Ликвидация нко — пошаговая инструкция в 2021 году

Содержание:

Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации ООО

После того, как требования кредиторов удовлетворены, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, содержащий информацию о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками. И промежуточный, и окончательный ликвидационные балансы утверждаются общим собранием участников.

Если за счет недобросовестных действий ликвидатора активы организации в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может отказать в ликвидации ООО.

Действительно, активы, указанные в промежуточном балансе, в большинстве случаев могут только уменьшиться (из-за удовлетворения требований кредиторов), но никак не увеличиться. Если же происходит рост активов по окончательному балансу, то это может говорить о том, что активы были временно выведены из ООО, чтобы «не достаться кредиторам». Пока ведется процесс ликвидации ООО, организация может продолжать вести деятельность, приносящую прибыль, но на практике контрагенты с большим недоверием относятся к таким сделкам. Хозяйственные операции, по которым активов в ООО «прибыло» уже после утверждения промежуточного баланса, могут подвергаться тщательной проверке налоговых органов, и стать причиной отказа в ликвидации ООО.

Иск о признании ликвидации ООО недействительной по причине того, что сумма активов по окончательному балансу превысила сумму активов по промежуточному балансу могут подать впоследствии и кредиторы, чьи требования остались неудовлетворенными. Судебная практика по такому вопросу имеется, и она не всегда в пользу недобросовестных участников ликвидируемого ООО.

После завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемой организации распределяется между участниками общества (ст. 58 закона «Об ООО»). В первую очередь производится выплата распределенной, но невыплаченной части прибыли, а во вторую – распределяется оставшееся имущество общества согласно долям в уставном капитале.

Окончательный пакет документов для регистрации факта ликвидации ООО состоит из:

  • третьего заявления по форме № P15016, заверенного нотариально;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • решения общего собрания об утверждении ликвидационного баланса;
  • документа об уплате госпошлины (800 рублей);
  • документа, подтверждающего представление в ПФР и ФСС сведений персонифицированного учета.

Государственная регистрация ликвидации ООО проводится в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в ФНС.

Стоимость ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации 40 000 рублей
Срок ликвидации некоммерческой организации от 6 месяцев

В пакет входит:

  • Консультация по вопросам добровольной ликвидации НКО
  • Подготовка решения о начале процедуры ликвидации, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении ликвидационного баланса*
  • Подготовка документов для размещение информации о ликвидации в журнале «Вестнике»
  • Подача документов о начале процедуры ликвидации для публикации в журнале «Вестник»
  • Подготовка решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении промежуточного ликвидационного баланса*
  • Подготовка решения об утверждении ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности о начале процедуры ликвидации*

*документы подаются в территориальные органы Министерства Юстиции РФ

Комплект «Оптимальный»

Ликвидация некоммерческой организации 50 000 рублей
Срок ликвидации некоммерческой организации от 6 месяцев

В пакет входит:

  • Консультация по вопросам добровольной ликвидации НКО
  • Подготовка решения о начале процедуры ликвидации, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении ликвидационного баланса*
  • Подготовка документов для размещение информации о ликвидации в журнале «Вестнике»
  • Подача документов о начале процедуры ликвидации для публикации в журнале «Вестник»
  • Подготовка решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении промежуточного ликвидационного баланса*
  • Подготовка решения об утверждении ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности о начале процедуры ликвидации*
  • Получение справки из ИФНС о состоянии расчетов по налогам и сборам
  • Получение справки из ПФР о состоянии расчетов по налогам и сборам
  • Подготовка промежуточного ликвидационного баланса
  • Подготовка ликвидационного баланса

*документы подаются в территориальные органы Министерства Юстиции РФ

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Оставшиеся после выплат средства направляются на благотворительность, уставные цели ликвидируемой НКО или направляются в муниципальный бюджет. Заявление о регистрации ликвидации НКО заполняется по форме Р16001, которая подается в ФНС вместе с окончательным ликвидационным балансом, квитанцией об оплате госпошлины и справкой из Пенсионного фонда.

Пошаговая инструкция

  1. Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
  2. Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
  3. Невыполнение организацией судебных постановлений.
  4. Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).

Бесплатные ресурсы

Справочная база

Пошаговые инструкции для кадровика Образцы документов Трудовые книжки Статьи и консультации Разъяснение Роструда, НПА

Рассылки

Подпишитесь на наши рассылки:– публикации по кадровому делу,– новости трудового законодательства,– новости сайта, новости о скидках и акциях

Самоучитель

Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству

Кадровый аудит

Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их, как рекомендуем

Фотообои

Фотообои с производственным календарем на 2021 год

Опросы

Опросы по сложным вопросам кадровой практики

Причины принудительной (судебной) ликвидации некоммерческой организации?

Правовая основа принудительной ликвидации закреплена в Гражданском кодексе (статья 61), законе «О некоммерческих организациях» (статья 32), законе «Об общественных объединениях» (статья 44). 

Эти правовые основы касаются ситуаций, когда:

  • Невозможно достигнуть цели, ради которых создавалась организация, в том числе в случаях, когда реализация деятельности становится невыполнимой или существенно затрудненной (по иску учредителя (участника) организации;
  • При регистрации некоммерческой организации были допущены грубые ошибки  касаемо законодательства, если эти нарушения носили неустранимый характер
  • Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензирования (если такая деятельность лицензируется);
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая запрещена действующим законодательством;
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает Конституцию РФ;
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает права и свободы человекаи гражданина;
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность с иными неоднократными или грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации;
  • Некоммерческая организация систематически осуществляет деятельность, которая противоречит ее уставным целям;
  • Некоммерческая организация неоднократно не представляет отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции, в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; 
  • Некоммерческая организация не устраняет в срок, предусмотренный Министерством юстиции нарушения, которые являютсяоснованием для приостановки деятельности некоммерческой организации. 

Министерство юстиции вправе обратиться с исковым заявлением в суд и требовать ликвидации некоммерческих организаций в случае, если организация неоднократно не представляет в установленные законодательством сроки или по запросу Минюста следующие данные: 

  • О деятельности организации с обязательным указанием на  наименование постояннодействующего руководящего органа организации, юридического адреса, данные о руководителе организации(объем сведений, включаемых в ЕГРЮЛ); 
  • Отчеты об использовании своего имущества, в том числе имущество, поступившее от иностранных источников, а также о целях использования этого имущества (данный пункт не включает в себя информация о денежных средствах, которая получена некоммерческой организацией);
  • Решения высших органов управления и единоличного исполнительного органа, а также годовые и квартальные отчеты о деятельности организации в запрашиваемом объеме; 
  • Размер денежных средств, которые были получены от иностранных источников, о целях расходования данных денежных средств, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • Новая информация, которая должна быть включена в единый государственный реестр юридических лиц и сведения о полученных организацией лицензиях.

Министерство юстиции вправе требовать ликвидировать общественную организацию, если ее деятельность признается как экстремистская в соответствии с действующим законодательством, а именно если такая деятельность явилась результатом нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или же создала реальную угрозу причинения такого вреда.

Порядок упразднения НКО

Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.

  • При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
  • Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.

Принятие решения

Основанием для добровольного прекращения деятельности НКО является решение его участников. В состав участников могут входить физические лица и организации, поэтому принятие решения о ликвидации должно осуществляться путем проведения собрания граждан и представителей юридических лиц.

Для оформления законного решения в протоколе участников необходимо соблюсти ряд обязательных требований:

  • указать реквизиты собрания участников (место, время, состав присутствующих лиц, наличие кворума и т.д.);
  • принять решение о фактическом прекращении деятельности НКО;
  • утвердить состав ликвидационной комиссии;
  • назначить лицо, уполномоченное на проведение ликвидационных мероприятий.

Принятое решение является основанием для направления в налоговый орган уведомления о начале процедуры ликвидации.

Решение-протокол о ликвидации некоммерческой организации (его образец) доступно для скачивания.

Протокол о ликвидации некоммерческой организации

Необходимые документы

  • решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
  • решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.

На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:

  • решение участников;
  • учредительные документы НКО;
  • письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
  • уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
  • документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
    уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008;
  • протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.

От оформления данных документов зависит успех завершения процедуры ликвидации. Если в представленных документах будут выявлены нарушения, налоговым органом будет вынесено решение об отказе в регистрации прекращения деятельности.

Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.

Процедура проведения

Для добровольной процедуры прекращения деятельности НКО предусмотрены следующие обязательные этапы:

  • принятие решения участниками, в котором предусмотрено создание специальной комиссии, уполномоченной на проведение ликвидационных мероприятий;
  • уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы о принятом решении;
  • получение от ИФНС документа, подтверждающего начало процедуры ликвидации;
  • опубликование сообщения о нале указанной процедуры;
  • уведомление кредиторов;
  • составление промежуточного баланса организации;
  • расчет с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса;
  • направление в Инспекцию ФНС сведений о ликвидации юридического лица;
  • внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности некоммерческой организации.

Итоговым результатом процедуры станет исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц, что будет подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ.

Прекращение деятельности НКО в случаях, предусмотренным законодательством, осуществляется налоговым органом на основании решения суда, вступившего в законную силу. До тех пор, пока решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполнено инспекцией ФНС путем внесения сведений в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не может быть признана ликвидированной.

Особенности организации и ликвидации некоммерческих фондов

Разбираем особенности регистрации и ликвидации некоммерческого фонда. С какой целью он создается, кто может быть учредителем и как можно его использовать. Особенности Устава и законодательная база. Порядок ликвидации некоммерческого фонда.

На 8 декабря 2016 года Минюстом РФ зарегистрировано 18399 некоммерческих фондов. Такие фонды составляют 9,8% от общего числа некоммерческих организаций нашей страны.

Обширные нововведения, закрепленные ФЗ N 99 от 4 мая 2014 года «О внесении изменений в главу четвертую части первой Гражданского Кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», несомненно отразились на законодательном регулировании некоммерческих фондов.

Рассмотрим легальную природу и алгоритм организации и ликвидации некоммерческих  фондов.

Фонды, в соответствии с ч. 2 ст. 65.1 ГК РФ, являются разновидностью унитарных юридических лиц, в которых учредители не приобретают прав членства в организации и не становятся ее участниками. Данная существенная черта фондов отличает их от корпоративных юридических лиц, внутри структуры которых могут существовать такие категории участников, как пайщики и акционеры.

Регистрация некоммерческого фонда

Подробнее законодательное регулирование фондов раскрывается в ст. 123.17. Основать фонд имеют право, как единолично гражданин, так и юридическое лицо.

Дальнейшее число учредителей не регламентировано и варьируется в различных сочетаниях (гражданин и юридическое лицо, юридические лица и граждане, только граждане или только юрлица). У учредителей фонда нет имущественных прав на созданный фонд.

Передавая имущество фонду, учредителю следует понимать, что его имущество переходит из личной собственности в собственность созданной им некоммерческой организации.

Получив имущество, фонд в дальнейшем уполномочен использовать его только в рамках уставных целей. Нужно отметить, что собственностью фонда может стать не только денежное имущество, но и любые объекты гражданских прав, за очевидным исключением нематериальных благ.

Основными источниками доходов фонда, как правило, являются средства, вырученные фондом от собственной предпринимательской деятельности, возможные излишки, полученные, к примеру, в результате невостребованной должниками задолженности и другие доходы, не запрещенные законом. Кроме того, фонды получают добровольные взносы, гранты, спонсорские и членские взносы, которые также выступают источниками их целевых средств.

Одним из источников финансирования фонда может выступать поддержка со стороны государства. Такая поддержка может быть как прямой (финансирования из бюджетов различных уровней), так и косвенной. К косвенному финансированию можно отнести участие в грантах или выполнение государственных заказов.

устава фонда регламентировано ч. 2 ст. 123.17 ГК РФ.

Так, в уставе, помимо предмета и целей деятельности фонда, необходимо закрепить наименование, которое обязано включать в себя слово «фонд», адрес, органы фонда, включая попечительский совет, который контролирует деятельность, осуществляемую некоммерческим фондом, распределение средств и процедуру принятия решений. В обязательном порядке в устав должны быть внесены сведения о процедуре назначения должностных лиц и порядок их отстранения от должности.

Устав фонда остается неизменным, кроме трех случаев, первым из которых является изменение устава по воле учредителя. Если же учредитель не предусмотрел возможности для изменения устава в самом уставе, то изменения в последний сможет вносить только высший коллегиальный орган.

Высший орган фонда в соответствии со ст. 123.19 обязан быть коллегиальным, однако ГК РФ не регламентирует минимальное число его участников, что позволяет ограничить состав двумя членами, одним из которых может выступать физическое лицо, а другим юридическое.

Директор (наиболее частое, но не обязательное название этого органа) является единоличным исполнительным органом некоммерческого фонда.

Ликвидация некоммерческого фонда

Фонд как вид некоммерческой организации является наиболее охраняемым со стороны государства. Ликвидация фонда происходит только по суду и в строго закрепленных в законе случаях.

В случае ликвидации фонда, все его имущество, в соответствии со ст.123.20 ГК РФ, по общему правилу направляется на предусмотренные уставом ликвидированного фонда цели.

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). 

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство. 

Особенности ликвидации профсоюза со статусом юрлица: общие основания и порядок

Как свидетельствует ст. 61 ГК РФ, ликвидация юрлица может быть добровольной либо принудительной. Оснований, как и поводов для начала процедуры согласно ГК РФ и в первом, и втором случае существует несколько.

  Основания для проведения процедуры ликвидации профсоюза  
Решение участников (учредителей, полномочного органа юрлица)  

Судебное решение

Признание несостоятельности юрлица (банкротство)

Так, к примеру, добровольная ликвидация юрлица, как правило, имеет место в ситуациях, когда срок его действия завершен либо цель, для которой оно создавалось, достигнута. Тогда высший орган профсоюза (конференция, съезд либо общее собрание) путем голосования принимает решение о прекращении его деятельности. С этого момента запускается процесс ликвидации.

По решению суда юрлицо ликвидируется по разным причинам. Например, если госрегистрация юрлица признана недействительной либо его деятельность велась без лицензии (соответствующего разрешения) либо с нарушением норм законодательства. В отмеченных случаях судебный иск подает госорган либо орган местного самоуправления.

Порядок ликвидации юрлица, определяемый ГК РФ, применяется в общих случаях. Непосредственно процедура банкротства юрлица проводится с учетом норм законодательства о банкротстве, а именно ФЗ РФ № 129 от 26.10.2002 (о несостоятельности).

Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:

  1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
  2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально

Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

  Способы подачи документов  
Лично либо через полномочного представителя По почте В электронном виде

(через ЕПГУ)

Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

Упрощенная схема

В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:

  • Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
  • Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
  • Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.

Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.


Вариантом ликвидации по упрощенной схеме является слияние

Возможность ликвидации некоммерческой организации

Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои основания и правила. Как и большинство других видов юридических лиц, НКО может быть ликвидирована двумя способами:

  • добровольное прекращение деятельности;
  • принудительная ликвидация.

Добровольное прекращение деятельности

Общие и частные основания для выбора формы ликвидации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в РФ». Главным принципом добровольного прекращения деятельности НКО является решение участников организации.

Принятие такого решения может быть вызвано следующими обстоятельствами:

  • достижение цели, для которой создавалась организация;
  • истечение срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • иные основания, послужившие причиной закрытия НКО.

Принудительные порядок

Законодательством предусмотрены случаи, когда некоммерческая организация может быть ликвидирована в принудительном порядке. Такие ситуации возможны, если в процессе деятельности НКО допущены нарушения нормативных правовых актов:

  • направления деятельности НКО прямо запрещены действующим законодательством;
  • в процессе работы организации систематически выявлялись нарушения закона, однако НКО не устранило их;
  • деятельность без получения разрешительных документов, предусмотренных правовыми актами;
  • несоответствие направлений деятельности организации целям, предусмотренным в учредительных документах НКО;
  • признание недействительной регистрации некоммерческой организации;
  • установление признаков несостоятельности.

Инициировать процедуру принудительной ликвидации могут органы прокуратуры РФ, а в случае возможного банкротства – кредиторы некоммерческой организации.

Особые случаи

Отдельные основания Федеральный закон № 7-ФЗ предусматривает для случаев принудительной ликвидации следующих видов НКО:

  • некоммерческих фондов;
  • отделений иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Вне зависимости от формы ликвидации, осуществление данной процедуры влечет полное прекращение деятельности организации.

Про порядок ликвидации некоммерческой организации (пошаговая инструкция по закрытию) через МинЮст и т.п. поговорим ниже.

Отдельные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций рассмотрены в этом видео:

Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

  1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
  2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально

Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

Способы подачи документов
Лично либо через полномочного представителя По почте В электронном виде (через ЕПГУ)

Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Кто может быть заявителем при подаче в регистрирующий орган уведомления Р15001 (о решении ликвидировать юрлицо)?

Этот и иные вопросы по части госрегистрации юрлиц разъяснены в соответствующих правовых позициях, представленных Письмом ФНС РФ № СА-4-14/1645 от 31.01.2014. Ознакомиться с ними можно в разд. «База данных «Вопрос-ответ».

Таким образом, в правовых позициях отмечено, что в качестве заявителя может выступить учредитель (участник) юрлица, а также полномочный орган, принимавший решение. Если на момент подачи сформирована ликвидационная комиссия, то заявителем может быть ее руководитель (ликвидатор). 

ФНС РФ (nalog.ru).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector