Домашнее обучение: что это такое, как перейти на домашнее обучение, плюсы и минусы

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.

Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Школы аттестуют по своей программе

По закону у нас образовательную программу создает или выбирает сама школа. Причем всех, и экстернов, и детей на семейном образовании, согласно действующим нормативным актам, школа аттестует по этой своей программе, включающей и конкретные требования по знаниям и навыкам, распределение материала во времени и т.п. Исходя из специфики семейного образования, строить его, выбирать образовательный маршрут в нем должны родители. Однако, на практике они оказываются очень ограничены решениями и требованиями конкретной школы, что уничтожает существенную часть привлекательности домашнего образования

С нашей точки зрения, важно предусмотреть ряд норм, на уровне законодательном или подзаконном, которые бы защитили специфику семейного образования и поставили бы именно семью, а не школу, в его центр. Во-первых, на наш взгляд, промежуточная аттестация детей в школе при семейном образовании вообще не должна быть обязательной

Сохранить стоит лишь обязательность итоговой (государственной) аттестации. Промежуточные аттестации в школе должны проводиться по желанию, но бесплатно, это должно стать правом, а не обязанностью. При этом следует сохранить рамки нормативных сроков освоения программ конкретного уровня. Требования стандартов, государственная итоговая аттестация, рамки нормативных сроков – в качестве обязательных рамок при семейном образовании этого вполне достаточно. Большинство родителей сами все равно обратятся в школы за аттестацией, чтобы себя уверенно чувствовать. Тем же, кто справляется без этого, надо дать свободу. Во-вторых, на наш взгляд, промежуточная аттестация при семейном образовании, экстернате, должна проводиться в рамках требований государственных стандартов, а не программы конкретной школы. И в-третьих, наконец, порядок следования, сроки промежуточных аттестаций должны устанавливаться школами не произвольно, а по согласованию с родителями. При этом семейное образование по умолчанию должно означать индивидуальный учебный план – т.е. индивидуальную последовательность и темпы освоения учебных материалов в рамках нормативных сроков соответствующей ступени образования.При получении образования в семейной форме является нормальным, когда обучающийся осваивает разные предметы учебных программ с разной скоростью. Один и тот же обучающийся может, к примеру, относясь по возрасту к 5 классу школы осваивать материал программ по русскому языку, соответствующий 5 классу, по математике или алгебре – соответствующий 6-7 классам, по истории – соответствующий одновременно 5 и 6 классу и т.п. Учебный материал может быть неравномерно распределен по учебному году (скажем, при модульном методе обучения, методе обучения с последовательным погружением в те или иные предметы). Все это должно учитываться.

Как перейти на домашнее обучение по одному предмету

‍Шаг 1. Поговорите с администрацией, объясните ситуацию и напишите заявление на имя директора школы о том, что хотите обучать ребёнка самостоятельно по определённому предмету. Администрация не вправе отказать, но к сожалению, в силу отсутствия знаний законов вам могут попытаться вставить палки в колёса.

В случае непонимания важно спокойно и грамотно объяснить, что статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» разрешает детям учиться вне школы как по всем предметам, так и по отдельным. ‍Шаг 2

Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления

‍Шаг 2. Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

‍Шаг 3. Если вы заинтересованы в промежуточных аттестациях, подпишите специальный договор. Полное название — «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования или самообразования». В нём вы сможете определить регулярность и желаемый формат аттестации, которая будет проходить в вашей же школе.

‍Шаг 4. Готово! Теперь вы выбираете, как ребёнок будет осваивать программу по предмету. С уроков можно уходить. Остальные дисциплины посещаются как обычно. 

Школа на дисплее

«Нам пришлось выбирать: либо учиться в очень слабой средней школе, либо за компьютером», — говорит Юлия Губанова-Тен, мать 16-летней Полины Олейниковой. В седьмом классе она перевела Полину на дистанционное обучение сначала в санкт-петербургскую, а затем в московскую онлайн-школу. Семья при этом живет в Алма-Ате, в Казахстане.

Ежедневно по каждому предмету Полина просматривает видеоуроки по 15–20 минут каждый и может задать преподавателю в чате возникшие вопросы. Она проходит необходимые объемы тестов и контрольных работ, получает четвертные оценки. При этом ребенок учится самостоятельно, у девочки вырос интерес к учебе и уровень личной ответственности, говорит мама Полины: «Остается дополнительное время на занятия в спортивной секции».

В арсенале школы сегодня достаточно технологий для организации полноценного обучения онлайн, говорит руководитель проектов «Экстернат» и «Домашняя школа» онлайн-школы «Фоксфорд» (резидент фонда «Сколково») Юлия Шароватова: «Мы используем собственную платформу онлайн-обучения». Заниматься онлайн, по ее словам, можно индивидуально или в группе, смотреть уроки — в режиме реального времени или в записи. За нагрузкой и успеваемостью следят персональные кураторы.

Родителями могут и сами выстраивать учебный график, лишь при необходимости консультируясь с педагогом в чате, говорит Юлия Шароватова: «Некоторые онлайн-школы высылают материалы в электронных учебниках либо в формате видеолекций».

«Мы на коммерческой основе заключаем договор о партнерстве с частной школой, у которой есть государственная лицензия и аккредитация, и наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ в школах-партнерах в соответствии с российским законодательством об образовании», — говорит руководитель отдела маркетинга домашней школы InternetUrok Ольга Перлина. Перед тем как заключить договор, школа-партнер, по ее словам, проверяет учебные программы онлайн-школы.

Единственная сложность — выпускной экзамен проводится очно. Полине Олейниковой из Алма-Аты пришлось ехать на ОГЭ с мамой в Москву. А аттестат государственного образца девочка получила по почте.

Пока только 8% родителей готовы к домашнему обучению ребенка — такие оценки приводят авторы исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий компании «Нетология-групп», проведенного в соавторстве с фондом «Общественное мнение», НИУ ВШЭ и Фондом развития интернет-инициатив. При этом 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.

Большинство самих школьников готовы получать онлайн-образование. А внедрение EdTech (образовательных технологий) в среднее образование поощряется государством, говорится в исследовании: «Одна из проблем среднего образования РФ — увеличение числа малокомплектных школ. Решить ее можно за счет частного бизнеса, в том числе с привлечением онлайн-технологий».

Проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования станет одним из драйверов рынка, и к 2021 году достигнет 1,5%, или 10,5 млрд руб. в денежном выражении.

По подсчетам интернет-журнала «Семейное образование», сегодня в целом в стране 125 организаций в 17 городах практикуют семейные и дистанционные формы обучения, к которым могут присоединяться желающие из всех регионов и стран СНГ.

Основной спрос на дистанционную форму обучения будет идти из регионов, говорит руководитель направления «Образование» ИТ-кластера фонда «Сколково» Екатерина Рыжкова: «Им не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню».

Например, 1457 столичных школ подключены к ресурсам проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), на котором собран весь школьный контент в цифровом виде.

По своей сути МЭШ — огромный банк знаний, говорит Илья Новокрещенов: «Это и библиотека электронных учебников и учебных пособий, и сценарии уроков, и цифровые лаборатории, и электронный журнал и дневник. Платформу можно использовать для организации дистанционной поддержки обучения детей».

Документы для перехода на домашнее обучение

Унифицированного перечня документов не существует. Возможны региональные особенности, но чаще всего родители имеют дело со следующими заявлениями и договорами. 

Уведомление о смене формы обучения 

В 63 статье закона «Об образовании в Российской Федерации» есть пункт, обязывающий родителей уведомить органы местного управления образования о переводе ребёнка на СО. Сделать это нужно сразу после принятия решения. 

Органы управления образования ведут учёт всех детей, и если ребёнок перестанет ходить в школу без уведомления о смене формы обучения, то семьёй заинтересуются органы опеки. 

<<Перелинковка>>

Часто форму для уведомления о домашнем обучении выдают в самом органе управления образования. Но можно написать его и самостоятельно

Важно указать, что при переходе на СО родители пользуются своими правами в соответствии с законом об образовании и решение принято с учётом мнения ребёнка. 

При отправлении уведомления почтой (в том числе электронной) важно удостовериться в том, что письмо получено. Для этого родителям нужно составить два экземпляра уведомления, поставить личную подпись и при отправке добавить просьбу проинформировать о получении письма

Заявление об отчислении

Если ребёнок уже обучался в школе, нужно написать заявление об отчислении из её контингента в связи с переходом на семейную форму образования. Заявление пишется на имя директора образовательной организации.

После принятия заявления о домашнем обучении необходимо забрать из школы личное дело ребёнка, а также справки об обучении, аттестации и прочие документы, которые подтверждают освоение образовательных программ. 

Заявление о прохождении аттестаций

Этот документ необходимо подать в образовательную организацию, где планируется сдавать аттестации. Это может быть та же школа, в которой ребёнок обучался очно. 

В заявлении должна быть просьба зачислить ребёнка в школу в качестве экстерна с возможностью посещения лабораторных и практических занятий по некоторым предметам (если это понадобится), пользования библиотекой и, конечно, сдачи промежуточных аттестаций по согласованному графику. 

Договор об аттестациях 

Необязательный, но крайне полезный для родителей документ, который обычно составляется одновременно с заявлением об аттестациях. В таком договоре прописываются все условия прохождения аттестаций:

График консультаций и экзаменов. 
Перечень предметов и тем, по которым будут проводиться аттестации.
Формы экзамена по каждому предмету

Важно заранее обсудить это с учителями, например, договориться, чтобы ребёнок по истории принёс реферат, а не писал внезапную контрольную работу. 
Возможность присутствия родителя на аттестациях. 
Любые другие условия, которые вы посчитаете нужным включить в договор. 

Заявление на возмещение затрат 

Если ребёнок будет проходить аттестации в школе в Свердловской, Ульяновской областях или Пермском крае, то его родители могут рассчитывать на компенсацию за семейное образование. Это возмещение средств, которые родители тратят на обучение ребёнка.  

В зависимости от региона определяется, кто выплачивает компенсацию — образовательная организация, к которой прикреплён ребёнок, или органы управления образования. Например, в Свердловской области заявление на возмещение затрат на семейное обучение подаётся в школу.

Также родителей могут попросить заключить договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты. Такой документ для домашнего обучения является более полным, ведь в нём чётко определены права и обязанности родителей и организации, которая будет её выплачивать. 

<<Перелинковка2>>

Порт приписки

«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ. Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами. «Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.

«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».

Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.

«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы. — Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно. Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»

Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.

Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова. Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью. Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.

Организуйте место для учёбы

Поскольку ребёнок будет учиться дома, важно грамотно организовать рабочее пространство. Главное правило: своё учебное место школьник должен создать сам

Но вы можете подсказывать, как будет лучше, например, вместе подберите стул и стол исходя из особенностей здоровья. От неудобной и неправильно подобранной мебели не только устаёт спина, но и снижается концентрация на учёбе. Стол должен быть такой высоты, чтобы ребёнок не горбился, а его локти свободно стояли на столешнице.

Подумайте об освещении. Расположите основной источник света слева для правши и справа для левши.

Помогите ребёнку настроить компьютер так, чтобы им было легко пользоваться. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер и антивирус.

Можно использовать магнитную или маркерную доску, чтобы школьник смог записывать или приклеивать стикеры с делами, правилами, формулами, напоминалками. 

Причины домашнего обучения для первоклассника

Семейное обучение (синоним — домашнее) — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»), которая подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. При этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Вот основные причины, почему семьи предпочитают не отдавать детей в традиционную массовую школу, а учить дома:

  • Родители недовольны общим уровнем образования в бесплатных государственных школах и не хотят записывать туда детей. 
  • Родители часто путешествуют и не могут быть привязаны к одной локации, а постоянно менять школу и привыкать к новому коллективу — дополнительный стресс для маленького ребёнка. 
  • Сын или дочь уже в юном возрасте профессионально занимаются спортом, музыкой или творчеством. Плотные графики репетиций или тренировок будет нелегко совмещать с расписанием общеобразовательной школы. 
  • Ребёнок часто болеет или имеет проблемы со здоровьем. 

Домашнее обучение первоклассника станет отличным выходом — можно самим выбирать, как, что и когда учить, путешествовать и планировать своё расписание.

<<Блок перелинковки>>

По каким предметам обязательно проходить промежуточную аттестацию и какие оценки пойдут в аттестат?

Вариативная часть образовательной программы школы может включать предметы, которые ребенок не изучает. Проходить по ним аттестацию не обязательно. Сложности могут возникнуть с иностранным языком. Пример, в школе помимо английского изучают немецкий язык, а экстерн изучает французский. Формально у ребенка есть право на аттестацию и право на выбор языка. Однако от школы можно требовать проведения аттестации только по тем предметам, которые входят в ее учебный план. По поводу остального придется договариваться. Поменять школу, в которой проходит аттестация можно в любой момент. Ребенок может пройти аттестацию по отдельным предметам в разных школах. И существует правило зачета результатов освоения предметов. Однако, чтобы избежать лишних сложностей — лучше выбирать школу, в которой набор иностранных языков совпадает с выбранными для изучения.  

Если ребенок изучает дополнительный предмет, который не входит в обязательную часть ФГОС, но родители хотят, чтобы отметка по этому предмету появилась в аттестате — можно найти школу, в которой такой предмет преподается, пройти аттестацию за весь период обучения и просить учесть результаты этой аттестации при выставлении отметок.

Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации

   Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
 Затем вам следует:

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления

А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

Важно Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.

Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.

К сведениюПри переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РФ — СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
(Родители, выбравшие семейное образование для своих детей, могут установить дополнительные договорные отношения со школой на предоставление консультаций — прим.).5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector