Изучаем способы проведения закупок по 44-фз

Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)

Наименование: «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростов-на-Дону «Детский сад № 42»».

Согласовано: Заведующей МАДОУ № 42 Ленецкой Л.А.

Утверждено: Решением заседания совета МАДОУ № 42.

Протокол № 1/19 от 14.03.2019 г.

Основные положения и термины:

  1. Общие положения.
  2. Требования к участникам.
  3. Комиссия по осуществлению закупок.
  4. Планирование закупок.
  5. Порядок проведения конкурентной закупки.
  6. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
  7. Информационное обеспечение.
  8. Описание предмета.
  9. Условия допуска к участию и отстранения от участия.
  10. Обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.
  11. Способы осуществления закупки.
  12. Порядок проведения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
  13. Порядок обжалования.
  14. Заключение и исполнение договора.
  15. Реестр договоров.
  16. Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
  17. Особенности проведения процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Этапы электронного аукциона

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% — 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема по Закону № 223-ФЗ

1. Какие закупки признаются закупками малого объема по Закону № 223-ФЗ

По общему правилу закупкой малого объема для заказчика по Закону № 223-ФЗ считается закупка, цена которой не превышает 100 тыс. руб. Однако если ваша выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд, в текущем году малой для вас будет закупка, цена которой не превышает 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Объем выручки определяйте на основании данных бухгалтерской отчетности.

2. Как провести закупку малого объема по Закону № 223-ФЗ

Порядок закупки малого объема зависит от того, каким способом ее проводить.

Чаще всего их осуществляют путем закупки у единственного поставщика. Чтобы закупить таким способом, закрепите в своем положении условие о том, что малый объем закупки является основанием для закупки у единственного поставщика. Самостоятельно решите, включать ли малую закупку в план, размещать ли извещение в ЕИС и направлять ли сведения в реестр договоров. Закон № 223-ФЗ не содержит специальных требований и разрешает заказчикам в этих вопросах руководствоваться положением о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ п. 4 Правил формирования плана закупки, п. 3 Правил ведения реестра договоров).

Вопрос дробления закупок Законом № 223-ФЗ не регулируется. Вы можете закупать одноименные товары, работы или услуги несколькими мелкими закупками за определенный период, если это не запрещено вашим положением о закупке (см. Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 № ОГ-Д28-7314). Однако не следует злоупотреблять данным правом, это может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Не заключайте несколько договоров до 100 (500) тыс. руб., если одновременно соблюдаются два условия:

1) вы приобретаете одноименную продукцию или совершаете ряд взаимосвязанных сделок в течение непродолжительного периода времени (например, в одном месяце заключили три договора на косметический ремонт в трех кабинетах вашего офиса);

2) общая стоимость одноименных товаров, работ, услуг или взаимосвязанных сделок превышает ту предельную сумму, свыше которой в соответствии с вашим положением вы должны проводить конкурентные процедуры.

Такие закупки могут признать нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, а договоры недействительными по иску контролирующих органов или заинтересованных поставщиков.

Малую закупку конкурентным способом проводите в порядке, предусмотренном вашим положением для конкурентных процедур. Включать такую закупку в план также не обязательно, однако рекомендуем это сделать, чтобы соблюсти принцип информационной открытости. В остальном Закон № 223-ФЗ не делает исключений для мелких конкурентных закупок, соблюдайте общие требования к содержанию извещения, документации и порядку проведения конкурентных процедур.

3. Надо ли отчитываться о закупках малого объема и включать их в реестр договоров

Информацию о закупках малого объема необходимо включать в ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости заключенных договоров. Разместите отчет в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Учтите, что в отчет нужно включить информацию обо всех без исключения мелких закупках, в том числе об оплатах по счетам без заключения договора, мелких покупках за наличный расчет (см. Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 № Д28и-1489).

В реестр договоров информацию о малых закупках направляйте, только если это предусмотрено вашим положением о закупке. Но если в ходе исполнения вы изменили договор и стоимость закупки превысила 100 (500) тыс. руб., сведения о таком договоре необходимо направить в реестр (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ).

Конкурентный способ закупки — это… Что такое Конкурентный способ закупки?

Конкурентный способ закупки (Competitive procurement procedure) — способ закупки, использующий состязательность предложений независимых продавцов (участников процесса). При этом организатор закупки, после переговоров (конкурентных переговоров) с достаточным для обеспечения эффективной конкуренции числом участников заключает договор с одним из них (или несколькими, если это оказалось необходимо).

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

  • Конкурентность благ
  • Конкурентоспособность

Смотреть что такое «Конкурентный способ закупки» в других словарях:

  • конкурентный способ закупки — Способ закупки, использующий состязательность предложений независимых продавцов (участников процесса). При этом организатор закупки, после переговоров (конкурентных переговоров) с достаточным для обеспечения эффективной конкуренции числом… …   Справочник технического переводчика

  • СТО 17230282.27.100.006-2008: Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования — Терминология СТО 17230282.27.100.006 2008: Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования: 3.2 документ, объявляющий о… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • запрос — 01.01.75 запрос (1): Требование на непосредственный вывод данных или на их извлечение из базы данных, основанное на заданных условиях. Примечание Примером является запрос в систему бронирования о наличии мест на конкретный рейс. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Запрос цен — (запрос котировок) (Price (quotes) inquiry) — 1. Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме… …   Экономико-математический словарь

  • запрос цен — запрос котировок 1. Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме цены, и приглашает подавать… …   Справочник технического переводчика

  • запрос цен — 3.9 запрос цен: 1 Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме цены, приглашает подавать предложения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • конкурс — 3.14 конкурс: Конкурентный способ закупки, предполагающий получение заявок не менее двух участников с обязательным заключением Договора с победителем (если таковой объявляется) и возможным возмещением ущерба участникам, если организатор конкурса… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Запрос предложений — (Offers inquiry) конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с… …   Экономико-математический словарь

  • запрос предложений — Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с квалифицированным участником,… …   Справочник технического переводчика

  • запрос предложений (в бизнесе) — запрос предложений Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с… …   Справочник технического переводчика

Осуществление закупок по 44-ФЗ

В соответствии с законодательством, приобретение нужных для работы государственных органов материалов, техники, помещений, различного рода услуг может осуществляться конкурентным способом, когда выбор поставщика происходит из нескольких претендентов, либо у единственного представителя. Осуществление закупок по 44 ФЗ позволяет свести к минимуму злоупотребления и коррупционные проявления в этом процессе.

Способы закупки

Федеральный закон определяет, что основанными на конкуренции являются следующие способы приобретения продукции и услуг:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Закупка у единственного участника осуществляется лишь в том случае, когда нужный товар или услуга монополизированы в силу объективных причин, например, защищены авторским правом.

Виды конкурсов

В ФЗ № 44 предусмотрены следующие разновидности конкурсов:

  • Открытый. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
  • С ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.
  • Двухэтапный. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.
  • Закрытый аукцион – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.
  • Закрытый с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.
  • Закрытый двухэтапный предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение. Аукцион

Аукцион по закупке осуществляется в электронной форме, то есть вся информация об объекте конкурса размещается на доступном для всех сайте. Сами торги проводятся на электронной площадке заранее выбранного оператора, который полностью отвечает за технический аспект их проведения.

Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный. К аукциону предъявляются такие критерии:

  • точное, четкое и подробное описание объекта закупки;
  • выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.

Запрос котировок

Этот способ определения исполнителя госзаказа осуществляется путем размещения информации об объекте закупки в единой базе данных, причем победителем в конкурсе является тот участник, что предложит самую низкую цену за свою продукцию. Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.

Запрос предложений

Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса. Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:

  • для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;
  • для лечения россиян за границей;
  • для обеспечения лекарственными препаратами;
  • для закупок предметов народного промысла;
  • при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.

Поиск коммерческих тендеров, что следует знать?

Поиск коммерческих тендеров является самым недооценённым и при этом самым сложным этапом участия в коммерческом тендере, поскольку основные ресурсы уходят именно на поиск. И при этом нет гарантии, что необходимый тендер будет найден, либо будет найден уже слишком поздно, когда уже истек срок подачи заявок. И таким образом можно потратить ресурсы компании и ничего не получить взамен.

Основные сложности с поиском коммерческих тендеров возникают в связи с тем, что коммерческие электронные площадки существуют во множественном числе и никак не взаимосвязаны между собой. А ведь помимо поиска необходимо также проводить анализ рентабельности участия и готовить заявку. Именно по этой причине в сфере государственных закупок было принято решение о том, что все государственные закупки должны публиковать заказчиками в одном месте, на сайте закупок.

Помимо этого информация о тендере может публиковаться организатором не только на электронных площадках, но и в средствах массовой информации и на собственном корпоративном сайте. При таком раскладе эффективность ручного поиска стремится к отрицательным значениям. Учитывая все вышеизложенное, возникает закономерный вопрос: «Где искать коммерческие тендеры, чтобы это было быстро и эффективно?».

Ответом на данный вопрос на рынке появились различные сервисы и программные продукты, которые призваны решить эту проблему. Все что остается компании, это приобрести такую программу и установить интересующие критерии поиска. Программа на основе введённых данных осуществит сбор всех объявленных на данный момент тендеров, отберет подходящие и представит вам это в удобном и едином интерфейсе, что позволит вам за минимальное время осуществить только анализ предложенных тендеров.

Естественно, что только данный подход обеспечит вам рентабельность участия в тендерах и стабильность оборота, поскольку «бесплатный» или можно еще назвать «ручной» поиск не даст вам такого результата. Конечно, данные программы и сервисы стоят определенных денег. Но без их помощи вы никогда не сможете стать конкурентоспособным на рынке тендеров коммерческих компаний.

Это обусловлено, в том числе, следующим. В первую очередь вы ежедневно будете тратить свое время или время своих сотрудников на предмет мониторинга новых закупок. При этом вы сможете охватить не более нескольких десятков источников информации, и никто вам не гарантирует, что там появится интересующий вас тендер. Поэтому участие в коммерческих тендерах будет успешным только при условии использования соответствующих, профессиональных инструментов.

Можно выделить следующие, но не единственные поисковые сервисы, такие как meltor.ru, seldon.ru, tenderplan.ru, findtenders.ru.

Все программы и сервисы предоставляют бесплатный демо-доступ для того, чтобы у вас была возможность протестировать их функции и выбрать наиболее удобный для вас вариант.

Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?

Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица.Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить

  1. Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога.
  2. При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и  СМП.

Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть:

На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП. 

Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной.

Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятогот.к. они относятся к субъектам бизнеса.

Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами.

Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов.

Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество.

Большинствоисполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация».Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок.

Особенностью является организация бизнеса и размер компании

  1. Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО.
  2. Относительно НДС для организаций на УСН действуютте же условия, что и для ИП.
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях

Следующая категория участников — бюджетная организация.Для них есть следующие нюансы:

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
  2. Учреждения уголовно-исполнительной системыпользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК.

В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режими многие процедуры им недоступны.

Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИС – им нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица.

Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам).

Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.

Если торги проводятся с учетом национального режима, то следует обратить внимание на условие и ограничение допуска, а также его запрет. Национальному режиму мы посвятили отдельную статью, с которой вы можете ознакомиться здесь —национальный режим в госзакупках

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств).

Кто не может участвовать в закупках?

Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.

Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр.

Изменения и разъяснения документации о закупке

В том случае если в ходе изучения документации о закупке у вас возникли какие-либо вопросы, то вы можете направить в адрес заказчика запрос на разъяснение положений документации. При участии в электронном аукционе участник может подать не более 3-х таких запросов. Количество запросов для других процедур 44-ФЗ не регламентировано.

Такой запрос может быть направлен участником закупок не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч.7 ст.50 44-ФЗ) и не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (ч.4 ст.65 44-ФЗ) или закрытом аукционе (ч.4 ст.87 44-ФЗ).

Заказчик также может вносить изменения в документацию о закупке, как по собственной инициативе, так и в связи с поступившим запросом от участника закупки не позднее чем:

  • за 5-ть до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч.6 ст.50 44-ФЗ);
  • за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (ч.6 ст.63 44-ФЗ);
  • за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч.6 ст.74 44-ФЗ);
  • за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе (ч.7 ст.87 44-ФЗ).

Важный момент: Изменять объект закупки не допускается. В случае внесения изменений в документацию срок подачи заявок продлевается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector