Федеральная антимонопольная служба россии

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

Как найти решение ФАС

Все жалобы рассматриваются ФАС в соответствии с приказом № 727. Возвращение же обращения заявителю возможно в случаях:

  • отсутствия требуемой информации
  • заявление подписано лицом, которое не имеет на это прав
  • не соблюдены сроки подачи

Регистрация заявлений производится в реестре ФАС, формируя собой целую базу решений.

Все документы отсортированы и приведены к единообразию по следующей структуре:

  1. Количество участников и базовые сведения о документе.
  2. Предоставленные доказательства — те, что использовались во время комиссии.
  3. Обстоятельства — мотивировочная часть.
  4. Выводы — фактическое решение ФАС.

Хотя знание полномочий столь узконаправленной по деятельности службы знать нужно не всегда — это позволит быть минимально готовым к непредсказуемой ситуации. Более того, полученная из статьи информация значительно расширяет кругозор. Ведь только четкое понимание работы структуры облегчает общение с государственными службами, улучшая эффективность каждого обращения.

Напишите свой вопрос в форму ниже

С чего начать внедрение антимонопольного комплаенса?

Для начала необходимо провести антимонопольный аудит — важно оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к дальнейшей работе.

  1. Определить требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

Исследовать законодательство, а также административную и судебную практику по интересующим компанию направлениям;
Определить долю на рынке

Это важно знать, поскольку значительная занимаемая доля возлагает дополнительные обязанности. Данные действия следует осуществлять регулярно, даже если при первоначальном аудите доля окажется незначительной — так удастся не упустить момент ее изменения;
Учесть выход, в том числе планируемый, на новые рынки и их специфику.

  1. Оценить риски компании, исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
  • Внутреннего взаимодействия сотрудников компании (корпоративные мессенджеры, электронная почта, системы электронного документооборота);
  • Сайта компании и документов, предназначенных для распространения среди неопределенного круга лиц;
  • Прошлого опыта привлечения компании к ответственности антимонопольными органами, судами;
  • Переписки с контрагентами и их антимонопольных рисков.
  1. Оценить вероятность возникновения негативных последствий.
  2. Смоделировать антимонопольные нарушения: провести опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения необходимо составить внутренний акт или несколько связанных между собой документов и обучить сотрудников.

Основные задачи

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Правовой статус антимонопольного органа

В составе органов исполнительной власти есть специализированные органы, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования отдельных сфер отношений, связанных с конкуренцией и монополий, в том числе

  • специальные органы регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий,
  • органы контроля процедур размещения государственных и муниципальных заказов,
  • орган контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности,
  • органы регулирования и контроля деятельности кредитных и иных финансовых организаций,
  • органы регулирования внешнеэкономической деятельности и
  • другие органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование и контроль в сферах, связанных с отношениями конкуренции и монополии.

Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти.

Положение и правовой статус антимонопольного органа в системе федеральных органов исполнительной власти определены

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю

  1. за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства,
  2. по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность

  • непосредственно и
  • через свои территориальные органы

во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Проверка нарушений

Итак, проверка нарушений подразделяется на два вида:

  1. Плановая. Они проводятся раз в три года, их график формируют заранее, а ознакомиться с графиком можно на официальном сайте службы.
  2. Внеплановая. Инициатором начала проверки может быть кто угодно, необходимо любое сообщение о возможных нарушениях. Информация о них может поступить от СМИ, правоохранительных органов или иных физических и юридических лиц.

Справедливо заметить, что четкого графика у внеплановых проверок нет. Вследствие этого они являются лидерами по нахождению различных нарушений. Штрафы, что выписываются в их ходе, распространяются в соответствии с законодательным порядком РФ.

По этапам проверка делится следующим образом:

  1. Проинформировать организацию о плановой проверке. Оповещение должно быть выслано за три дня до ее начала посредством заказного письма. Информирование в равной степени относится и к внеплановым проверкам, однако здесь сообщить необходимо за сутки до ее начала.
  2. Отправляется запрос на все требуемые документы. Организация обязана предоставить их в течение 10 дней.
  3. В случае обнаружения нарушений или подозрения на них сотрудники ФАС являются в компанию лично. Производится осмотр всех помещений, в том числе производственных, и назначаются требуемые экспертизы.
  4. После проведения всех экспертиз служба формирует акт об их исполнении. Это делается в двух экземплярах, один из которых выдается организации с обязательным проставлением подписи последней. ФАС также обязан прикрепить к акту остальные материалы дела: протоколы, показания и т. д.
  5. В случае обнаружения нарушений выпускается предписание об их устранении. В случае если таковые имели место неоднократно или их устранение игнорировалось руководством фирмы — служба имеет право возбудить административное дело.
  6. Возражение со стороны директора компании допускается, но лишь в 15-дневный срок со дня получения документа об обнаружении нарушений.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов

А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

За что критикуют российских борцов с монополиями

Российскую антимонопольную службу чаще всего критикуют за чрезмерное вмешательство в экономику страны. ФАС является мировым «чемпионом» по количеству открытых дел против предпринимателей. Например, в 2015 году в США было открыто 25 антимонопольных дел, в Германии – 14, во Франции – 30, в Британии – 1. За этот период российские борцы за свободную конкуренцию сумели возбудить более 3 тыс. производств.

Подобная активность раздражает не только экономистов-либералов, но и многих членов правительства. Многим памятен публичный спор между главой ФАС Артемьевым и вице-премьером Дворковичем на заседании правительства. Последний тогда заявил, что не во всех сферах экономики может быть конкуренция, явно намекая на чрезмерную прыть службы. Вице-премьер даже в шутку предложил создать еще одну ФАС, чтобы избежать монополии.

Можно добавить, что на Западе антимонопольные производства, как правило, открывают против представителей крупного бизнеса. В США, например, самым мелким фигурантом подобных расследований за последние годы стала компания с годовым оборотом в 800 млн долларов. У нас 56% расследований начинается против мелкого и среднего бизнеса. По мнению многих экспертов, такая активность ФАС лишь ухудшает ситуацию с конкуренцией в нашей стране.

О необходимости прекратить антимонопольные преследования мелкого бизнеса неоднократно заявлялось на правительственном уровне. С докладами на эту тему выступало Минэкономразвития и Бизнес-омбудсмен. Однако ФАС все вышеперечисленные сигналы попросту игнорировала. Закончилось это противостояние тем, что в 2016 году был принят закон о запрете антимонопольных проверок малого бизнеса. Однако, к сожалению, и в этом документе нашлись лазейки, которые позволяют излишне рьяным чиновникам «кошмарить» бизнес.

В 2016 году был принят закон о запрете проверок антимонопольной службой малого бизнеса

Еще одной претензией к деятельности ФАС является ее направленность против российского бизнеса. В США подавляющее большинство дел (более 90%) открывают против зарубежных компаний. Получается, что на Западе антимонопольная служба – это, по сути, еще один инструмент защиты собственного бизнеса. У нас ситуация обратная: против иностранцев открывают не более 1% дел по защите конкуренции.

Деятельность ФАС несет серьезные коррупционные риски. Основная задача ведомства – борьба с картелями, юридическим базисом для нее является ФЗ «О защите конкуренции». Проблема в том, что само определение сговора выписано в законе очень нечетко. Это позволяет сотрудникам антимонопольной службы вольно интерпретировать любой контракт, угрожая возбудить дело. Понятно, что в таких условиях бизнесу приходится «договариваться», тем более что создание картеля является уголовным преступлением (до трех лет).

Кроме лидерства по открытию новых дел, российские борцы с монополиями опережают своих иностранных коллег по количеству внезапных проверок. По мнению экспертов, это значительно увеличивает риски использования ведомства в «рыночных войнах».

ФАС уже несколько раз вносила предложения по изменению действующего антимонопольного законодательства. Причем каждое из них только усиливало запреты и ухудшало положение бизнеса.

Антимонопольную службу часто обвиняют в лоббировании интересов производителей алкоголя

Каждый год ФАС возбуждает около 5 тыс. дел в сфере рекламы, причем значительная их часть буквально «высосаны из пальца». Еще больше дел (до 17 тысяч) открываются по государственным закупкам. Причем главным объектом внимания службы, как правило, становятся не многомиллионные контракты с явной коррупционной составляющей, а небольшие заказы на 5-15 тыс. рублей. Политика двойных стандартов заметна и в подходе ФАС к формированию тарифов.

Руководителя ФАС называют одним из главных алкогольных лоббистов в стране. Некоторые предложения ведомства привели к значительному увеличению количества точек продажи спиртных напитков, а также к снижению их стоимости. Это, конечно, выгодно водочным «баронам», но вряд ли принесет пользу стране, значительно повысив смертность от алкоголя. Более того, ФАС выступала против запрета пластиковой тары для алкоголя и повышения возраста допустимого употребления спиртного. Также служба замечена в лоббировании интересов пивных компаний, большая часть из которых имеет иностранную юрисдикцию. ФАС возражала против предоставления региональным властям права запрещать алкогольные энергетические напитки, особенно опасные для молодого поколения.

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
  4. После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства голосов в защиту той или иной позиции.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый — члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй — ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

Выдающиеся случаи

а) Google

14 сентября 2015 года Комиссия ФАС России пришла к выводу о злоупотреблении группой компаний своим доминирующим положением на рынке магазинов предустановленных приложений на основании расследования дела против Google Inc, Google Ireland Ltd., Google. Ltd., после жалобы российской интернет-компании « Яндекс » на то, что поисковая система Google была принудительно установлена ​​по умолчанию на мобильных устройствах и что ее значки предпочитали размещаться на экране. Чтобы восстановить конкуренцию на рынке, Google, согласно определению ФАС России, должен скорректировать свои контракты с поставщиками мобильных устройств в течение месяца — исключить антиконкурентные требования из договоров, ограничивающих установку приложений и сервисов других поставщиков.

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

  • В отношении «Газпрома» (2011).
  • В отношении торговой сети «Ашан» (назначение штрафа в 62 млн рублей).
  • В отношении ОАО «РЖД» (злоупотребление доминирующим положением — штраф в 2,2 млрд рублей).
  • В отношении «Гугл» (2014).
  • В отношении «Теле2» (скидки за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении «Тинькофф Банка» (одностороннее принятие решения о снижении процентов на пополнение срочных вкладов).

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

Права ФАС

Реализация полномочий требует у ФАС особых прав. Не все из перечисленных далее доступны иным службам, что также позволяет избегать незаконной монополии. К числу основных прав относится:

  • получение полного доступа ко всем сведениям, которые необходимы для вынесения итогового решения согласно деятельности службы
  • принятие решений в отношении субъектов-компаний для введения, прекращения или изменения способов их регулирования
  • осуществлять заказ всех требуемых для деятельности службы исследований, анализов и оценок
  • предоставлять официальное разъяснение всем причастным лицам всех вопросов, что входят в компетенцию службы и имеют непосредственную связь с ее работой
  • осуществлять ликвидацию всех последствий, которые были нанесены вследствие обнаруженных нарушений или непосредственной деятельности службы
  • проводить мероприятия профилактического характера, цель которых пресечение юридическими лицами помех расследованию, а также попытке уничтожить любые документы, свидетельствующие о нарушениях
  • привлекать иные организации к проверкам и исследованиям, если того требуют обстоятельства для решения вопросов
  • использовать все законные меры по ограничению, предупреждению и контролю деятельности юридических и физических лиц
  • пресекать все нарушения со стороны проверяемых субъектов в рамках проводимого расследования
  • создавать советы, комиссии, группы и иные экспертные органы в рамках основной деятельности для решения вопросов — допускается, чтобы они были межведомственными
  • издавать правовые акты в рамках полномочий и законодательства с целью осуществления деятельности
  • утверждать и награждать знаками отличия всех, кто принес для ФАС пользу в рамках проводимых ей работ

Однако осуществлять управление государственным имуществом, а также оказывать платные услуги ФАС не вправе. Исключение составляет только случаи указа президента или постановление правительства.

Зачем соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Удельный вес закупок в объеме ВВП России растет с каждым годом. Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста.

Если компания хочет получить доступ к деньгам и заказчикам (клиентам), осуществляющим регламентированные закупки, тогда ей жизненно необходим антимонопольный комплаенс.

Также одна из задач антимонопольного комплаенса — упростить данную юридическую схему и в облеченном виде (например, в виде алгоритмов действий, поведенческих моделей, регламентов и т.п.) донести до конкретных исполнителей, что можно делать, а чего делать не следует, потому что есть риски ответственности.

Антимонопольный комплаенс как система управления позволяет:

  • Избегать непонятных претензий госорганов;
  • Колоссальных убытков (в том числе оборотных штрафов);
  • Дает возможность тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение других проблем.

Как соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Президент России 1 марта 2020 г. подписал Закон 33-ФЗ, закрепляющий положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (иначе — о системе антимонопольного комплаенса). Цель внедрения антимонопольного комплаенса — вовремя обнаружить и предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и их пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом — смягчить ответственность.

Антимонопольный комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Комплаенс-служба — это «внутренний маленький антимонопольный орган» со своими правилами и регламентами, направленными на контроль деятельности организации.

Документы для регулирования

В качестве основных документов, которые используются как для регулирования деятельности службы, так и для обеспечения ее работы, выступают:

  • положение о ФАС № 331 — утверждено правительством РФ
  • ФЗ № 135 — регламентирует защиту конкуренции
  • постановление правительства РФ № 189
  • нормативные акты, что ссылаются на необходимость работы ФАС в конкретных сферах: торговля, реклама, государственные тендеры и т.д.

Данный перечень неполный и содержит в себе лишь основную нормативную базу. Раскрыть его полностью в рамках данной статьи невозможно из-за объема и обязательного индивидуального подхода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector