Организация закупок ау в рамках федерального закона № 223 фз
Содержание:
- Структура и редакции 223-ФЗ
- Административная практика по ПП №2013
- Аукцион
- Открытые и закрытые торги — когда какие применяются
- Что такое закрытые процедуры по 223-ФЗ
- Виды закупок
- Примеры закупок у единственного поставщика.
- Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)
- 6 заблуждений, по которым поставщики не хотят работать с госкорпорациями
- Конкурс
- Процесс закупки
Структура и редакции 223-ФЗ
223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.
Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.
В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.
Краткое содержание закона
Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется
Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках
Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
- Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
- Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
- Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
- Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
- Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
- Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
- Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
- Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
- Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика
Статья 4. Информационное обеспечение закупки
Статья 4.1. Реестр договоров
Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков
Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса
Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ
Статья 6.1. Ведомственный контроль
Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ
Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ
Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ
Статистика за 2019 год:
- по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
- из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
- средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
- в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
- по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
- объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).
Почему понадобился отдельный закон
223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.
Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.
223-ФЗ определяет основные цели регулирования:
- Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
- Эффективное использование денежных средств
- Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
- Развитие добросовестной конкуренции
- Обеспечение гласности и прозрачности закупок
- Предотвращение коррупции и других злоупотреблений
На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая “прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.
Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек
Административная практика по ПП №2013
Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021
Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021
Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении участников закупки, лишении их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается. Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).
В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.
Аукцион
Ценовые предложения подаются в рамках шага, который заказчик установил в документации.
Если в процессе цена была снижена участниками до нуля, то критерием становится, наоборот, самая высокая предложенная цена. В том и в другом случае заявка должна соответствовать требованиям организатора.
Аукцион бывает открытым и закрытым, но всегда электронным.
Открытый начинается с внесения торгов в план-график, публикации извещения. Участвуют организации, которые аккредитованы на ЭП и соответствуют предъявленным требованиям.
В закрытый попадают только по приглашениям. Информация о закупке не публикуется.
Открытые и закрытые торги — когда какие применяются
В п.1 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 223 (далее — Закона)
перечислены открытые и закрытые процедуры. Среди первых — аукцион и конкурс, среди вторых — аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок.
Открытые закупки обязательно включают размещение документации и извещения для доступа всем желающим. Если последние удовлетворяют требованиям заказчика, они могут поучаствовать в торгах.
В закрытых закупках нет случайных лиц — допуск к ним лишь по приглашениям. Заказчик прикладывает к ним документацию и отправляют двум и более юридическим лицам.
Порядок проведения закрытых процедур соответствует описанному в ст. 3.2 Закона, но есть нюансы.
Закрытые торги проводят, когда:
- в документации есть информация, составляющая государственную тайну, или лица с допуском к ней (ч.1 ст. 3.5 и ч.15 ст. 4 223-ФЗ );
- так установило Правительство РФ на основании полномочий из п.2 ч.8.1 ст. 3.1 Закона или на основаниич. 16 ст. 4 , когда сведения о закупке не размещаются в ЕИС и/или являются государственной тайной.
Заказчик вправе избрать любой способ передачи информации — на бумажном носителе, в электронном виде или всё вместе. В первом случае заявку отправляют в запечатанном конверте.
Что такое закрытые процедуры по 223-ФЗ
Закрытыми называют торги, при которых заказчик направляет приглашения принять участие ограниченному кругу поставщиков, а сведения о процедуре не размещаются в ЕИС.
Порядок проведения закрытых закупок по 223-ФЗ регламентируются статей 3.5, которая начала действовать с 01.07.2018.
Основные положения о закрытых торгах (ЗТ):
- проводятся в форме конкурса, аукциона, запроса предложений, котировок иным конкурентным способом, который предусмотрен положением о закупке;
- случаи проведения определены законом;
- информация не размещается в ЕИС;
- принимают участие не менее двух организаций, которым заказчик направляет приглашения;
- могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме.
Виды закупок
Статья 3 вышеуказанного закона предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки.
К конкурентным видам относятся следующие способы закупки:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва .
- Санкт-Петербург .
- конкурсы (открытый, закрытый, в электронной форме);
- аукционы (открытый, закрытый, в электронной форме);
- запрос котировок/цен (закрытый и в электронной форме);
- запрос предложений (закрытый и в электронной форме);
- иные способы, такие, как конкурентные переговоры.
Условия договора должны быть изложены в сообщении о проведении торгов. К торгам относятся аукционы и конкурсы, а также с 1 июля 2018 года запросы котировок и предложений.
Примеры закупок у единственного поставщика.
Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:
-
Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).
-
Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.
-
Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).
-
Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.
-
Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС.
-
Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.
-
Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.
Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.
Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым.
Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)
Наименование: «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростов-на-Дону «Детский сад № 42»».
Согласовано: Заведующей МАДОУ № 42 Ленецкой Л.А.
Утверждено: Решением заседания совета МАДОУ № 42.
Протокол № 1/19 от 14.03.2019 г.
Основные положения и термины:
- Общие положения.
- Требования к участникам.
- Комиссия по осуществлению закупок.
- Планирование закупок.
- Порядок проведения конкурентной закупки.
- Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
- Информационное обеспечение.
- Описание предмета.
- Условия допуска к участию и отстранения от участия.
- Обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.
- Способы осуществления закупки.
- Порядок проведения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
- Порядок обжалования.
- Заключение и исполнение договора.
- Реестр договоров.
- Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
- Особенности проведения процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
6 заблуждений, по которым поставщики не хотят работать с госкорпорациями
1. Управляемые закупки, в которых победитель определен заранее
Более крупные заказы по 223-ФЗ, казалось бы, означают, что здесь с большей вероятностью могут проявиться злоупотребления. Иногда и сами заказчики не хотят отдавать поставки в чужие руки и предпочитают работать с проверенными поставщиками. Но для этого им не нужно нарушать закон: у заказчика есть возможность обосновать и предусмотреть в положении о закупках приобретение товаров/работ/услуг у единственного поставщика, причем на неограниченные суммы.
Сам факт наличия тендера значит, что заказчик заинтересован в конкурентной процедуре. Следовательно, победитель заранее неизвестен – и есть смысл принять участие в торгах.
2. Слишком сложная документация
Отчасти это так. Требования к поставщику, технические условия заказчик разрабатывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупках, поэтому для каждого тендера придется готовить свой пакет документов. Воспользоваться одними и теми же шаблонами, как в торгах по 44-ФЗ не получится.
Но есть и хорошие новости. С 2019 года многие государственные корпорации обязали поддерживать малый и средний бизнес, отдавая им до 20 % заказов. Закупки, ориентированные на эту категорию, имеют ограниченный перечень документов. Торги все чаще проводятся в электронном виде, и подавать бумажный вариант не нужно.
Все требования к закупкам публикуют вместе с заявкой, поэтому главное – внимательно их читать и ничего не упускать. Если сомневаетесь в своей компетенции, к разработке заявки и пакета документов всегда можно привлечь специалистов.
3. Только большие объемы поставок
Это заблуждение. Закупки по 223-ФЗ проводят не только «Роснефть» и «Росатом», но и муниципальные водоканалы, музыкальные школы, городские транспортные предприятия и т. п.
Открыв на сайте zakupki.gov.ru тендеры по 223-ФЗ, вы увидите и многомиллионные контракты, и лоты на несколько сотен тысяч рублей. Так что при желании свою нишу может найти каждый предприниматель.
4. Завышенные требования к поставщикам
Многие предприниматели не участвуют в торгах по 223-ФЗ, поскольку заранее уверены, что требования в них невыполнимы и подогнаны под «своего» участника. На самом деле они действительно строже, чем по 44-ФЗ, но не запредельные.
Главное отличие – в большинстве закупок к участникам предъявляются два вида требований:
обязательные – наличие лицензий и разрешений, отсутствие обременений, долгов по налогам и сборам, судимости за экономические преступления и т. п.;
квалификационные – опыт аналогичных поставок, наличие производственных площадей, квалифицированный персонал.
Квалификационные требования ограничивают участие в корпоративных тендерах начинающих предпринимателей. Для опытных и добросовестных игроков рынка они выполнимы.
5. Слишком сложные лоты
Еще одно заблуждение. Сложные лоты, связанные со строительством, закупкой оборудования, бывают и в бюджетных организациях. Чего только стоит поставка лекарств и медицинской техники!
Точно так же высокотехнологичные компании покупают не только оборудование для атомных станций и запчасти для поездов и самолетов, но и делают ремонты, приобретают мебель, канцтовары, моющие средства.
6. Невыполнимые обязательства
Многие поставщики считают, что госкорпорации заведомо завышают требования к закупкам, ставят невыполнимые сроки, чтобы потом не принимать товары/работы/услуги, облагать штрафами и пенями, отказываться платить по контракту.
На самом деле требования к закупке и условия поставки/выполнения работ не могут быть новостью для поставщика. Они прописаны в техническом задании, и если участник подал заявку на тендер, значит, согласился с ними. А санкции за нарушение контракта не менее жесткие и по 44-ФЗ.
Невнимательное изучение закупочной документации и переоценка своих возможностей – одна из частых ошибок участников тендера. О ней и многих других подробнее читайте в отдельной статье.
Как видите, работать с госкомпаниями можно, хотя и несколько сложнее, чем с бюджетными организациями. Если вы являетесь поставщиком по 44-ФЗ, но сомневаетесь в своих силах по 223-ФЗ, компания «Ценный Контракт» готова обеспечить юридическое сопровождение на всех этапах закупки.
Конкурс
Их можно найти в тендерной документации.
Критерии отбора:
- цена;
- срок выполнения заказа;
- срок гарантии;
- необходимый опыт работы;
- квалифицированные сотрудники.
Используется, когда важна не только цена, но и другие параметры.
Конкурс проводится в 1 этап и в несколько. В последнем случае к исполнителю предъявляются специальные требования, поэтому заявки оцениваются в несколько подходов.
- 1 Если конкурс многоэтапный, то последовательность его проведения такая:
- 2 Комиссия выбирает и приглашает во второй этап.
- 3 Участвующие организации подают ценовые предложения и условия выполнения заказа.
Процесс закупки
В проведении конкурентных закупок выделим следующие моменты, о которых важно помнить:
- Документация. При подготовке запроса котировок все требования должны прописываться непосредственно в извещении. Документация на эту процедуру не составляется.
- Запросы на разъяснение. Участник вправе подать запрос на разъяснение положений документации не позднее 3 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Заказчик обязан дать разъяснения в течение 3 рабочих дней и разместить ответ в ЕИС, указав вопрос, но не раскрывая его автора. Если запрос направлен позже срока, на него можно не отвечать.
- Изменение документации. Если нужно что-то изменить в условиях закупки, после внесения правок в документы срок приема заявок увеличивается не менее, чем на 1/2 от первоначального. Это правило действует для всех обязательных видах конкурентных закупок.
- Описание объекта закупки. Описывать объект нужно полно. В описании должны быть указаны свойства товара: эксплуатационный, функциональные, технические и потребительские. Товарный знак вписывать нельзя. Если же без указания на него предмет не описать, нужно указать бренд и добавить «или эквивалент». При этом необходимого при описании характеристик предмета закупки установить параметры эквивалентности. Не указывать эквивалент можно, если нужно, например, приобрести запчасти и расходные материалы к существующему оборудованию либо обеспечить совместимость с имеющейся техникой.
- Отмена закупки. Заказчик может отменить торги не позднее, чем за 1 день до окончания срока подачи заявок. Об этом нужно сообщить в ЕИС, разместив принятое решение. Если же заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он уже не сможет.
- Подача и отзыв заявки. На процедуру, которая проводится в электронной форме, подается только одна заявка. Если в заявке что-то не так или поставщик передумал, он может ее отозвать либо изменить. Сделать это можно до окончания срока подачи заявок. Заказчик должен увидеть уведомление до того, как истечет срок.
- Обеспечение заявки. Заказчик может определять размер обеспечения заявки и условия его предоставления. Однако это правило установлено для закупок с ценой контракта от 5 млн рублей включительно. Специалисты рекомендуют четко прописывать условия, при которых заявка не будет возвращена поставщику. Это сократит риски возникновения споров.