Конституционное право человека на медицинское обслуживание

Содержание:

Обязанности проходящих лечение

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

  • Соблюдать режим лечения. Даже если он предписывает их временную нетрудоспособность.
  • Не нарушать правила внутреннего распорядка конкретного лечебного учреждения (п. 3, ст. 27 ФЗ №323).
  • Обязательство выполнять рекомендации врача, принимать прописанные лекарства, проходить назначенные процедуры, предоставлять полную исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. На практике же это обязательство имеет декларативный характер — пациента не ждет никакое наказание, если он забудет, скажем, вовремя принять таблетки. Или заменит дорогостоящее лекарство дешевым аналогом.
  • Обязательство содействовать медицинской организации в надлежащем и полном исполнении предоставляемых ему (пациенту) врачебных услуг. Основа для такого утверждения — положения о договоре подряда, что прописаны в ст. 718 Гражданского кодекса.
  • Соблюдать режим лечения, правила поведения пациента, утвержденные внутренними актами (распоряжениями, приказами и проч.) медучреждения — поликлиники, стационара и др.

Стоимость услуг

Услуга

Стоимость

Сроки*

Консультация с юристом по медицинским вопросам Бесплатно 1 час
Помощь в составлении и подачи жалобы на врача от 1 500 рублей от 1 дня
Помощь в составлении и подачи жалобы на поликлинику от 1 500 рублей от 1 дня
Помощь в составлении и подачи жалобы на Минздавсоцразвития от 1 500 рублей от 1 дня
Составить и подать жалобу в Росздравнадзор от 1 500 рублей от 1 дня
Составление и подача жалобы в Росмедтехнологию от 8 500 рублей от 1 дня
Составить, подать жалобу в ФМБА РФ от 8 500 рублей от 1 дня
Оспорить мед. заключение медицинских приемных комиссий от 28 500 рублей от 3 мес.
Досудебное представление прав и интересов пациента от 27 500 рублей от 3 мес.
Участие в судебном споре касательно льготного обслуживания пациентов от 110 000 рублей от 3 мес.

Важно! Цена за участие в споре сильно зависит от сложности самого спора. Цены являются ознакомительными и не носят характер публичной оферты

Точную стоимость той или иной услуги вы можете узнать по нашим телефонам:

Цены являются ознакомительными и не носят характер публичной оферты. Точную стоимость той или иной услуги вы можете узнать по нашим телефонам:

Бесплатный телефон по России: 8 800 350 23 69 (обязательно введите доб. 107)

Бесплатный телефон в Москве: 8 499 577 00 25 (обязательно введите доб. 107)

Мы сотрудничаем с огромным количеством профессиональных юристов, приставов, судов, коллегий, адвокатских контор и специалистов по врачебным вопросам. Мы подберем вам подходящего медицинского адвоката из вашего города, области и региона, ведь мы работаем с более чем 24 000 проверенных юристов.

Наши юристы по вопросам медицины

  • Гержой Евгений

    юрист, 18 лет стажа
    г. Санкт-Петербург

    Специализируется на медицинском праве и защите прав потребителей.

  • Усанов Дмитрий

    адвокат, 14 лет стажа
    г. Тольятти

    Медицинские вопросы, гражданское и семейное право. Помощь в оформлении жалоб на докторов.

  • Окулова Ирина

    юрист, 30 лет стажа
    г. Новосибирск

    Огромный опыт в разных сторонах вопросов: медицинские дела, арбитражные споры, трудовое право и вопросы недвижимости.

  • Рудинский Павел

    адвокат, 5 лет стажа
    г. Новотроицк

    Консультации по медицинским и другим вопросам.

Обязанности адвоката по медицинским делам

Проведение судебно-медицинских экспертиз (в основном экспертизы качества медицинской помощи).
Консультирование по вопросам судебной медицины.
Участие в судебных заседаниях по проведенным экспертизам.
Лицензирование (медицинская деятельность клиник).
Сбор документов по претензиям оказания медицинской помощи, работа с ОМС, ФСС.
Представление интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и сторонних организациях.
Подготовка документов к проверкам контролирующих органов.
Подготовка документов к лицензированию и получению разрешительной документации.
Отслеживание сроков разрешительных документов
Подготовка локальных актов, разработка проектов документов.
Договорная работа.
Судебно-претензионная работа.
проведение юридического анализа документов с целью оценки рисков.
деятельность в области корпоративного права: создание юридических лиц, подготовка решений/протоколов, внесение изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ;
разработка внутренних документов организации, в т.ч. локальных нормативных и ненормативных актов (инструкций, правил, положений, методик, приказов, распоряжений и т.п.);
разработка, сопровождение, анализ и правовая экспертиза договоров (контрактов), ведение реестра договоров;
представление интересов Общества в судах общей юрисдикции, Арбитражном суде, Третейском суде, ФАС, ИФНС, ПФР, Росреестр, ГК «АСВ», ФССП, МГФОМС;
юридическое сопровождение документооборота и мониторинг изменений в законодательстве;
ведение претензионно-исковой работы;
подготовка документов для лицензирования деятельности компании и получение лицензий;
обеспечение правовой защиты интересов компании при осуществлении проверок государственными органами;
представительство и защита интересов, в т.ч. участие в переговорах с контрагентами;

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 438-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

22 декабря 2020

Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4257; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356; 2017, N 31, ст. 4791; N 50, ст. 7563; 2018, N 53, ст. 8415; 2019, N 22, ст. 2675; 2020, N 14, ст. 2023; N 29, ст. 4516) следующие изменения:

1) пункт 5 части 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«5) в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

в) о смерти пациента, личность которого не установлена;»;

2) пункт 9 части 1 статьи 79 изложить в следующей редакции:

«9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в случаях, установленных пунктом 5 части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона;»;

3) часть 1 статьи 91 после слов «информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования» дополнить словами «, в том числе развития и эксплуатации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования,»;

4) часть 3 статьи 91.1 дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1) сведения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением и настоящего Федерального закона.

2. и настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

22 декабря 2020 года

№ 438-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 438-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

22 декабря 2020

Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4257; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356; 2017, N 31, ст. 4791; N 50, ст. 7563; 2018, N 53, ст. 8415; 2019, N 22, ст. 2675; 2020, N 14, ст. 2023; N 29, ст. 4516) следующие изменения:

1) пункт 5 части 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«5) в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

в) о смерти пациента, личность которого не установлена;»;

2) пункт 9 части 1 статьи 79 изложить в следующей редакции:

«9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в случаях, установленных пунктом 5 части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона;»;

3) часть 1 статьи 91 после слов «информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования» дополнить словами «, в том числе развития и эксплуатации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования,»;

4) часть 3 статьи 91.1 дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1) сведения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением и настоящего Федерального закона.

2. и настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

22 декабря 2020 года

№ 438-ФЗ

Виды и формы мед. поддержки

Врачебная помощь состоит из нескольких видов:

  1. Начальная медицинская санитарная, оказывается в лечебницах, при обращении граждан в случаях получения травм, возникновении каких-либо заболеваний. Распознавание, излечение и другая поддержка должны оказываться на безвозмездной основе.
  2. Специализированная, высокотехнологичная врачебная терапия, заключает в себя лечение, проведение мероприятий по профилактике, диагностирование, проводимые врачами специалистами с использованием спец. методов и технологий. Предоставление высокотехнологичной помощи происходит в стационарах с использованием новых сложных, а иногда и уникальных методов для исцеления пациентов.
  3. Скорая применяется в ситуациях, требующих безотлагательного медицинского воздействия. Оказание подобной услуги позволяет мед. сотрудникам по необходимости воспользоваться окружающим транспортом для перемещения пострадавших на безвозмездной основе.
  4. А также видом помощи является паллиативная, она направлена на снятие болевых синдромов и других вмешательств, облегчающих физическое состояние.

Условия, в которых может происходить оказание помощи будут зависеть от ситуации и сложности заболевания:

  • получение возможно за пределами лечебницы, то есть в том месте куда вызваны специалисты, а в случае перемещения пострадавшего в оборудованном транспорте, предназначенном для перевозки больных;
  • амбулаторная терапия, оказывается в обстоятельствах, предполагаемых присмотр за больными на территории специализированных учреждений и на дому при наличии необходимых средств и соответствующего сотрудника;
  • предоставление услуг в лечебнице на протяжении дневного времени подразумевает под собой нахождение пациента в специальном учреждении с утра и до вечера, имея цель получить квалифицированное лечение и требующийся уход;
  • стационарная терапия предоставляется в условиях, подразумевающих круглосуточный контроль за состоянием и лечение пострадавших.

К основным формам предоставления врачебных услуг относят:

  1. Экстренная, в срочном порядке происходит при неожиданной вспышке заболеваний, получении травм, требующих неотложного вмешательства, в случаях наличия серьёзных хронических заболеваний при их обострении.
  2. Неотложная, оказывается в случаях внезапных обострений имеющихся заболеваний хронического характера, при возникновении каких-либо вспышек обострений болезней, не несущих угрозы для жизни больного.
  3. Плановая, применяется в случаях необходимых при проведении профилактики болезней и физических состояний, не несущих опасности здоровью пациентов и при переносе применения, которой на определённый временной промежуток, не наступит усугубление состояния, вследствие которого может наступить угроза для жизни и здоровья пациента.

Кто обязан проходить медосмотры?

Еще раз отметим, что данная обязанность пациента в РФ — избирательная. Касается она только следующих категорий лиц:

  • Трудящиеся, занятые на вредных производствах, работники, чья деятельность связана с опасными для жизни и здоровья условиями труда.
  • Работники пищевой промышленности, торговой сферы, области общественного питания.
  • Лица, чья трудовая деятельность связана с любым типом транспорта.
  • Трудящиеся на водопроводных сооружениях.
  • Специалисты, занятые в детских и медицинских учреждениях.
  • Работающие в судебной системе.
  • Трудящиеся в области электроэнергетики.

Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.

Указываются следующие частности:

  • Дополнительная обязанность педагога — проходить внеочередное медицинское обследование по направлению своего работодателя.
  • Работающие в сфере электроэнергетики обязаны проходить предсменные врачебные осмотры, направленные на выявление факта употребления алкоголя, психотропного или наркотического вещества.

Если пациент, относящийся к одной из указанных в списке категорий, отказывается от прохождения медосмотра, его не допускают к трудовой деятельности. Вернуться к работе он может только после удовлетворительного прохождения данного профилактического обследования — если оно подтвердит его профпригодность.

За какие медуслуги и лекарства платить не нужно?

Список лекарств включает в себя препараты из перечня жизненно необходимых медикаментов. Также бесплатно могут быть предоставлены средства, которые не входят в список жизненно важных препаратов. Это возможно в случаях, когда лекарства из общего списка не подходят пациенту по состоянию здоровья и их необходимо заменить другими препаратами.

Помимо фармакологических препаратов бесплатно предоставляются:

  1. Лечебное питание (в том числе специальные продукты, назначенные по медицинским показаниям);
  2. Медицинские изделия, перевязочный материал и прочее;
  3. Компоненты крови.

Виды медпомощи, оказываемой бесплатно, были рассмотрены выше. Теперь нужно разобраться, какие дополнительные услуги предоставляются без взимания платы.

Бесплатное размещение в палатах

При наличии медицинских показаний к нахождению в стационаре со взрослым, представитель также должен быть размещен бесплатно.

Бесплатная транспортировка пациента

Если пациенту, который находится в стационаре, необходимо провести диагностические исследования, которые не могут быть осуществлены в учреждении, его должны направить в другую организацию. Если транспортировка такого больного осуществляется лечебным учреждением с сопровождением медицинского работника, то за такую услугу не нужно платить.

Платные медицинские услуги

  1. Услуга или условия ее бесплатного предоставления не включена в Программу;
  2. Пациент желает получить услугу анонимно;
  3. Гражданин не имеет полиса ОМС.

Справка: скорая медицинская помощь оказывается бесплатно всем гражданам, независимо от наличия полиса ОМС.

Ответственность за неоказание медпомощи

Работники лечебниц при предъявлении отказа в предоставлении медпомощи, оказания её не в полной мере или некачественной, лицам, обратившимся за ней, понесут ответственность. Ст. 124 УК подразумевает привлечение к ответственности, если подобный отказ повлёк за собой такие последствия, как усугубление состояния больного до тяжёлого, средней тяжести, а также если привело к гибели пациента.

В соответствии с УК медработник может понести ответственность в виде:

  • материальной выплаты пострадавшему лицу, размер которой может варьироваться, достигая размера доходов за три месяца;
  • в виде обязательной отработки, время которой будет составлять 360 ч;
  • возможно назначение исправительных работ сроком до одного года;
  • лишением воли до четырёх месяцев.

Нанесение вреда здоровью, считающееся тяжким преступлением, а также действия повлёкшие за собой смерть в результате неоказания помощи карается:

  • работами принудительного характера, до четырёх лет, с последующим ограничением в выполнении рабочей деятельности, и невозможностью занимать служебную должность;
  • ограничением в свободе до четырёх лет с ограничением или лишением права выполнения определённой служебной деятельности, или заниманием должности до 36 месяцев.

Ответственность медицинского персонала по ГК РФ наступает в результате:

Работником лечебного заведения в результате действий, совершённых по неосторожности пациенту, был нанесён вред здоровью, считающийся лёгким (ст. 1064 ГК РФ).
На влечение ухудшения здоровья, независимо от тяжести вызванное крайней необходимостью (ст

1067 ГК РФ).
Урон вызван в следствии неправильного выполнения предоставляемой помощи, данный случай подлежит возмещению независимо от вины нанёсшего ущерб и от наличия договора оказания помощи.
Аналогичные условия возмещения предполагаются в случаях, если вред был нанесён в результате неполного предоставления информации по оказываемой помощи.
Последствия в виде вреда наступили в результате ненадлежащего контроля за здоровьем лиц, не достигших совершеннолетия, в период их нахождения в лечебных заведениях.

Пострадавший вправе потребовать от лица, причинившего ущерб здоровью или от организации, занимающейся предоставлением мед. услуг:

  • оплату понесённых убытков;
  • возмещение морального ущерба;
  • неустойку;
  • а также расторжение заключённого договора об оказании услуг, если таковой имеется.

Обязанности страдающих от опасных заболеваний

Весьма важная тема в общем рассказе об обязанностях пациента и профессиональной роли врача. Здесь мы будем опираться на Постановление российского Правительства №715 (2004 год) — «Перечень социально значимых болезней, патологий, что являются общественно опасными».

Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:

  • Пройти врачебное обследование.
  • Заниматься полноценным лечением патологии согласно рекомендациям своего доктора.
  • Не допускать рецидива, обострения путем принятия профилактических мер.

В Перечень входят следующие заболевания:

  • ВИЧ.
  • Гепатит формы В и С.
  • Туберкулез.
  • Дифтерия и проч. (всего 15 наименований).

Что входит в бесплатное обслуживание по полису ОМС

Полный перечень медицинских услуг и помощи утвержден правительством РФ и приведен в ст. 35 п. 6. № -ФЗ «Об ОМС».

На что могут рассчитывать владельцы полиса ОМС

Граждане имеют право на получение медицинской помощи на безвозмездной основе при следующих состояниях:

  1. Беременность, роды, послеродовой период, аборты;
  2. Инфекционные заболевания;
  3. Заражение паразитами;
  4. Любые патологические состояния детей;
  5. Заболевания основных систем жизнедеятельности;
  6. Генетические отклонения;
  7. Патологические состояния опорно-двигательного аппарата.

К основным системам жизнедеятельности относят:

  1. Кровеносную;
  2. Эндокринную;
  3. Нервную;
  4. Пищеварительную;
  5. Мочеполовую;
  6. Иммунную;
  7. Дыхательную систему.

Важно: региональные органы власти при разработке территориальной программы госгарантий могут расширить этот список помощи, оказываемой бесплатно. Указанный перечень не может быть урезан.

Стоматологические услуги в рамках ОМС

  • Лечение заболеваний зубов и десен, таких как кариес, воспаление зубов или их корней, пульпит или патологии соединительных тканей;
  • Оперативное вмешательство в полость рта;
  • Вправление челюстных вывихов;
  • Диагностические мероприятия;
  • Профилактические наблюдения.

Справка: перечень бесплатных стоматологических услуг для детей расширен исправлением неправильного прикуса, лечением иных патологий, не связанных с кариесом, а также укреплением зубной эмали.

Примеры из практики

Пример №1

Гражданка Смирнова А.С. владеет страховым полисом стандартного образца. Направившись в отпуск на море, она взяла с собой все необходимые документы, в том числе и ОМС. Всё шло хорошо, но за пару дней до возвращения домой она упала и повредила ногу. Вызвав скорую медицинскую помощь, она была доставлена в приёмный покой травм пункта №5 г. Сочи. В регистратуре у неё попросили предъявить страховку, после этого оформили карту, и она села ожидать приёма. В результате выяснилось, что она получила перелом ноги, был наложен гипс, и она уехала в гостиницу дожидаться отъезда домой.

Пример №2

Сидоров И.П. является гражданином РФ и имеет полис обязательного медицинского страхования. Отправившись в отпуск, он взял все необходимые документы с собой, не забыв и его. Прибыв на море, как и многие туристы он обгорел, получив сильный ожог, который вызвал высокую температуру, с данными симптомами он решил обратиться в местную поликлинику с целью получить помощь. Дождавшись своей очереди, он зашёл к врачу, который изучив его документы (мед. карту ему оформили в регистратуре больницы) начал говорить о том, что оказать услуг он ему не может так как Сидоров является жителем другого региона, и для него услуги будут платными. Не растерявшись, гражданин Сидоров обратился к главврачу местной поликлиники, пересказав недавний разговор с доктором. Начальник попросил написать официальное заявление на недобросовестного специалиста, но он отказался, попросив направить его к другому. Получив все необходимые услуги у другого терапевта, турист ушёл лечиться в гостиницу.

Примет №3

Семья Усмановых переехала в Россию на правах беженцев, получила временную регистрацию, муж устроился на работу. Через несколько месяцев они узнали, что супруга беременна. Она решила обриться в ближайшую к месту проживания женскую консультацию. В регистратуре у неё попросили полис обязательного страхования, которого не оказалось. Как ей объяснили, что при его отсутствии она сможет рассчитывать только на оказание услуг на платной основе, а это достаточно дорого. На выходе из консультации она встретила свою землячку, и та порекомендовала ей обратиться в страховую компанию с целью получения полиса. В течение месяца она получила документ на руки и без всяких сложностей встала на учёт по беременности, с полным правом бесплатной сдачи всех требующихся анализов проведения процедур, при необходимости оказания стационарной помощи и получения квалифицированной помощи при родах.

Итак, чтобы у граждан была возможность в случае возникновения проблем со здоровьем или каких-либо непредвиденных обстоятельств, требующих обращения за врачебной помощью, лицам, находящимся на территории РФ необходимо обратиться в уполномоченные организации для оформления документа, который позволит пользоваться услугами докторов бесплатно.

Перечень прав

При обращении за медицинской помощью человек входит в статус пациента. С этого момента ему предоставляются следующие права:

  1. Получение уважительного отношения от медицинского персонала. Это же право распространяется на всех вспомогательных обслуживающих сотрудников.
  2. Осуществление выбора лечащего врача. Но в этом случае сам врач также должен предоставить свое согласие. Под данным правом понимается и возможность выбора лечебного учреждения. Но тут необходимо знать, какие из них входят в перечень обязательного медстрахования, а какие входят в перечень добровольного медстрахования. Так как не все лечебные учреждения могут предоставлять бесплатные медицинские услуги.
  3. Возможность получения необходимого лечения, обследования, а также содержания в условиях, отвечающих нормам СЭС.
  4. Возможность требования созыва консилиума врачей, а также иных специалистов.
  5. Облегчение боли, если оно требуется в связи с проведением операционного вмешательства, а также протеканием самой болезни.
  6. Получение информации и проведения медицинского вмешательства с согласия пациента.
  7. Сохранение в тайне сведений об обращении в данное учреждение, а также о самом диагнозе и проводимом лечении.
  8. Отказ от медицинского лечения или хирургического вмешательства.
  9. Получение сведений о предоставленных правах и обязанностях.
  10. Информирование о своем состоянии. Также больной вправе выбирать список людей, которые могут быть оповещены о его здоровье.
  11. Получение компенсации за причиненный ущерб здоровью.
  12. Допуск законных представителей и адвокатов, если возникает необходимость в защите прав.
  13. Допуск священнослужителей и право на проведение религиозных обрядов. Но данное право не должно нарушать права других пациентов и выходить за пределы установленного распорядка больничного учреждения.

При нарушении хотя бы одного права из перечисленных пациент может направить свою жалобу руководителю данного медицинского работника либо должностному лицу, отвечающему за все, что происходит в этом лечебном учреждении. Также допускается обращение в суд.

Права и обязанности пациента

Права граждан, обратившихся за врачебными услугами определены на законодательном уровне и содержаться в ФЗ  «Об охране здоровья».

Итак, к основным правам относятся:

  • возможность выбрать учреждение и доктора, который будет проводить лечение, обследование;
  • предъявление мед. услуги должно производиться с соблюдением всех санитарных и гигиенических норм;
  • обретение квалифицированной врачебной консультации от врачей специалистов;
  • возможность владеть информацией, касающейся собственного здоровья и выбором лиц, которые будут к ней допущены;
  • требовать от медицинских работников сохранности информации являющейся конфиденциальной;
  • право обладать абсолютными данными о своём правовом статусе;
  • по своей воле вправе отказаться от врачебного влезания;
  • право на компенсацию убытков, понесённых в результате предоставления некачественной медпомощи;
  • возможность использовать юридические услуги с целью защиты личных прав.

Помимо прав, у пациентов имеется ряд обязательств, которые необходимо соблюдать, к ним относятся:

  • при общении с сотрудниками врачебных заведений проявлять уважение и быть тактичными;
  • при обращении к доктору необходимо предоставить все данные для того, чтобы он имел возможность более точно установить диагноз и назначить правильное лечение;
  • согласившись на врачебное вмешательство, потребуется выполнение всех предписаний и назначений лечащего врача;
  • следовать всем правилам и распорядкам, установленным в здравоохранительном заведении;
  • взаимодействовать с врачом при приобретении поддержки;
  • незамедлительно оповестить доктора о переменах в состоянии своего здоровья в ходе диагностики и лечения;
  • сразу же обращаться к врачу при подозрении на наличие либо при наличии заболевания представляющего угрозу повального распространения;
  • не осуществлять шагов, результатом которых будет нарушение прав других пациентов.

Заключение

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector