Омбудсмен по защите прав граждан: роль уполномоченного по правам человека в россии
Содержание:
- Кто такой омбудсмен, чем он занимается?
- Как подается и рассматривается жалоба?
- Что означает слово «омбудсмен» простыми словами?
- Причины доверия к омбудсмену со стороны власти
- Чем занимается финансовый омбудсмен
- Общая компетенция Уполномоченного: что в неё входит, его права и обязанности
- Процесс рассмотрения жалоб
- Как подать жалобу
- Какая ответственность грозит за вмешательство в деятельность омбудсмена
- Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ
- Компетенция
- Причины популярности института омбудсмена среди населения
- Омбудсмен — не волшебник, но может многое
- Кто он таков, кем и на что уполномочен?
- Какими полномочиями обладает омбудсмен в России
- Запреты
- Омбудсмен по финансам вроде есть — но его как бы нет…
- Кто назначает омбудсменов?
- Что собой представляет уполномоченный по защите прав предпринимателей и каким законом регулируется его деятельность
- Кто это такой
- Как подать «челобитную» финансовому омбудсмену
- Что может в рамках своей должности Уполномоченный?
Кто такой омбудсмен, чем он занимается?
В нашей стране уполномоченный по правам человека обладает следующими полномочиями:
- Обеспечение соблюдения законных интересов граждан и недопущение их попрания со стороны государственных структур и отдельных должностных лиц;
- Инициирование судебного расследования в случае масштабного злоупотребления власть имущими своим положением. В этом случае уполномоченный должен в Думе сделать доклад, в котором подробно осветит перед депутатами суть вопроса;
- Если имеются сведения о нарушении законов при бездействии властей на местах, омбудсмен обязан отправить судебную жалобу от своего имени;
- Положение чиновника позволяет возбудить административное или уголовное дело (в зависимости от тяжести совершенных деяний).
Направить письмо уполномоченному имеют право не только граждане, но иностранные гости и гастарбайтеры. Для этого есть специальный сайт.
Омбудсмен продолжает работать даже в условиях военного времени и чрезвычайного положения. Он не обязан отчитываться ни перед каким государственным органом – по букве закона он отвечает лишь перед гражданами.
Как подается и рассматривается жалоба?
Обращение в форме жалобы, направляемое омбудсмену по правам человека, должно быть написано грамотно и без ошибок на русском языке, с соблюдением правил по этике делового общения.
Четко определенной формы для подачи жалобы нет, но при ее написании рекомендуется руководствоваться ст. 7 ФЗ РФ № 59 «О порядке рассмотрения обращений…».
Подавая прошение Уполномоченному, каждый вправе подавать аналогичные письменные обращения и в другие инстанции. Законом рекомендовано обращаться к выше указанному правозащитнику в случаях, когда суд вынес несправедливое решение.
Сроки рассмотрения претензионного письма зависят от многих факторов. Необходимо сделать запросы, получить на них ответы, выслушать объяснения определенных лиц, рассмотреть документы и пр. Ответ на жалобу отправляется заявителю способом, указанным в самой жалобе.
Что означает слово «омбудсмен» простыми словами?
Статус омбудсмена меняется незначительно в зависимости от конкретной юрисдикции:
- Это официальное лицо назначается, как правило, правительством и парламентом, но всегда имеет значительную независимость от власть имущих;
- По долгу службы он обязан представлять интересы общественности на основании жалоб на нарушения прав;
- В большинстве стран уполномоченные имеют довольно широкий мандат для защиты сразу нескольких (или всех) слоев населения. В редких случаях вводятся дополнительные, более узкие должности для защиты наиболее притесняемых и слабых групп – например, уполномоченный по правам ребенка.
Находящийся на этом посту решает следующий круг задач:
- Ликвидация несправедливого обращения с гражданами со стороны официальных структур;
- Системная функция: помощь в улучшении текущих российских законов и доведение их до стандартов цивилизованных стран мира;
- Международный диалог в области защиты прав человека;
- Повышение уровня правовой культуры населения.
Причины доверия к омбудсмену со стороны власти
Все ветви власти действуют обособленно, но вместе с тем имеют тесные связи. Как законодательному органу понять, какие поправки необходимо внести в законы, исполняются те или иные нормы или нет и почему? Как выявить коррупцию и недобросовестность чиновников? В этих и многих других вопросах им и помогают «уполномоченные защитники общества».
Для чиновников омбудсмен – это:
- лицо, которое способствует увеличению доверия к власти со стороны общества;
- не оппозиция, а конструктивный критик;
- человек, который выполняет функции судьи в более экономичном варианте;
- лицо, которое поднимает и раскрывает новые проблемы, является индикатором настроений общества;
- контроль над исполнительной ветвью власти на различных уровнях.
Чем занимается финансовый омбудсмен
В 2018 г. Госдума РФ ввела новую должность в стране – Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Этим уполномоченным и является финансовый омбудсмен.
С 1 июня 2019 г. финансовый омбудсмен обязан находить компромисс между гражданами и страховыми организациями по следующим договорам:
- КАСКО и ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности) – если размер требований не превышает 500 000 рублей;
- ОСАГО (Обязательное страхование автогражданской ответственности).
Омбудсмен ОСАГО исследует дела исключительно имущественного характера. Например, если с вами не захотели заключать страховой договор, следует обращаться в суд, а не к уполномоченному.
Интересен факт, что с 1 января 2020 г. финансовый омбудсмен также будет разрешать спорные вопросы с МФО, а в 2021 г. – с банками, кредитными кооперативами, ломбардами и частными пенсионными фондами.
Подать жалобу финансовому омбудсмену можно на официальном сайте – finombudsman.ru.
Однако изначально вам следует выполнить следующее:
- Предоставить в письменной форме претензию страховщику и дождаться ответа.
- Проверить, находится ли страховая компания в Реестре компаний, сотрудничающих с омбудсменом.
Как правило на рассмотрение жалобы уходит около двух недель.
Общая компетенция Уполномоченного: что в неё входит, его права и обязанности
Деятельность бизнес-омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб бизнесменов, полагающихся на вмешательство данного института, как на последний шанс защиты своих прав от давления криминала и государственных структур.
В целом работа омбудсмена направлена на то, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране. И закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 даёт для этого широкий спектр возможностей.
Отдельное предусмотренное законом направление работы омбудсмена — экспертные функции. Ст. 6 закона № 78-ФЗ предоставляет ему право законодательной инициативы в сфере регулирования прав субъектов предпринимательства.
Омбудсмен имеет право направлять Президенту, в Госдуму и в другие властные структуры предложения о принятии (а также об изменении или отмене) законов и иных актов, имеющих отношение к сфере предпринимательства.
Заключения по проектам рассматриваемых нормативных актов, направляемые омбудсменом, должны быть рассмотрены как Правительством РФ, так и другими органами власти любого уровня. На такое рассмотрение установлен предельный срок — 30 дней.
Итоги работы омбудсмен ежегодно отражает в докладе Президенту РФ, публикуемом на сайте омбудсмена и в «Российской газете». В частности, результаты работы института уполномоченных систематизированы в отчёте Президенту за 2017 год.
Реализация полномочий по видам деятельности (из доклада омбудсмена Президенту за 2017 од)
Особенности участия омбудсмена в судебном производстве
Обратившийся в арбитражный суд федеральный или региональный омбудсмен пользуется статусом истца. Он правомочен также вступить в судебное производство на стороне обратившегося с жалобой субъекта предпринимательства в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Омбудсмен правомочен инициировать обжалование вступивших в законную силу решений арбитражных судов. Законом предусмотрено право омбудсмена инициировать обжалование в статусе лица, не участвовавшего в процессе на этапе рассмотрения (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).
Федеральный или региональный омбудсмен правомочен участвовать в уголовном процессе в статусе защитника наряду с адвокатом, а в случае рассмотрения дела мировым судьёй, быть единственным защитником без обязательного привлечения адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ). Федеральный омбудсмен также может участвовать в статусе защитника в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности(ст. 25.5.1 КоАП РФ).
Процесс рассмотрения жалоб
Обращения рассматриваются, если ранее гражданин пытался обжаловать принятое решение в судебном или административном порядке. При этом учитываются следующие правила:
каждая жалоба регистрируется в день подачи заявления;
в течение 10 дней после регистрации документ рассматривается представителем аппарата омбудсмена, причем на этом этапе проверяется соблюдение структуры и других требований к заявлению, поэтому важно не пропустить срок подачи и учитывать правила составления текста;
если обращение признается приемлемым, то оно передается лично Уполномоченному или другим представителям аппарата.
Омбудсмен после изучения жалобы может принять следующие решения:
- подача искового заявления на должностных лиц или органов власти, причем в судебных процессах специалист может участвовать лично или через законных представителей;
- обращение в госорганы с ходатайствами о возбуждении уголовного или административного дела;
- передача заявления в прокуратуру или суд с просьбой проведения проверки законности судебного решения, приговора или постановления;
- обращение в Конституционный Суд;
- передача дела лицам, которые могут выносить протесты.
Если выявляется грубое или массовое нарушение, то специалист может подготовить доклад, зачитываемый на заседании Госдумы. На основании такого обращения формируется парламентская комиссия, которая расследует обстоятельства дела.
Как подать жалобу
Ходатайство может быть передано любым человеком, чьи права были нарушены государственными органами или должностными лицами:
- письменная жалоба отправляется по адресу: 119121 Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2;
- допускается пользоваться электронным обращением, для чего заполняется унифицированная форма на сайте омбудсмена РФ;
- при необходимости можно лично посетить специалиста, но для этого нужно заранее записаться, причем уточнить информацию о свободном времени приема можно на сайте или по телефону: 8 (495) 870-41-77.
Россияне, проживающие в разных регионах, могут воспользоваться интернет-приемной Уполномоченного для подачи жалоб. Электронные обращения регистрируются и рассматриваются стандартным способом.
Если принимается решение лично посетить приемную, то с собой необходимо принести все нужные документы и жалобу в письменном виде. К заявлению прикладываются копии решений, принятых судом или другими государственными инстанциями.
Какая ответственность грозит за вмешательство в деятельность омбудсмена
За действия по воспрепятствованию выполнению омбудсменом его обязанностей, предусмотренных законом, судом может быть наложено административное взыскание (). Так, за факт вмешательства в работу омбудсмена с целью оказания влияния на принятие им решения предусмотрен штраф от 1000 до 2000 рублей.
На должностное лицо, не исполняющее законные требования омбудсмена, могут наложить штраф от 2000 до 3000 рублей.
Если должностное лицо не соблюдает определённые законом сроки направления омбудсмену материалов по его запросу, Кодексом предусмотрен штраф от 1000 до 2000 руб. А повторное совершение хотя бы одного из вышеуказанных правонарушений в течение года предусматривает дисквалификацию виновного лица на срок от полугода до года.
Для ещё молодого российского предпринимательства фигура бизнес-омбудсмена непривычна. Однако опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена показал, что обширный круг полномочий позволяет ему весьма эффективно помогать российскому предпринимательскому сообществу бороться с разноплановыми противозаконными помехами в бизнесе. Это и работа с органами власти разного уровня, это и участие в гражданском и уголовном судопроизводстве, а главное — выполнение функций эксперта, имеющего право обращаться к Президенту с конструктивными законодательными инициативами в сфере прав предпринимателей.
Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ
17 апреля 2015 г. вступил в действие закон, в соответствии с которым, на федеральном уровне закрепляется порядок назначения, работы, обязанности, компетенция региональных омбудсменов. В нормативном акте также устанавливаются требования к кандидатам на этот пост. Ранее каждый субъект самостоятельно издавал закон, касающийся работы уполномоченного. В результате в разных регионах объем обязанностей и возможностей омбудсменов существенно отличался. С принятием закона на федеральном уровне был установлен общий набор полномочий. Но вместе с тем порядок работы «на местах», правила обращения граждан к омбудсменам и прочие детали работы отнесены к компетенции региональной власти. Назначение на должность уполномоченного находится в ведении представительных органов. Вносить предложение о кандидатуре может высшее должностное лицо региона, депутаты, местные институты самоуправления. Этим правом также наделены правозащитные структуры, прочие организации (общественные палаты и советы и пр.). В своей работе региональный омбудсмен независим от госорганов и служащих.
Компетенция
В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав. Ранее компетенция омбудсменов регламентировалась исключительно региональными законами. В настоящее время права уполномоченных существенно расширены. При рассмотрении заявлений граждан, касающихся действий/бездействий и решений госорганов и структур федерального подчинения, омбудсмены могут:
- Беспрепятственно посещать их.
- Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
- Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
- Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.
Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.
Причины популярности института омбудсмена среди населения
Почему именно омбудсмен? Кто это решил, что один или несколько людей могут стать опорой общества и помощниками власти? Дело в том, что институту омбудсмена доверяют и простые люди, не видящие справедливости в действиях госслужащих, и чиновники, которым он дает сигнал к изменениям и усовершенствованию системы.
Для простого человека омбудсмен — это:
- лицо, которое быстро и конкретно реагирует на жалобу;
- человек, к которому гораздо легче обратиться, чем к высшим чиновникам;
- незаинтересованное лицо, которому можно доверять;
- человек, который способен повлиять на правительство, судей, полицию, чего простой обыватель сделать не может.
Омбудсмен — не волшебник, но может многое
Разумеется, омбудсмен не в состоянии сотворить чудо и полностью избавить заемщика от необходимости выплачивать обременительный кредит. Не станет он защищать и заведомых мошенников. Но зато он может выступить грамотным посредником в уже возникшем споре банка и гражданина, разобрать финансовую претензию, смягчить негативные последствия для обеих сторон с помощью примирительного соглашения. Стоит отметить, что соглашение с кредитором — для некоторых заемщиков единственная возможность избежать суда и конфискации имущества судебными приставами…
Так, за два года работы первого российского финансового омбудсмена было принято несколько тысяч обращений граждан, жалующихся на банки. Более половины жалоб были удовлетворены, значительная часть — удовлетворена частично.
И все это несмотря на то, что омбудсмен — не судья, и, строго говоря, не имеет права ничего требовать от банка. Он может только дать рекомендации по ситуации конкретного спора. Планируется, что принятый закон урегулирует и эту сторону вопроса, определив условия сотрудничества банков с финансовым омбудсменом. За основу может быть взят опыт Армении, где решения омбудсмена обязаны выполнять только те кредитные организации, которые подписали с ним соглашение.
Но «несогласным» придется разбираться с «жалобщиками» в суде, а это всегда гораздо дороже. И есть серьезный риск проигрыша для кредитора (особенно, если у финансовой организации, что называется, «рыльце в пушку»). Некоторые банки решили не дожидаться принятия закона, и «авансом» дали право омбудсмену принимать обязательные для них решения. Многие эксперты финансового рынка отмечают, что это вопрос профессиональной этики: в странах с развитой рыночной экономикой и отстроенной правовой системой игнорировать рекомендации омбудсмена просто неприлично. Ни одна солидная кредитная организация себе такого не позволит.
Кто он таков, кем и на что уполномочен?
На эту высокую и почетную должность производится назначение лица, которое не только является гражданином РФ, но и владеет обширными знаниями в правовой области и имеет немалый опыт защиты гражданских прав.
В течение всего срока своей деятельности, который составляет 5 лет, Уполномоченный имеет полную неприкосновенность. То есть, его никто не вправе задержать или арестовать, обыскать, привлечь к какому-либо виду ответственности.
Главная цель уполномоченного – обеспечить и проконтролировать исполнение конституционных прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан России. Он подчиняется напрямую Президенту страны, не имея руководства в органах власти и каких-либо государственных учреждениях.
Его обязанности не прекращаются ни при каких обстоятельствах. Даже начало войны и введение в стране военположения или ЧП не в силах помешать этому правозащитнику.
Какими полномочиями обладает омбудсмен в России
В Российской Федерации омбудсмен появился в 1994 г. Положением на сегодня его деятельность контролируется в соответствие с законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ.
В обязанности и права российского омбудсмена входит следующее:
- Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) чиновников. Он имеет право собственноручно организовывать проверки, в случае грубого нарушения гражданских прав.
- Обращение к госслужащим с целью сотрудничества или выяснения тех или иных обстоятельств. Омбудсмен может запрашивать документы или требовать объяснений от действий служащих.
- Требование проведения основательных расследований, заключения экспертиз и т. д.
- Получение доступа к ознакомлению с материалами судебных дел.
- Оформление судебных исков.
- Выступление с докладами с трибуны парламента.
- Создание парламентской комиссии с целью расследования дела, касающейся грубого нарушения закона по отношению к простым гражданам.
- Содействие повышению уровня правосознания у людей, а также напоминание их законных прав и обязанностей.
Обратиться за помощью к омбудсмену может любой человек, включая даже иностранца. При этом подавать жалобу к нему уместно только в том случае, когда другие правовые средства защиты оказались неэффективными.
Запреты
Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом. Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.
Омбудсмен по финансам вроде есть — но его как бы нет…
Немного истории. Загадочное слово «омбудсмен» скандинавского происхождения, в переводе означает «представитель». Впервые подобная должность была учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, после принятия Конституции. Парламентский омбудсмен следил за соблюдением законных интересов и прав граждан страны при взаимодействии с органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами).
Долгое время эта «революционная» идея контроля за власть имущими не находила поддержки в других странах. Но в 1919 году омбудсмен появился в Финляндии. Соседи — Дания и Норвегия — последовали примеру шведов лишь в начале 50-х годов. А затем началась цепная реакция. В настоящее время омбудсмены действуют в 100 странах; в сферу их надзора попадают не только финансово-экономические вопросы, но и основные права человека, различная социальная проблематика. Правда, первый финансовый омбудсмен, защищающий интересы граждан при общении с банками, появился в Германии в 1992 году — можно сказать, совсем недавно.
Общественный примиритель на финансовом рынке (финансовый омбудсмен) – орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами.
По количеству омбудсменов Россия в определенном смысле «впереди планеты» всей: у нас есть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей. Все это государственные служащие, назначаемые президентом страны и Госдумой. А вот финансового омбудсмена… как бы нет в природе, поскольку официально такая должность не учреждена.
Но тут вступает в действие классический парадокс отечественной действительности: если чего-то нет «по документам» — это не означает, что такого явления нет на практике. С идеей создать в России институт «уполномоченного по финансовым вопросам» в 2009 году выступил Всемирный банк. Идею подхватила Ассоциация российских банков, поскольку к тому моменту, после кризиса и своего рода «кредитного коллапса», стало ясно, что тема назрела. 20 сентября 2010 года совет АРБ утвердил «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)» и «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена)». «Кредиты.ру» отмечают, что вплоть до настоящего времени это единственные документы, описывающие деятельность финансового омбудсмена и порядок его взаимодействия с гражданами.
Занять пост первого российского финансового омбудсмена на добровольных началах согласился Павел Медведев, бывший в то время депутатом Госдумы. Но после недавнего перехода Медведева в Центробанк, обязанности омбудсмена исполняет президент АРБ Гарегин Тосунян.
Существующий правовой пробел будет ликвидирован в ближайшее время. В сентябре Минфин должен закончить подготовку законопроекта, который окончательно определит сферу деятельности финансового омбудсмена и границы его полномочий. Предполагается, что финансовый омбудсмен будет заниматься досудебным разрешением споров на рынке банковских и страховых услуг, а также на рынке ценных бумаг. Закон о финансовом омбудсмене может быть принят еще до конца 2012 года.
Кто назначает омбудсменов?
Процедура назначения и увольнения уполномоченных по правам человека регулируются соответствующим федеральными законом:
- Вступление в должность и отставка омбудсмена находятся в ведении нижней палаты парламента. Голосование за кандидата считается успешным, если за него высказались 2/3 депутатов;
- Вносить предложения о соискателях на должность могут как члены Думы, так и Президент, и заседатели Совета Федерации;
- Процедура голосования за соискателя запускается по крайней мере за месяц до дня истечения полномочий ныне действующего уполномоченного;
- Для кандидатов существует возрастной (35 лет) и образовательный ценз (необходимо обладать иметь теоретические знания и практический опыт в сфере защиты прав);
- Имеются и иные ограничения: нельзя сочетать работу с предпринимательской или политической деятельностью
- Срок службы омбудсмена составляет 5 лет. Избираться на эту должность более двух раз подряд запрещено.
Закон предусматривает досрочное прекращение полномочий в случае:
- Нарушения действующего законодательства;
- Наличия судебного преследования;
- Невозможности исполнять обязанности в течение по меньшей мере 120 дней по медицинским показаниям или иным причинам;
- При добровольном уходе с поста.
Что собой представляет уполномоченный по защите прав предпринимателей и каким законом регулируется его деятельность
Любой бизнес сопряжён с разноплановыми рисками, и экономическими, и криминальными. В современной России существенное значение занимают риски административные и коррупционные. С начала девяностых годов прошлого века одновременно с развитием российского бизнеса возникла необходимость правовой защиты предпринимательства.
Федеральными органами РФ издавались законодательные акты, регулирующие деятельность российского бизнеса. Существенную роль в его упорядочении сыграло принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ. Они явились законодательной базой для ведения бизнеса предприятиями и ИП разного уровня.
Однако принятые правовые акты не стали инструментом полноценного решения задачи эффективной защиты прав российских предпринимателей. Для конкретного предпринимателя борьба с разнообразными вызовами нестабильной отечественной экономики и коррумпированной системы управления зачастую становится непосильной.
В сложившейся ситуации назрела потребность в учреждении такого института, как бизнес-омбудсмен. Впервые эта потребность была декларирована в Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике». Затем Президент своим указом № 879 от 22.06.2012 учредил должность бизнес-омбудсмена и назначил на неё Титова Бориса Юрьевича.
Первый российский бизнес-омбудсмен Борис Титов долгое время отстаивал интересы отечественных предпринимателей
Статус бизнес-омбудсмена
Правовой статус бизнес-омбудсмена регламентирован законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». С 01.01.2015 вступила в действие статья 2 этого закона, что довело до логического завершения формирование в РФ института бизнес-омбудсмена, который совместно со своим рабочим аппаратом приобрёл статус государственного органа с правом юридического лица. Это повысило его возможности эффективно выполнять свои целевые функции.
Деятельность бизнес-омбудсмена ориентирована на содействие развитию других общественных структур по защите российского бизнеса, а также на активное участие в формировании политики государства в сфере предпринимательства. По распоряжению Председателя Правительства РФ от 04.03.2016 Б.Ю. Титов был включён в состав рабочей группы по формированию программы «Экономика роста».
Сам бизнес-омбудсмен так формулировал свою миссию: «То, что касается направлений работы — главных несколько. Это прежде всего работа с обращениями по конкретным случаям. К нам идёт большое количество обращений бизнесменов, чьи права, как они считают, уже нарушены: которые сидят в тюрьме или в СИЗО или находятся под подпиской о невыезде, в разных ситуациях. Бывают просто вопиющие случаи… И если мы видим, что действительно права нарушены, то тогда омбудсмен будет брать эти общественные решения и конкретно действовать — освобождать предпринимателя, закрывать уголовные дела с помощью его взаимодействия с руководством прокуратуры и других силовых структур. Это одна часть работы. Вторая часть — законодательная работа: мы должны сделать так, чтобы законодательство действительно защищало права предпринимателя».
По общему мнению, актуальность института бизнес-омбудсмена в России невозможно преуменьшить. Уровень криминальных рисков в стране можно считать значительно снизившимся, по крайней мере, по сравнению с печально известными девяностыми. Уровни же рисков административных и коррупционных скорее растут, чем снижаются. И это несмотря на активное противодействие верховной власти, в первую очередь, Президента.
Бизнес-омбудсмен призван обеспечивать предпринимателям надлежащую защиту и на законодательном уровне гарантировать комфортные условия для ведения дел
Кто это такой
Федеральный закон содержит не только определение данного слова, но и требования, которые предъявляются ко всем лицам, претендующим на занятие этой должности. Омбудсменом может стать человек при учете следующих правил:
- наличие российского гражданства;
- возраст от 35 лет;
- не допускается, чтобы у человека имелся ВНЖ или иная документация, позволяющая на постоянной основе жить на территории другой страны;
- получение высшего образования.
Омбудсмен – это должностное лицо, наделенное полномочиями осуществлять контроль над деятельностью правительственных организаций, ведомств и министерств. Данные полномочия гарантируются законами и Конституцией РФ. Во время работы специалист учитывает не только законность деятельности предприятий, но и справедливость принятого решения.
Омбудсмены избираются или назначаются. Во многих государствах любой гражданин может обратиться к этому специалисту для защиты своих прав или интересов.
Если омбудсмен обнаруживает, что какое-либо должностное лицо или государственное учреждение злоупотребляет полномочиями, то он имеет право привлечь нарушителя к ответственности и устранить негативные последствия. Допускается при этом обращаться за помощью в суды или парламент. Назначается специалист Госдумой Федерального Собрания на 5 лет.
Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81
Специалист осуществляет деятельность не только на основании жалоб, полученных от россиян, но и по своей инициативе.
Как подать «челобитную» финансовому омбудсмену
По существующим правилам, заявителем должно быть физическое лицо. Но, прежде чем писать омбудсмену, клиент банка обязан вначале направить жалобу в адрес своего банка, с подробным изложением сути своих претензий. Банк обязан в течение месяца (30 дней) дать ответ по существу. Если такой ответ не был получен, или не устроил клиента, можно обращаться «этажом выше», то есть к омбудсмену. Все «адреса-пароли-явки», формы заявлений и другую необходимую информацию можно получить на сайте Ассоциации российских банков. Как разъясняется на сайте, омбудсмен и сотрудники его секретариата рассмотрят заявление, разъяснят заявителю его права и обязанности в связи с предъявляемой претензией и дадут рекомендации о форме разрешения спора.
Рассмотрение споров финансовым омбудсменом является полностью бесплатным, а сам факт обращения к посреднику не отменяет возможности для дальнейшего обращения в суд. В случае, когда спор удалось благополучно разрешить, омбудсмен утверждает примирительное соглашение — документ, подтверждающий, что банк и заемщик остались довольны друг другом, не имеют взаимных претензий и пришли к тем или иным договоренностям по сути спора.
Обращение к финансовому омбудсмену может стать серьезным подспорьем в сложной кредитной ситуации. Иногда достаточно «пригрозить омбудсменом», чтобы банк принял вашу претензию всерьез. Но не стоит рассчитывать исключительно на «вмешательство высших сил»
Хорошая профилактика конфликтов с банком — повышение собственной финансовой грамотности, внимание к условиям кредитного договора и принятие взвешенных решений в отношении займов.
Анастасия Ивелич, редактор-эксперт
Что может в рамках своей должности Уполномоченный?
На омбудсмена возложена гигантская ответственность. Чтобы иметь возможность их осуществлять, он наделен правами, позволяющими помогать людям в любой ситуации.
Уполномоченному дозволено:
- Посещать все без исключения заведения, организации, места лишения свободы и в/ч;
- Подавать запросы и получать любые нужные документы, доказательства и объяснения. Каждое должностное лицо обязано реагировать на его запросы незамедлительно;
- Осуществлять проверки в отношение должностных лиц и органов местной власти, а также их профессиональной деятельности;
- Ознакамливаться и вникать в суть всех дел, рассматриваемых в судах и находящихся на стадии дознания или следствия, независимо от того, в юрисдикции какого суда находится производство по делу.
Он наделен такими полномочиями как:
- Рассматривать жалобы и заявления обратившихся за помощью людей, находящихся на территории РФ на законных основаниях. Это могут быть жалобы на органы власти или должностных лиц на любом уровне;
- Создавать собственную методику для защиты и охраны прав и свобод граждан, нуждающихся в помощи, принимать соответствующие меры.