Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
  • Другие условия, права и обязанности сторон по договору.

Образец договора об установлении сервитута можно скачать здесь.

В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.

По такому виду сервитута собственника обременяемого участка в судебном порядке можно обязать:

  • Организовать свободное перемещение по участку;
  • Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
  • Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
  • Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.

Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.

Публичного

Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.

Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:

  • Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
  • Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
  • Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • Организовать обеспечение водой;
  • Прогонять скот;
  • Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
  • Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
  • Собрать дикорастущие растения;
  • Провести исследовательские работы;
  • Обеспечить доступ к побережью.

Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута. Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности. К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.

Прекращение публичного сервитута

Основания для прекращения действия публичного права пользования частью чужого надела прописаны в ст. 48 ЗК РФ. К ним относятся:

  • окончание срока действия;
  • отсутствие общественных нужд, для которых он был установлен;
  • деятельность, для которой был принят сервитут, не осуществляется в течение 2-х лет;
  • обладатель права отказался от него;
  • не вносится своевременная оплата за эксплуатацию чужого надела.

При данных основаниях отмена прав на использование надела общественностью осуществляется в одностороннем порядке. Администрация выносит постановление об отмене вещного права, которое передается собственнику земли. После чего владелец участка самостоятельно передает данное постановление в Росреестр для снятия обременения с надела. Регпалата вносит сведения в реестр имущества, а хозяину земли выдается новая выписка ЕГРН.

В случае истечения срока действия вещного права дополнительное постановление органа власти, установившего сервитут, не выдается.

Процедура прекращения сервитута происходит по решению органа власти, установившего такие права, или по заявлению владельца надела. Собственник участка вправе потребовать прекращения действия вещного права на свой участок через суд в следующих случаях:

  • нарушен порядок установления ограничения пользования землей;
  • из-за действия сервитута возникли сложности по эксплуатации территории или объектов, расположенных на ней, в соответствии с целевым назначением земли;
  • нарушение обладателем публичного сервитута законодательных норм в процессе эксплуатации участка;
  • в документацию по планировке территории внесены изменения.

Снятие обременения в виде публичного права пользования чужим земельным наделом также подлежит регистрации в Росреестре.

Комментарий к Ст. 276 ГК РФ

1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, а также гибелью служащего земельного участка (фактической или юридической), совпадением в одном лице сервитуария и собственника объекта сервитутного права и по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Судебная практика.

Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в ст. 52 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и п. 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены (Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).

Союз-Эксперт: опытный оценщик сервитутов

Но остановимся подробнее на финансовой компенсации за сервитут. Далеко не каждый знает, как именно рассчитать сумму, из каких показателей она берётся. Ведь если требовать компенсацию, то необходимо сформулировать конкретную цифру. Сделать это поможет наша компания «Союз-Эксперт», которая долгое время занимается подобной деятельностью. Мы применяем весь опыт для того, чтобы максимально грамотно выставить финансовые требования. Чтобы вам было проще понять нашу работу, расскажем подробнее о самих сервитутах.

Существуют сервитуты 2-х видов:

  • Частные. Эти сервитуты распространены между соседями, например, когда одному необходимо проезжать через участок другого. Чтобы не возникало разногласий, проще наложить на часть земли, используемую соседом, сервитут. Это поможет не только справедливо пользоваться чужим участком, но и не вызовет финансовых претензий. Если же добровольно прийти к такому решению не удаётся, сервитут наложит суд.
  • Публичные. Обычно заключаются между владельцем и местными органами РФ для удовлетворения потребностей общества. Сервитут позволит всем желающим проходить или проезжать через участок, на который он наложен.
    Кроме того, могут быть установлены различные объекты инфраструктуры и прочие строения, которые необходимы на благо местного населения. Чтобы сам владелец участка не страдал от такого использования его земли, сервитут обычно составляется максимально лояльно по отношению к нему. Нередко часть земли модернизируется за счёт муниципального органа, в таких случаях вполне возможно, что компенсация за использование не будет предусмотрена.

Исходя из разновидностей сервитутов, Вы можете предъявить финансовые претензии таким лицам:

  • Владелец или арендатор соседнего участка земли, который по определённой причине частично использует вашу землю для проезда или иных целей.
  • Государственные или местные органы власти, которые прибегают к использованию вашей земли в интересах общества.

Получателем выплаты будет человек, владеющий землёй. Компенсация может быть выплачена как одним платежом, так и несколькими. Но оплата должна быть соразмерной, как единовременная, так и частичная

Это крайне важно, ведь нередко стоимость земли изменяется за определённый период. Так что стоит учитывать и этот фактор при составлении претензий.

Основания для прекращения публичного сервитута

Как показывает судебная практика, чаще всего для прекращения публичного сервитута основанием является окончание срока действия нормативно-правового акта, которым ограничительное право было наложено, например, при окончании соответствующих работ. При этом закончены все работы могут быть раньше, чем указано в акте.

Собственник земельного участка имеет право обратиться в местную администрацию, к представителям местных органов власти, с целью прекращения действия публичного сервитута. Отказать ему в этом никто не может.

Если во время действия акта о публичном сервитуте земельный участок собственника был подвержен кардинальным переменам негативного характера (испорчен или приведен в непригодное для дальнейшего использования состояние), то собственник имеет право обратиться в суд для получения материального возмещения или же продажи этого участка в пользу муниципалитета по его кадастровой стоимости. Независимая оценка ущерба экспертом придется тут как нельзя кстати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector