Правовой режим использования земель лесного фонда в рф

Права на лесные участки

Право пользования участками лесного фонда может быть различным. Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству. Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс

Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления

Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9. «Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Продажа участка
1 130 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 14 соток

Подробнее

Продажа участка
813 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 8.13 соток

Подробнее

Продажа участка
560 000 руб.
Всеволожский район
Площадь участка: 8 соток

Подробнее

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Поймите, что далеко не всегда получается перевести земли лесного фонда в другие категории земель. Для положительного результата требуется получить особый документ от Правительства РФ, в котором указывается возможность осуществления перевода из лесного фонда в другую категорию конкретного участка лесного массива.

Инициировать процесс смены категории земли могут следующие лица:

  • Юридические;
  • Физические;
  • Администрация поселения, которая на основании генерального плана застройки претендует на расширении территории поселения.

Первоначально подаются следующие бумаги в Правительство РФ:

  • Обращение к Правительству России о переводе земель лесного фонда в другую категорию в отношении конкретного участка лесного массива;
  • Копию удостоверения личности для физического лица, выписку из ЕГРЮ для юридического лица;
  • Справка о владельцах права распоряжаться данным участком из ЕГРП;
  • Кадастровый план участка лесного фонда, составленного в соответствии с данными лесоустройства на территории, список сооружений и возведенных конструкций на участке;
  • Акта выбора участка лесного фонда;
  • Документ, содержащий письменное решение специального федерального органа по лесоустройству в отношении вышеназванного акта;
  • Расчет потерь лесного хозяйства в случае перевода земли из лесного фонда в иной;
  • Детальный проект возводимого сооружения, которое должно быть размещено на территории, переводимой из лесного фонда в другую категорию землепользования. Данный проект должен быть согласован уполномоченными представителями органов по градостроению и архитектуре;
  • Документ, полученный от исполнительной власти, о том, что по итогам геодезических работ и разведки ископаемых ресурсов, полезных и ценных пород не найдено в пределах данного участка;
  • Если есть данные о наличии ресурсов на участке, то необходимо получить разрешение на их промышленную разведку и разработку;
  • Разрешительный документ из органов государственной экспертизы по экологии и состоянию окружающей среды на перевод земли из лесного фонда. В документе должно быть обоснован факт отсутствия последствий для окружающей среды после вырубки лесного массива;
  • Составленный Правительством РФ проект постановления о переводе земель лесного фонда в иную категорию;
  • Дополнительная документация, которая требуется в данном случае в отношении конкретной категории земли, в которую осуществляется перевод земель лесного фонда.

Поймите, что такой процесс сложно осуществить без помощи специалиста, не каждый юрист возьмется за такую работу. Можно несколько лет заниматься процессом перевода земель лесного назначения в другие виды землепользования, но результат может быть отрицательным.

Причиной этого чаще всего становится постоянно усиливающийся контроль над землями лесного фонда со стороны государства.

Кроме этого, имейте в виду, что придется оплатить нанесенный ущерб лесному хозяйству, если получится перевести земли лесного фонда в иную категорию.

Делая вывод, отметим, что изменения в градостроительном, лесном и земельном кодексе привели к тому, что полномочия местного самоуправления в отношении территории поселения сильно сократились.

Это, в свою очередь, привело к сокращению коррупционных неправомерных сделок в отношении территории лесного фонда. Такая работа государственных органов власти приводит к сохранению и защите леса и природных ресурсов.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

 По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Субъектами договора аренды могут быть все дееспособные и совершеннолетние физические лица, индивидуальные предприниматели, а также зарегистрированные в официальном порядке юридические лица, о которых нет сведений в реестре недобросовестных арендаторов и покупателей лесных насаждений.К арендаторам, которые продлевают договора, выдвигаются также требования отсутствия задержки арендной платы за три оплачиваемых периода подряд и нарушений других условий соглашения.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

  1. Организатор аукциона делает извещение, а также подготавливает всю необходимую документацию.
  2. За 60 дней до даты проведения конкурса на сайте министерства появляется вся необходимая информация.
  3. Итоги аукциона записываются в протоколе, в котором расписываются организаторы и победитель в день проведения.
  4. В течение трех рабочих дней победитель получает заверенный результат протокола, а в течение 5 – возвращаются задатки всем остальным участникам аукциона.
  5. Если в нем приняла участие только одна сторона, то орган местного самоуправления не имеет права отказать ему в аренде. В таком случае договор заключается в течение 20 дней после даты проведения. Он вступает в силу через 10 дней после подписания.

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Резюме

Права на земли лесного фонда установлены лесным, земельным, гражданским законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. В этой статье подробно были рассмотрены такие права на лесной фонд как собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и сервитут.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  • Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  • Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  • Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  • По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

Основные источники законодательства, которые определяют правовой режим земель, это статья 101 ЗК РФ, «Лесной кодекс РФ» (ЛК РФ), принятый 04.12.06 под № 200-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.

Важно! Допускается передача в аренду сроком от 10 до 49 лет, при условии использования по целевому назначению. Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

  • лесных дорог;
  • лесных складов;
  • объектов для переработки заготовленной древесины.

Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.

Это интересно: Пожарный рукав: определение, виды и устройство

Земли лесного фонда

24.09.2020 13:12

Горячеключевской отдел

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным Кодексом и лесным законодательством.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Участок, относящийся к категории земель лесного фонда, может использоваться гражданином для осуществления любого вида использования лесов, предусмотренного Лесным кодексом Российской Федерации. А именно:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов.
В случае перевода земельного участка в другую категорию земель — для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства при возможности сочетания выбранных видов использования участка с видами деятельности на смежных участках.
При этом при переводе земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов (жилищное строительство, дачное хозяйство) такой земельный участок к категории городских лесов не относится.
При переводе земель лесного фонда в земли иных категорий сохраняются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ.
При изменении сведений в государственном кадастре о принадлежности участка к землям лесного фонда на принадлежность к другой категории земель полномочия уполномоченного органа, предоставившего участок, по распоряжению таким участком сохраняются.

Можно ли перевести земли лесного фонда в другую категорию

Чтобы перевести земли из одной категории в другую, достаточно изучить материал в законодательстве, регулирующий этот процесс, а затем провести процедуру перевода вида землепользования.

Перевести земли лесного фонда в другую категорию землепользования сложно, так как существует 3 основных категории лесного фонда и большое количество подкатегорий земель лесного фонда.

Знайте, что резервные и эксплуатационные леса допустимо перевести в другую категорию землепользования, если для этого достаточно оснований. Защитные леса оберегаются государством, их можно перевести только в категорию особо охраняемых природных ресурсов для возведения туристических или рекреационных объектов.

Исключением становится перевод защитных лесов в пользу специального объекта государственной важности, если иные территории не подходят для этого объекта по тем или иным причинам. Но даже в таком случае запрещено сокращать площадь лесопарковой зоны

Учтите, что с 01.01.13 отменена статья 4.1 ГрК РФ, на основании которой допускалось переводить земли лесного фонда в земли иного назначения, переводить земли лесного фонда в земли поселения по заявлению владельца территории в поселении.

Суть заключается в том, что органы местного самоуправления потеряли право самостоятельно переводить земли лесного фонда в территории под другое целевое применение. Исключение составляет перевод земель из категории лесного фонда в территории поселения, который одобрен федеральным правительством и внесен в генеральный план территориального развития поселения на определенные годы.

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Особенности лесных участков

Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка. Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет. Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.

Замечание 2

Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса

По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками

Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре». Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа. Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.

Замечание 3

По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.

Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований. Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.

Замечание 4

Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:

  • кадастровый номер;
  • адрес или местоположение;
  • занимаемая площадь;
  • категория земли и разрешение на использование земельных участков;
  • описание границ участка, его отдельных частей;
  • зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
  • экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
  • качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
  • наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.

Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.

Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод. Земли юридическиЛсоставляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого законодательства занимает принятый в 1995 г. Водный кодекс РФ.

Водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Передача водных объектов, относящихся к государственной собственности, в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц не допускается. Невозможны приватизация водных объектов, в том числе земель водного фонда, а также совершение других сделок, влекущих их отчуждение.

Отношения государственной собственности на водные объекты — пример наиболее противоречивого подхода к регулированию этих отношений. Водные объекты делятся на принадлежащие на праве собственности РФ (федеральная собственность) и принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В соответствии со ст. 36 Водного кодекса к федеральной собственности могут быть отнесены поверхностные водные объекты федерального значения, включая те, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ; водные объекты, предназначенные для удовлетворения общегосударственных нужд, и некоторые другие. В собственности субъектов РФ находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания водного объекта федеральной собственностью требуется вынесение по каждому водному объекту либо перечню водных объектов решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Право государственной собственности субъекта РФ устанавливается решением органов исполнительной власти такого субъекта по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Решением Правительства РФ утвержден перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности.

Одновременно ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территорию РФ составляют территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из смысла статьи ясно, что как внутренние воды, так и территориальное море не являются территорией субъектов и соответственно не являются субъектной собственностью. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще конституционность статей Водного кодекса о собственности субъектов РФ и признать нецелесообразными все попытки разграничить государственную собственность на воды. По Конституции РФ, внутренние воды и территориальное море — федеральная собственность. Кроме того, смысл разграничения вообще непонятен, если учитывать, что, независимо от права собственности на тот или иной водный объект, функции управления осуществляются взаимосвязанно органами РФ и органами субъектов РФ.

Пользование землями водного фонда является платным. Форма платежа — земельный налог.

Государственное управление в области использования и охраны вод, включая земли водного фонда, возложено на МПР России, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы — бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты. В функции МПР России входят выдача лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра, осуществление государственного контроля. Для выполнения возложенных контрольных функций государственные инспектора по контролю за использованием и охраной вод наделены необходимыми полномочиями. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется специализированной морской инспекцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector