Вспомогательный вид использования земельного участка

Содержание:

Этапы изменения вида разрешенного использования земельного участка

25.09.2020 16:04

Усть-Лабинский отдел

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;2) условно разрешенные виды использования;3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки, правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) может самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации.Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.Статьей39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.На основании указанных в части 8 статьи 39 ГрК РФ рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Как правильно написать заявление

Иногда могут предложить заполнить уже имеющуюся форму, заполните все строки и графы. Если собираетесь отправлять документы почтой, то распевайте заполненное заявление.

Главное содержание заявление должно быть обоснованным, где вы подробно объясните, что не собираетесь нарушать законодательство в случае изменения вида использования. В нем также указывают номер по кадастровому учету, описание участка. Затем следует указать принадлежность участка к определенной категории. Укажите номера правоустанавливающих документов, кем и когда они были выданы, основания для возникновения права: покупка, получение в наследство или дарение.

Дайте объяснение, почему нужно изменить вид использования, можно сослаться и на соседей, которые уже получили разрешение: адреса и описание их участков. Если вы не единственный владелец, то согласие других пользователей также обязательно нужно приложить к заявлению. Для доказательства можно привести как пример полученное разрешение на ведение строительных работ на участке, что соответствует целевому предназначению и категории земель.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены, действует следующий порядок.

Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.

Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.

Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка.

Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования, установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.

Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования.

Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.

В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке.

Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования.

После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.

Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.

https://www.youtube.com/watch?v=Fm81psfSxMM

Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

Данная процедура не является прозрачной и ее реализация, во многом, зависит от усмотрения соответствующего уполномоченного публичного органа.

Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области.

Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • оспаривание действий (бездействий) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Что такое классификатор, зачем он нужен?

Практически каждый правообладатель ЗУ осведомлён о том, что участок допускает эксплуатацию только соответственно целевому назначению, в соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ.

В 2014 году вступила в силу классификация земельных участков по видам использования, которая позволяет детально рассмотреть нюансы целевого назначения, применяемые для той или иной категории земель.

Классификатор использования земельных участков утверждён

Приказом Минэкономразвития РФ, под № 540, 1.09.14г

Например, первый раздел – земли сельскохозяйственного назначения. Здесь даются перечнем 18 наименований назначений, в числе которых наделы для сада, огорода, пастбищ, возведения складов и сооружений для переработки сельхозпродукции. Каждое наименование относится к целевому назначению, а классификатор видов использования земельных участков устанавливает шифр для надела 1.1 – 1.18.

В других группах категорий иной номер вида разрешенного использования земельного участка. Например, группа «жилые застройки» укладывается в перечень из 7 видов: 2.1-2.7 Земли, предназначенные под капитальные строения, разделены на несколько групп. Каждая группа подразделяется на перечень, состоящий из нескольких видов.

Кроме этого следует понимать различия между классификацией таких параметров земель, как:

  • целевое назначение;
  • разрешённое использование.

Нередко у правообладателей возникает их неправомерное отождествление. Для того, чтобы выявить существующие различия, подробные сведения о разрешённом, будут предоставлены далее.

Вспомогательный вид разрешенного использования земли

Суть вспомогательного вида землепользования заключается в поддержании применения основного вида пользования земли.

В отношении любых наделов, имеющих основной и условно разрешенный ВРИ, вспомогательный вид используется касательно того имущества, которое имеет технологическую взаимосвязь с недвижимостью, характеризующейся основным и условно разрешенным ВРИ, либо оно направлено на поддержание их безопасности, согласно нормативно-технической документации, включая:

  • осуществление проезда общего пользования;
  • коммунальные объекты (для обеспечения водой, электричеством, гадом, отоплением, устройства для водоотведения, телефонной связи и прочее), требуемые для содержания видов разрешенного землепользования любой категории;
  • стоянки для автотранспорта и строения гаражного типа, включая открытые, подземные, а также многоэтажного плана, в целях предоставления сервиса для местного населения и приезжих граждан, обеих групп допустимого пользования;
  • благоустройство и озеленение площадок для детей, проведения спортивных мероприятий и организации досуга;
  • объекты хозяйственного назначения, включая мусоросборники;
  • туалеты общественного типа;
  • торговые площади, объекты, отведенные под общепит и бытовое обслуживание, которые необходимы для оказания услуг посетителям любых видов землепользования;
  • помещения, обеспечивающие временное проживание, требуемое для оказания услуг посетителям любых ВРИ;
  • прочие сооружения, включая те, целью которых является поддержание безопасности имущества с любым разрешенным землепользованием, в том числе и противопожарного.

Классификатор ВРИ-2015 не выделяет основных, условно разрешенных и вспомогательных видов пользования землей, которые способствуют эксплуатации наделов, ведь они неразделимы с основными видами землепользования и не предполагают самостоятельных мероприятий, ввиду того, что они уже включены в обновленный Классификатор ВРИ-2015.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков применяются для того, чтобы дополнительно определить тип применения надела. Они назначаются совместно с основными и условно разрешенными ВРИ. Отнести к данной категории можно и объекты, обеспечивающие требования эксплуатации и безопасность.

Таковыми являются:

  • проезды для пользования населения;
  • коммунальные строения для снабжения электричеством, газом, водой и теплом территорий;
    стоянки для авто и гаражи;
  • детские площадки и места для отдыха, спорта;
  • хозяйственные строения;
  • общественные туалеты;
  • строения для осуществления торговли, питания и бытового обслуживания;
  • объекты для временного проживания;
  • другие строения для обеспечения безопасности.

Согласно новому классификатору, размещение объектов возможно в неразрывной связи. Ведь документ предусматривает, что основные и вспомогательные виды неотделимы друг от друга.

Как получить

Иногда собственники получают земельные наделы не такие, как им хотелось бы. Поэтому встает вопрос об изменении целевого назначения. Также возможно получение вспомогательного вида использования.

Это предусматривается при:

  • строительстве объектов, имеющих другое функциональное назначение;
  • изменении вида использования;
  • ошибочном или неточном установлении типа.

При наличии градостроительного регламента процедура проводится в соответствии с документом.

Также порядок варьируется в зависимости от ВРИ:

  • Для установления основного вида ориентироваться нужно на правила землепользования. Далее на основании классификатора подается заявление в муниципальный орган.
  • Условно-разрешенный вид можно определить в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ. После подачи заявления назначаются публичные слушания. Если принимается положительное решение, оно фиксируется документально.
  • Вспомогательный вид может быть определен только в качестве дополнения.

При отсутствии регламента необходимо ориентироваться на федерального и региональное законодательство. Ответственными лицами могут быть исполнительные или муниципальные органы.

Для чего проверять

Разрешенное использование является главным указанием на то, каким образом допустимо пользоваться земельным участком по решению местной администрации. С одной стороны, на сельскохозяйственной территории не разрешается постройка жилого дома для круглогодичного проживания, с другой — на земле ИЖС вести полноценную фермерскую деятельность.

Проверка необходима следующим лицам:

Продавцу Это позволяет предоставлять информацию покупателю о виде использования участка. Например, земли ИЖС оцениваются дороже участков под садоводство.
Покупателю Он может уточнить, действительные ли сведения предоставляет продавец. Если есть расхождения, лучше отказаться от приобретения земли.
Собственнику У каждого есть право не только купить надел, но и обязанность правильно его использовать. На землях под индивидуальное строительство обязательно возведение дома. Если надел используется не по назначению, в конечном счете его могут изъять в судебном порядке.

Вид разрешенного использования является ведущим фактором, который учитывается при определении кадастровой стоимости, влияющей на размер земельного налога. Полный перечень определяется в Градостроительном кодексе РФ. Также он закрепляется в документах о градостроительном зонировании, территориальном планировании.

Ранее до того, как были приняты правила застройки и землепользования, каждый участок получал ВРИ в индивидуальном порядке. На текущий момент он присваивается автоматически участкам в одной местности, имеющим сходные характеристики. Среди основных видов выделяют следующие:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Под огородничество и садоводство.
  3. Для крестьянского хозяйства.
  4. Для постройки объектов жилой недвижимости.

Можно ли изменить целевое назначение и как это сделать

Изменение ВРИ возможно для:

  • получении дополнительных средств при перепродаже участка;
  • организации производственного предприятия или торговой точки на подсобной земле;
  • постройки многоквартирного дома на непредназначенных для этого территориях;
  • застройке участка с/х назначения домами.

В том случае, если предварительно разрешение не будет получено, гражданин привлекается к административной ответственности.

Для изменения ВРИ необходимо направить заявление и полный пакет документов в муниципальный или государственный орган. Бумаги передаются по почте или лично. Гражданину выдается расписка о принятии.

Рассматривается обращение в течение дней. Необходимо будет внести определенную плату за процедуру.

Отказ может быть обжалован в суде. При принятии положительного решения нужно посетить органы Росреестра для внесения изменений в ЕГРП.

Чтобы человек не был привлечен к ответственности, о выборе вида разрешенного использования нужно позаботиться заранее. Если нужны дополнительные согласия, то обратиться следует в органы местного самоуправления.

Классификация земельных участков

С 2015 года в земельном законодательстве России произошли изменения, был введен классификатор ВРИ. Он определяет и описывает на каких землях возможна та или иная деятельность, какие объекты могут на ней находиться. В Классификатор входит 12-ть общих ВРИ земельных участков и 81 уточненный вид.

Обобщенные виды ВРИ:

  1. сельскохозяйственные земли;
  2. под жилую застройку;
  3. объекты капстроительства общественного пользования;
  4. предпринимательство;
  5. отдых;
  6. производство;
  7. транспорт;
  8. оборона;
  9. изучение и охрана природы;
  10. лесное хозяйство;
  11. водное хозяйство;
  12. общепользовательские земли.

Рассмотрим их особенности более предметно.

1. Сельхозземли

Включают в себя 18 уточненных видов. Сюда относят участки, находящиеся за пределами населенных пунктов, для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения скота, рыбы и птицы. Есть возможность возводить постройки для нужд сельского хозяйства (фермы, зернохранилища и др.), строить дороги для обслуживания сельхозугодий, засаживать лесопосадками для защиты насаждений и почвы.

Эти земли занимают более 1/4 территории России, основная часть территорий занята пашнями. Они наиболее ценные для государства, так как обеспечивают страну продуктами питания и четвертая часть населения работает на этих землях.

2. Жилая застройка

Сюда относятся участки, на которых расположены все жилые здания и постройки для проживания в них людей, малоэтажные и высотные здания, дачные и садовые дома, личные приусадебные участки, размещение гаражей, помещения для сельхоз животных, среднеэтажные застройки. В этот вид входят пункты с 2.1. по 2.7.

3. Объекты капстроительства общественного использования

Это земельные участки под всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающие бытовые, духовные и социальные удобства человека. Сюда же включены территории, где расположены различные коммунальные службы, школы, храмы, гостиницы, организации и объекты ведущие исследования и научную деятельность, органы управления, ветеринарные клиники и питомники несельскохозяйственных животных. Входит 10 пунктов уточнений.

4. Предпринимательство

На этих землях размещаются торговые комплексы, магазины, банки, рынки, гаражи и стоянки для работников и посетителей. А также всевозможные развлекательные комплексы, казино, аттракционы с целью извлечения выгоды из жилого помещения. Всего 9 пунктов.

5. Отдых

Это места для занятий спортом, прогулок, охоты. На этих землях располагаются следующие объекты: спортзалы, бассейны, теннисные корты, туристические базы, расположение причалов для небольших судов и мест для рыбалки. Оборудование полей для игры в гольф и для конных прогулок. Всего 5 пунктов.

6. Производство

В эти пункты входят территории, на которых расположены: недропользование, легкая и тяжелая промышленность, строительство, производство продуктов, связь и энергетика, сооружения которые служат для хранения, перераспределения грузов, базы, склады, полностью обеспечивается космическая деятельность. Всего 5 пунктов.

7. Транспорт

Земли для обустройства различных путей сообщения: железнодорожные, магистрали, шоссе, метро. А также водного и воздушного транспорта: порты, пристани и причалы, аэропорты. Нефте- и газопроводы и объекты для их эксплуатации. Входит пять пунктов уточнений.

8. Оборона и безопасность

Расположение объектов для подготовки и размещения Вооруженных Сил РФ, объекты для производства оборудования и техники для армии. А также для войск, отвечающих за внутренний правопорядок и спасательных служб, помещений для казарм, тюрем, колоний. Четыре уточненных пункта.

9. Изучение и охрана природы

Особые территории, где важна сохранность природы, изучение животных и растений, создание охраняемых заповедных территорий, курортные зоны, памятники древности, представляющие ценность, как объекты культурного наследия. Уход и правильное использование природных запасов в заказниках и природоохраняемых зонах. Пять пунктов.

10. Лесной фонд

Территории, где растет лес, проводятся выращивание, вырубка, переработка, а также восстановление и охрана лесов. Задел лесных запасов и их переработка (живица, грибы, ягоды). Размещение временных построек для их хранения и переработки. 4 пункта уточнений.

11. Водный фонд

Все водные объекты включая реки, озера, моря, ледники, ручьи, болота и другие. Охрана, общее и специальное использование всех водных ресурсов, строительство различных гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации.

12. Общепользовательские территории

Кладбища и места для хранения радиоактивных отходов, земли которые в запасе (не используются). Тротуары и дороги в городах, набережные и скверы в парках. Три пункта.

ВРИ земель населенных пунктов в 2021 году

ВРИ или виды разрешенного использования – это специальный документ, который устанавливает конкретному земельному участку порядок его функционального использования в пределах допустимого. ВРИ земель населенных пунктов устанавливается публично, также распространяет свое действие на все постройки, капитальные объекты и здания, находящиеся на территории земли.

Документ, утверждающий вид разрешенного использования, считается самой главной характеристикой земельной территории, поскольку только на его основании определяется перечень разрешенных объектов капитального возведения. Владельцы каждого участка при возведении построек руководствуются именно ВРИ.

Утвержденный регламент градостроения может разрешать возведение на земле трех типов объектов капитальная постройки:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • условно разрешенное.

Основные ВРИ предполагают, что на участке будет возведен объект, имеющий предпочтительное назначение в пределах данной территориальной зоны. Его возведение соответствует прямым целям этой земли.

Вспомогательные объекты могут возводиться на данной территории только при условии наличия на земле основных объектов капитального постройки.

Для систематизации категорий земельного назначения Федеральной службой ГРКК принят Классификатор ВРИ земельных участков, который обновляется ежегодно (далее – Классификатор). Он регламентирует и описывает ВРИ земельных территорий, а также присваивает каждому разрешенному виду индивидуальный код.

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов в 2021 году регламентируются документом, принятым Приложением к приказу ФС ГРКК № П/0412 от 10 нояб. 2020 года.

Зона отдыха

Данный тип ВРИ по Классификатору имеет код 5.0 «Отдых (рекреация)» – обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности, а также создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них.

Содержание данного ВРИ включает в себя:

  • 5.1 «Спорт»;
  • 5.3 «Охота и рыбалка»;
  • 5.4 «Причалы для маломерных судов»;
  • 5.5 «Поля для гольфа или конных прогулок».

Общественно-деловая зона

Под кодом 13.0 в Классификаторе значится пункт «Земельные участки общего назначения», который включает в себя земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.

Также может классифицироваться такими кодами:

  • 13.1 «Ведение огородничества»;
  • 13.2 «Ведение садоводства».

Места общего пользования

ВРИ данного типа идет в Классификаторе под кодом 12 «Земельные участки (территории) общего пользования»:

  • 12.0.1 «Улично-дорожная сеть»;
  • 12.0.2 «Благоустройство территории»;
  • 12.1 «Ритуальная деятельность»;
  • 12.2 «Специальная деятельность»;
  • 12.3 «Запас (хозяйственная деятельность отсутствует)».

Предпринимательство

Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности согласно Классификатору имеет код 4.0. Включает в себя:

  • 4.1 «Деловое управление»;
  • 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)»;
  • 4.3 «Рынки»;
  • 4.4 «Магазины»;
  • 4.5 «Банковская и страховая деятельность»;
  • 4.6 «Общественное питание»;
  • 4.7 «Гостиничное обслуживание»;
  • 4.8 «Развлечение»;
  • 4.9 «Служебные гаражи»;
  • 4.10 «Выставочно-ярмарочная деятельность».

Жилые постройки

Согласно Классификатору данный тип ВРИ предполагает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них и идет под кодом 2.0.

***

Обсуждаемый документ, по словам представителя разработчика – Минэкономразвития России, являлся в свое время частью масштабного проекта по отмене категорий земель, который был принят Госдумой в первом чтении еще в 2014 году, но впоследствии был отклонен. Из того проекта в самостоятельные инициативы выделились и другие пакеты изменений, некоторые из которых уже были реализованы (например, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который систематизировал нормы об «охранных» зонах; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», который вступит в силу с 1 сентября 2018 года).

По итогам нулевых чтений ОП РФ подготовит рекомендации по доработке законопроекта о совершенствовании определения видов разрешенного использования земель, которые будут переданы в работу осенней сессии Госдумы. Василий Корякин отметил, что страна пока не готова отказаться от категоризации земель, но в обсуждаемом проекте, в случае его принятия в качестве закона, уже будет сделан шаг в этом направлении.

Сейчас документ готовится к рассмотрению в первом чтении в парламенте. По нему уже представлено заключение правового управления Госдумы, в котором эксперты высказали замечания. Например, указывается на необходимость учета в тексте проекта поправок, внесенных в законодательство Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, изменения формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта (сообразно тому, о чем говорил Олег Баевский), корректировки положения об отсутствии преимущественного права покупки у участников долевой собственности при отчуждении одним из них зданий, сооружений, находящихся на неделимом участке (чтобы исключить возможность толкования нормы, которое расходилось бы с принципом единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов). Замечания правового управления во многом согласуются с теми, которые были озвучены экспертами в ОП РФ, что значительно повышает вероятность их надлежащего учета при доработке законопроекта.

______________________________

С текстом законопроекта № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)»и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Виды и назначение земельных участков

Один из важных поводов для классификации ─ виды использования земельных участков.

В «Градостроительном кодексе Российской Федерации» (Статья 37 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства») виды пользования земельным участком делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные. Последние допустимы только в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным и должны осуществляться совместно с ними. 

Изменение вида использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются с помощью классификатора, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Учитывая достаточно протяженный временной разрыв между упоминанием в ЗК РФ классификатора и его реальным появлением, Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ определил, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора, признается действительным вне зависимости от того, соответствует оно указанному классификатору или нет.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков представляет собой таблицу из трех колонок:

  • наименование вида разрешенного использования земельного участка;
  • описание вида разрешенного использования земельного участка;
  • код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка, иногда называемый коэффициент вида использования земельного участка.

Основные виды использования земельных участков гражданами ─ это садовые, дачные и огородные земельные участки, индивидуальное жилищное строительство, приусадебные участки личного подсобного хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Продажа участка
1 338 000 руб
.
Приозерский район
Площадь участка: 9.22 соток

Подробнее

Продажа участка
988 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 8.59 соток

Подробнее

Еще 2 фото

Продажа участка
750 000 руб.
Красносельский район
Площадь участка: 8.5 соток

Подробнее

Выводы

Перечислим по пунктам:

  1. действующий классификатор ВРИ земельных участков имеет 13 кодов с расширенным подробным описанием содержания каждого подпункта;
  2. он не отменяет деление на основные, вспомогательные и условно разрешенные виды, а делает его более легким;
  3. по нему можно выяснить, какие виды участков подходят для частного строительства, ведения сельского хозяйства и предпринимательства;
  4. С 2020 года по публичной кадастровой карте можно будет узнать ВРИ участка в соответствии классификатором;
  5. Тем не менее, в документе остаются вопросы, требующие пересмотра, и задачи, требующие решения.

Любая деятельность на земле четко определяется градостроительными документами.

Введение классификатора ВРИ ЗУ структурировало и собрало воедино порядок назначения видов использования для земельных участков, отбросило двусмысленность и нечеткость формулировок.

Это облегчило задачи и для профессионалов (градостроителей, юристов, государственных служащих), и для людей, занимающихся строительством, предпринимательством, ведением дачного хозяйства и огородничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector