Земельный сервитут участка

Содержание:

На какой срок может быть установлен земельный сервитут

В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган, например, орган местного самоуправления, и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Чаше всего публичный сервитут, организованный для прохода или проезда граждан через земельный участок, устанавливается без ограничения срока, то есть постоянно.

Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.

Если сервитут установлен на конечный срок, то он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В этом случае для прекращения публичного сервитута отдельное решение уполномоченного органа не требуется.

Кроме этого, публичный сервитут может быть прекращен в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка. Это может быть, например, в случаях, когда из-за осуществления публичного сервитута правообладатель не имеет возможности использовать свой участок.

Что такое частный и публичный сервитуты?

Значение термина «частный сервитут» раскрывается в ст. 274-277 ГК РФ. Он означает положение, при котором Ваш сосед по земельному участку получает возможность требовать от Вас создания условий для ограниченного пользования Вашим участком. К примеру, через Вашу дачу может проходить пешеходная дорожка единственно возможный путь для Ваших соседей попасть на свою дачу.

Такое положение и именуется частным сервитутом. Обременение земли создается органами государственной власти для:

  • Проезда граждан или их пешего прохода по данной территории;
  • Прокладки линий инженерных коммуникаций;
  • Обеспечения мелиорации;
  • Обеспечения иных нужд собственника земли, которые нельзя реализовать как-то по-другому, кроме как посредством частного сервитута.

Чтобы частный сервитут стал возможным, приходится достигать соглашения между владельцами смежных участков земли. Если же взаимопонимание остается недостижимым, тогда спор разрешается уже в судебном порядке, когда истцом выступает лицо, требующее установления частного сервитута.

Частный лесной сервитут создается по договорам или актам уполномоченных государственных органов, местной администрации, решению суда, равно как и частные водные сервитуты. Обременение участка ни в малейшей степени не ущемляет владельца данного участка земли правами владения ею, распоряжения, пользования.

Собственник обремененного участка с момента подписания соответствующих бумаг и их регистрации в Росреестре, получает возможность потребовать компенсацию с обладателей сервитута. С того времени, когда причины для учреждения данного обременения отпадают, по требованию собственника недвижимости сервитут в установленном порядке прекращается.

Не откладывайте решение Ваших проблем!
Санкт-Петербург
8 (921) 917-90-91
Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41
Москва и область
8 (915) 418-20-00
Москва, улица Земляной Вал, д.64 стр.2, офис 420

Чтобы публичный сервитут был создан, потребуется издание соответствующего нормативного акта субъекта РФ или органа местного самоуправления. Обременение при таких обстоятельствах учреждается в интересах всех граждан и государства для:

  • Проезда или пешего прохода по данной территории;
  • Эксплуатации участка земли;
  • Реализации дренажных работ;
  • Выпаса скота;
  • Покоса;
  • Охоты и рыболовства;
  • Изыскательских мероприятий;
  • Доступа к прибрежной зоне.

Созданный в соответствии с открывшейся необходимостью публичный сервитут позволяет всем жителям данной местности без каких бы то ни было ограничений эксплуатировать эту недвижимость в целях, указанных в учредительном документе.

Чем может помочь Вам юрист?

Юристы «Юридического центра СИАН»готовы оказать Вам
необходимую помощь, а именно:

  • Проконсультируют Вас по Вашей проблеме;
  • Изучат Ваши документы;
  • Подготовят правовую экспертизу,необходимые жалобы, претензии, иски;
  • Защитят Ваши интересы в суде.

8 (921) 917-90-91 – Санкт-Петербург
8 (915) 418-20-00 – Москва и область

В подавляющем большинстве реальных ситуаций публичный сервитут учреждается без уточнения сроков его прекращения, но могут встречаться и временные публичные сервитуты. Земля, лес, прибрежная зона при разных обстоятельствах могут являться собственностью частного владельца либо государства, муниципалитета.

Вопросы создания частного сервитута для владельцев участка, на который направлено обременение, зачастую весьма болезненны. И тем не менее, коль скоро такой вопрос поднимается владельцами смежных участков дело, как правило, требует того или иного решения. Зачастую спор переходит в зал судебного заседания.

Помочь в заключении выгодного владельцу земли соглашения или добиться щадящего решения суда — задача для очень опытного земельного юриста.

Специалисты «Юридического центра Сиан» готовы ответить на Ваши вопросы и помочь заключить соглашение, а также оспорить неправомерное обременение участка.

Условия и процедура установления сервитута

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.

Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель. Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек. И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе. При возникновении разногласий у сторон или сложных вопросов мы рекомендуем обращаться к юристам, имеющим опыт судебных споров по земельному праву.

Владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

  1. Сервитут устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке.
  2. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  • выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  • наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  • загрязнять окружающую среду;
  • влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Причины

Как определить, насколько законно применение ограничительной меры по использованию собственной земельной площади, нет ли нарушение прав собственника или его соседей?

Важно придерживаться данного перечня основания, любые изменения в нем могут быть приняты только при изменениях самого Земельного Кодекса

  • Основанием установления сервитута может быть неудачное межевание, если приводит к невозможности свободного доступа к другим участкам. Когда граница надела перекрывает дорогу на соседние площади, используется обременение, которое обеспечит проход соседям на свою землю. В таком случае сервитут является возможным выходом из ситуации.
  • Применяется мера в случае, если необходимо образование части участка под прокладку инженерных коммуникаций. Но обременение можно использовать только тогда, когда нет другого выхода для монтажа трубопроводов. Также прибегают к законодательным возможностям и при установке ЛЭП земельном участке.
  • Может быть использован сервитут и в отношении земли, на которой находится естественный водоем. Чтобы другие лица могли иметь к нему доступ, нужно будет законодательно оформить это.
  • Иногда при разделе и межевании участков может быть прекращен свободный проход к земле, которая использовалась для сбора травы, используемой при кормлении животных. В таком случае также нужно обратиться в государственные органы власти с заявлением об установлении сервитута.
  • На земле, являющейся чьей-то собственностью, могут устанавливаться вышки для мобильной и другой связи. Когда нет возможности установить оборудование на другой площади, государство вынуждено прибегнуть к обременению участка.

Решение об ограничениях используют органы власти и для предоставления свободного прохода к лесным угодьям, если нет другой дороги. Лес должен быть доступным всем гражданам для прогулок, сбора ягод или грибов, других целей.

Это виды по земельному законодательству оснований, которые могут использоваться для наложения сервитута. Применять обременения по другим причинам строго запрещено, нарушители прав собственника на землю будут строго наказаны по закону.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Когда право пожизненно наследуемого владения землёй может быть прекращено

Право пожизненного наследуемого владения ЗУ — форма права, допускающая владение землёй, когда её собственником остаётся муниципалитет. Оно прекращается при наступлении обстоятельств, указанных в положениях статьи 45 ЗК РФ. Государство мотивирует землевладельцев приватизировать земли или переоформить их в аренду, но не требует этого.

Отказ от права пожизненного наследуемого владения ЗУ по собственному желанию

Добровольно отказаться от надела может:

  • владелец ЗУ, если у него отпала необходимость или желание обрабатывать землю;
  • наследники правообладателя, если им не нужен участок и нет желания приобретать его.

Так как законным собственником таких земель является государство, в случае отказа землевладельца от участка он может выставляться на торги или использоваться по усмотрению администрации. Для того чтобы передать свой надел администрации, требуется обратиться в местный исполком того населённого пункта, которому принадлежит ЗУ. Если надел расположен в черте города и относится к категории земель поселений — в департамент по земельным и имущественным отношениям.

В данном случае проблем с оформлением отчуждения участка не может быть. Лучше оформить отказ официально, чем просто забросить участок и ожидать, пока его изымут как бесхозный. Ведь в этом случае владельцу придётся уплачивать земельный налог, а также может вменяться административная ответственность в виде предписаний и штрафов.

Основания принудительного изъятия ЗУ

Принудительно участок может изыматься на основании следующих причин:

  • использования участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • использования земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • неустранения совершённых умышленно правонарушений: загрязнения, отравления земли, неуплаты налога и т. д.;
  • неиспользования земельного участка по назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Сюда не включается время, когда участок не мог быть использован из-за стихийных бедствий или иных существенных причин;
  • государственных или муниципальных нужд. Это возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по соглашению сторон или на основании решения суда;
  • ЧП, стихийные бедствия. Участок изымается на время, все убытки компенсируются.

Инициатором принудительного изъятия выступает администрация. Если собственник нарушал нормы землепользования, то компенсация не предоставляется.

Приобретение другой земли в собственность

Владелец надела на основании ПНВ вправе оформить в собственность другой участок земли путём его покупки или получения в дар. Согласно нормам статьи 45 ЗК РФ, это не является причиной для изъятия надела, находящегося в пользовании на правах пожизненного наследуемого владения. Отказаться можно только добровольно.

Если владелец желает отказаться от участка ради покупки нового надела, он вправе написать заявление в администрацию с просьбой о льготах в виде:

  • предоставления участка в собственность без участия в торгах;
  • снижения выкупной стоимости земель.

По усмотрению главы исполкома и специальной комиссии по земельным вопросам такие льготы могут предоставляться в полной мере или частично. Но требовать их по своему желанию нельзя. Если комиссия сочла отказать в льготных условиях, она обязана выдать выписку из протокола с решением по данному вопросу, основанным на нормах законодательства. Если отказ оказался неправомерным, в течение 10 дней после получения такой выписки можно обратиться в суд.

Современное право сохраняет интересы лиц, получивших участки во владение до принятия Земельного кодекса РФ. Пользоваться беспрепятственно такими наделами можно, но вновь получить ЗУ на данном основании уже не удастся — статья ЗК РФ, которая регулировала эти земельные отношения, утратила силу. Также нельзя продать, подарить или обменять такую недвижимость. Зато допустимо передать её по наследству или переоформить в собственность.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным. Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.

Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Порядок введения прав

Публичное и частное обременения имеют разные методы их установления. Оформление частного ограничения на земельный участок проходит в несколько этапов:

  1. Заинтересованное лицо должно направить предложение об установлении обременения с указанием границ и целей собственнику участка.
  2. При согласии собственника происходит заключение соглашения между сторонами. Оно должно быть оформлено в письменном виде с указанием сторон, срока и суммы оплаты за введение ограничения, условий, при которых может быть оно снято. Данный документ можно составить самостоятельно, можно за определенную плату предоставить его оформление юристу. Нотариального заверения в любом случае не требуется.

    При несогласии инициатор дела направляет заявление в муниципалитет. В документе указываются следующие пункты в обязательном порядке:

    границы обременения и описание территории;

  3. срок ограничения;
  4. сведения о владельце;
  5. сведения о заявителе.

После рассмотрения заявления органом местной власти принимается решение. Если оно положительное, то далее заявитель с данным решением направляется в судебные органы. Там также рассматривается это дело.

Суд принимает окончательный вердикт. При разрешении установления сервитута выдается постановление суда.

На основании судебного решения следует пройти официальную регистрацию в Росреестре.

Сбор необходимой документации для предоставления в Росреестр:
соглашение в трех экземплярах или постановление суда при принудительном установлении сервитута;
заявление об установлении обременения;
кадастровый паспорт земельной территории;
квитанция об уплате госпошлины: для граждан согласно статье 333.33 НК она составляет 1500 рублей, для организаций – 6000 рублей.

Данные документы подаются для государственной регистрации обременения.

Выдача документа с указанием в кадастровом паспорте границы обременения земельного участка. Это означает, что с этого момента сервитут считается введенным на земельной территории.

Предстоит процедура установления сервитута на ваш земельный участок? Или может это вы являетесь инициатором такого ограничения?

Тогда узнайте все о правах и обязанностях сторон такой сделки!

Для публичного сервитута способ его установления несколько отличается:

  1. Необходимо согласовать введение обременения с местными органами власти, для этого составляется заявление. К нему прилагается кадастровый план с указанием на нем границ сервитута.
  2. После рассмотрения местной властью данного обращения назначаются общественные слушания. Решение принимается по результатам общественного мнения.
  3. Формируется постановление о введение сервитута. В нем требуется указать:
    • границы обременения;
  4. кадастровый номер, площадь участка;
  5. вид использования и категорию земли;
  6. информацию о собственнике;
  7. цель введения ограничений.
  8. Госрегистрацию на основании выданного постановления проводит заинтересованное лицо.

Как осуществляется переход по наследству?

Сегодня участок на праве пожизненного наследуемого владения можно получить только одним способом – через оформление наследства на имущественный объект. Способ, существовавший до 1992 года, по которому земля могла быть передана на ПНВ физическому лицу муниципальным образованием, отменен законодательством.

Способы передачи

По действующему гражданскому законодательству наследуемое имущество передается одним лицом другому на основании:

  • Законного вступления.
  • Наследодатель составил завещание.

Ситуация регулируется главой 62 ГК РФ, которая уточняет об отсутствии необходимости в специальном разрешении со стороны собственника – местной администрации или государства. Наследство оформляется в обычном порядке, как если бы лицо могло бы полноценно владеть, пользоваться и распоряжаться наделом.

Объект наследования

Владельцу необходимо четко понимать, что по факту отрезок уже не является государственным или муниципальным. Поэтому при передаче имущества в наследство его преемники обладают такими же возможностями по отношению к территории, как и наследодатель, что не всегда понимается государственными служащими. Это одна из причин оформить надел в качестве имущества – для того, чтобы не было ошибок.

Что является объектом наследования:

  • Верхние слои почвы на территории.
  • Деревья и растения.
  • Водные образования.
  • Части лесного фонда.
  • Капитальные, хозяйственные, подсобные постройки.

Свидетельство о наследстве

Основным документом, подтверждающим возможность перехода имущества к новому владельцу, является свидетельство на наследство. Бумагу выдает сотрудник местного муниципалитета – в большинстве случаев, глава районной администрации. В этом состоит основное отличие от обычного наследования от прямого собственника, когда в этом принимает участие нотариус.

Данные, которые содержит документ:

  • Кто выдал – должность, ФИО.
  • ФИО наследодателя.
  • ФИО наследника (один или несколько).
  • Основное об объекте – кадастровый номер, адрес расположения, площадь, стоимость (если была проведена оценка).
  • Специальные условия, при которых может быть получено имущество (если имеются).

Порядок получения

Получить надел в наследство разрешается по прошествии шести месяцев со дня смерти наследодателя. В том случае, если наследник не согласен принять землю в пожизненно наследуемое владение, он может отказаться. У него нет обязательства вести на территории хозяйство, уплачивать земельный налог и оформлять ее в имущество – без согласия и соответствующей процедуры оформления.

Ранее полученное свидетельство является разрешением наследнику эксплуатировать имущество в ограниченном порядке (без заключения сделок). При желании субъект может оформить наследство в прямую собственность. В настоящий момент нет законов, которые принуждали бы его к этому – решение принимается в свободном порядке.

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.

Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

С чего начать, чтобы оформить проход через чужой участок

И так, прежде чем официально оформить право прохода по чужому участку, первое, что нужно сделать, это переговорить с собственником земельного участка, на котором планируется установить сервитут и определить все условия такого обременения. Какие вопросы подлежат уточнению:

  • возможность сервитута (подпишет ли он с вами соглашение о сервитуте в принципе);
  • срок сервитута;
  • стоимость сервитута (да, сервитут – услуга платная, как и аренда) и условия оплаты (единовременно или ежемесячно);
  • условия сервитута – а этот пункт требует пояснения, поэтому остановимся и разберем его более детально.

Условия сервитута

Для обеих сторон очень важно обсудить и предусмотреть (а впоследствии и прописать в соглашении) все условия ограниченного права пользования земельным участком, через который будет организован проход/проезд, например:

  • цели, в которых планируется использовать земельный участок или его часть (например: «проход на участок с кад.номером…»);
  • границы сервитута (весь участок или только его часть);
  • особые условия использования (например, возможность продления и оказание содействия в оформлении сервитута и т.д.).

Также в соглашении могут быть прописаны иные индивидуальные условия об установлении частного сервитута, которые не противоречат действующему законодательству.

Виды прав ограниченного пользования чужим наделом

В соответствии со статьей 23 ЗК сервитуты подразделяются по видам на:

  • частные;
  • публичные.

Частные ограничения — это установление права ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества путем заключения соглашения между отдельным лицом, требующим права на пользование участком, и владельцем этой земли. Такой вид обременения заключается на основании соглашения при договоренности между сторонами или при рассмотрении дела через суд.

Публичный сервитут обычно устанавливается в интересах не конкретного лица, а большинства населения для решения общественно значимых вопросов на основании правовых и нормативных документов. Инициаторами публичных сервитутов обычно считаются органы власти.

Между этими понятиями существуют важные отличия, которые подробно описаны в другой статье

Также сервитуты классифицируются и в зависимости от целей использования. По этой классификации они бывают городскими и сельскими.

Кроме того, данное обременение может быть следующих типов:

  • водный;
  • лесной.

Городской сервитут заключается на участки с построенными строениями и зданиями. Они устанавливаются либо для того, чтобы разрешить совершать какие либо действия с объектами, либо для того, чтобы запретить.

Пример городского сервитута:

  • запрет на возведения зданий большой высоты, для того чтобы не загораживать соседнюю постройку;
  • разрешение использования одного строения для подпорки другого.

Сельский сервитут может быть наложен на незастроенные или полевые наделы. Он может быть установлен для того, чтобы:

  • осуществлять прогоны скота через участки;
  • проводить канализацию;
  • осуществлять проезд через землю, находящуюся в собственности.

Водный сервитут устанавливается на возможность использования водных ресурсов, которые расположены на чужой территории. Например, для того, чтобы водить животных на водопой или проводить через участок систему водоснабжения.

Лесной сервитут похож на водный, но заключается он для того, чтобы разрешить людям ипользовать не водными ресурсами, расположенными на чужой территории, а лесным фондом.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector