Обжалование результатов закупки по 44-фз в фас

Содержание:

В каких случаях можно пожаловаться в ФАС на заказчика?

Спорные ситуации между заказчиком и участником закупок могут быть разнообразными.

Например, подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ возможно в следующих случаях:

  • нарушены положения закона о госзакупках в отношении обеспечения контракта – заказчик может выдвигать необоснованные требования к виду обеспечения;
  • заказчик незаконно отказал компании или предпринимателю в допуске к торгам или препятствует исполнению контракта;
  • заказчик «искусственно» ограничил количество участников закупки путем формирования требований, отраженных в закупочной документации;
  • в документацию о закупке включены положения, согласно которым участники должны предоставить сведения или документы, предоставление которых не является обязательным в силу закона.

Это далеко не полный список тех нарушений, которые могут быть допущены заказчиком и обжалованы в ФАС. Понять, как действовать в той или иной спорной ситуации с заказчиком, поможет профессиональный юрист по 44-ФЗ. Обращение к юридическому специалисту по госзакупкам нашей компании поможет вам добиться справедливости и отстоять честное имя своей компании.

Закон позволяет обжаловать любому участнику закупки действия/бездействия не только самого заказчика, но и следующих лиц:

  • специализированной организации;
  • комиссии по осуществлению закупок;
  • членов комиссии по осуществлению закупок;
  • должностных лиц контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • оператора электронной площадки.

Обратите внимание! Ваша жалоба в ФАС не может являться основанием для отказа в судебном обжаловании действий заказчика. Это означает, что если вас не устроит решение антимонопольной службы по вашему вопросу, вы можете с тем же вопросом обратиться и в суд

Как найти в банке решений сведения по жалобе

При обращении в ФАС можно решить большое количество споров между физическими и юридическими лицами, не обращаясь к судебной инстанции для дальнейшего рассмотрения.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81

Есть несколько самых распространённых случаев, по которым регистрируют обращения:

  1. Ошибки в документах, приводящие к неправомерным действиям.
  2. Преференции к подрядчикам со стороны муниципалитета.
  3. Коллективные манипуляции по завышению стоимости.
  4. Навязывание услуг обманным путём.
  5. Пренебрежение законом в сфере рекламы.
  6. Превышение должностных полномочий.

Главное – чтобы жалоба была грамотно оформлена, была посвящена какому-то определённому вопросу. Тогда и с регистрацией её в системе не возникает никаких проблем. Жалобы регистрируются в том числе, когда они связаны со спорами между двумя юридическими лицами.

Сама служба имеет право в дальнейшем подавать иски в судебные инстанции, чтобы применялись наказания в виде ликвидации компаний, прекращения действия договоров, привлечения руководства к административной ответственности. В открытом доступе должно быть опубликовано любое решение.

Сроки подачи любых претензий – 10 дней от даты, когда итоговый протокол вносят в ЕИС. Информационная система заполняется сведениями максимум спустя два дня после получения первого числа.

В целом, на рассмотрение любого вопроса дают до 5 дней. Копия решения направляется всем участникам не позднее, чем через три дня после принятия.

До окончания срока подписания контракта победителя нельзя считать уклонистом

Определение ВС РФ от 18 апреля 2019 года по делу № А75-1934/2018

Поставщик победил в аукционе, подписал со своей стороны контракт и в качестве обеспечения его исполнения направил заказчику банковскую гарантию. Однако в ней фигурировала неверная сумма. Заметив ошибку, поставщик написал заказчику письмо о том, что готов предоставить обеспечение в требуемом размере. Но заказчик к тому времени уже посчитал, что победитель уклоняется, и передал информацию о нем в ФАС. В итоге Антимонопольная служба включила его в Реестр недобросовестных поставщиков. По этому поводу участник обратился в суд.

Судьи поддержали победителя аукциона. Они посчитали сроки и пришли к выводу, что на подписание контракта у него было в запасе еще два дня. То есть его признали уклонившимся до того, как истек срок, отведенный на подписание контракта на ЭТП. По мнению арбитров, это неправомерно. Заказчик не должен был отказываться от подписания контракта до окончания срока.

Также суды напомнили, что антимонопольному органу следует причислять к числу недобросовестных тех поставщиков, кто не имеет намерения заключать контракт или вносить обеспечение. В данном же случае победитель аукциона, несмотря на свою ошибку, предпринял все меры, чтобы контракт был заключен.

Для чего создан реестр

Ресурс будет полезен не только в процессе подачи жалобы и отслеживания процедуры рассмотрения дела.

Есть и другие ситуации, когда подобная информация оказывается полезной:

  • Поиск определённых документов, заключений для заинтересованных участников. Ознакомиться с результатами проверки имеют право все стороны, принимающие непосредственное участие в сделке.
  • Проверка результатов по аналогичным разбирательствам. Заказчик может заранее изучить тексты жалоб при таких же обстоятельствах, как у него. Это помогает узнать, чем закончились другие дела с подобными условиями. Это упрощает сбор аргументов для своей позиции, со всей нормативно-правовой документацией будет легче найти правильные ссылки. Рассматривать можно дела ФАС по всей России, либо по конкретным регионам.

Анализ по конкретному заказчику.

Исполнители тоже имеют право проверять историю закупок у заказчиков в картотеке дел, с которыми собираются сотрудничать. Например, можно изучить информацию о том, как часто вообще проходят подобные разбирательства.Если решение ФАС не удовлетворяет исполнителя – появляется право на обжалование в судебном порядке.

Законодательная база

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

Жалобы по 44-ФЗ

Жалобы на Заказчика по 44-ФЗ

Жалобы на Заказчика по 44-ФЗ подаются в территориальное отделение Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) – т.е. по субъекту РФ нахождения Заказчика (по городу, области) – по подведомственности.

Регулируется Статьёй 105 44-ФЗ. Порядок подачи жалобы

Срок подачи жалобы – 5 (пять) календарных дней после публикации протокола (с итогами, об отклонении т.п.). Подать могут только те, кто подал заявку на участие, другие не могут. (п.3 ст.105 44-ФЗ).

Срок подачи жалобы на документацию – до окончания срока подачи заявок. Подать жалобу может любой. (п.3 ст.105 44-ФЗ).

Причины подачи жалобы на Заказчика до Подачи заявок

  • На положения документации. Пример: заказчик прописал формулировки затрудняющие или делающие невозможным для вас подачу заявки, которая будет соответствовать всем требованиям.
  • На проект контракта в документации и его содержание. Пример: очень маленькие / сжатые сроки выполнения работ, чтобы участвовали только «свои» поставщики.
  • Нарушение «Принципов» закупки. (Открытость, прозрачность, конкуренции, равноправие, отсутствие ограничения допуска к участию т.д.).

Причины подачи жалобы на Заказчика После рассмотрения заявок

  • Необоснованное отклонение заявки.
  • На содержание протоколов после рассмотрения, подведения итогов и т.п. после заседаний комиссии. (не полная информация – нет формул, ссылок на пункты, нет наименований и т.п. в соответствии с требованиями к протоколам 44-ФЗ).
  • На сговор лиц со стороны заказчика и победителя. (Но нужны доказательства. Пример, все участники, падавшие заявку, имеют одного и того же ген. директора и/или учредителя.
  • Нарушение «Принципов» закупки. (Открытость, прозрачность, конкуренции, равноправие, отсутствие ограничения допуска к участию т.д.).

Жалобы на ЭТП по 44-ФЗ электронную площадку

Срок подачи жалобы на ЭТП – в течение 30 календарных дней. (п.5 ст.105 44-ФЗ).

(действия на ЭТП можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор –подробная информация на сайте госзакупок в разделе справка / документы. Запускать его нужно до начала торгов).

Причины жалобы на ЭТП (оператора электронной площадки)

  • на «зависание» площадки во время торгов,
  • на несвоевременное извещение / предоставление и / или публикацию документов.
  • Нарушение «Принципов» закупки. (Открытость, прозрачность, конкуренции, равноправие, отсутствие ограничения допуска к участию т.д.).

Жалобу рассматривают в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня следующего за днём поступления жалобы.

Жалоба должна содержать информацию

Жалоба должна содержать информацию согласно п.8 п.9 п.10 ст. 105 44-ФЗ (без неё жалобу отклонят / не примут).

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
  5.  К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
  6. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. (Решение учредителя/-ей о назначении / выборе генерального директора, и/или доверенность от гендиректора на лицо подающего жалобу).

Что включить в возражение на жалобу

Возражение должно содержать такие же сведения, которые включаются в жалобу. Все они перечислены в части 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Документ должен содержать информацию:

  1. О заказчике как лице, на чьи действия либо бездействие была подана жалоба. Необходимо указать его наименование, адрес и контактные данные.
  2. О лице, которое подало жалобу. Нужно указать ту же информацию.
  3. О закупке, в отношении которой подана жалоба. Нужно указать ее название и индивидуальный код, объект закупки, способ определения поставщика и другие параметры.
  4. О действиях, которые заявитель обжалует.

В теле своей претензии заказчик приводит сначала доводы из жалобы, а в заключение излагает аргументы, которые подтверждают его правоту

Но важно не просто выразить свою точку зрения, а подкрепить ее документами. Это может быть, например, закупочная документация, заявки участников, протоколы, а также любые другие документы, которые заказчик посчитает нужны представить в ФАС

К жалобе обязательно приложить опись прикрепленных документов.

Ниже приведен примерный образец возражения на жалобу в ФАС.

Что представляет собой документ и какие сведения содержит

Жалобы на действия заказчиков рассматриваются как в случае закрытых процедур, так и в связи с закупками на федеральном уровне. Антимонопольному органу дают три дня на детальное рассмотрение вопросов по всем направлениям.

С момента оглашения любое такое решение становится действительным. Из текста документа должен быть понятен ход рассмотрения дела и логика, на основании которой принимались решения. Поэтому служба должна точно описать все шаги, которые предпринимала для окончательного вердикта по данному вопросу.

Когда выбирается орган для обжалования, надо учитывать некоторые моменты:

  • Контролирующие органы не могут восстанавливать пропущенные сроки, что отличает их от судебной инстанции.
  • Действие предписание может быть приостановлено только при наличии судебного обжалования.
  • Склонность к отмену решений собственных сотрудников не такая распространённая. При получении отрицательного результата велика вероятность обращения в суд.
  • Не для каждого акта подходит ведомственный порядок рассмотрения.
  • Не обязательно соблюдать каждый раз досудебный порядок обжалования.

Документ должен быть подписан всеми членами комиссии, которые принимали участие в рассмотрении дел.

Иногда проще попросить у заказчиков дать разъяснение по каким-либо закупочным бумагам. Иногда и этого хватает для выхода из спорной ситуации.

Есть несколько распространённых причин, по которым принимают решение не рассматривать жалобу:

  1. Есть другое решение по жалобе, принятое судом или контрольным органом. Например, при подаче документов другими участниками закупки.
  2. Установленные сроки для подачи документа закончились.
  3. Подпись поставлена лицом, у которого нет полномочий для этого, либо элемент оформления вообще отсутствует.
  4. Невыполнение требований 44-ФЗ.

При необходимости участникам дают право повторно направлять жалобы, когда все нарушения и ошибки устранены.

Вместе с решением публикуют и различные предписания для заказчиков:

  • По аннулированию результатов конкретной процедуры.
  • Отмена протоколов по подведению итогов.
  • Внесение изменений в закупочной документации.

Если контракт уже заключён или решения не повлияли на итоговый процесс, предписания могут и не выпустить.

Обязательная часть для таких документов – ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Ответчикам дают максимум три месяца, чтобы при необходимости обжаловать вынесенный вердикт.

Рекомендуется в большинстве случаев обратиться к другому заказчику для закупки, если интересы при предыдущей сделке не удовлетворены.

При желании уменьшить штраф или взыскать деньги за услуги, которые уже оказаны, надо обращаться только в суд. Здесь антимонопольная служба уже не помогает, только вышестоящие инстанции. И в данном случае необходимо проследить за грамотным оформлением документов. Своевременная подача не менее важна. По уважительным причинам сроки восстанавливают, но положительного решения добиться тоже сложно.

Решение УФАС, подписанное отсутствующим на заседании лицом, недействительно

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2019 года по делу № А70-12297/2018

В следующем деле уклонившийся от подписания контракта поставщик оспорил свое включение в РНП. Причиной стало нарушение, допущенное сотрудниками территориального управления Антимонопольный службы.

Победитель закупки уклонился от подписания контракта и был включен в РНП. Однако он с таким решением не согласился и обратился в суд. Причем поводом для этого стал тот факт, что решение УФАС о включении его в Реестр было подписано лицом, которое не могло присутствовать при его вынесении. Дело в том, что в тот самый день и час, когда проходило заседание, этот человек представлял интересы своего Управления в суде. Такая информация была получена из картотеки арбитражных дел.

Управление ФАС апеллировало к тому, что в законодательстве не прописана процедура создания комиссии и рассмотрения вопроса о включении поставщика в РНП. То есть такое решение может быть принято не единогласно, и голос отсутствующего члены комиссии ничего не решал. Но суды указали, что решение, в котором фигурирует подпись отсутствующего в момент его принятия лица, не может быть признано соответствующим законодательству. Поэтому поставщик не попал в РНП, хотя суд пришел к выводу, что он действительно уклонился от подписания контракта.

Судебный порядок

Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.

При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:

  1. Определиться с компетентным органом.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
  3. Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
  4. Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.

Сроки обращения

Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.

Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.

Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).

Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).

Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.

Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.

Как только суд примет заявление, исполнение предписания ФАС «притормаживается» до момента выхода судебного постановления.

Как грамотно подготовить иск?

Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
  3. Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
  4. Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.

Образец судебной жалобы:

Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.

Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:

Какие документы нужно собрать?

Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:

  1. Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
  2. Исковое заявление.
  3. Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
  4. Документальное подтверждение получения иска ответчиком.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

Рассмотрение дела и вердикт

На рассмотрение дела отводится определенный день. Заявитель должен быть на процессе «во всеоружии»: ознакомлен с судебной практикой по аналогичным разбирательствам, иметь свою мотивированную позицию. Это поможет быть более убедительным и поможет суду принять сторону истца.

Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.

По анонимным жалобам проверку проводить нельзя

Определение ВС РФ от 25 февраля 2019 года по делу № А38-2267/2018

В региональный антимонопольный орган поступила жалоба на заказчика от неизвестного лица. По ней была проведена внеплановая проверка, в результате которой обнаружилось, что контракт с единственным поставщиком был заключен заказчиком с нарушением закона. Было решено возбудить дело об административном правонарушении. Заказчик обратился в суд.

В этой ситуации арбитры встали на сторону заказчика. Они указали на то, что по анонимному обращению проводить проверку было нельзя. И несмотря на выявленные нарушения, результаты этой проверки отменили. Судьи Верховного суда это решение поддержали.

Где найти решения ФАС?

В качестве примера приведем несколько ресурсов:

— сайт Единой информационной системы (ЕИС);

— сайты территориальных ведомств ФАС.

I. На официальном сайте ФАС (fas.gov.ru) зайдите в раздел «База решений»:

Зарегистрируйтесь, чтобы можно было зайти на страницу «Правовые акты». В левом столбце заполните все строки:

— сфера деятельности (контроль госзакупок);

— тип правового акта;

— управление (можно выбрать как центральный орган, так и территориальный);

— ИНН, ОГРН, сроки.

II. В ЕИС сервис по поиску является более простым. Откройте вкладку «Все разделы»:

В разделе «Контроль и аудит» кликните на строку «Жалобы», система перекинет Вас на страницу «Жалобы»:

Нажмите на строчку «Жалобы»:

Быстрый поиск (в правой колонке):

— закон (44-ФЗ, 223-ФЗ);

— статус;

— результат рассмотрения;

— сроки;

Расширенный  поиск доступен при нажатии строки «Все параметры»:

— содержание жалобы;

— организации (указывается участник и контролирующий орган);

— дата (время поступления и обновления);

— результаты рассмотрения жалобы (обоснованность и вынесенное решение);

— информация о возврате жалобы (основание для возврата);

— информация об отзыве жалобы (основание для отзыва).

III. Отыскать вынесенные решения можно и на сайте конкретных территориальных антимонопольных служб.

База решений помогает участникам закупки:

— следить за ходом разбирательств;

— оценивать потенциального заказчика (анализировать уже проведенные торги и его добросовестность);

— изучить похожие дела, знание которых может пригодиться при отстаивании собственных интересов;

— найти конкретные документы – заключения заинтересованных участников процесса.

Действия лица, в отношении которого подана жалоба

Если на организацию была подана жалоба, то ФАС обязательно проведет соответствующие проверки, которые бывают плановыми и внеплановыми.

Перед плановой выездной проверкой субъекта (ИП или организации) обязаны предупредить заранее, за три дня до визита. О планах на ближайший год ФАС можно узнать на официальном сайте службы. Периодичность плановых мероприятий составляет 3 года.

Когда ФАС получает жалобу, все сведения о ней размещаются на официальном сайте госзакупок, а все заинтересованные лица будут уведомлены о дате рассмотрения. Как минимум, служба запросит документы для проверки. На предоставление пакета бумаг отводится 10 дней. Если ответом подконтрольной организации ФАС не удовлетворены, возможно назначение внеплановой проверки.

Какая бы проверка ни настигла заказчика, не стоит предоставлять им сразу всю документальную базу. Показывать нужно лишь те бумаги, которые имеет отношение к предмету поданной жалобы и перечислены в направлении на проверку. Этого правила требуется придерживаться и при общении с комиссией.

Ответчик может выразить свое несогласие, написав возражение на жалобу

В этом деле важно уложиться в допустимые сроки подачи, не позднее, чем за 2 дня до назначенной даты рассмотрения первоначального обращения, ст. 106 закона 44-ФЗ

Составляется такой документ в свободной форме и должно содержать в себе сведения об организации и заявителе, а также доводы, которые подтверждают необоснованность претензий жалобщика.

При составлении возражения нужно ссылаться на нормы законодательства и нормативно-правовые акты

. Если же заказчик понимает, что жалоба была подана обоснованно, то не нужно писать возражения во избежание лишних проблем.

Когда настало время заседания, то важно вовремя на него явиться, иначе заказчика могут не допустить. Когда председатель комиссии даст слово ответчику, то нужно зачитать составленное возражение

Сама процедура рассмотрения жалобы проходит при участии коллегии и заинтересованных лиц. Это делается для того, чтобы вынесенное решение было наиболее объективным и законным.

Принятое постановление можно обжаловать в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector