Земли населённых пунктов

Основные виды территориальных зон

Жилые зоны (Ж ).
Общественно-деловые зоны (Д ).
Производственные зоны (П).
Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (И иТ)
Рекреационные зоны (Р).
Зоны сельскохозяйственного использования (С).
Зоны специального назначения (К).
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий (К3).
Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и другие объекты ).
Дополнительные территориальные зоны могут быть установлены органами местного самоуправления городов и сельских поселений в зависимости от местных условий .
Внутри территориальных зон могут вводиться подзоны, включающие территории с особенностями градостроительного регламента застройки и ограничениями на их использование.
Зонирование определяет правовой режим не только земельных участков, но и объектов капитального строительства.
Содержание правового режима территориальных зон составляют:
1) устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Проект правил землепользования и застройки проходит процедуру публичных слушаний, в процессе которой население может влиять на определение правового режима территориальных зон. Таким образом, публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки являются формой участия населения в определении правового режима земель.

Обзор документа

Проведение кадастрового учета и (или) госрегистрации прав в отношении объектов недвижимости зависит от качества подготовки правил землепользования и застройки.

Перечислены случаи приостановления кадастрового учета.

Отмечено, что при отсутствии возможности определить местоположение границ земельного участка относительно границы территориальной зоны, если в ЕГРН сведения о такой территориальной зоне не внесены, органом регистрации прав при рассмотрении документов направляются межведомственные запросы в соответствующие органы власти.

С 11 августа 2017 г. действуют изменения, внесенные в некоторые законодательные акты в части устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

К основаниям для направления уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН является наличие пересечений, в т. ч. границы территориальной зоны с границами земельных участков населенного пункта, другой территориальной зоны, лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по специальным нормам Закона о регистрации.

Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, в т. ч. при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН, то орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в т. ч. изменения в сведения об их местоположении, в целях приведения этих данных в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.

Данное правило применяется при условии, что 75 и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Таким образом, у органа регистрации прав с 11 августа 2017 г. появилась возможность вносить изменения в сведения о границе населенного пункта или территориальной зоны, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Развитие зонирования в России

Советский период внес свои коррективы в развитие зонирования в России, оно стало не основным способом установления правового регулирования, а дополнительным, земли делились на категории. Отдельными категориями являлись населенные пункты, земли сельхозназначения, особо охраняемые территории. Для каждой категории устанавливался специализированный правовой режим. Также выделялись зоны с особыми условиями использования, это делалось для того, чтобы выполнялись охранные, экологические функции.

В Земельном кодексе РФ определено:

Определение 2

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Общее регулирование зонирования с точки зрения права на сегодняшний день в России отсутствует, как и единая терминология в данной области. Термин «зонирование» применяется к различным объектам для достижения различных целей.

В Земельном кодексе РФ термин употреблен для уточнения правового режима земель без установления видов, оснований и порядка зонирования.

В ГрК РФ используется определение «градостроительное зонирование», речь идет о территориальных зонах с определенными видами разрешенного использования земельных участков. Также в ГрК РФ говорится о функциональных зонах для размещения объектов государственного и муниципального значения.

Если речь идет об особо охраняемых территориях, то в ФЗ употребляется термин «зонирование территорий национальных и природных парков.»

Деление земель на категории тоже является зонированием. Остановимся на особом виде зонирования территорий – зонах с особыми условиями использования. Сюда относятся охранные, санитарнозащитные зоны, объекты культурного наследия, охраняемые объекты и пр. В этих зонах существуют дополнительные ограничения прав, связанные с обеспечением задач и целей, ради которых зоны были созданы.

Результатом зонирования территорий является установление разрешенного использования земельных участков.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Селитебная территория

Начало строительству городов было положено еще в глубокой древности, когда люди стали объединяться для защиты своих родов и территорий. На заре развития человеческого общества такие населенные пункты представляли собой небольшие поселки. Они состояли из нескольких хижин и располагались вокруг какого-либо культового места. В древнем мире и во времена Средневековья территория городов уже была значительно увеличена, и уже тогда в них стали выделяться селитебные зоны. Существуют такие участки и в современных мегаполисах. Однако, в отличие от древних поселений, где застройка происходила стихийно, современное градостроительство предусматривает ведение работ, исходя из заранее составленного четкого плана, в котором учтены все потребности населения.

Селитебные участки существуют при любом функциональном зонировании территории современных населенных пунктов. И подобное правило соблюдается вне зависимости от их размера. Так, зонирование территории городского поселения предусматривает выделение жилых массивов с делением их на микрорайоны и районы. В совокупности все эти компоненты создают единую административную единицу. Микрорайоны в крупных городах и мегаполисах непременно разделены ландшафтом и дорожными магистралями. Объединяют же такие части жилых массивов общественные учреждения.

Порядок установления территориальных зон

По вопросу перевода территориальных зон в одну зону (объединение участков из разных территориальных зонах):

Исходя из положений градостроительного законодательства, земельный участок может относиться только к одной территориальной зоне. Земельное законодательство также прямо указывает на то это требование также распространяется в отношении земель населенных пунктов.

  • подразделениями муниципалитета – в том случае, если земельный участок расположен в границах обычного населенного пункта
  • государственными публичными органами субъектов Федерации – в том же случае, если земельные участки находятся в границах городов федерального значения.

Следовательно, в Вашей ситуации имеется нарушение самого порядка проведения градостроительного зонирования территории населенного пункта.

ПОЛЕЗНО:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»

3 сентября 2015

Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрен вопрос разъяснения норм приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее — приказ N 540, Классификатор), и сообщает следующее.

1. Принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования.

2. Следует отметить, что до издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа N 540 виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором.

3. Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.

Так, согласно пунктам 12, 13 статьи 34 названного федерального закона до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отмечаем, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением земельных участков, но и действуют в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России планирует внесение соответствующих изменений в приказ N 540 по результатам обобщения практики применения Классификатора видов разрешенного использования.

Врио директора Департамента недвижимости М.В. Бочаров

Перевод участка в земли населенных пунктов

Изменение категории участка неразрывно связано с его попаданием или исключением из границ населенного пункта. Предложить изменение категории надела могут государственные и муниципальные органы, физические лица, и коммерческие организации.

Заинтересованное лицо подготавливает комплект бумаг следующего содержания:

  1. Ходатайство с указанием: кадастровых данных земли, прав на нее, мотива смены категории (в свободной форме).
  2. Документ заявителя (дубликат паспорта, выписка из ЕГРН/юрлиц).
  3. Подтверждение согласия заинтересованных лиц (совладельцев, арендаторов).
  4. Результаты экологической экспертизы (если проводилась).
  5. Выписка из реестра недвижимости.

Последние два документа представлять необязательно – запросить информацию может должностное лицо, рассматривающее ходатайство.

Если земля, категорию которой предлагается сменить, находится в частной собственности, ходатайство подается в муниципальный орган. Если надел в собственности Российской Федерации или субъекта, заявка рассматривается исполнительным органом. Максимальное время рассмотрения – 3 месяца. Если результат рассмотрения положительный, то вносятся корректировки в генеральный план и схему территориального планирования населенного пункта. Один из этапов внесения изменений – публичные слушания или общественные обсуждения.

Обновленные данные о категории участка чиновники направляют в Росреестр. Переоформлять свидетельство о правах на участок в связи с изменением его категории не нужно.

Отказ в переводе последует, если:

  • планируемое использование земли не соответствует плану развития территории;
  • экологический орган власти выдал отрицательную оценку смены категории участка;
  • отнесение к иной категории противоречит нормам земельных правовых актов.

Пример

Например, человек, обрабатывающий сельхозземли, подает заявку на присоединение надела к близлежащему городу. Среди причин – плохие подъезды к территории надела и близость к черте сельскохозяйственной территориальной зоны пункта. Гражданин снабжает продукцией продовольственные магазины города. Оценивая заявку, чиновники проверят, насколько далеко находится земля от границ города, есть ли водные или лесные участки, построены ли коммуникации и др. Если потенциальный перевод не соответствует плану градостроения населенного пункта и правилам его землепользования, прошение будет отклонено.

Понятие и состав земель населенного пункта

С бытовой точки зрения ясно, что значит земли населенных пунктов. Но с юридической — ЗНП несколько больше, чем просто часть территории, где стоят жилые дома. ЗНП – это земля, на которой уплотненно проживают люди, развивается инфраструктура.

Эта группа земель имеет одну особенность. Большинство зданий и сооружений, строящихся на этой территории, могли бы относиться к другой земельной категории. Например, объекты сельского хозяйства, транспортные узлы и др. Однако из-за того, что все это непосредственно обеспечивает комфортную жизнь людей, сооружения, расположенные вблизи крупных населенных пунктов, часто причисляют именно к ЗНП.

Юридически образование данной категории обосновывается Земельным кодексом РФ. В 83 статье говорится о том, какие земли следует причислять к этой группе. Также ЗНП – это одна из тех категорий земель, на которых изначально предполагается строительство. Поэтому все производимые действия имеют непосредственное отношение к Градостроительному кодексу.

Внутри большой группы ЗНП существует также несколько подгрупп. Так, назначение земли может зависеть не только от самой территории, но и от объектов и сооружений, расположенных на ней. Таким образом, выделяется еще несколько категорий земель населенных пунктов:

  1. Дачные некоммерческие партнерства. Земли этой категории чаще всего располагаются за чертой города. Они отличаются слабой плодородностью, поэтому годны только для развития личного хозяйства. Данная категория позволяет гражданину, владеющему землей, стать собственником и принимать участие в общих сборах и голосованиях.
  2. Садовые некоммерческие товарищества. Этот вид земель считается очень плодородным, поэтому их рыночная стоимость крайне высока. Как и земли предыдущей категории, территориально располагаются за городской чертой.
  3. Индивидуальная жилая застройка. В отличие от предыдущих групп, эта категория всегда располагается только в зоне ЗНП. На этих территориях возводят жилые комплексы и отдельные дома с возможностью жильцов прописаться там. Также в рамках этой земельной группы активно развивается транспортная сеть и инфраструктура.
  4. Личные подсобные хозяйства. Изначально предназначены только для того, чтобы вести там какое-либо хозяйство. На этих территориях никогда не строятся жилые здания.

Виды разрешенного использования

Как у любой категории земель, у ЗНП есть определенные «рамки дозволенного». Что можно организовать на конкретной территории, принадлежащей этой группе, а что нельзя, прописано в Земельном кодексе Российской Федерации и, соответственно, имеет высшую силу.

Землю населенных пунктов разрешено использовать в следующих случаях:

  1. Организация строительства жилых комплексов. Застройка может происходить случайным образом с последующим образованием целых улиц, проспектов и т. д. или организовано с образованием микрорайонов.
  2. Организация ИЖС, строительства ИЖД (индивидуального жилого дома).
  3. Зоны развития инфраструктуры. Они могут быть как внутри города, так и за его чертой. Статья 98 Земельного кодекса говорит о том, что к рекреационным землям относятся территории, на которых организуется отдых, туризм или спортивная деятельность жителей. К ним могут относиться различные детские лагеря, турбазы, базы отдыха, кемпинги, аквапарки, общественные бассейны и многое другое.
  4. Территории, отданные под развитие транспортных путей. На них могут организовываться транспортные пути, вокзалы, речные и морские порты, аэропорты — то есть, все, что относится к путям сообщения.
  5. Охраняемые законом культурно-природные зоны, находящиеся в городе. Это то, что имеет особую ценность для культурно-исторического развития государства, его национальных особенностей: памятники, парки, заказники, объекты архитектурного наследия и др.
  6. Земли, используемые в сельском хозяйстве. Сюда входят только сельскохозяйственные угодья для личного подсобного хозяйства.
  7. Все территории, находящиеся внутри городов и населенных пунктов, где можно организовать рекреационные зоны для граждан, построить жилые дома, развить ЛПХ.
  8. Территории запаса для развития населенных пунктов.

Виды земель поселений и строительство

  1. Земли предназначены для строительства различного вида зданий, что обозначено назначением и зонированием;
  2. Земли являются собственностью государства, муниципалитета или физического лица;
  3. В собственности поселения остаются дороги, парки, пруды и бульвары, поскольку передача их физическому лицу в частную собственность запрещена законом.

Разделенные участки используются исключительно по назначению, если строение и земля, на которой оно расположено, не угрожают людям. На собственном владении можно заниматься хозяйством и другими видами деятельности. Промышленные предприятия разрешается строить на зонах промышленной категории, нарушать пределы которых запрещено.

Правовое регулирование

Использование земель поселения регулируется несколькими кодексами Российской Федерации:

  1. Земельный кодекс;
  2. Региональное земельное и градостроительное законодательство;
  3. Правила землеиспользования и застройки;
  4. Строительные нормы, которые относятся к правилам землеиспользования.

Существуют акты, которые регулируют раздел полномочий между различными эшелонами власти. Регламент земле использования может распространятся только на одно поселение или отдельный регион.

То есть каждому населенному пункту федерального значения устанавливаются определенные правила землеиспользования. В данном регламенте указана схема зонирования, градостроительные нормы и процедура осуществления полномочий органами власти.

Что такое земли поселений? Фото:cf.ppt-online.org

Градостроительный регламент содержит:

  • описание зональных категорий и их предназначение;
  • виды назначения;
  • допустимые размеры участка;
  • ограничение на эксплуатацию земель;
  • рамки строительства и реконструкции.

Виды разрешенного использования

Разрешенное использование земель — это ограниченный список допустимых видов использования земельного участка. Для того, чтобы изменить целевое предназначение земли, нужно пройти длительный и трудоемкий процесс согласований.

На землях, которые находятся на территории населенного пункта, разрешается строительство муниципальных объектов с последующим развитием. Если владельцем участка земли является физическое лицо, то частные владения остаются в собственности владельца.

Предназначением таких земель является создание всех условий для проживания и развития жителей, поскольку особенность данной территории — это высокая концентрация населения на небольшом участке.       В зависимости от предназначения земель осуществляется присвоение им категорий. Для этой процедуры важны такие параметры:

  • численность населения;
  • научно-производственный уровень деятельности в данном населенном пункте;
  • взаимосвязанность характерных свойств населенного пункта и административно-территориального разделения.

Определенному участку на территории населенного пункта могут быть присвоены следующие категории:

  • общественные места, такие как парковые зоны, городские площади, пляжные территории, и прочее;
  • земли сельхоз назначения, на которых фермеры ведут свою сельскохозяйственную деятельность;
  • земли природоохранного и оздоровительного предназначения — это заповедные зоны, лечебно-профилактические учреждения и их территории, санатории;
  • земли для охоты, отдыха на природе, походов гражданского населения;
  • территории производственного характера, на которых расположены промышленные предприятия различной производственной мощностью.

Особенности, правила разрешенного использования

Существует целая система правил, которые должны соблюдаться в процессе определения вида разрешенного использования:

  • многоэтажные строения на территории жилого сектора. Особенность этого вида — разрешение хаотично строить многоквартирные дома, образовывать улицы, блоки и микрорайоны;
  • на всех участках разрешается строить только индивидуальные жилые строения;
  • размещение рекреационной зоны допускается в пределах и вне пределов населенного пункта;
  • на участках для строительства промышленных объектов, а также административных зданий разрешено возводить коммунальные объекты, продовольственные и непродовольственные объекты, складские помещения;
  • на транспортных участках можно строить автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты и объекты транспортного обслуживания;
  • земли для электроснабжения;
  • в пределах населенного пункта могут быть расположены особые участки, которые относятся к охраняемым территориям. Это такие участки как парковые зоны, зоологические сады, заказники, объекты культурно-исторического наследия.

Категории земель и виды их использования смотрите в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=lC8tOufJhFY

Что обозначает целевое назначения участка?

Целевое назначение участка – это более узкое и прикладное понятие, которое расшифровывает и конкретизирует определенную категорией разрешенную деятельность. То есть, если некий участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, то его целевым назначением может быть и садоводство, и выращивание различных культур, и разведение рыбы или животных.

Какие существуют виды ЗУ?

Какие же бывают виды назначений земельных участков? Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, вся территория государства подразделяется на:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим основные различия между категориями и их целевыми назначениями.

  1. Земли сельхозназначения – одна из наиболее обширных категорий, охватывающая все территории с плодородными почвами, заниматься разными видами сельского хозяйства на которых могут физические и юридические лица, государственные, коммерческие и некоммерческие организации.
  2. Земли населенных пунктов – все площади в административных границах населенных пунктов, которые в свою очередь зонируются местными органами власти по назначению (жилые, производственные, рекреационные и прочие).
  3. Земли промышленности и специального назначения – наиболее разносторонняя категория, объединяющая территории, на которых разрешена индустриальная и прочая деятельность с высокими техногенными рисками.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов – категория объединяет:
    • Земли особо охраняемых природных территорий – здесь категорически запрещается выделять дачные и садоводческие участки, прокладывать дороги и линии коммуникаций, размещать любые промышленные, хозяйственные или жилые объекты, не связанные с заповедниками, парками и другими объектами территории.
    • Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов – участки, обладающие природными данными для лечения и профилактического оздоровления граждан, источниками минеральных вод и подобными условиями. На таких территориях устанавливаются округа санитарной охраны.
    • Земли природоохранного назначения – площади, занятые под защитные леса и водоохранные объекты. Хозяйственная деятельность на этих территориях допустима, но ограничена режимом охраны земель.
    • Земли рекреационного назначения – в эту подкатегорию объединены земли, занятые объектами туризма, спорта, активного отдыха. Запрещена любая иная хозяйственная деятельность.
    • Земли историко-культурного назначения – места размещения памятников истории и культуры России и ее народов, места традиционных промыслов, земли под военными и гражданскими кладбищами. Изменение целевого назначения этих земель запрещено.
    • Особо ценные земли – территории, где расположены уникальные природные и иные объекты, представляющие научную или историко-культурную ценность.
  5. Земли водного фонда – площади, покрытые водой или занятые гидротехническими сооружениями. Земельные участки на этих территориях не выделяются, для строительства искусственных водоемов могут резервироваться дополнительные площади.
  6. Земли лесного фонда – все территории, покрытые лесом, и места, где его планируется восстановить, а также сопутствующие объекты (просеки, дороги и т.д.).
  7. Земли запаса – пока не распределенные и не востребованные земельные площади с неопределенным целевым назначением. Находятся в муниципальной или государственной собственности и для использования должны быть переведены в соответствующую категорию.

К видам разрешенного использования земельного участка применяется цифровое кодирование. Подробнее о коде категории земель, о том, в каких случаях и где указывается, а также как правильно расшифровывается, читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector