Простым языком о законе о госзакупках 223-фз
Содержание:
- 223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие
- Способы закупок
- Шаг 2. Оформление ЭЦП и регистрация в ЕИС
- Как и где проходят торги
- НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом
- Способы закупок
- Типовые положения о закупках
- Описание объекта закупки по 223-ФЗ
- Требования к типовым положениям
- Как регулируется эквивалент по 223-ФЗ?
- Порядок проведения закупки по 223-ФЗ
- Структура и редакции 223-ФЗ
- Электронные площадки
- Несколько советов
- Основные отличия 44 ФЗ от 223 ФЗ
- Нововведения 44-го закона
- Способ закупок
- Виды процедур
223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие
Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.
К числу конкурентных закупок относят:
- конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые, закрытые и др.;
- аукционы — открытые и закрытые;
- запросы котировок;
- запросы предложений;
- конкурентные переговоры.
Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.
Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.
Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.
Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.
Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.
Способы закупок
- согласно 44-ФЗ действуют ограничения на сотрудничество с единым поставщиком. Для этого существует такие способы отбора победителя, как:
- конкурсы — открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия;
- аукционы — в закрытой форме, электронные;
- запросы предложений;
- запросы ценовых котировок.
в 223-ФЗ заказчиком приписываются всевозможные варианты случаев закупки у единого поставщика. Они осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений и запроса котировок. Другие способы заказчик вправе выбирать самостоятельно.
Конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса могут осуществляться только на восьми ЭТП госзакупок из 44-ФЗ. И исключительно в виде одной из четырех форм, указанных выше.
Электронные торговые площадки (ЭТП), на которых проходят торги:
- «Сбербанк-АСТ»;
- «РТС-тендер»;
- «Росэлторг»;
- НЭП;
- ТЭК-Торг;
- ЭТП ГПБ;
- ZakazRF;
- Lot-online.
Для того, чтобы работать на данных площадках необходима регистрация в ЕИС (Единая информационная система закупок). Пройти этап регистрации можно бесплатно.
Для 223-ФЗ существует более 150 торговых площадок. Четких ограничений по выбору не существует. Заказчик сам вправе отдать предпочтение наиболее удобному для себя ресурсу. Стоит учесть, что регистрация на некоторых ЭТП является платной и/или с пользователя будет взиматься ежемесячная абонентская плата.
Малому и среднему предпринимательству разрешено проводить торги только на восьми электронных торговых площадках госзакупок, регламентированных в 44-ФЗ. Представителям МСП также необходимо быть зарегистрированными в системе ЕИС.
Шаг 2. Оформление ЭЦП и регистрация в ЕИС
Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
ВАЖНО!
ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа подают заявку в удостоверяющий центр и предоставляют комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.
ВАЖНО!
С 2020 года инструкция, как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах, сводится к регистрации в ЕИС. После попадания в реестр участников закупок аккредитация на площадках происходит автоматически. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».
С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:
- АО «ЕЭТП».
- РТС-тендер.
- ЗАО «Сбербанк-АСТ».
- АГЗРТ.
- АО «РАД».
- ЭТП НЭП.
- ЭТП «ГПБ».
- ТЭК-Торг.
Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».
Как и где проходят торги
Способ проведения тендера |
|
Закон № 44-ФЗ |
Закон № 223-ФЗ |
Конкурентные способы:
Закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утверждается Правительством РФ. |
Конкурентный способы;
Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (они проводятся только на тех ЭТП, которые используются при закупках по закону № 44-ФЗ). |
Неконкурентный способ: закупка у единственного поставщика. Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единого поставщика, установлен законом 44-ФЗ (коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков и т.д.). |
Неконкурентные способы:
Случаи закупок у единственного поставщика каждый заказчик определяет самостоятельно. |
На каких ЭТП проводятся торги |
|
Восемь федеральных ЭТП:
Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Регистрация бесплатна. |
Больше 150 ЭТП. Ограничений по выбору площадки нет. Регистрация может быть платной. Закупки у МСП можно проводить только на ЭТП, отведенных для госзакупок по 44-ФЗ (см. «Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года»). |
НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом
В закупках по 44-ФЗ:
- Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
- Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
- Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
- Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.
В закупках по 223-ФЗ:
- Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
- Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
- Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
- Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.
Способы закупок
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Существует множество способов отбора победителей:
|
Обязательны всего два вида процедур:
В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок. Заказ у единственного поставщика возможен, но для этого нужно отразить основания таких закупок в положении. |
Типовые положения о закупках
Кто вправе их утвердить?
- Федеральный орган исполнительной власти, имеющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;
- Федеральный орган исполнительной власти, либо организация, которые исполняют полномочия собственника имущества унитарного предприятия.
Для кого применение типового регламента является обязательным при утверждении ими положения или внесении в него изменений?
- Бюджетные учреждения;
- Автономные учреждения;
- Государственные унитарные предприятия.
Структура положения
- основные понятия и определения;
- принятые способы выбора исполнителя;
- условия внесения обеспечения;
- алгоритм подготовки к процедуре;
- этапы выбора исполнителя и заключения договора;
- порядок заключения договора с поставщиком;
- требования к извещениям и документации, а также порядок изменения извещения и документации;
- требования к срокам;
- порядок составления протоколов;
- условия формирования ежемесячной отчетности;
- регламент работы закупочной комиссии;
- порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).
Описание объекта закупки по 223-ФЗ
Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.
223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:
- к его безопасности;
- к его качеству;
- к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
- если закупается работа — к ее результатам;
- если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.
Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.
Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации
Показатель |
Подтверждение соответствия |
|
Обязательное |
Добровольное |
|
Цель | Соответствие условиям технического регламента | Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров |
Объекты | Продукция, выпускаемая в обращение на территории России | Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила |
Форма, документ | Декларирование о соответствии (декларация о соответствии) Обязательная сертификация (сертификат соответствия) |
Добровольная сертификация (сертификат соответствия) |
Требования к типовым положениям
Документ должен соответствовать ряду требований. Этот вопрос является важным, поэтому остановимся на нем подробнее.
- В типовом документе указывается, в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия вносят изменения в положение либо утверждают новое.
- В документе должна быть указана не подлежащая изменению при разработке и утверждении бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующая информация:
1) этапы подготовки и (или) осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения по итогам конкурентной закупки договора, согласно 223-ФЗ;
- Типовой регламент должен указывать принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедуре, регулируемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ;
- Выкладывается в единой информационной системе федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ, в течение 15-ти дней от даты утверждения типового положения;
- Если в типовое положение вносятся изменения, то такие изменения обязаны применяться бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями;
- Изменения в типовой документации размещаются в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ст. 2 ч.2.1 223-ФЗ, в течение 15-ти дней с момента утверждения. При размещении изменений, внесенных в типовой документ, указывается срок, в течение которого бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое. При этом такой срок не должен быть менее 15 дней от даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в документ.
Как регулируется эквивалент по 223-ФЗ?
В 223-ФЗ не указываются, какие отличия есть между аналогом и эквивалентом. В п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ говорится, что если заказчик в описании объекта торгов указывает товарный знак, то он предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, прописывая это условие в тексте документации. Следовательно, эти понятия являются словами-синонимами в контексте закупок по федеральному закону № 223.
Из этого правила есть исключения. Заказчик не может прописать возможность поставить аналог, если приобретает:
- товары, которые взаимодействуют с продукцией, которую использует заказчик, а другие с ней несовместимы;
- запасные части и расходники к машинам и оборудованию, которые применяет заказчик. В этом случае организаторам торгов следует руководствоваться технической документацией и инструкциями по эксплуатации этих машин и оборудования;
- товары, необходимые для выполнения условий госзакупки по 44-ФЗ;
- продукцию с конкретными товарными марками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения продукции, производителем, если это отражено в условиях международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч.2 ст.1 223-ФЗ для выполнения этими компаниями обязательств по совершенным сделкам с юрлицами, в т.ч. зарубежными предприятиями.
223-ФЗ также, как 44-ФЗ обязывает организаторов торгов прописывать фразу «или эквивалент». Заказчик посредством положения о закупке определяет порядок проведения тендера. При этом, в некоторых случаях, целесообразно устанавливать требование поставки товара с конкретным товарным знаком без возможности поставки аналогов.
ФАС России в большинстве случаев расценивает указание конкретного товарного знака как создание исполнителям преимущественных условий участия в закупке, что запрещено п.2 ч.1 ст.17 135-ФЗ и как нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ). Однако, как видно из судебной практики, если заказчик обосновывает невозможность поставки эквивалентов, то суды становятся на его сторону.
Порядок проведения закупки по 223-ФЗ
1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.
Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.
1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.
- Конкурс – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок.
- Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.
1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)
- Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
- Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.
1.3. Обеспечение заявок
- Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
- Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.
Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.
2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.
Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.
3. Отмена конкурентной закупки.
В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.
4. Определение поставщика
Заказчик создает комиссию для определения поставщика.
Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.
По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.
Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.
Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.
5. Заключение договора.
Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.
Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).
Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.
Структура и редакции 223-ФЗ
223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.
Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.
В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.
Краткое содержание закона
Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется
Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках
Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
- Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
- Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
- Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
- Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
- Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
- Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
- Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
- Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
- Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика
Статья 4. Информационное обеспечение закупки
Статья 4.1. Реестр договоров
Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков
Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса
Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ
Статья 6.1. Ведомственный контроль
Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ
Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ
Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ
Статистика за 2019 год:
- по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
- из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
- средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
- в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
- по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
- объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).
Почему понадобился отдельный закон
223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.
Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.
223-ФЗ определяет основные цели регулирования:
- Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
- Эффективное использование денежных средств
- Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
- Развитие добросовестной конкуренции
- Обеспечение гласности и прозрачности закупок
- Предотвращение коррупции и других злоупотреблений
На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая “прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.
Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек
Электронные площадки
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Восемь федеральных ЭТП:
Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. |
Существует более 300 коммерческих ЭТП.
Самые известные их них:
Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет. На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке. |
Несколько советов
Перед участием в закупках надо проверить, что ваши товары (услуги) являются востребованными в регионе. Найти закупки можно по ОКПД, отрасли либо по ключевым словам, а также посмотреть, насколько много было закупок, кто выступает основными заказчиками, как они размещаются и кто конкуренты.
Чтобы найти нужные закупки, исключив лишнее, важна правильная настройка запроса, При поиске возможно использование ключевых слов, указание ОКПД, отрасли или региона. Для оптимизации поиска есть возможность сохранить регулярный запрос в качестве шаблона и подписаться по нему на новые закупки. Подробнее о поиске узнайте в Контур. Закупках.
Находите скрытые закупки: некоторые из заказчиков делают попытки ограничения круга участников, однако эти преграды надо учиться обходить. Подробнее об этом – в статьях, где рассматриваются серые схемы и некопируемая документация.
Проводите поиск планов-графиков: они содержат информацию, на какой месяц заказчиком запланированы интересующие вас закупки.
Основные отличия 44 ФЗ от 223 ФЗ
Реформа государственного заказа не стоит на месте, она постоянно совершенствуется. До 2014 года вся работа велась по 223-му федеральному закону, сейчас же в действие вступил 44-й федеральный закон, то есть закон о контрактной системе. Для многих это нововведение усложнило жизнь, ведь нужно было пересматривать закупочную деятельность. Но согласно второй части статьи 15 Закона №44 для определенных закупок бюджетным учреждениям и некоторым другим организациям разрешается использовать более гибкий 223-й федеральный закон. Так в чем же отличие этих двух указанных законов и как оно отражается на практике?
Нововведения 44-го закона
Многих пугают нововведения, однако некоторые процедуры перетекли в новый в 44-й федеральный закон без изменений, некоторые – с изменениями, однако с сохранениями общего принципа. С 2014 года все заказчики, которые перечислены в 223-ФЗ, должны использовать его нормы в практической деятельности. К ним относятся автономные учреждения и муниципальные унитарные предприятия. Заказчик, который указан в 223-ФЗ, должен выполнять закупки по 223-ФЗ, если же этого не происходит, то ему нужно работать по 44-ФЗ.
Новый федеральный закон №44, в отличие от 223-его, не делит заказчиков на государственных, а также муниципальных, в тексте он объединяет их одним понятием «заказчик». Законодательные органы решили, что в Российской Федерации, как и в иных развитых странах, процесс должен вестись с прогнозирования необходимости конкретной закупки, а заканчиваться оценкой соответствующей эффективности удовлетворения необходимых потребностей.
К основным нововведениям 44-го закона можно отнести следующее:
1. действуют единые правила для всех заказчиков;
2. ограниченный перечень способов закупки;
3. на ЭТП проводится лишь аукцион;
4. ограниченный перечень случаев закупки у ЕП;
5. от заказчика требуется обязательное заключение договора с победителем.
Тогда как 223-ФЗ предполагает использование следующих правил:
1. каждый заказчик имеет свои правила и особенности;
2. заказчики могут применять различные методы закупок;
3. на ЭТП могут проводиться любые способы закупок;
4. перечень случаев закупки у ЕП заказчик может определять лично;
5. заказчику не обязательно заключать договор с победителем.
Способ закупок
В соответствии со ст. 24 закона № 44-ФЗ закупки делятся на конкурентные и неконкурентные.
Важно! Случаи проведения неконкурентных закупок в форме закупки у единственного поставщика предусмотрены ч. 1 ст
93 закона № 44-ФЗ либо положением о закупке по закону № 223-ФЗ.
В остальных случаях заказчики проводят тендеры. Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это конкурентные торги, по результатам которых выбирается поставщик товаров, работ, услуг.
Способы проведения закупок по двум законам практически не имеют различий и проводятся в виде:
- конкурсов (открытых, закрытых, с ограничением участия, многоэтапных, в электронной форме);
- аукционов (электронных, закрытых);
- запросов предложений;
- запросов котировок;
- закрытых закупок.
Обратите внимание! Закон № 223-ФЗ дает организаторам торгов право устанавливать свои формы проведения тендеров, установленные в положении
Виды процедур
44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.
Виды процедур по 44-ФЗ:
- конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
- электронный аукцион;
- закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
- запрос котировок, в том числе в электронной форме;
- запрос предложений;
- закупка у единственного поставщика.
223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.