Исполнение контракта по 44-фз

Срок оплаты в общем случае исчисляется в календарных днях

В проекте контракта заказчик указал, что подрядные работы будут оплачены в течение 30 банковских дней после подписания документов о приемке. Белгородское УФАС в своем решении от 18 сентября 2017 года № 363-17 Т указывает, что в этом случае срок выходит за рамки максимального.

В действительности такая формулировка не всегда является нарушением. Все зависит от того, что именно заказчик подразумевает под банковскими днями. Если у участника возникает такой вопрос, он может направить заказчику запрос на разъяснение. Если заказчик ответит, что понятие банковского дня в его документации соответствует календарному, то нарушения не будет. Однако все же целесообразно избегать подобных формулировок.

Срок окончания банковской гарантии

Срок банковской гарантии – важный момент при ее оформлении. Дата договора банковской гарантии и есть дата вступления в силу самой гарантии, но какой же датой считать ее окончание?

  1. В 44-ФЗ четко определен срок, на который предоставляется банковская гарантия и равен он сроку действия контракта + 30 дней. Если предусмотрен дополнительный гарантийный срок (прописанный в контракте), то гарантия распространяется и на него тоже.
  2. Гарантия тендера – 2 месяца после окончания срока приема заявок по тендеру.
  3. Гарантийные случаи

Все гарантийные случаи, при возникновении которых банк обязан компенсировать заказчику, прописаны в договоре. Если принципал нарушил требования контракта, то заказчик в праве обратиться в банк за выплатой компенсации по гарантии, обращение необходимо оформить в письменной форме. Нарушение условий договора необходимо подкрепить документами.

Как только банк выполнил свои обязательства перед заказчиком, он отправляет уведомление принципалу, что тот обязан произвести выплаты. Данное уведомление осуществляется несколькими способами:

  1. Непосредственно сообщением в торговой площадке;
  2. В письменной форме по почте или электронной почтой;
  3. Через смс-уведомление
  4. В сервисе «Сбербанк Бизнес Онлайн».

При нарушении условий договора долг выплачивается равными долями каждого последнего дня месяца в течение всего срока договора банковской гарантии. Обязанности по гарантии выполнены при условии выплаты всей суммы, прописанной в договоре.

Если вы отказываетесь от оплаты? Банк в праве отказать в выплате заказчику при одном из  условий:

  1. Заказчик предоставил документы, которые НЕ подтверждают, что условия контракта нарушены.
  2. Банковская гарантия уже истекла.

Гарантию возможно потребовать к возврату, если:

  1. Бенефициар расторг контракт.
  2. Срок действия контракта или гарантии прошел.
  3. Бенефициар уже получил всю сумму, которая ему положена по гарантийному случаю.
  4. Какие преимущества при оформлении банковской гарантии?

В малом бизнесе при уменьшении рисков – поднимает интерес заказчиков при сделке.

Преимущества для принципала:

  • Нет необходимости использовать собственные средства для обеспечения заявки по госконтракту. Ведь это могут быть немаленькие суммы, которые просто заморозятся на большой период и не будут участвовать в развитии компании.
  • При банковской гарантии даже маленькая фирма может принять участие в госторгах и тендерах. При участии в таких сделках компания получает толчок для развития и повышается узнаваемость фирмы на рынке.
  • Если же все-таки гарантийные выплаты наступили, то процент банка по гарантии значительно ниже, чем в обычных кредитах.

Преимущества для бенефициара:

  • Банковская гарантия показывает заказчику, что исполнитель контракта благонадежный и риски сводятся к минимуму.
  • Мошеннические действия со стороны исполнителя практически исключены, так как при оформлении банковской гарантии банк проводит тщательные проверки.

Преимущества для гаранта:

  • Банк участвует в развитии малого бизнеса и повышает лояльность своих клиентов, которые в дальнейшем придут опять в этот банк.
  • Комиссии банк получает всегда при оформлении гарантий, а вот средства на обеспечение этой самой гарантии могут и не понадобиться.
  • Ну и самый очевидный плюс – это получение прибыли в виде процентов по кредиту.

Можно сделать выводы, что такой банковский продукт как банковская гарантия выгодна всем трем участникам. Эта услуга помогает развиваться малым предприятиям, участвуя в госконтрактах, снижает риски заказчика и банк тоже получает свою прибыль.

Сегодня банковская гарантия – это качественный и современный продукт банка, который обеспечивает безопасность сделок со всех сторон участников.

Реестр БГ

До 01.07.2018 г. реестр БГ работал в открытом режиме и каждый желающий мог ознакомиться с ним на сайте единой информационной системы (ЕИС). Но после 1 июля открытый доступ в ЕИС закрыт согласно новым правилам ПП №1005. Информация с этого времени доступна только заказчикам и представителям банков.

В Реестр БГ вносятся следующие сведения (ч.9 ст.45 44-ФЗ):

  • наименование, ИНН и адрес банка, выпустившего документ;
  • наименование, ИНН и адрес соискателя БГ;
  • сумма, которую гарант обязан будет перечислить бенефициару, при невыполнении условий контракта поставщиком (или в случае отказа от заключения договора);
  • срок действия БГ;
  • копию гарантии, кроме тех документов, информация о которых включена в закрытый реестр БГ;
  • иные документы по перечню Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. № 1005.

Учреждение, выдающее гарантию в качестве ОИК, в течение 1 рабочего дня, следующего за днем выпуска БГ, обязано направить информацию в реестр (или закрытый реестр) БГ, основываясь на правилах и порядке его ведения. После чего, в течение 1 рабочего дня после внесения этих сведений в реестр, банк оформляет выписку из реестра банковских гарантий и передает ее соискателю.

Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию

1. В случае, если у Исполнителя нет возможности выполнить взятые на себя обязательства по непредвиденным и независящих от него причинам.

2. Заказчик не нуждается больше в данной закупке.

3. Выполнить обязательства по договору нет возможности из-за сторонних факторов.

4. В случае если Заказчиком не был выбран весь заявленный объем работы, а действие договора уже истекло.

5. Исполнитель утратил возможность выполнения контракта во время, а Заказчиком было принято решение отказаться от договора.

Возможность прекращения договорных обязательств при обоюдном согласии может осуществляться только при наличии достаточно серьезных обстоятельств, это правило предусматривается в 451 статье Гражданского Кодекса России. Значимыми ситуациями признаются только такие случаи при обнаружении которых до заключения сделки, она бы вовсе не была бы подписана.

Нужна помощь в расторжении контракта?

         Работая с нами вы получаете грамотную консультацию специалистов по всем вопросам! Проконсультируйся сейчас — бесплатно!

Обратиться к специалистам

Последствий при расторжении договорных обязательств регламентирует 453 статья ГК РФ. Результатом данной процедуры является отсутствие претензий у обеих сторон, а все взятые обязательства прекращают свое действие.

Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в РНП в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию.  Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.

Разрыв контрактных обязательств является самым предпочтительным вариантом событий. Данный процесс не может повлечь за собой негативные последствия ни для одной из сторон. В случае, если у одной из сторон не получено согласие на разрыв договора таким методом, единственный вариант — обращение в суд, но в этом случае придется доказать невозможность выполнения обязательств по договору.

Существенные условия по 44-ФЗ

Существенные условия в контракте – это пункты, посвященные наиболее значимым моментам: продукции, ее стоимости, срокам, ответственности сторон и т.д. Они составляют суть того, о чем договорились заказчик с поставщиком, и должны присутствовать в каждом контракте – без них документ считается недействительным.

Виды существенных условий

Контракт по 44-ФЗ должен содержать положения из нескольких источников: извещения о закупке, тендерной документации, заявки и финального предложения победителя. К существенной информации относится:

  • Сведения об объекте поставки: его наименование, описание, количество, адрес доставки, необходимость сборки, пусконаладочных работ, гарантии.
  • Сроки исполнения всех этапов контракта.
  • Описание процедуры приемки.
  • Формула расчета начальной максимальной цены, источник поступления денег, порядок оплаты, размер обеспечения.
  • Ответственность за неисполнение обязательств.
  • Возможность одностороннего расторжения.

Гражданский кодекс предусматривает включение в число существенных тех условий, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон. То есть заказчик и исполнитель добавляют в перечень те пункты, которые для них являются существенными. Например, заказчик может потребовать привлечение СМП на субподряд для выполнения годовых норм.

Составление особых видов договоров регулируется специальными подзаконными актами. Так, ПП №636 описывает содержание энергосервисного контракта, ПП №563 – сделок по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию капитальных объектов.

Можно ли корректировать существенные условия

  1. До начала торгов изменению подлежат любые условия предложенного заказчиком проекта контракта.
  2. После подведения итогов победитель обязан подписать контракт, сформированный в точном соответствии с тендерной документацией и собственным ценовым предложением. Редактировать какие-либо пункты в этот момент запрещено, даже если обе стороны согласны.
  3. Изменение положений договора во время его исполнения возможно по причинам, перечисленным в статье 95 закона 44-ФЗ. Например:
  • Если это предусмотрено в тексте самого документа, а в случае закупки у единственного поставщика: — при снижении стоимости с сохранением качества и объемов поставки; — при варьировании объемов поставки в пределах 10% с пропорциональной коррекцией оплаты.
  • Если стоимость меняется по независящим от сторон причинам.
  • При изменении цены единицы продукции согласно обновленным тарифам на регулируемые услуги.
  • При урезании оплаты по контракту в связи с корректировкой бюджета.

Все изменения вносятся по согласованию сторон и оформляются допсоглашением.

Нарушение существенных условий

Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту заказчиком или исполнителем в крайнем случае приводит к его расторжению в одностороннем порядке или через суд. Для поставщика это опасно не только потерей заказа, штрафами, но и попаданием в список РНП.

Если условия договора нарушает заказчик (не платит или не торопится с приемкой), направьте ему официальную претензию способом, который позволяет подтвердить факт получения письма адресатом (например, заказное с уведомлением о вручении).

  • Укажите реквизиты: ваши, заказчика, контракта.
  • Изложите суть нарушений с конкретными фактами, доказательствами, приложите документы.
  • Уведомьте о своем намерении обратиться в суд, если заказчик не исполнит требования в определенный вами период времени.
  • Приведите расчет пени и штрафа за образовавшуюся неустойку. Их размер рассчитывается на основании ПП №1042. Пеня составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Штраф зависит от суммы договора.

Для поставщиков

Размер штрафа, процент от цены контракта Цена контракта, миллионов рублей
10 менее 3
5 3-50
1 50-100
0,5 100-500
0,4 500-1000
0,3 1000-2000
0,25 2000-5000
0,2 5000-10000
0,1 более 10 000

На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 44-ФЗ, а также заказать рассылку интересующих вас тендеров.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19).  В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются  о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить  свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector