44-фз: старые и новые способы определения поставщика
Содержание:
- Терминология и используемые виды договоров
- Понятие и правила описания объекта
- Как провести: пошаговая инструкция
- Когда применяются
- Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
- Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?
- Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок
- На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?
- Как выбрать
- Обоснование при выборе закупки
- Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ
Терминология и используемые виды договоров
Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон. Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий:
- Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.
- Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с заданием заказчика.
- Исполнитель – это некое лицо, которое по договору берется исполнить определенные работы или оказать услугу.
На первый взгляд, все понятия очень сходны и во многом пересекаются меду собой. Как же определить, в чем между ними разница? Самый верный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это определение, по какому типу договора он работает.
Поставщик (продавец) осуществляет свою деятельность по договору поставки, это один из видов соглашения купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ). Такого типа соглашения заключаются чаще всего, когда речь идет о передаче за плату в оговоренный срок каких-либо товаров, применяемых в производственной, предпринимательской или иной деятельности. О личном, домашнем пользовании здесь речь не идет.
Подрядчик работает по договору подряда (статья 702 ГК РФ). Он предусматривает возмездное исполнение заданных работ с обязательной передачей заказчику результата своей деятельности.
Исполнитель руководствуется договором по возмездному оказанию услуг (статья 779 ГК РФ), по которому он обязан выполнить некие действия в интересах заказчика либо проводить определенную полезную деятельность в обмен на финансовое вознаграждение.
Понятие и правила описания объекта
Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:
1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.
При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.
К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).
2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.
Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».
Не допускается устанавливать требования:
- к производителю;
- к участнику;
- к его деловой репутации;
- к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.
Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.
3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.
Делать это не обязательно, если:
- товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
- закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.
4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.
Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).
Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».
5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.
К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».
6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.
К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + , лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».
7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.
Как провести: пошаговая инструкция
Шаг 1. Разрабатываем документацию.
Определяем круг потенциальных участников и поясняем, почему проводим закупки не в открытой форме.
К примеру, в закупках, которые содержат гостайну, заказчик запрашивает в ФСБ выписку из реестра лицензий на работу с гостайной. ФСБ предоставляет список подходящих организаций.
Шаг 2. Согласовываем заказ.
Шаг 3. Публикуем извещение и приглашаем участников.
Шаг 4. Вскрываем, рассматриваем, оцениваем заявки или торги по аукциону.
Протоколы аналогичны открытым торгам и составляются с учетом положений ст. 52, 53, 56, 57.
ВАЖНО!
Во время закрытых процедур не ведется аудио- и видеозапись.
Составленные протоколы направляются на рассмотрение контролирующему органу и не публикуются в ЕИС.
Шаг 5. Подписываем контракт.
Когда применяются
- Закупки, содержащие государственную тайну, при одном из условий:
- заказ для федеральных нужд;
- сведения о гостайне содержатся в документации или контракте.
- Страхование, транспортировка и охрана предметов:
- ценности госфонда драгоценных металлов и камней РФ;
- музейные предметы и коллекции, ценные издания, рукописи, архивные документы, имеющие историческое, художественное, культурное значение и передаваемые или принимаемые заказчиками от физических или юридических лиц.
- Закупки для обеспечения деятельности судей, судебных приставов:
- уборка помещений;
- услуги водителей.
По этому основанию закупаются подведомственные этим органам власти учреждения и унитарные предприятия.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).
3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?
Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица.Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.
Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить
- Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога.
- При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и СМП.
Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть:
На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП.
Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной.
Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого, т.к. они относятся к субъектам бизнеса.
Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами.
Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов.
Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество.
Большинствоисполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация».Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок.
Особенностью является организация бизнеса и размер компании
- Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО.
- Относительно НДС для организаций на УСН действуютте же условия, что и для ИП.
- В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях.
Следующая категория участников — бюджетная организация.Для них есть следующие нюансы:
- Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
- Учреждения уголовно-исполнительной системыпользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК.
В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режим, и многие процедуры им недоступны.
Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИС – им нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица.
Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам).
Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.
Если торги проводятся с учетом национального режима, то следует обратить внимание на условие и ограничение допуска, а также его запрет. Национальному режиму мы посвятили отдельную статью, с которой вы можете ознакомиться здесь —национальный режим в госзакупках
Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств).
Кто не может участвовать в закупках?
Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.
Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр.
Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок
Перечень для объявления запроса котировок также предоставляет разнообразный спектр возможностей. Можно провести в случае:
- проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утвержден РП от 30.09.2013 № 1765-р);
- проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы (п. 4);
- НМЦК не превышает 500 000 рублей;
- совокупный годовой объем закупок котировками не выше 10 % размера средств всех закупок и не выше 100 миллионов рублей в год.
На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?
Все зависит от того, какой способ определения поставщика заказчик использует при проведении закупки
Таблица 2:
Условие |
При проведении электронного аукциона (ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме (ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
При проведении всех видов конкурса, в том числе закрытого (ч.4 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
Этап предоставления информации |
При направлении заказчику подписанного проекта контракта |
При направлении заказчику подписанного проекта контракта |
В составе заявки на участие в закупке. |
Кто проверяет информацию |
Комиссия по осуществлению закупок |
Комиссия по осуществлению закупок |
Комиссия по осуществлению закупок |
Если информация отсутствует |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Заявку по этой причине отклонять нельзя. Контракт с участником закупки заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке. |
Если информация недостоверна |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Заявка участника должна быть отклонена. |
Как оформляется решение |
Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Следует помнить, что Закон 44-ФЗ устанавливает еще один случай, когда участник закупки может подтвердить свою добросовестность – это случай, прописанный в ч.8.1 ст.96 Закона 44-ФЗ (правило введено только с 1 апреля 2020 г.). Так, если проводится закупка среди субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций (п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ), участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления и обеспечения исполнения контракта (в том числе с учетом антидемпинговых мер), и обеспечения гарантийных обязательств. Но только в случае, если он предоставит информацию из реестра контрактов, свидетельствующую о его «добросовестности»
При этом, обратите внимание, что слово «добросовестность» в этой норме закона уже не используется (поэтому указываем его в кавычках). Однако требования к информации практически те же, что мы ранее разобрали в статье, но с тремя важными отличиями:
1) Правопреемство в предыдущих контрактах уже не учитывается (для сравнения см. п.2 Таблицы 1). Например, при слиянии юридических лиц, контракты которые были исполнены такими юридическими лицами до слияния, не могут учитываться в качестве подтверждения «добросовестности».
2) Установлены совершенно иные требования к цене предыдущих контрактов. Так, сумма цен трех предыдущих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (в закупке «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ – не менее максимального значения цены контракта) (для сравнения см. п.8 Таблицы 1). При проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации об исполненных трех контрактов, сумма цен которых должна составлять не менее суммы НМЦК каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (письма Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71272, от 03.09.2020 N 24-03-08/77364).
3) Информация о трех контрактах предоставляется участником закупки исключительно до заключения контракта в случаях, установленных Законом 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Если закупка проводится заказчиком на общих основаниях без специальных преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным организациям, то данная норма уже не действует, даже если победителем в закупке является субъект малого предпринимательства.
Подобрать ОКПД2
Как выбрать
При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.
Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.
Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.
Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор
Способ | В каких случаях применяется | Особенности |
Конкурс
(в электронной и бумажной форме) |
Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям | Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный |
Электронный аукцион | При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р | НМЦК снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене |
Запроскотировок (в электронной и бумажной форме) | Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей | Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн рублей |
Запроспредложений (в электронной и бумажной форме) | В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) | Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует требованиям заказчика |
Закупка уединственногопоставщика (в бумажной форме) | По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ | Способы:
|
Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.
Обоснование при выборе закупки
С началом действия Порядка обоснования госзакупок (ПП от 05.06.2015 № 555) появились две новые обязательные формы при заполнении закупочного плана и плана-графика. В форме-сопровождении графика введены столбцы № 8 и 9, в которые заказчик включает информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и о причинах такого выбора.
Необходимость обосновать предусмотрена ст. 18 Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Суть заключается в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованию закона. Созданы органы для аудита и контроля этой функции. В ходе их проверки закупка может быть признана необоснованной.
Изначально обязанность проводить обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вызывала у организаторов много вопросов. Отсутствовали четкие требования для заполнения данного столбца. Поэтому стоит детальнее рассмотреть этот вопрос.
Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ
СО осуществляет свою работу от имени организатора торгов, который наделяет ее полномочиями по определению поставщика (исполнителя). Но права и обязанности в результате такой деятельности возникают у заказчика.
Выбор спецорганизации по 44-ФЗ носит конкурентный характер. В контракте между заказчиком и СО указываются услуги и функции, которые будет выполнять сторона исполнителя. Если в ходе работы специализированной организации возникли вредоносные последствия для юридического или физического лица, то заказчик несет солидарную ответственность.
Определяющими признаками солидарной ответственности являются:
- Незаконные действия (бездействие) СО.
- Совершение деяния в рамках работы СО.
- Возложенные организатором торгов обязательства должны быть отражены в контракте.
- Мероприятия по определению исполнителя при выполнении функций от имени заказчика.