База решений фас. практика рассмотрения жалоб федеральной антимонопольной службой в отношении нарушений закона о защите конкуренции

Содержание:

Как обжаловать действия заказчика в ФАС

Направьте жалобу в антимонопольный орган по почте или по факсу, на электронную почту или принесите лично. В жалобе напишите:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона заказчика;
  • название, место нахождения своей организации либо Ф. И. О. для физлица, почтовый адрес, email, телефон, факс;
  • закупку, которую обжалуете, адрес сайта с закупкой;
  • действия заказчика, которые обжалуете, и доводы, которыми подтвердите жалобу;
  • перечень документов, которые подаете вместе с жалобой.

Жалобу подписывает заявитель или представитель по доверенности. Учтите, что заказчик вправе подать возражение на жалобу, а заявитель – дополнить жалобу, которую уже направил в ФАС. При этом возражение необходимо составить с учетом требований, которые перечислены выше

Об этом сказано в частях 6–8 и 13 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.Внимание: если предоставите недостоверные сведения в антимонопольный орган, то заплатите штраф от 10 000 до 15 000 руб. Наказание предусмотрено частью 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях.Жалобу направьте в течение 10 календарных дней с даты, когда заказчик подвел итоги закупки

Если торги не состоялись или заказчик договор не заключил – на обжалование три месяца (ч. 4 и 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).ФАС примет жалобу или вернет заявителю. На решение у антимонопольного органа три рабочих дня с даты, когда получит жалобу. ФАС вернет жалобу в трех случаях:

  • написали не все сведения, которые перечислены выше;
  • не подписали жалобу или документ подписал представитель без полномочий;
  • есть судебный акт или решение антимонопольного органа по спорному вопросу.

О решении ФАС сообщит письменно. Письмо отправит в тот же день, когда примет решение. Порядок описан в частях 9 и 10 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.Если антимонопольный орган рассмотрит жалобу, которую составили с нарушениями, то заказчик через суд признает решение ФАС недействительным.Пример: участник закупки не подписал жалобуАнтимонопольная служба рассмотрела жалобу участника закупки и выдала заказчику предписание устранить нарушения. Заказчик обратился в арбитражный суд с требованием признать предписание ФАС незаконным. Суд поддержал требование заказчика. Основание – участник закупки направил жалобу в ФАС без подписи, антимонопольная служба не вправе рассматривать такое заявление, а значит, предписание контрольного органа незаконно (определение Верховного суда от 16.12.2014 № А53-808/2014, 308-кг14-5570).Если ФАС примет жалобу, то опубликует на официальном сайте или в ЕИС. На это у специалистов антимонопольной службы три рабочих дня с даты, когда получили жалобу. В этот же срок ФАС уведомит заказчика о поступлении жалобы и о том, что закупка приостановлена до рассмотрения спорного вопроса. Заказчик не вправе заключать договор, пока ФАС не примет решение по жалобе. Если заключит, то договор будет недействительным. Об этом сказано в частях 11 и 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.Комиссия ФАС рассматривает жалобу в течение семи рабочих дней

При необходимости продлит срок на семь рабочих дней.Внимание: антимонопольная служба рассмотрит жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. Например, если пожаловались на незаконные требования заказчика, ФАС оценит законность таких требований, а другие действия заказчика оценивать не будет

Такой вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.Специалисты антимонопольной службы решат, обоснованна или нет жалоба. Если ФАС найдет в действиях заказчика нарушения, то выдаст предписание:

  • устранить нарушения порядка организации и проведения закупки;
  • изменить извещение или документацию о закупке;
  • аннулировать закупку.

Комиссия опубликует решение и предписание на сайте ФАС или в ЕИС, а также направит копии участнику закупки и заказчику. Срок – три рабочих дня с даты, когда приняла решение. Процедура рассмотрения жалобы описана в частях 14, 14.1, 20 и 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.ФАС рассматривает жалобы на заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, в порядке статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Вывод следует из части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Такую же позицию высказал ВАС в решении от 17.02.2014 № ВАС-17339/13.Как обжаловать действия заказчика, который работает по Закону № 223-ФЗ, но проводит аукцион за счет бюджетных инвестиций по правилам Закона № 44-ФЗ ?Обжалуйте действия заказчика по правилам статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Закупка относится к торгам, которые заказчик обязан провести. Такие закупки необходимо обжаловать по Закону № 135-ФЗ. Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Позицию поддерживает ФАС в письме от 30.12.2014 № ИА/55142/14.

Судебный порядок

Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.

При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:

  1. Определиться с компетентным органом.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
  3. Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
  4. Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.

Сроки обращения

Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.

Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.

Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).

Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).

Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.

Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.

Как только суд примет заявление, исполнение предписания ФАС «притормаживается» до момента выхода судебного постановления.

Как грамотно подготовить иск?

Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
  3. Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
  4. Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.

Образец судебной жалобы:

Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.

Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:

Какие документы нужно собрать?

Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:

  1. Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
  2. Исковое заявление.
  3. Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
  4. Документальное подтверждение получения иска ответчиком.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

Рассмотрение дела и вердикт

На рассмотрение дела отводится определенный день. Заявитель должен быть на процессе «во всеоружии»: ознакомлен с судебной практикой по аналогичным разбирательствам, иметь свою мотивированную позицию. Это поможет быть более убедительным и поможет суду принять сторону истца.

Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.

Помощь «Независимого регистратора» в электронных закупках

В 2020 году на помощь поставщикам в отстаивании своих прав пришла специальная программа «Независимый регистратор». Она полностью фиксирует действия пользователя на восьми федеральных ЭТП.

Её можно бесплатно скачать из ЕИС, для этого в разделе «Информация для пользователей» нужно найти вкладку «Независимый регистратор». Данная программа поможет:

  1. Доказать возникновение на площадке технических проблем, препятствовавших совершению определённых действий (подать ценовое предложение, подписать контракт и др.).
  2. Разоблачить недобросовестных конкурентов. К примеру, зафиксировать, как одни и те же две организации понижают цену, чтобы обеспечить выигрыш третьему участнику.

Программа функционирует только на ЭТП при проведении госзакупок (по 44-ФЗ и по 223-ФЗ).

Решение о приёме или отклонении жалобы, после подачи

После подачи жалобы, антимонопольная служба принимает или возвращает жалобу. После принятия жалобы, информация об этом размещается на официальном сайте госзакупок https://zakupki.gov.ru.

Найти жалобу поданную в антимонопольную службу можно в:

  • информации о конкретной закупке или в реестре жалоб по номеру жалобы на сайте https://zakupki.gov.ru.
  • На электронной торговой площадке где проводится процедура в информации о закупке (иногда в разделе поданной вами заявки или в разделе протоколов или документов о закупке.)

Причины отклонения / непринятия Жалобы

  • жалоба не соответствует требованиям в законе 44-ФЗ или 223-ФЗ
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  • нет приложенных документов, подтверждающих полномочия подписавшего лица. Даже гендиректора. (Нужно приложить решение учредителя о назначении гендиректора).
  • истекли установленные сроки подачи жалобы. (пример: подали жалобу позже 5 или 10 дней).
  • по жалобе имеется принятое решение суда или контрольного органа (жалобу мог подать другой участник закупки и по тем же основаниям (суть)).

Участник (Вы) может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и принято Решение — Обоснована

После принятия решения по жалобе, антимонопольная служба публикует на сайте https://zakupki.gov.ru и ЭТП (электронно-торговой площадке) информацию и документ с решением. А также могут разместить информацию / документ с Предписанием заказчику выполнить следующие действия:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протоколы подведения итогов,
  • отменить протоколы и рассмотреть заявки заново.
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.
  • Отменить протоколы, внести изменения в закупочную документацию, возвратить процедуру на этап подачи заявок.

Бывает, что решение принимается без вынесения Предписания. Так бывает, когда нарушение есть, но оно не влияет на результат итогов тендера, или предписание выдано по решению на жалобу по этому тендеру от другого участника.

Жалоба принята и принято Решение – Не обоснована

Доводы в жалобе не обосновали / не подтвердили вашу позицию, соответственно решение не будет содержать указание на исправление ситуации. Документ об этом разместят на официальном сайте госзакупок и сайте ЭТП. Ни предписаний, ничего другого.

Обжаловать это решение можете в арбитражный суд в течение 3-х месяцев. Но толку от этого мало, а времени потратите много. Из принципа конечно можете оспорить, но помните – расходы на ведение дела лягут на проигравшую сторону.

Успехов вам в тендерных процедурах!

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся. Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Жалобы по 44-ФЗ

Жалобы на Заказчика по 44-ФЗ

Жалобы на Заказчика по 44-ФЗ подаются в территориальное отделение Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) – т.е. по субъекту РФ нахождения Заказчика (по городу, области) – по подведомственности.

Регулируется Статьёй 105 44-ФЗ. Порядок подачи жалобы

Срок подачи жалобы – 5 (пять) календарных дней после публикации протокола (с итогами, об отклонении т.п.). Подать могут только те, кто подал заявку на участие, другие не могут. (п.3 ст.105 44-ФЗ).

Срок подачи жалобы на документацию – до окончания срока подачи заявок. Подать жалобу может любой. (п.3 ст.105 44-ФЗ).

Причины подачи жалобы на Заказчика до Подачи заявок

  • На положения документации. Пример: заказчик прописал формулировки затрудняющие или делающие невозможным для вас подачу заявки, которая будет соответствовать всем требованиям.
  • На проект контракта в документации и его содержание. Пример: очень маленькие / сжатые сроки выполнения работ, чтобы участвовали только «свои» поставщики.
  • Нарушение «Принципов» закупки. (Открытость, прозрачность, конкуренции, равноправие, отсутствие ограничения допуска к участию т.д.).

Причины подачи жалобы на Заказчика После рассмотрения заявок

  • Необоснованное отклонение заявки.
  • На содержание протоколов после рассмотрения, подведения итогов и т.п. после заседаний комиссии. (не полная информация – нет формул, ссылок на пункты, нет наименований и т.п. в соответствии с требованиями к протоколам 44-ФЗ).
  • На сговор лиц со стороны заказчика и победителя. (Но нужны доказательства. Пример, все участники, падавшие заявку, имеют одного и того же ген. директора и/или учредителя.
  • Нарушение «Принципов» закупки. (Открытость, прозрачность, конкуренции, равноправие, отсутствие ограничения допуска к участию т.д.).

Жалобы на ЭТП по 44-ФЗ электронную площадку

Срок подачи жалобы на ЭТП – в течение 30 календарных дней. (п.5 ст.105 44-ФЗ).

(действия на ЭТП можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор –подробная информация на сайте госзакупок в разделе справка / документы. Запускать его нужно до начала торгов).

Причины жалобы на ЭТП (оператора электронной площадки)

  • на «зависание» площадки во время торгов,
  • на несвоевременное извещение / предоставление и / или публикацию документов.
  • Нарушение «Принципов» закупки. (Открытость, прозрачность, конкуренции, равноправие, отсутствие ограничения допуска к участию т.д.).

Жалобу рассматривают в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня следующего за днём поступления жалобы.

Жалоба должна содержать информацию

Жалоба должна содержать информацию согласно п.8 п.9 п.10 ст. 105 44-ФЗ (без неё жалобу отклонят / не примут).

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
  5.  К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
  6. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. (Решение учредителя/-ей о назначении / выборе генерального директора, и/или доверенность от гендиректора на лицо подающего жалобу).

«Юридический центр Сиан» специализируются в следующих направлениях:

  • Нарушения требований законодательства «О рекламе», действия конкурирующих на рынке предприятий, что влечет прямой финансовый ущерб, ущерб деловой репутации, предоставление ложной информации — эти и другие похожие ситуации подлежат рассмотрению в ФАС (жалоба).

    Государственные органы не всегда действуют в интересах бизнеса, а порой просто бездействуют. Помощь специалистов «Юридического центра Сиан» способствует разрешению сложного вопроса.

  • При проведении торгов, аукционов, тендеров довольно часто возникают нарушения 44-ФЗ или 223-ФЗ. Специалисты «Юридического центра Сиан» оказывают помощь участникам торгов и аукционов:
    1) При подаче жалоб в ФАС;
    2) Оспаривании решений конкурсной комиссии;
    3) Нарушений при размещении конкурсной документации;
    4) В приостановке или отмене размещения заказа;
    5) Если заказчик неправомерно отклонил Вашу компанию с торгов.

    Если интересы вашего бизнеса незаконно ущемляют, есть нарушения процесса — следует обратиться с жалобой в ФАС, а то и в суд.

  • В Российской Федерации определенные категории заключаемых сделок между юридическими лицами требует обязательного согласования в ФАС, в том числе при приобретении коммерческой недвижимости.

    Обращение за помощью в согласовании к экспертам по ФАС «Юридического центра Сиан» позволит минимизировать все риски при проведении сделки и согласования в Федеральной Антимонопольной Службе.

  • РНП ведет Федеральная антимонопольная служба, которая и принимает решения о включении или об исключении сведений в него. В этот список вносят юридических лиц (в том числе учредителей и руководителей) уклонившихся от заключения контракта, договоры с которыми были расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда.

    В РНП вносят лиц по нескольким причинам: уклонения от заключения контракта (не оплачено обеспечение, не надлежащее предоставление обеспечения, не подписание соглашения в срок, нарушения ст. 37 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ), а так же в случае одностороннего расторжения контракта с поставщиком.

    Следует отметить, что, довольно часто, имеет место быть ошибке третьих лиц или сбоев в программном обеспечении.

    В случае внесения в реестр недобросовестных поставщиков компания теряет обеспечение заявки или контракта, а так же возможность участвовать в торгах в течение 2 лет. Этот запрет распространяется на всех юридических лиц, где руководитель и(или) учредитель тоже самое лицо.

Не откладывайте решение Ваших проблем!
Санкт-Петербург
8 (921) 917-90-91
Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41
Москва и область
8 (915) 418-20-00
Москва, улица Земляной Вал, д.64 стр.2, офис 420

Компания «Юридический центр Сиан» предлагает разовые и комплексные услуги по ФАС юридическим лицам и предпринимателям. Мы работаем честно, прозрачно, заключаем договор. Мы имеем опыт работы в ФАС, а так же в Арбитражных судах — приходите на консультацию или пишите нам на электронную почту.

Услуги нашей компании так же доступны предпринимателям других регионов, возможен выезд специалиста в другой регион, если требуется наше участие.

Комментарии и отзывы

Лариса Ивановна 17 сентября 2019г. в 21:15:54

хочу выразить благодарность юристу Жилинской Валентине в разрешении моей проблемы, я очень надеялась выпутаться без судов, так и получилось!

Игорь 08 октября 2019г. в 21:06:25

Татьяна Петровна тоже хороший юрист, благодарю за работу

Аркадий 23 декабря 2020г. в 23:20:34

Добрый день, вы сможете сделать Правовой анализ и оценку антимонопольных рисков и ограничений по сделкам. Сколько будет стоить ваша работа

В каких случаях можно подать жалобу

Федеральная антимонопольная служба занимается:

  • надзором за сохранением здоровой конкуренции на современном рынке и пресечением правонарушений, связанных с использованием методов недобросовестного ведения конкурентной борьбы и монополизацией в любой сфере деятельности;
  • контролем над исполнением законодательных требований в отношении естественных монополий;
  • контролем над соблюдением законодательных норм в сфере гос.закупок для нужд муниципальных и федеральных структур;
  • регулированием в рекламной сфере;
  • разрешением прочих вопросов в антимонопольной сфере.

Согласно актуальным законодательным нормам, жалоба в ФАС может быть принята также от частного или юридического лица и рассмотрена соответствующим образом. Уполномоченные сотрудники рассмотрят вопрос по существу, проведут расследование и вынесут свой вердикт. Если факт нарушения законодательных требований будет установлен, то правонарушитель получит предписание на устранение своих ошибок. Все решения, принятые уполномоченными представителями ФАС, подлежат публикации в открытом доступе.

Подача жалобы становится основанием для полной проверки всей процедуры закупки. Довольно часто контролирующая инстанция признает жалобы необоснованными, но и эта ситуация оборачивается для заказчика серьезными неприятностями. АС может выявить в ходе проверки иные нарушения и инкриминировать их участнику аукциона. При несущественных нарушениях заказчик может не получить официальное предписание, если своевременно исправил недочеты. Тем не менее, его деятельность в дальнейшем будет находиться под строгим контролем.

Профессиональные юристы не рекомендуют своим клиентам при возникновении малейшего недопонимания с партнером писать заявление в ФАС. Этот инструмент следует использовать, если вы не сомневаетесь в собственной правоте. Довольно распространены ситуации, когда заказчик направляет обращение, не имея представления о законодательных нормах и тонкостях. В действительности, это его позиция является ошибочной. Инстанция проведет проверку и закроет дело, а заказчик впредь не станет работать с таким поставщиком.

Подача жалобы в контролирующую инстанцию возможна, если заявитель:

  • имеет основания сомневаться в добросовестности проведения аукциона/торгов с участием муниципального или государственного заказчика;
  • выиграл тендер на поставку товара, а заказчик отказывается принимать партию;
  • считает, что государство или муниципальный орган продвигают интересы одного из участников тендера/аукциона в ущерб другим компаниям;
  • имеет основания полагать, что определенная организация нарушила законодательство в сфере участия в конкурентной борьбе;
  • выявил факт сокрытия заказчиком существенных условий проведения торгов/аукциона в части количества и характеристик товара, их стоимости и комплектации

Подача информации и решение ФАС

Столкнувшись с недобросовестным поставщиком, заказчик должен обратиться в центральный аппарат ФАС или в территориальное подразделение по месту своего нахождения. Ему следует подать обращение о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в письменном виде либо в виде электронного документа, который необходимо заверить электронной подписью.

Если сведения в ФАС подаются на основе судебного решения, то включение поставщиков в реестр происходит достаточно быстро. Антимонопольная служба не рассматривает причины расторжения контракта (договора) и не проверяет выводы судов. В этом случае достаточно самого судебного решения и приказа ФАС, и уже максимум через 10 рабочих дней исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков.

Если заказчик обращается в ФАС на основании того, что поставщик уклонился от заключения контракта либо существенно нарушил его условия (при закупках по № 44-ФЗ), антимонопольная служба обязана провести проверку. Если указанные заказчиком сведения подтверждаются, то в течение трех дней ФАС должна сделать соответствующую запись в реестре.

Как отчитаться по квотированию в соответствии с ПП №2013?

В настоящее время требований о формировании отчетности о выполнении минимальной доли закупок российских товаров по ПП №2013 нет.

Однако с 01 октября 2021 года вступает в силу п.1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением ПравительстваРФ от 27 мая 2021 г. №814. Он дополняет  Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 новым приложением «Сведения о договорах, заключенных в 20__ г. по результатам закупок товаров, работ, услуг». Данное приложение является новым ежемесячным отчетом, который необходимо будет размещать заказчикам по Закону №223-ФЗ. Исходя из структуры отчета, в него включаются:  

– информация о заказчике;

– сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за 20__ год.

Административная практика по ПП №2013

Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к  выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021

Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля   закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха   (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021

Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении  участников закупки, лишении  их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается.  Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).

В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

Как обжаловать действия заказчика в суде

Подайте исковое заявление в арбитражный суд. Сделать это можно письменно либо в электронной форме через сайт суда. В суде можете обжаловать любые действия заказчика при планировании закупки, выборе поставщика

Если победили в закупке, можете обжаловать то, как заказчик исполняет и расторгает договор.Внимание: перед тем как подать иск, заплатите государственную пошлину – 6000 руб. Если требуете от заказчика выплатить деньги, то пошлина зависит от суммы

Размеры пошлины перечислены в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи ст. 333.21 Налогового кодекса РФ. Рассчитать размер пошлины поможет калькулятор на сайте Московского арбитражного суда.В исковом заявлении напишите следующие сведения:

  1. название арбитражного суда, в который подаете заявление;
  2. наименование и местонахождение юрлица – если подаете иск от организации;
  3. Ф. И. О., местожительство, место работы или дату регистрации в качестве ИП – если подаете иск от физлица, телефон, email, факс;
  4. наименование и адрес заказчика;
  5. требования к заказчику. Перечислите законы и другие нормативные акты, которыми подтвердите требования;
  6. обстоятельства, из-за которых возникли требования, доказательства;
  7. цену иска с расчетом суммы, если требуете выплатить деньги;
  8. сведения о том, что пытались в досудебном порядке решить спорный вопрос, например, направили претензию;
  9. перечень документов.

Вместе с заявлением подайте документы:

  • уведомление, что вручили копию иска и документы ответчику. Если нет уведомления, приложите почтовую квитанцию, расписку получателя или другие документы (п. 14 постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 № 11);
  • платежку об уплате пошлины;
  • документы, которыми подтвердите требования: копию договора, претензию, товарную накладную;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • документы, которыми подтвердите право подписать иск, – приказ о назначении, решение собрания участников, доверенность;
  • копию определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска, если суд вынес такое определение;
  • документы, что пытались урегулировать спор до суда, – требования, претензии;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписку необходимо получить не ранее чем за 30 дней до того, как обратитесь в суд. Можете использовать сервис на сайте ФНС;
  • проект договора, если через суд требуете от заказчика заключить договор.

Документы можно подать в письменном или в электронном виде. Копию иска и документов направьте заказчику заказным письмом. Требования перечислены в статьях 125 и 126 АПК.Арбитражный суд рассмотрит дело в течение трех месяцев с даты, когда поступит исковое заявление. Судья вправе продлить срок до шести месяцев. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 152 АПК.Решение суд опубликует на официальном сайте в режиме ограниченного доступа. Если решение оформлено только на бумаге, то суд направит его в пятидневный срок. Такой порядок установлен в части 1 статьи 177 АПК.
 

Невнесение изменений в документацию по итогам разъяснений

Если заказчик изменил документацию, он должен продлить сроки проведения процедуры. В свою очередь, изменение документации может потребоваться из-за направления заказчику запасов на разъяснение положений документации. Об этом нужно помнить, иначе у контролирующих органов будет повод наложить штраф.

Вот яркий пример: в техзадании на капремонт заказчик вообще не перечислил никаких работ, а дал лишь адрес помещения. Участники стали направлять запросы, на которые заказчик своевременно отвечал, а также публиковал ответы в ЕИС. Однако вносить изменения в документацию он не стал, поскольку не хотел двигать сроки. Управление ФАС нашло в этом нарушение. Дело в том, что заказчик не указал в документации важную информацию, которая в силу закона должна была там присутствовать. И после разъяснения этих вопросов ему следовало документацию изменить и продлить сроки приема заявок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector