§ 3. конкуренция и признаки ее ограничения

Естественные и искусственные монополии

Под естественной подразумевается монополия, которая по праву занимает ключевое, преимущественное положение на отечественном рынке и напрямую связана с имеющимися производственными особенностями.

Производственное преимущество выражаться в виде:

  • современного дорогостоящего оборудования;
  • единоличного права собственности на ключевые ресурсы;
  • наличия внушительных производственных мощностей.

В большинстве случаев, под естественной монополией подразумевается серьезная хорошо развитая инфраструктура, в рамках которой функционирование одной компании будет менее затратно с точки зрения себестоимости.

Под искусственной монополией подразумевается объединение компаний, которые формируются с целью получения коммерческой монополистической выгоды за счет покупателя. По сути, под термином скрывается условное название, которое позволяет отделить предприятия от естественных монополий.

Более того, такая форма монополии специально корректирует текущую структуру рынка, в частности:

  • формируют препятствия для исключения вероятности создания новых компаний в конкретной сфере;
  • ограничивают имеющихся аутсайдеров в праве доступа к конкретному сырью, в том числе и энергосистеме;
  • буквально “забивают” рынок персональной эффективной рекламой;
  • инвестируют внушительные средства в персональное развитие (например, открывают новые филиалы без повышения рентабельности, но для ограничения доступа для других субъектов).

Искусственная монополия формируется под конкретные предприятия. К примеру, несколько региональных компаний объединились между собой для препятствия входа на рынок иных фирм в определенной сфере деятельности. Они могут ограничить доступ к ресурсам, задавить рекламами и пр.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

Подсветка

Большинство необслуживаемых СЖО сейчас имеют в комплекте поставки вентиляторы с подсветкой. У бюджетных систем вентилятор может светиться одним цветом, в более дорогих системах установлены «ветродуйки», способные передать всю палитру цветов. Система с RGB встроится в единую систему подсветки компьютера и будет менять цвета синхронно с остальными компонентами, например материнской платой, оперативной памятью, видеокартой

В зависимости от типа подсветки, для питания используются разные виды коннекторов, что очень важно учитывать при выборе, так как некоторые из них могут быть несовместимы с материнской платой

Одноцветная LED-подсветка может поддерживать только один зафиксированный цвет. В данном случае нельзя изменить цвета на другой или изменить режим частоты подсветки. Такая подсветка питается от того же коннектора что и мотор вентилятора или помпы. Это может быть 3-pin или 4-pin PWM или Molex разъемы. Встречаются так же комбинированные варианты.

RGB-подсветка поддерживает весь спектр основных цветов радуги за исключением того, что в каждый момент времени устройство поддерживает только 1 цвет: белый, красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый (а также полное отключение подсветки, т.е. черный цвет). Кроме того, имеется возможность изменения режимов частоты работы подсветки, что поможет выбрать более подходящий для вас тип освещения. В такую подсветку встроены светодиоды 12v, которые контролируются специальными микросхемами в хабе или в материнской плате. Подсветка работает за счет распределения питания диодов по отдельным каналам: вентиляторы подключаются отдельно, а RGB-система — с помощью специального кабеля — к контроллеру. Питание такой подсветки подключается через разъемы 4pin 12V или 6-pin.

A-RGB-подсветка (Adressable RGB) — это более новая и более продвинутая версия RGB-подсветки. Ее основное отличие — возможность распределения цветовых сигналов между диодами раздельно, за счет того, что используется диоды 5V вместо 12V. Такая подсветка дает ультимативные возможности по ее настройке. Управление происходит с помощью программного обеспечения совместимого с вашей материнской платой, либо через ПДУ. A-RGB подсветка питается через коннектор 3pin 5v, вместо 4pin 12v.

ARGB-подсветка позволяет выстраивать более сложные цветовые схемы благодаря наличию большего количества оттенков и возможности их чередования — начиная от обычной радуги, и заканчивая чередованием нескольких цветов одновременно.

Если вдруг у вашей материнской платы не предусмотрен контроль подсветки, то у многих моделей есть собственный независимый пульт, который «курирует» скорость, режимы и цвет. Ниже представлены типы разъемов в зависимости от производителя.

READ Как установить металлическую дверь в деревянный сруб

Современные СЖО поддерживают все самые популярные стандарты синхронизации подсветки, среди них можно выделить: ASUS AURA SYNC, GIGABYTE RGB FUSION, MSI Mystic Light Sync, ASRock Polychrome RGB, BIOSTAR RGB SYNC.

Что делать, если в отношении вас инициируется дело о недобросовестной конкуренции

Если дело о недобросовестных действиях оппонента возбуждается в отношении вашего бизнеса, то требуется, во-первых, предупредить штрафы, пока дело расследуется. Во-вторых, следует доказать, что в открытом деле:

  • нет нарушений с точки зрения закона;
  • проступок незначительный;
  • невозможность избежать использования незаконных методов.

Организация на самом деле ведет войну с конкурентами, но нарушения закона в этой борьбе носят незначительный характер. Тогда штраф не накладывается.

Какие нарушения можно считать незначительными?

  • В результате них нанесен небольшой ущерб фирме-конкуренту.
  • До обращения в суд пострадавшая сторона никак не боролась с незаконными действиями.
  • Заявитель и нарушитель в партнерских отношениях.

Для положительного решения вопроса фирма, в отношении которой возбуждается расследование, готовит все документы, привлекает свидетелей. В случае неоднозначности фактов, перечисленных в заявлении, есть шанс избежать административной ответственности.

Если вы владелец бизнеса, против которого готовится дело, то не рекомендуем паниковать. Ваша задача – собрать максимальное количество документов по этому вопросу. Далее вам следует заручиться поддержкой свидетелей. Это могут быть ваши коллеги, партнеры, клиенты. При хорошей подготовке у вас есть шанс уйти от административной ответственности, особенно в том случае, когда дело не так однозначно, как на то указывает заявитель.

Второй комментарий к Ст. 178 УК РФ

1. Объективная сторона заключается в ограничении конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

2. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — ФЗ от 26.07.2006).

3. Ограничение конкуренции означает, что ее рамки искусственно регулируются действиями виновного. Позитивное законодательство формулирует признаки ограничения конкуренции (п. 17 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006).

4. В качестве уголовно-наказуемого предусмотрен один способ ограничения конкуренции: заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Согласно ст. 11 ФЗ от 26.07.2006, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

5. Преступление окончено, когда в результате ограничения конкуренции причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству или в момент извлечения дохода в крупном размере. Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей; крупным ущербом — ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей (примечания к ст. 178 УК).

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

7. Субъекты: представители хозяйствующих субъектов, занимающих и не занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, а также представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, наделенных функциями или правами указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (руководители, учредители, рядовые члены, уполномоченные на это руководителями или учредителями, а также должностные лица, индивидуальные предприниматели и т.д.).

8. Доминирующее положение, согласно Закону о конкуренции, означает положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

9. Квалифицирующие признаки предусмотрены в ч. 2 и ч. 3 ст. 178 УК. В квалифицированном ограничении конкуренции должны отсутствовать признаки вымогательства; если же виновный, угрожая причинением вреда имуществу, требует передать ему какое-либо имущество или право на него либо выполнить действия имущественного характера, он привлекается к уголовной ответственности по ст. 163 УК (вымогательство).

10. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 178 УК, освобождается от уголовной ответственности, если:

1) оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении;

2) активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию;

3) возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред;

4) в его действиях не содержится иного состава преступления.

Виды недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных видах действий либо бездействия хозяйствующего субъекта.

При этом происходит нарушение сложившихся экономических, этических или моральных норм. Итогом таких действий является вытеснение иных коммерческих субъектов с рынка, сокращение числа конкурентов или ограничение их деятельности. В конечном итоге борьба без правил может приводить к монопольному положению нечистоплотной компании.

Дискредитация – это обнародование откровенно ложный, неточных, либо искаженных сведений об экономическом объекте, конкретных лицах, продукции. Она вредит деловой репутации и экономическому положению. Особенности описаны в статье 14.2 закона Российской Федерации «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006.

  • обман об уровне качества продукции, занижение его потребительских качеств;
  • условий реализации;
  • особенности изготовления товара, его ингредиентов или материалов, например, распространение сведений о наличии в составе неприемлемом для потребителя продукте (пальмового масла в дорогом сыре, свиного сала в продуктах, распространяемых в регионах со значительным количеством мусульман и т.п.);
  • последствий от покупки (пример – ложь о быстром выходе из строя, недостаточной мощности двигателя);
  • количества и возможностей по приобретению аналогичных товаров;
  • уровня реального спроса на продукцию (создание отрицательного имиджа путем утверждений о низком спросе на изделие, услугу).

Данный вид получении я конкурентного преимущества описывается в статье 14.2 указанного выше закона. Его отличие от дискредитации в том, что он направлен не на ухудшение мнения потребителей о чужих товарах, а на улучшение субъективного мнения о своей продукции.

  • преувеличение свойств и качества продукции;
  • преувеличенных гарантийных обязательств в случае, если они фактически не соблюдаются (например, если гарантия не распространяется на определенные обстоятельства, о которых не сообщается);
  • условий и методов производства (пример, утверждение о специальной закалке металлических изделий, повышающих прочность в то время, когда такая операция отсутствует или не представляет собой ничего особенного);
  • количество, ассортимент товарных позиций, завышенное количество производственных мощностей, что может ввести в заблуждение потенциального заказчика;
  • условий приобретения продукции, как правило, выражается в занижении предполагаемой стоимости, реально покупателю приходится платить выше.

В статье 14.3 закона о конкуренции прямо запрещены любые некорректные сравнения товаров или услуг.

  • использование слов и терминов, формирующих представление о лучшем, чем у аналогов качестве продукции;
  • сравнение, в котором отсутствуют конкретные данные о рассматриваемой продукции, что не дает объективно представить преимущества и недостатки сравниваемых предложений;
  • ложные утверждения, равно как и неточные и искаженные, не содержание доказанных фактов.

Этот вид нечестной экономической борьбы связан с незаконным приобретением интеллектуальной и связанной с ней собственности, а также с присвоением права на товарный знак, известный бренд. Например, дилерской организацией, имеющей по закону право только на реализацию продукции бренда.

Другой типичный случай нарушения – выпуск товара, нарушающего интеллектуальную собственность. Это может быть несанкционированное использование патентов, исследований, полученных незаконным путем.

Крайний случай – полное копирование чужого товара или использование не принадлежащего изготовителю торговой марки. Также возможна регистрация юридического лица с тождественным или походим названием или логотипом. Такие действия ведут путанице у потребителей, которые не могут с точностью идентифицировать происхождение товара.

Субъекты и основания ответственности

Если рассматривать ФЗ, то можно отметить, что субъектный состав правонарушений в антимонопольной сфере очень обширен и неоднороден. Среди основных субъектов можно выделить следующие группы:

  • Федеральные и муниципальные органы власти.
  • Должностные лица, которые занимают посты в Федеральных и муниципальных властных структурах.
  • Государственные и внебюджетные фонды и отдельно должностные лица, занимающие в них определенные посты.
  • Юридические лица, в том числе и некоммерческие организации.
  • Физические лица.

Поводом для предъявления обвинений указанным лицам и последующих судебных разбирательств могут стать нарушения следующих обязанностей, установленных Законом:

  • Необходимость выполнять решения и предписания ФАС.
  • Обязанность предоставлять в антимонопольные органы запрашиваемую информацию, в том числе и ту, которая является коммерческой, служебной и пр. тайной, и должна охраняться по закону.

Если какое-либо лицо считает, что его права в антимонопольной сфере были нарушены, то оно имеет право составить и подать исковое заявление в суд. Учитывая, что дела касаются, чаще всего, юридических лиц и ИП, следует обращаться в Арбитражный суд. Исковые заявления такого плана могут содержать в себе требование о возмещении понесенных убытков (сюда же включают сумму упущенной выгоды); о восстановлении утраченных прав; о возмещении вреда, который был причинен имуществу истца.

Признаки ограничения конкуренции

К признакам ограничения конкуренции, перечисленным в п. 17 ст. 4 ФЗ № 135, относятся:

  1. Уменьшение числа компаний, функционирующих в определенной отрасли.
  2. Изменение цены товара, не связанное с объективными внешними факторами, влияющими на состояние рынка (увеличением цен на сырье, корректировкой налоговых ставок и пр.).
  3. Отказ компаний, не входящих в отдельное объединение, от осуществления самостоятельных действий на рынке.
  4. Наличие между отдельными компаниями соглашения, ограничивающего их действия, направленные на формирование конкурентной среды.
  5. Прочие действия компаний или объединений, позволяющие им оказывать одностороннее влияние на общие условия обращения товаров на рынке.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции (действующая редакция)

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом – тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Ограничение конкуренции по 135-ФЗ

Ограничение конкуренции может быть достигнуто посредством заключения между функционирующими на одном и том же рынке компаниями соглашения, которое в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 ФЗ № 135 носит название «картельный сговор». Группа компаний, вовлеченных в такое соглашение, называется картель.

Создание картелей приводит к следующим последствиям:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • ограничению конкуренции;
  • сосредоточению всех возможностей по производству и сбыту товара в руках производителей, входящих в картель;
  • установлению единой цены на товар и, как следствие, увеличению прибыли производителя за счет потребителя;
  • подавлению деятельности фирм, не являющихся участниками соглашения.

Имеющаяся между компаниями договоренность признается картелем, если она влечет за собой:

  1. Установление и поддержание цен на определенном уровне.
  2. Заранее спланированное изменение цен в ходе проведения торгов.
  3. Раздел рынка на сегменты по определенным признакам.
  4. Сокращение объема производства определенных товаров или полное прекращение их выпуска.
  5. Отказ от заключения договоров с определенными контрагентами.

Отсутствие соглашения о создании картеля не является основанием для освобождения от ответственности предприятий, совместно совершающих действия, влекущие за собой возникновения перечисленных выше последствий. Согласно положениям ст. 11.1 ФЗ № 135, такие действия признаются согласованными, а их выполнение запрещается.

Федеральная антимонопольная служба

Как было сказано выше, за ведение недобросовестной конкуренции предусмотрена ответственность – уголовная либо административная.

Следит за этим процессом Федеральная антимонопольная служба, которая имеет свои подразделения на каждой территории. Федеральная антимонопольная служба рассматривает все жалобы, связанные с действиями недобросовестных конкурентов. Именно ФАС занимается рассмотрением и принятием решения о мере пресечения по каждому отдельному случаю, самостоятельно выносит постановления, выдает предписания и так далее.

Если отдельный случай не подходит под нормы уголовного законодательства, то применяются нормы Административного кодекса.

В соответствии с законодательством, за недобросовестную конкуренцию может быть наложен только штраф. Существует срок давности по такой конкуренции 1 год. Стоить помнить о том, что действия по недобросовестной конкуренции повторяются, в основном, циклично, поэтому срок давности необходимо исчислять исходя из последнего случая. По истечению этого невозможно будет привлечь конкурента к какой-либо ответственности.

В ФАС утвержден порядок рассмотрения поступивших жалоб о каких-либо фактах нарушения закона.

  1. Изначально все материалы проверок направляются специальной комиссии.
  2. Данная комиссия выслушивает доводы каждой стороны данного дела, анализирует все документы и принимает решение.

Такое решение возможно обжаловать в судебном порядке. В особенности, правом обратиться в суд прибегают недобросовестные конкуренты, которым выдается предписание на устранение всех нарушений законодательства, так как при подаче заявления в судебные органы, выполнение данного предписания приостанавливается на все время рассмотрения дела судом.

Так же и само предписание можно обжаловать в судебном порядке. Но и здесь существуют определенные сроки. Недобросовестный конкурент может обратиться в судебные органы не позднее трех месяцев со дня вынесения ему предписания.

Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.

Если же причиненный вред конкуренту составляет более 5 миллионов рублей, тогда недобросовестному конкуренту грозит уголовное наказание. Тогда к Федеральной антимонопольной службе подключаются специализированные структуры полиции.

Ограничение конкуренции органами власти

Текст гл. 15 ФЗ № 135 запрещает органам власти выполнять действия, принимать акты или заключать соглашения, которые в той или иной степени могут привести к недопущению либо ограничению или устранению конкуренции.

С целью недопущения ограничения конкуренции органам власти, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 135, запрещается:

  1. Вводить ограничения и запреты на создание новых компаний, осуществление уже функционирующими компаниями некоторых действий и производство товаров, относящихся к определенным категориям.
  2. Препятствовать нормальному функционированию компаний без наличия весомых оснований.
  3. Ограничивать свободное перемещение товаров по территории страны, а также лишать компании прав на их приобретение, продажу и обмен.
  4. Самостоятельно определять партнеров, с которыми компании должны заключать соглашения, а также давать указания о порядке заключения таких договоров.
  5. Ограничивать право приобретателей товаров (пользователей услуг) на самостоятельный выбор поставщиков.
  6. Создавать условия, ущемляющие права отдельных компаний.

Кроме того, согласно положениям ст. 16 ФЗ № 135, власти не имеют права на заключение соглашений между собой или с функционирующими на рынке компаниями, если это влечет за собой:

  1. Изменение цен или тарифов.
  2. Установление различных цен или тарифов на один и тот же товар, если необходимость такого подхода не имеет экономического, технологического или иного обоснования.
  3. Раздел рынка на несколько секторов в зависимости от количества продаваемых/покупаемых товаров, их ассортимента, состава продавцов/покупателей или территории, на которой они располагаются.
  4. Возникновение препятствий для выхода на рынок новых компаний, ухода с него уже существующих или их полного устранения.

Выводы о том, зачем в бизнесе нужна конкуренция

Экономисты и маркетологи называют шесть функций, которые выполняет конкуренция в условиях рыночной экономики:

  • Регулирующая. Предложение устанавливается на том уровне, на котором существует спрос. Это позволяет избежать дефицита и переизбытка продукции. Баланс положительно сказывается на состоянии экономики в целом, ожидания покупателей удовлетворены, в отличие от ситуации, когда товара не хватает или он ненадлежащего качества. Избыток продукции приводит к увеличению затрат на хранение: этого не происходит, когда рынок регулируется естественным образом.
  • Адаптационная. Эта функция заключается в том, чтобы стимулировать организации приспосабливаться к изменчивой обстановке. Благодаря конкурентной борьбе производители и продавцы подстраиваются под ожидания населения, изменяют режим работы, разрабатывают более привлекательные условия сотрудничества. Потребители от этого выигрывают.
  • Аллокационная. В условиях соперничества предприятия вынуждены размещать производственные мощности там, где это принесет наибольшую отдачу. Аграрное предприятие получит больше прибыли, работая в регионе с благоприятными климатическими условиями. Гидроэлектростанции размещают неподалеку от водохранилищ.
  • Инновационная. Соперничество производителей стимулирует их смотреть в сторону высоких технологий. Это касается тех отраслей, где продукт быстро устаревает: компьютеры, смартфоны, ноутбуки.
  • Контролирующая. Роль этой функции — обеспечить естественно регулирование цен и не допустить появления монополистов в тех сферах, где это не нужно.
  • Распределительная. Капитал направляется туда, где можно получить больше прибыли. Низкодоходные отрасли развиваются медленнее, при этом там ниже конкуренция. Когда она понижается до определенного порога, отрасль снова становится привлекательной. Так реализуется распределительная функция.

Это все основное, что нужно знать бизнесмену о конкурентной борьбе, ее задачах и методах.

Статью прочитали: 1 283

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector