Статья 28. особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Содержание:
- Оценить преимущества электронного формата
- Установление публичного сервитута на частную землю в селе Ленинском может стать прецедентом для Новосибирской области. Собственники считают, что местная администрация, изменяя статус территории, пытается получить доступ к газопроводу.
- Специальная комиссия
- Вологда. Голосование из любого региона
- Порядок подготовки обсуждения
- Правовые основы
- Диспозиция
- Важность собраний
- Внесение изменений в правила землепользования и застройки требует проведения самостоятельных слушаний
- Определение
- Цель публичных слушаний и права их участников по Градостроительному кодексу
- Основания проведения
- Порядок проведения публичных слушаний
- Рязань. «Это не работа, а профанация»
- Какие вопросы должны рассматриваться публично?
Оценить преимущества электронного формата
Переход в цифровой формат позволяет убрать барьеры между авторами градостроительных проектов и жителями. Московские архитекторы и разработчики получили возможность использовать современные технологии для презентации своих проектов. Горожане могут узнать о предлагаемых нововведениях не только из стандартной документации, которую порой сложно понять без специальной подготовки, но и с помощью обзорных видео и трехмерных моделей, которые наглядно демонстрируют, что именно предлагается реализовать на территории.
До марта 2020 года проводили публичные слушания. Площадками для них становились городские помещения, например школы, актовые залы или досуговые центры. Изучить материалы проектов можно было только в определенные часы, а чтобы задать вопросы разработчикам проектов, нужно было дождаться очереди.
Установление публичного сервитута на частную землю в селе Ленинском может стать прецедентом для Новосибирской области. Собственники считают, что местная администрация, изменяя статус территории, пытается получить доступ к газопроводу.
«Глава администрации пытался захватить газопровод высокого давления, чтобы подключать соседние поселки»
«Публичные слушания проводятся по наложению сервитута без изъятия земельного участка, — пояснил Тайге.инфо Кузьмичев. — По утвержденному генплану есть места, дороги и территории общего пользования, и на этих участках находятся другие коммуникации. Часть из них перегорожена, и для того, чтобы осуществить доступ всего населения на территорию Ленинского, не в защиту определенного круга лиц, а, по большей части, жителей прилегающих территорий, объявлены слушания».
Обсуждение проходило в очень напряженной обстановке. Стороны конфликта постоянно перебивали друг друга, но если за позицию Кузьмичева никто из жителей так и не высказался, то каждый из членов ТСЖ был готов отстаивать право Шоркина, учитывая, что в следующий раз на его месте может оказаться любой из них.
«Публичные слушания — это инструмент главы администрации для давления на жителей нашего ТСЖ, — считает собственник земли. — Вторая цель — противопоставить, стравить традиционных жителей села с нашими жителям. Эффект достигается за счет присутствия на слушаниях муниципальных служащих, которые так или иначе находятся в зависимости от главы администрации».
Если пустили в зал, пусть и с некоторым нежеланием, всех, то зарегистрироваться в качестве имеющих право голоса позволили далеко не всем жителям. Многие из тех, кто представлял ТСЖ, пришли на слушания без нотариальной доверенности на представление интересов хозяев участков. Большинство жителей «Морского берега» находились на работе или в отпуске, заверил Шоркин корреспондента Тайги.инфо. По мнению Кузьмичева, у них отсутствует право собственности.
«Мы же не стихийно собрались — это было опубликовано в газете, это было размещено на сайте, поэтому все кто хотел, приняли участие», — отметил глава поселка. По словам Шоркина, о слушаниях по собственному участку он узнал только 27 июня и формально уже не успевал подать даже заявку на выступление.
«Собственник подчеркивает, что не против проезда, в то же время он яро против наложения такого сервитута»
Аргументы муниципальной власти сводились только к одному — предоставлению свободного проезда по частной земле. «Собственник подчеркивает, что не против проезда, в то же время он яро против наложения такого сервитута», — уточнил Кузьмичев.
Шоркин действительно дал письменное обещание не препятствовать движению, но он, по собственному признанию, и не собирался этого делать. Более того, никто из жителей Ленинского никогда не обращался ни к членам ТСЖ, ни в сельсовет с претензиями о «загороженном проезде» — к берегу водохранилища существует несколько других выездов. Отметим, что на прямой вопрос членов ТСЖ другим жителям, препятствуют ли они и, в частности, Шоркин, автомобильному проезду, никто не ответил.
После двух часов жарких обсуждений участники слушаний все-таки перешли к голосованию. Сначала поднимали руки те, кто за установление сервитута: первый раз насчитали 24 человека, потом 27, глава администрации остановился на 25. На пару больше оказалось противников. После этого чиновники обратились к ведомости тех, кто был официально зарегистрирован, но не стали считать голоса представителей ТСЖ, и, несмотря на громкие протесты, объявили установление сервитута.
Кузьмичев в беседе с Тайгой.инфо подчеркнул, что цель сервитута не в изъятии приватизированных участков, и заявил, что противоположной стороне «не удалось сорвать слушания». Шоркин готовится обжаловать решение в суде и подать заявления в правоохранительные органы. «Прикрываясь тем, что это все для людей, чиновник сталкивает жителей, и это говорит о его двуличности. Это, скорее всего, начало предвыборной кампании на следующий год», — предположил он
Подобное противодействие частникам со стороны поселковой администрации, по словам собственника, продолжается уже несколько лет. К примеру, власти противостояли сдачи в эксплуатацию спорткомплекса с бассейном на территории «Морского берега». В августе на торжественное открытие уникального арочного здания приглашены руководители региона.
«Я считаю, что это были не публичные слушания, а балаган, устроенный главой, соответственно, все его результаты будут признаны незаконными. Мы дадим законный ход разбирательству, в том числе уголовному», — заявил Шоркин.
Тайга.инфо будет следить за развитием событий.Подготовили Ярослав Власов, Анастасия Кораблёва и Евгений Мездриков
Специальная комиссия
Организационный комитет, участники слушаний, а также иные заинтересованные лица используют способы, не противоречащие законодательству, для учета результатов в деятельности местных органов власти. К таким мерам в числе прочего относят: информирование, разъяснение содержания и оснований для их составления. После проведения этих мероприятий оргкомитет может закончить свое существование. Если же участники комиссии проявят заинтересованность в последующих общих действиях, направленных на созыв собраний в будущем, она может стать постоянным органом. В этом случае оргкомитет будет проводить слушания на регулярной основе. На практике комиссия, как правило, распускается после передачи соответствующих материалов в органы власти и принятия последними акта по предоставленным данным. В таких случаях в качестве членов непостоянного оргкомитета целесообразно назначать инициаторов и представителей заинтересованной общественности, а также экспертов по теме обсуждения.
Вологда. Голосование из любого региона
В 2016 году жители Вологды собрали 319 подписей за публичные слушания «За парки, скверы и сады», однако гордума отказала им в их проведении по формальным основаниям.
Иногда вместо публичных слушаний о застройке в Вологде стали проводить электронное голосование. Как и в истории с ледовой ареной в Рязани, место проживания и прописка при этом, как правило, не учитываются, что позволяет городской администрации принять нужное ей решение вопреки мнению большинства жителей микрорайона.
Именно так в 2019 году было принято решение о строительстве ледовой арены в Осановской роще. В 2018 году мэр Вологды Сергей Воропанов сказал, что место для нее выберут жители. На сайте администрации города началось голосование, лидировал в нем вариант строительства ледовой арены на улице Конева. Но за день до окончания опроса городские власти внезапно объявили об еще одном варианте — улице Ярославской вблизи Осановской рощи. Результаты опроса обнулили, а лидировать в нем стал новый вариант. Журналисты вологодского издания Newsvo проверили страницы многих проголосовавших за него – там было много забаненных и фейковых аккаунтов, а также пользователей из других городов России. После поста о накрутках к голосованию активно подключились жители, и на первое место снова вышел участок на улице Конева. Однако после этого администрация города отменила итоги опроса, сказав, что место для ледовой арены определит общественный совет. В итоге все равно был выбран участок на улице Ярославской.
Весной в Вологде начали строить детсад на улице Ярославской в микрорайоне Бывалово, которого в Генплане города в этом месте нет. Местные жители активно выступали против строительства в этом месте и просили сохранить там зеленую зону с прудом. В конце 2019 года городская администрация устроила онлайн-голосование через сайт госуслуг. Несмотря на заверения мэра Вологды Сергея Воропанова, что выбирать место для детсада будут только жители микрорайона Бывалово, голосовать разрешили не только всем вологжанам, но и жителям любого другого города России. Весной зеленую зону на Ярославской начали готовить под строительство: засыпали землей пруд, вырубили часть деревьев.
По словам юриста из Вологды Евгения Молотова, электронное голосование не может заменять публичные слушания:
— Это была пиар-акция с целью накрутить голоса в свою пользу и выставить это как повод строить садик, хотя на всех личных встречах с людьми противники строительства имели численное превосходство.
Сквер в микрорайоне Бывалово до начала строительства детсада
Зеленая зона в микрорайоне Бывалово в Вологде после начала строительства
Порядок подготовки обсуждения
Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.
Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.
Правовые основы
Законодательство устанавливает принципы реализации рассматриваемой формы народовластия. При этом в нормах установлено, что порядок проведения публичных слушаний определяется в соответствии с правилами, предусмотренными в Уставе или актах законодательных органов МО. В качестве основ института законодательство определяет:
- Предмет. Им являются проекты нормативных актов, касающиеся вопросов местного характера.
- Субъектов-инициаторов.
- Основу подготовительной процедуры.
- Субъекта назначения. Публичные слушания, созываемые по инициативе граждан или законодательного органа, назначаются последним, по предложению главы МО — им же.
Необходимо сказать, что еще до официального утверждения ФЗ от 2003 г. в ряде регионов уже была нормативно закреплена эта форма народовластия. Так, в Красноярске был принят акт городского Совета от 6 июня 2000 года, которым регламентировались принципы созыва и организация публичных слушаний. Они выступают в качестве формы непосредственного участия граждан в администрировании. Однако решение публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается при утверждении институтами местной власти тех или иных актов.
Диспозиция
На публичных слушаниях могут обсуждаться проекты правил землепользования и застройки, планировка и межевание территорий, а также вопросы о выдаче разрешений на строительство определенных объектов.
Подготовка публичных слушаний начинается с информирования населения – чтобы довести до жителей максимальную информацию. Например, по проекту генерального плана (генеральный план земельного участка – ред.) органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления и разработчиков.
Описание генерального плана только в текстовой форме является недостаточным, так как делает его неопределенным, не обеспечивает однозначное понимание и может привести к произвольной реализации на практике. Аналогично решается вопрос с правилами землепользования и застройки – в схеме территориального планирования указываются границы, виды и состав территориальных зон, в том числе в составе жилых зон – застройка многоэтажными, малоэтажными и индивидуальными жилыми домами.
Позиция судов по вопросу отсутствия положенных схем, карт, планов и других, упрощающих понимание, графических материалов является однозначной – при отсутствии этих материалов получение гражданами полной и достоверной информации о содержании проекта невозможно, а результаты публичных слушаний, следовательно, нелегитимны.
Однако ознакомиться даже с напечатанным в газете графическим планом невозможно, потому что предлагаемый газетами масштаб планов и схем не позволяет увидеть ни зоны, ни цветные линии.
Следует сразу подчеркнуть, что порядок организации и проведения публичных слушаний не определяется ни в одном федеральном законе. Процедуры проведения слушаний и участия в них граждан устанавливаются в законах субъектов, а также в муниципальных актах. В итоге требования к проведению публичных слушаний во всех муниципальных образованиях и субъектах принципиально различаются.
Поэтому, чтобы оказать влияние на местные власти и добиться результатов, гражданину необходимо найти документ о порядке проведения публичных слушаний именно в своем муниципальном образовании. К таким документам относятся устав муниципального образования и положения о проведении публичных слушаний, принимаемые представительными органами муниципальных образований
Важно понимать, что житейский опыт людей, проживающих в других муниципальных образованиях, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден
Огромную проблему представляет сегодня и отсутствие законодательно закрепленного количественного критерия, при котором публичные слушания можно было бы считать состоявшимися. Отсюда и берется полная самодеятельность органов местного самоуправления при проведении слушаний. Например, время проведения слушаний. В законе установлены положения о том, что «государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления», но на практике это положение реализуется с трудом. Не секрет, что наиболее активная часть населения работает или учится, причем, именно в первой половине дня. Зная это, в большинстве муниципальных образований Московской области публичные слушания до сих пор назначают именно с 10 до 14 часов, тем самым лишая жителей возможности участвовать в них.
Важность собраний
Как отмечают многие аналитики, а также сами представители власти, непосредственный диалог с гражданами, который имеет место в ходе публичных слушаний, позволяет наиболее четко понять вопросы, которые беспокоят население. Вместе с этим сами жители получают более полную информацию о тех или иных преобразованиях, происходящих на территории МО. В ходе обсуждения вероятен конфликт интересов граждан и власти. Однако многие эксперты и чиновники считают, что это необходимое условие решения насущных проблем. При этом выдвигаются мнения, что именно в ходе обсуждения выявляются недочеты, не учтенные властью при разработке тех или иных программ
Население, в свою очередь, получает возможность увидеть масштабы запланированной деятельности, оценить ее важность, целесообразность и необходимость
Внесение изменений в правила землепользования и застройки требует проведения самостоятельных слушаний
На практике зачастую возникают ситуации, когда требуется внести изменения в ПЗЗ, например установить иные границы территориальных зон или изменить градостроительные регламенты.
Согласно п. 1 ст. 33 Кодекса порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки аналогичен порядку их первоначального принятия, что означает обязательность проведения слушаний по проекту изменений в ПЗЗ. Исключением являются случаи, когда в ранее принятых ПЗЗ не обеспечена возможность размещения на соответствующей территории тех объектов, которые необходимы органам власти для осуществления своих полномочий (пп. 3.3 ст. 33 Кодекса).
ВАЖНО! Слушания по проекту изменений в ПЗЗ проводятся даже в тех случаях, если изменения незначительны или носят технический (редакционный) характер.
Определение
Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.
Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.
Цель публичных слушаний и права их участников по Градостроительному кодексу
Каждый гражданин имеет право на максимально комфортные и благоприятные условия проживания. В то же время ни одно поселение невозможно себе представить без наличия производственных и непроизводственных сфер бизнеса, эксплуатируемой или строящейся недвижимости, разветвленной инфраструктуры и коммуникаций.
Основная цель проведения публичных слушаний по проекту ПЗЗ (далее — слушания) состоит в том, чтобы население и (или) владельцы земельных участков и объектов недвижимости активно участвовали в создании общих для всех стандартов эксплуатации и застройки территории, обеспечивающих:
- прозрачность любых градостроительных решений, начиная с установки торгового павильона и заканчивая строительством многоэтажных домов и промышленных предприятий;
- исключение хаотичной, произвольной, точечной застройки территории.
Участие в слушаниях позволяет заинтересованным лицам:
- знакомиться в полном объеме с проектом ПЗЗ (подп. 2 п. 5 ст. 5.1 Кодекса);
- получать консультации по всем материалам экспозиции ПЗЗ от организатора слушаний (п. 9 ст. 5.1 Кодекса);
- вносить свои письменные и устные предложения/замечания в ходе проведения собрания участников слушаний (п. 10 ст. 5.1 Кодекса);
- получать выписку из протокола слушаний, где отражены предложения участника (п. 20 ст. 5.1 Кодекса).
Основания проведения
В отечественном законодательстве распространена норма о необходимости учета мнений тех или иных участников общественных отношений (населения, группы заинтересованных лиц, выборного органа и т.п.) при принятии управленческих решений. Конституционная характеристика публичных слушаний дана КС РФ в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О, где указывается, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением (поэтому не обязательны для исполнения органом власти); их целью является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер (то есть значимо мнение только группы лиц); конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
- проект акта об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»);
- проект акта об утверждении генерального плана поселения и городского округа (п. 11 ст. 24 ГрК РФ);
- проект акта о внесении изменений в генеральный план поселения и городского округа, за исключением изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения (п. 17 ст. 24 ГрК РФ);
- проект правил землепользования и застройки (п. 11 ст. 31 ГрК РФ);
- проект акта о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (п. 2 ст. 39 ГрК РФ);
- проект акта о предоставлении права на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 4 ст. 40 ГрК РФ);
- проект планировки и проект межевания территории (п. 5 ст. 46 ГрК РФ);
- проект акта об установлении публичного сервитута для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Порядок проведения публичных слушаний
Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.
Рязань. «Это не работа, а профанация»
С февраля 2018 года в Рязани длится конфликт, связанный со строительством шести 26-этажных домов в границах улиц Есенина, Грибоедова, Фирсова. Этот проект приняли на публичных слушаниях без участия самих жителей этих улиц: место проведения мероприятия внезапно изменили. Прокуратура признала их незаконными, но мэр города Сергей Карабасов так и не провел новые слушания. Лоббисты застройки — крупные рязанские бизнесмены Игорь Коськин и Александр Лемдянов. Один новый дом на улице Фирсова уже построен, из-за него жители лишились комфортной городской среды.
В июле этого года инициативная группа жителей потребовала провести общественное обсуждение застройки с участием утвердивших проект планировки чиновников, проектировщиков и надзорных органов. Вместо этого 16 июля прошло собрание, на котором представители администрации и застройщика сказали, что все вопросы нужно задавать проектировщику.
— Когда господа чиновники закончили со своими заранее подготовленными докладами, некомпетентность каждого стала видна всем. Я задал вопрос о метраже жилой площади стройки на Фирсова, представитель застройщика посоветовал мне самому посмотреть по проекту и сбежал с собрания. И во время всего этого балагана представитель администрации постоянно напоминал: мол, мы от вас не бегаем, идем на контакт, оцените нашу замечательную работу. Это не работа, это профанация и профнепригодность, — подвел итог собрания для «7×7» Шестаков.
На собрании стало известно, что продвигающая застройку квартала ГК «Инвест» готовит новый проект планировки, в котором этажность домов будет снижена. Активисты улиц Есенина, Грибоедова и Фирсова частично добились своей цели.
В Рязани эти слушания — не первые, на основании которых были приняты решения вопреки пожеланиям горожан. В 2013 году, несмотря на массовые протесты, городская дума разрешила перевести 44 га рекреационных земель в пойме рек Плетенка и Павловка в зону жилой застройки. Там построили более 10 высотных жилых домов, а обещанных набережной с пляжем, школ и детских садов до сих пор нет.
В 2016 году жители нескольких улиц в Горроще выступили против строительства в зеленой зоне крытой ледовой арены. Но за ее возведение проголосовали люди из отдаленных районов Рязани, которые якобы будут возить детей в Горрощу. В 2020-м строительство началось. Его не смогли остановить многочисленные протесты жителей.
По похожему сценарию проходили общественные слушания по застройке некогда курортного поселка Солотча и центра Рязани высотками: большинство присутствующих были сотрудниками заинтересованных в застройке лиц, мнение местных жителей, градозащитников и экоактивистов в расчет не принималось.
Были и исключения: под давлением общественности Рязанская епархия передумала строить храм в Парке морской славы, а мэрия отказалась от планов по строительству общеобразовательной школы в лесопарке.
Встреча жильцов с сотрудником администрации Рязани Марией Бобковой возле новостройки на улице Фирсова. Фото Екатерины Вулих
Какие вопросы должны рассматриваться публично?
Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично
Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:
- правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
- бюджет (доходы и расходы);
- проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
- все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.
Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.