Нуждающиеся в жилье: основания для улучшения жилищных условий и постановка на учет
Содержание:
- Какие существуют жилищные нормы
- Кто имеет право на льготное жилье
- Алгоритм постановки на учет для расширения жилья
- Где взять точный перечень документов
- Нуждающиеся в улучшении жилищных условий
- Как молодой семье получить субсидию на улучшение жилищных условий
- Недостаточные нормы площади
- Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
- Порядок получение поддержки
- Другой комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации
Какие существуют жилищные нормы
Итак, субсидию государства на улучшение жилищных условий могут получить только нуждающиеся в такой помощи. К таким категориям в первую очередь относятся те семьи, что проживают в аварийных и ветхих домах, или с родственниками, имеющими тяжелые формы хронических заболеваний. Для всех остальных существуют определенные учетные нормы жилищной площади
.
Учетная норма площади жилища определяется, исходя из установленного минимального размера помещения, положенного для проживания каждому гражданину. Определение такого размера относится к компетенции органов местного самоуправления. Например, такая норма в г. Москва составляет 10 м кв., если речь идет об отдельной квартире, и 15 квадратных метров для коммуналки. В таком регионе, как Самара, норма составляет всего восемь квадратных метров. Не все граждане попадают под действие таких минимальных норм. Так, например, есть категория граждан, для которой нормы регламентируются соответствующими нормативными документами или даже Указами Президента. К ним относятся военные, инвалиды, судьи Конституционного суда, и пр.
Важно знать
! Для матерей одиночек не существует льгот по жилищной норме.
При этом, в расчет учетной жилой площади входят такие помещения, как:
- санузел;
- кухня;
- коридоры, и даже кладовки.
Таким образом, все, что входит в общую площадь квартиры, влияет на фактическую квадратуру, соответствующую норме жилой площади. Кроме того, суммируется площадь всех домов или квартир, находящихся в собственности (или снимается по договору социального найма) у одного из членов семьи. При этом имеет значение, в каком населенном пункте находится эта дополнительная жилая площадь. Если в том же городе или поселке, то ее квадратные метры прибавляются к суммарной площади, а в случае наличия дополнительной квартиры, расположенной в другом городе – это правило не распространяется.
Обратите внимание!
Понятие «семья нанимателя квартиры»,
на каждого члена которой будет рассчитываться учетная норма, в данном случае включает в себя не только родителей и их детей, а также бабушек и дедушек, других родственников, и просто проживающих с ними граждан, делящих между собой одно хозяйство
Важно знать!
Кроме учетной нормы
, существует еще и норма предоставления жилой площади. Если учетная норма определяет необходимость в минимальном размере общей площади на гражданина, то второй показатель фиксирует необходимое количество квадратных метров, предоставляемое нуждающимся в жилье, в расчете на одного члена семьи
Так, например, в Москве такая величина составляет 18 квадратных метров
Если учетная норма определяет необходимость в минимальном размере общей площади на гражданина, то второй показатель фиксирует необходимое количество квадратных метров, предоставляемое нуждающимся в жилье, в расчете на одного члена семьи. Так, например, в Москве такая величина составляет 18 квадратных метров
Важно знать!
Кроме учетной нормы
, существует еще и норма предоставления жилой площади. Если учетная норма определяет необходимость в минимальном размере общей площади на гражданина, то второй показатель фиксирует необходимое количество квадратных метров, предоставляемое нуждающимся в жилье, в расчете на одного члена семьи
Так, например, в Москве такая величина составляет 18 квадратных метров.
Так называемой «точкой отсчета» при принятии решения о предоставлении жилья, является после принятия поправок к Жилищному Кодексу РФ, норма в 15 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Здесь необходимо привести несколько примеров, как действует данная норма:
- так, при проживании в одной квартире площадью 62 кв. м семьи из четырех человек (две взрослых и двое детей), ни о каком улучшении жилищных условий не может идти речь, так как на одного члена семьи приходится более чем 15 кв. метров. Если ранее при достижении 18 лет дети могли рассчитывать на получение отдельного жилья, то теперь каждый из них владеет положенными пятнадцатью метрами, и такого права лишен;
- разведенные супруги, проживающие совместно в одной квартире общей площадью 32 кв. метра, по новому законодательству не вправе претендовать на другое жилье, так как каждый из них имеет «свои» пятнадцать квадратов;
- мать – одиночка проживает со своим взрослым сыном в одной квартире общей площадью 34 кв. метра, и эта квартира однокомнатная. Согласно содержанию новых поправок к Жилищному Кодексу, сын, достигший 18 летнего возраста, может претендовать на получение отдельной квартиры.
Кто имеет право на льготное жилье
Не все граждане могут воспользоваться случаем и получить дополнительные квадратные метры для проживания или субсидию на приобретение недвижимости. К числу тех, кто имеет право получить поддержку со стороны государства, относят:
- Проживание нескольких семей в одной квартире. Но между собой они не должны быть родственниками. Это происходит часто по причине того, что не у каждого есть возможность обзавестись собственными квадратными метрами.
- Не соответствие нормам жилого помещения, где проживает нуждающаяся семья. Это относится к категории подлежащей сносу или аварийному жилью.
- При аренде помещения, а также при нахождении ее в собственности, если при этом занимаемся площадь меньше, чем положено на каждого члена семьи. Нормативные требования установлены в пределах 6 метров на каждого проживающего. Это говорит о том, что когда площадь квартиры составляет меньше 24 квадратов, а в ней живут как минимум 4 человека, то семья может воспользоваться случаем и попробовать получить квартиру, став в очередь нуждающихся.
- Наличие у одного из членов какого-либо хронического заболевания. Данный диагноз должен быть официально выставлен медицинскими работниками по результатам обследования. Но это касается второй семьи, совместно проживающей, у которой нет заболевших. К числу заболеваний может относиться, например, туберкулез.
Как только имеется хотя бы одно из вышеперечисленных оснований, можно приступать к самому первоначальному этапу для постановки на очередь. Но кроме этого, дополнительно должны быть соблюдены и некоторые критерии.
Алгоритм постановки на учет для расширения жилья
Чтобы стать обладателем дополнительных квадратных метров и, соответственно, расширить жилье, претендент должен не только иметь желание и основания для их получения, но и подготовить всю необходимую документацию, полный перечень которой придется уточнить в администрации конкретного субъекта страны.
Как правило, стандартный список сводится к наличию у гражданина следующей документации:
- копии паспортов от членов семьи;
- выписка из домовой книги;
- справки о доходах семьи;
- документы, подтверждающие родственные связи членов семьи, в частности, свидетельства о браке и рождении ребенка, о разводе;
- документы о праве владения на жилище;
- нотариальная доверенность с перечислением соответствующих полномочий, если интересы нуждающихся граждан будет представлять другое лицо;
- выписка из БТИ;
- медицинское заключение, если один из родственников имеет заболевание.
Вместе с указанными документами в компетентный орган передается заявление о расширении жилплощади.
Несмотря на то, что оно пишется в свободной форме, его содержании заинтересованное лицо должно отразить следующую информацию:
- наименование органа, в который адресуется заявление и адрес его нахождения;
- реквизиты заявителя;
- количество членов семьи и указание на их родственные связи;
- дата, с которой граждане проживают по указанному адресу;
- кем и когда семья была признана малоимущей;
- количество квадратных метров той жилплощади, на которой проживает заявитель и члены его семьи;
- указание на обстоятельства, которые послужили причиной для увеличения имеющегося жилья, если таких оснований несколько, то гражданин в содержании заявления может по своему выбору указать одно из них;
- о том, что за истекшие 5 лет никаких сделок с жильем граждане не осуществляли, а если совершались, то какие.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .
Собранный пакет документов подается в соответствующий муниципальный орган управления. Направить их можно, в том числе, посредством отделения МФЦ по месту проживания семьи.
После проверки специальной жилищной комиссией подлинности и наличия всех необходимых документов для получения данной государственной поддержки, компетентная организация примет решение о включении заинтересованного лица в очередь на получение дополнительных квадратных метров.
После включение гражданина в очередь, ему, как правило, приходится ожидать несколько лет, чтобы присоединить к имеющемуся жилью заветные квадратные метры. Это связано с тем, что численность граждан, нуждающихся в расширении жилья, существенно превышает количество квартир, имеющихся в муниципальном фонде.
Результатом может стать предоставление иного, большего по площади жилья, или же определенной субсидии.
Например, для использования ее в рамках государственной программы «молодая семья», в которой могут участвовать нуждающиеся в улучшении условий проживания молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет.
Данная программа субсидирования предполагает предоставление субсидий до 35 % от стоимости жилплощади. Проект постановлением Правительства РФ был продлен до 2021 года.
Подобные программы, ориентированные на оказание помощи гражданам в приобретении собственного жилья или расширения имеющегося, реализуются в различных субъектах РФ.
Также помощь от государства может выражаться в предоставлении ипотеки по сниженным процентным ставкам и с использованием государственных субсидий в качестве первоначального взноса.
Например, был реализован один из таких проектов, в соответствии с которым многодетным нуждающимся в улучшении жилья семьям предоставлялась ипотека с льготным периодом до 6 % и с возможностью привлечения созаемщиков.
При наличии веских оснований, препятствующих расширению жилья, гражданину может быть выслан мотивированный отказ, который можно в свою очередь обжаловать в судебной инстанции либо же устранить имеющиеся недочеты и подать документы заново.
Где взять точный перечень документов
Единого перечня документов, необходимых для постановки на учет, закон не устанавливает. Списки определяются при разработке программ госпомощи и принятии административных регламентов на местах.
Это связано с тем, что соцподдержка обеспечивается средствами не только федеральных, но и региональных бюджетов. Учесть интересы всех органов власти по регионам в едином федеральном стандарте невозможно, поскольку в каждом крае, области, округе сложилась своя практика помощи нуждающимся.
Поэтому для того, чтобы определить, какие документы нужны в конкретном случае, нужно:
- ознакомиться с положением о выбранной программе поддержки;
- посмотреть местный административный регламент по данной услуге;
- подойти на очную консультацию со специалистом местной администрации, жилищного отдела или МФЦ.
Важно! В некоторых регионах посещение предварительной консультации по улучшению жилищных условий обязательно – на ней формируют индивидуальный перечень документов для конкретного заявителя. На консультацию нужно взять паспорта всех членов семейства, справку о его составе и имеющиеся документы на жилье
Условно все документы по нуждаемости можно разделить по целям на несколько видов:
- подтверждение статуса заявителя;
- состав и члены семьи;
- состояние имеющегося жилья;
- имеющиеся доходы;
- дополнительные документы;
- само заявление о принятии в очередь.
Рассмотрим их подробнее ниже.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий
Недостаточно иметь, например, статус малоимущей семьи, чтобы оказаться в очереди
Важно еще и считаться нуждающимся в поправке имущественного положения. Все основания для этого прописаны в статье 51 Жилищного кодекса
Стоит учитывать, что данные критерии постоянно изменяются на законодательном уровне. Если речь касается найма жилого помещения, то вы не должны являться владельцем квартиры или дома, а также не относится к числу нанимателей, по ранее заключенному договору соцнайма. То же самое касается и членов семьи таких лиц. Тут можно проживать в общежитии, пользоваться услугами найма, но на коммерческой основе.
Можно снимать жилье по соцнайму, являться членом семьи таких людей, но при этом площадь квартиры или комнаты не должно соответствовать нормам на каждого из членов, которые там зарегистрированы и проживают. По регионам эти нормы различаются. Так на территории российской столицы эта норма соответствует 15 метрам квадратным на каждого члена семьи. Такие же данные предусмотрены и для Омска. Коммунальные квартиры могут иметь по 10 квадратов на каждого проживающего. В Ярославле установлены нормы в 12 метров, а в Воронеже – 11.
Само жилье, каким бы оно не было, может относиться к аварийному или тому, которое подлежит сносу. То есть никаким санитарным и другим нормам оно не соответствует. Да и нормы безопасности находятся на низком уровне.
Нуждающимся может стать тот, кто проживает в квартире с несколькими семьями. При этом в них должен быть хотя бы один из числа заболевших. Медицинские показатели не позволяют проживать вместе с ним на одной площади. Перечень заболеваний можно почерпнуть из специального списка.
В каждом из этих случаев лицо, имеющее право воспользоваться государственной программой по социальной поддержке, становится нуждающимся. С течением времени он может получить причитающиеся ему льготы или субсидии. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств.
Как молодой семье получить субсидию на улучшение жилищных условий
Стать участником государственной программы и получить ощутимую поддержку на покупку собственной квартиры от государства несложно
Важно лишь правильно оформить заявку и собрать необходимые бумаги
В первую очередь семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для этого в местную администрацию она передает на рассмотрение:
- Заявку установленной формы;
- Документы, удостоверяющие личность и принадлежность к членам семьи;
- Документы об отсутствии недвижимости в собственности или на ином законном праве владения/пользования;
- Справки на имущество (жилье), если таковое у семьи имеется, при недостаточности квадратуры для удовлетворения норм жилья на всех членов семьи.
- Иные документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (справка МСЭ, документы о несоответствии жилья санитарным и техническим нормам, о признании жилья аварийным и др.).
Семья будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, если она состоит на жилучете или имеет право там состоять.
Документы рассматриваются не меньше 10 дней. После этого заявитель получает решение о постановке на учет или отказе в постановке на учет. Далее следует ожидание своей очереди среди других претендентов на улучшение жилищных условий. Ожидание может длиться годами, ввиду недостаточного финансирования программ.
Отказ предоставляется в письменном виде. В нем должны быть прописаны причины отказа:
- Неправильное оформление бумаг (неполный пакет).
- Недостоверность предоставленных сведений.
- Намеренное ухудшение жилищных условий.
- Участие ранее в одной из программ по улучшению жилищных условий.
- Несоответствие семьи признакам нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Как только статус нуждающейся молодой семьи получен — можно начать подготовку документов на участие в государственных программах. Перечень документов может меняться в зависимости от программы, обычно в него входят:
- Заявка на участие, в которой прописывается цель привлечения жилищной субсидии (форму можно взять в жилищном отделе муниципального образования);
- Копии удостоверений личности членов семьи (паспорта, СНИЛС, свидетельство о рождении ребенка);
- Бумаги на жилье (свидетельство собственника, договор аренды и др.);
- Документы о доходах (справки 2-НДФЛ и 3-НДФЛ, исполнительный лист об уплате алиментов, справка о стипендии и др.);
- Дополнительные документы (справка о признании жилья аварийным, медицинское заключение о хроническом заболевании одного из супругов и др.).
Весь набор бумаг передается в муниципальный жилищный отдел по месту регистрации заявителя. Его детально изучают на протяжении 14 дней. При положительном решении семья получает право на государственную субсидию.
Для получения положительного решения супруги (хотя бы один из них) должны иметь гражданство РФ, быть старше 18 лет, а их брак должен быть заключен официально. Некоторые программы имеют возрастной ценз — супруги должны быть младше 35 лет.
Размер субсидии во многом определяет состав семьи и программа помощи. Для программы «Жилье для молодой семьи» размеры субсидий таковы:
- Бездетная семейная пара — 30% от цены дома или квартиры.
- Семья с детьми — 35%.
В районах Крайнего Севера и других неблагоприятных регионах РФ семейные граждане могут рассчитывать более крупную субсидию — до 70-80% от цены жилища.
После того как семья получила право на участие в программе, ей придется ожидать очереди на получение финансовой помощи. Обычно в начале года средства перечисляются в местный бюджет, после чего распределяются в порядке очередности.
Если семья получила сертификат на субсидию в текущем году, то рассчитывать на фактическое получение финансовой помощи она может не раньше следующего года.
Полученную субсидию молодая семья вправе потратить на покупку жилья, постройку дома или уплату первоначального взноса по ипотеке. Внимательно изучите условия субсидирования, поскольку некоторые программы предполагают покупку жилья только на первичном рынке недвижимости или запрещают самостоятельное строительство жилья. Некоторые программы предлагают лишь льготную ставку кредитования или рассрочку при покупке жилья, а не субсидию.
Средства выдаются не наличными, а в форме безналичного перечисления на расчетные счета продавцов, застройщиков или банковских учреждений.
Недостаточные нормы площади
Согласно установленным жилищным нормам, в Российской Федерации на каждого проживающего на территории жилой площади должно приходиться определенное количество квадратов. Фактически на отдельного члена семьи обязано выходить не менее 10 квадратных метров, в таком случае условия проживания считаются удовлетворительными.
В ситуации когда это число меньше, семья имеет полное право для подачи заявления на получение муниципального жилья. Этот факт после приема заявки будет проверяться инспекцией. Стоит также добавить, что к проживающим в общежитиях или коммунальных квартирах требования ниже. Такой тип жилья по умолчанию считается значительно менее комфортным, нежели отдельная квартира. По этой причине совсем не редки случаи предоставления льготной жилплощади и без проверки подобного рода прошений.
Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
Гражданам, которым удалось получить статус нуждающихся, к сожалению, никто безвозмездно не выделит жилплощадь с дальнейшей возможностью оформить ее в собственность. Им просто дают право на приобретение конкретного жилья с использованием льготных условий, а уже затем провести процедуру приватизации. В рамках такого рода поддержки нуждающиеся могут получить следующую помощь:
- возможность оформить ипотечный заем в кредитной организации с льготными условиями;
- частичное погашение взятого кредита за счет государственной казны;
- получить от властей минимальное количество денежных средств на приобретение жилья.
Государство не дарит квартиры гражданам, но облегчает условиях их получения
Очевидно, что в вопросе присвоения обозначенного статуса во внимание будет приниматься также и общий доход каждого из членов ячейки общества, обращающейся за помощью. В первую очередь поддержку власти окажут тем, кто не может на собственные средства:
- купить хорошую квартиру, соответствующую установленным нормативам;
- гасить ипотечный кредит своими силами.
Чтобы определить, что конкретная семья не может ни того, ни другого, необходимо суммировать доход всех ее членов, получив общую величину, и сравнить ее с актуальным размером минимального прожиточного минимума, установленного на территории того или иного населенного пункта.
Чтобы присвоить нужный статус малоимущей семье, необходимо доказать, что ее члены имеют минимальный доход
Порядок получение поддержки
Как и в случае с перечнем необходимой документации, однозначно сказать, как встать на учет и в какой последовательности будет оказываться государственная помощь по выделению жилья нуждающимся, невозможно. Можно только представить примерный план действий для получения долгожданной недвижимости.
Получить статус малоимущей семьи
Первый шаг к получению бесплатной/на льготных условиях недвижимости – приобретение статуса малоимущей. Под данный критерий подпадают граждане, чей общий доход в расчете на человека не превышает размера прожиточного минимума, установленного в регионе.
Для доказательства минимальных доходов следует обратиться в управление социальной защиты. При этом обязательно нужно предъявить пакет документации:
- заявление;
- документы, удостоверяющие личность обратившегося гражданина и его членов семьи;
- свидетельство о бракосочетании;
- справки о доходах установленного образца.
С точным списком требуемой документации можно ознакомиться в непосредственно отделении социальной защиты своего района проживания. Ведь в зависимости от некоторых факторов он может несколько варьироваться.
Подать документы на рассмотрение
Следующий этап после подтверждения низкого уровня доходов – подача нового перечня документов в местную администрацию для постановки на учет нуждающихся в жилье. Список требуемых бумаг здесь будет значительно шире, а точный перечень станет зависеть от программы, в которой предполагает участвовать заявитель.
После получения пакета документации, специалист администрации проверяет их на полноту и при удовлетворении требованиям выдает расписку о принятии от заявителя указанных бумаг.
Встать в очередь
После приема документов специалистам местной администрации выделяется определенный срок для рассмотрения заявки и принятия решения о включении заявителя в список очередников на бесплатную/льготную недвижимость – 30 дней. При положительном ответе нуждающемуся лицу присуждается номер в едином реестре. Следить за продвижением очереди гражданам допустимо при личном обращении в государственную инстанцию либо на официальных сайтах местных органов самоуправления.
Получить помощь
Точного срока ожидания заветного жилья, после того как встать на очередь, никто не предсказывает: обычно это зависит от объема финансирования программы. В некоторых случаях заявителям счастливиться получить жилищную помощь в кратчайшие сроки, другие же ждут своей очереди годами.
Однако и длительное ожидание оправдано: бесплатное или приобретенное на льготных условиях жилье значительно сэкономит бюджет семьи
А это так важно для малоимущих граждан!
Другой комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:
а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;
б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;
в) неудовлетворительное состояние жилища;
г) состояние здоровья проживающих.
2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.
Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Самостоятельное основание нуждаемости — проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).
Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.
Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).
Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.
5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).
Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.
Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О <1>. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.
6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.