Свобода совести и вероисповедания: суть, возникновение, основные формы

Принцип свободы совести

В настоящее время в России происходит формирование
гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной
является проблема взаимодействия, диалога представителей
различных религиозных конфессий ( межконфессиональный
диалог) друг с другом и с государством.

Правовой основой разрешения всех возникающих противоречий
и проблем может стать соблюдение принципа
свободы совести. Вы знаете, что совесть — важнейшая
этическая категория, отражающая способность человека
осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать
и предъявлять к своему поведению нравственные требования,
добиваться их исполнения.

В наше время под свободой
совести понимается право человека самостоятельно
формировать свое мировоззрение и открыто его выражать
в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе
других людей и обществу в целом. По сути, под свободой
совести сейчас понимается право человека на автономию
духовной жизни. Но столь широко этот принцип
трактовался не всегда — в обществах с преобладающим религиозным
мировоззрением свобода совести могла выражаться
лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую
шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии
с международными правовыми актами гарантирует осуществление
принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые
его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от государства
предусматривает, с одной стороны, невмешательство
государства в лице его органов и отдельных должностных
лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие
государственного финансирования и пропаганды отдельных
организаций, с другой — невмешательство религиозных
организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправными,
отсутствует государственная, официальная религия
— государство нейтрально в вопросах религиозной веры.

Светский характер государственного образования
предполагает: во-первых, равный доступ представителей
всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного
государством образования; во-вторых, запрещение
любых форм религиозной или атеистической
пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на
обязательных для посещения уроках; в-третьих, воспитание
подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям
инакомыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возможность
свободно отправлять свой культ (в случае если деятельность
религиозной организации не признана судом социально
опасной и не запрещена), а военнообязанным
верующим в случае, если военная служба противоречит их
религиозным убеждениям, предоставляется возможность
пройти альтернативную гражданскую службу.

Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые
религии, принцип свободы совести.

Термины: религиозный культ, религиозные организации,
межконфессиональный диалог.

Факторы возникновения

Термин введен в XVII веке английским философом А. Коллинзом, когда в Европе происходила борьба с религиозной терпимостью, авторитаризмом и догматизмом церкви. Другие факторы появления и развития:

  • Критическое отношение к религиозной картине мира и мировоззрению.
  • Расширение знаний человека о мире, природе.
  • Совершенствований орудий труда.
  • Научный и технический прогресс.
  • Развитие промышленности, образования и науки.
  • Накопление знаний, что способствовало появлению новым методам познания мира, действительности, понимания мира и природы.
  • Усложнение общественной и политической жизни.

Вследствие этих факторов происходили духовные и религиозные революции, например, разрыв между светской властью и церковью, появились понятия о правах человека, политической системе государства, сформировалось критическое мышление, разрушались многовековые стереотипы о церкви, религии, месте человека в обществе.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют «господствующим» в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их — важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Формы свободомыслия

Свободомыслие имеет разные проявления. Они бывают явными, скрытыми, стихийными, осмысленными, безрелигиозными или, наоборот, с ярко выраженным религиозным контекстом.

Богоборчество – наиболее ранняя и непоследовательная форма свободомыслия, которая отрицательно относится к сверхъестественным силам, при этом признавая их существование. Характерно чувство протеста против Бога.

Скептицизм – сомнение в истинности религии. Основывается на антидогматизме, антиавторитаризме и рационализме. Знания о религии в скептицизме фрагментарны, церковь и религия критикуются непоследовательно.

Агностицизм – человек не имеет права претендовать на знания о любых основаниях реальности, поскольку наука не способна подтвердить на 100% их существование. Из-за этого при решении земных проблем не нужно апеллировать к Богу.

Религиозный нигилизм – отрицание религии, пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, своеобразный бунт против религии.

Антиклерикализм – идейно-социальное движение, которое направлено против церкви как общественного института, претензий церкви на главенство в политической, общественной, духовной жизни.

Религиозный индифферентизм – безразличие к религии, ее идеям, игнорирование религии и церкви, когда надо решить важные вопросы. Иногда безразличие означает бездуховность, протест против религиозной концепции мира и мировоззрения.

Натурализм – последовательная оппозиция религии, утверждающая, что все бытие охватывает природа. В ней нет ничего сверхъестественного, общество и человек являются частью такого бытия.

Светский гуманизм – защищает достоинства личности, ее права на счастливую жизнь, свободное развитие творчества, сил, способностей. Гуманизм был направлен против идеи того, что человек был греховен с самого начала.

Атеизм – признает самодостаточность природы и человеческого происхождения религии. Наиболее последовательная форма критики религии. Бывает стихийным, теоретическим, догматическим, естественнонаучным, вульгарным.

Свободное понимание религии с точки зрения философии – признает существование религии, в которую вплетаются социальная и духовная жизнь человека, их творения, общество, дающее возможность проникнуть глубоко во внутренний мир.

Оскорбление чувств верующих — это нарушение права на свободу совести

Много шума поднял вопрос о картинках в интернете, которые насмешливо преподносят другие религиозные традиции.

Чаще всего закон трактуют не правильно, а так, как удобно.

В действительности нарушением правомерно признать те действия, которые попадают под следующее описание:

ФЗ 125, статья 6, пункт 3 на сайте «Консультант-Плюс»

Как видно, необходимо соблюдение важного условия: нарушить права верующих можно только вблизи объектов религиозного почитания (храм, священное место, реликвия). Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий на сайте «Консультант-Плюс»

Явное неуважение — это такое, которое нельзя интерпретировать двояко (скажем, человек мог не преследовать цель оскорбить, а просто пошутить на религиозную тему). В противном случае оно неявное и не попадает под пункт оскорбления.

Также справедливо заметить, что публичное место — это трибуна, официально зарегистрированное СМИ и т.д. В эту категорию никак не попадают:

  • Материал с частной страницы в социальной сети;
  • Устное или письменное личное мнение;
  • Шутки и анекдоты на религиозную тему;
  • Религиозная полемика;
  • Проповедь внутри своей религиозной традиции;
  • Исповедование взглядов, альтернативных чьим-то религиозным догмам.

Ересь не преследуется государством. Например, Бог-Отец у секты катаров считается злым, и закон даёт право высказывать любые мнения (фреска во Владимирском соборе в Киеве)

Скажем, катары — это еретическая секта. Они убеждены, что Бог из Ветхого Завета — это злое и жестокое существо по имени Ялдаваоф. Православная церковь не имеет права запрещать их тексты, хотя христианам такие взгляды неприятны.

Но это различие религиозных догм, убеждений. А право на свободу совести позволяет катарам негативно высказываться о Ялдаваофе и придерживаться собственного толкования Ветхого Завета.

То же самое и сатанисты, противопоставляющие себя христианской традиции. Это их право. И если бы государство принялось защищать права православной Церкви, борясь с теми, кто критикует её догмы, это было бы нарушением прав сатанистов.

А что же тогда нарушение прав? Это, например:

  • Прийти в чужой храм и разрисовать граффити иконы;
  • Сорвать чужой религиозный обряд;
  • Препятствовать крестному ходу христиан или харинаме индуистов;
  • Объявить через СМИ (допустим, по телевизору), что, скажем, зороастрийцы заблудшие язычники.

Но в то же время нарушением не будет:

  • полемика с православным священником на сайте РПЦ;
  • озвучивание взглядов, альтернативных догматическим (например, у Христа была жена, Иуда не был предателем, Иисус не был Мессией и т.д.).

Шествие сатанистов в США. Такие религиозные организации имеют право существовать, если их деятельность не нарушает закон

Важно только одно — чтобы деятельность человека не мешала другим исповедовать свою веру, не пересекала грань их частной жизни (в том то и ответственность СМИ, что они пересекают эту грань). Если некто перегородил вход в храм — это реальное препятствие, а если он на своей частной странице кроет матом священников — это уже его личное дело, никто не обязывает туда заходить

Увы, у нас всё перевёрнуто с ног на голову, а потому законы часто истолковывают в пользу более влиятельной стороны, минуя логику, что нарушает 3 пункт 3 статьи 125 Федерального закона.

Русская Православная Церковь

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: ∙ обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования

1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Определения понятия «совесть»

Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Свобода совести — что это такое?

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте

В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию,она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее совесть и свобода ее хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть — душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Еще в младенчестве закладывается совесть, когда родители объясняют детям, что хорошо, а что плохо.

Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. Если он поступает бессовестно, то обычно несет ответственность за это. Сначала она моральная, а затем может наступить и правовая. Совесть, являясь элементом нравственного сознания, служит для ориентации человека в мире правильных и неправильных поступков. Склонность к их оценке с точки зрения зла и добра — одна из главных черт натуры человека.

Индивидуальные доказательства

  1. Марк Рекингхаузен: Конституционная защита решения совести . В: Маркус Фрейтаг, Кристоф Герш (ред.): Совесть, междисциплинарный подход . Этика государственного управления, Том 6. Verlag für Polizeiwissenschaft, Франкфурт 2015, ISBN 978-3-86676-421-7 .
  2. Джамель Дж. Элиас: Ислам. Гердер Верлаг, Фрайбург-им-Брайсгау, 2001, стр. 74f.
  3. Мелис Антес: Кюри Уровни привязанности пользователей , Франкфурт, Лейпциг 1715, стр. 251
  4. Роланд Бейнтон: Мартин Лютер — Бунтарь за веру. Вильгельм Хейне Верлаг, Мюнхен 1980, ISBN 3-453-55104-4 , стр. 184/185.
  5. см. Бунтарь за веру, стр. 195.
  6. См. Rebel for Faith, стр. 331.
  7. Дэн Кон-Шербок: Иудаизм. Издательство Гердера, Фрайбург-им-Брайсгау, 2000, стр. 87f.

Отрицательная сторона закона

ФЗ «О свободе совести…» имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон «О свободе совести и религиозных объединениях» фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.

Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.

Ответственность

За нарушение данных базовых прав человека законодательство предусматривает привлечение к уголовной и административной ответственности. Также запрещено препятствовать получению религиозного образования и воспитания, создавать религиозные организации и различные объединения, деятельность которых способна навредить людям и их здоровью.

Таким образом, свобода совести и вероисповедания являются гуманистическими ценностями общества, правами людей на выражение своих взглядов, а также способствуют нравственному совершенствованию и борьбе с догматами.

Человек и общество

  • Примеры готовых эссе по теме «Человек и свобода»
  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата выпускного 2021
  • Каникулы 2021

Океания

Все страны Океании официально гарантируют право на свободу религии в конституции или билле о правах, хотя более половины квалифицируют эту свободу как подчиненную другим интересам, таким как общественная безопасность или «нравственность». Кроме того, в некоторых странах есть общинные местные структуры руководства, которые иногда враждебно настроены по отношению к иностранным религиям, несмотря на официальные юридические требования о терпимости. Только две страны в Океании, Самоа и Тувалу, имеют государственные религии (христианство для Самоа и определенная христианская церковь для Тувалу), и еще несколько стран конкретно упоминают христианство как основной или основополагающий принцип в своих конституциях. Согласно отчетам правительства США, около четверти стран Океании не имели серьезных нарушений свободы вероисповедания; примерно такое же количество зарегистрированных случаев насилия против религиозных меньшинств в 21 веке, против индуистов (Фиджи), евреев (Австралия) и мусульман (Новая Зеландия и Папуа-Новая Гвинея, с другими странами, имеющими значительное количество антимусульманских политических рассуждений).

Концепция свободы совести Лютера

Согласно толкованию веры Лютера , совесть связана со словом Божьим , но она должна быть правильно признана человеком, но не дана авторитетом . Перед Вормским сеймом 1521 года он ответил следующим образом:

— Мартин Лютер

После Вормского эдикта Лютер отправился в Вартбург , и его охватила печаль, «потому что, по его совести, он слишком сильно уступил советам своих друзей в Вормсе и ослабил свой дух». Лютер снова обратился к своей совести, когда отверг политический союз на Марбургской религиозной дискуссии . Скорее, он спросил об ответственности за причиненный ущерб и спросил: «Мы лучше десять раз умрем, чем осознаем, что наше Евангелие стало причиной кровопролития или ущерба из-за нас».

Лютер четко различает необходимость действия и решение совести о том, что справедливо, он использует возможность принимать решения согласно своей совести. В конкретной практике протестантизма это означает, что свобода совести зависит от суждений, отражается в истине и добре и не должна выходить из-под контроля в произвольных решениях.

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

За религиозное образование детей отвечают родители

Религиозное образование детям никто не имеет право навязывать. Введение в школьную программу уроков христианства, ислама, индуизма и т.д. возможно, но только в качестве дополнительных занятий, на которые дали согласие сами родители:

ФЗ 125, статья 5, пункт 4 на сайте «Консультант-Плюс»

Пока ребёнок воспитывается родителями или опекунами, именно им разрешено решать религиозную судьбу своих отпрысков, но без излишнего давления.

Они вполне могут вне образовательной программы дать детям представление о любой религии. Однако стоит помнить, что обучение — это одно, а участие в богослужениях — другое.

Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать детям о христианстве. Но тянуть ничего не соображающее чадо в обрядовую деятельность не стоит. Пользы не будет. Это должен быть сознательный выбор человека.

Священник в Волгоградской школе: религиозное обучение возможно с письменного согласия родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector