Редукцион в госзакупках: понятие, особенности и процедура проведения

Условие победы

Если предел не будет достигнут, аукционист может в исключительных случаях внести дополнительную надбавку под оговорку. Номер объекта однозначно определяется номером лота. Порядок названных объектов аукциона обычно следует за числовой последовательностью номеров лотов.

После продажи В продаже выставлены на продажу предметы, которые не были проданы на аукционе. С помощью компьютера клиенты могут просматривать, заказывать и оплачивать товары через Интернет. Залоговые депозиты Иногда бывает, что залог не выдает заложенные предметы. Затем, после соответствующего периода времени, эти объекты продаются на аукционе.

Способы закупок, проводимых за счет бюджетных средств

Согласно статье 24 этого закона, существует десять способов конкурентного проведения госзакупки:

1. Открытый конкурс.  Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч.(см. «Тендеры по госзакупкам: что нужно знать об открытом конкурсе»).

2. Электронный аукцион. Участники подают подписанные электронной подписью заявки на электронную торговую площадку (ЭТП).

Заявка состоит из двух частей: первая посвящена предмету закупки, вторая посвящена участнику. Обе части подаются одновременно. Сначала заказчик рассматривает первые части и разрешает (либо не разрешает) участвовать в соревновании по снижению цены. Соревнование заключается в том, что участники снижают начальную (максимальную) цену контракта (НМЦ) на сумму от 0,5 до 5% НМЦ. Если прошло десять минут, и никто не предложил более низкую цену, побеждает тот, чья цена меньше других. Затем заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя торгов (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

3. Запрос котировок. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Это один из самых простых и быстрых способов проведения торгов. Используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Годовой объем таких закупок не может превышать 10% от совокупного годового объема закупок данного заказчика и не может составлять более чем 100 000 000 руб (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

4. Запрос предложений. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик вправе выбрать этот способ только в определенных случаях. Обычно проводится, если ранее в отношении этих же товаров, работ или услуг был дважды объявлен, но не состоялся электронный аукцион или конкурс. Является одним из самых «быстрых» способов госзакупки (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»).

6. Закрытый конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Побеждает тот, кто предложил наилучшие условия.

7. Закрытый конкурс с ограниченным участием. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. После вскрытия всех конвертов с запросами заказчик проводит предквалификационный отбор. Далее оценка участников и выбор победителя проходит так же, как и в открытом конкурсе.

8. Закрытый двухэтапный конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Прежде всего, заказчик оценивает качество товара или квалификацию поставщика, и только после этого — цену.

9. Закрытый аукцион. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Закрытый аукцион требует личного участия, цены указываются на табличках. Побеждает тот, чья цена ниже других.

10. Двухэтапный конкурс.  Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Первый этап — это подача участниками заявок без указания цены. Второй этап — это рассмотрение цены, предложенной теми, кто прошел на второй этап. Заказчики нередко выбирают этот способ при закупках строительных услуг, проектировочных работ, высокотехнологичной и инновационной продукции, а также научных исследований.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика», то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

Открытые

Закрытые

Открытый конкурс

Закрытый конкурс

Двухэтапный конкурс

Закрытий двухэтапный конкурс

Конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Аукцион в электронной форме

Закрытый аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика — это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

информация о госзакупках является государственной тайной;
заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Подготовка извещения и закупочной документации

В ст. 54.1 – 54.7 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными.

ОКЭФ отличается от электронного аукциона:

  1. Критериями оценки. При проведении аукционов единственным критерием является цена. А в конкурсных процедурах большее значение уделяется нестоимостным показателям (наличие богатого опыта по аналогичным работам, квалификация сотрудников, наличие необходимой техники и оборудования).
  2. Наличием переторжки. Оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок и необходимую документацию после окончания срока подачи окончательных ценовых предложений, после составления протокола (ч.7 ст.54.6, ч.1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Здесь следует сделать отступление и рассказать о переторжке простыми словами для тех, кто не понимает, о чем идет речь:

Переторжка – это возможность для участника уменьшить свое ценовое предложение. Как только открытый конкурс стал проводиться в электронном виде, переторжка стала обязательным его этапом. С ее появлением у заказчиков появилась возможность закупать товары, работы или услуги по самой выгодной стоимости.

К проведению переторжки заказчик не имеет никакого отношения. О дате ее проведения поставщики узнают от оператора ЭТП. Процедура проводится на следующий рабочий день после истечения времени оценки первых частей заявок.

Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:

  1. Проводится в течение 3-х часов;
  2. Время назначается по часовому поясу заказчика;
  3. Один участник может снизить цену только 1 раз;
  4. Не обязательно улучшать свое предложение о цене;
  5. Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из предыдущего предложения.

По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.

Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию (согласно ст.54.3 44-ФЗ) готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по ОКЭФ.

Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч.1 и 5 ст.40 44-ФЗ).

Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация. Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении ОКЭФ и проект контракта (ч.1 и 2 ст.54.1, ч.3 ст.54.3 44-ФЗ).  Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно. Заказчик публикует все эти документы в ЕИС за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

Извещение составляется в соответствии с нормами ст.54.2 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.

Заказчик может внести изменения в извещение за 5 дней до истечения времени подачи заявок. Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.

Виды аукционов

Открытая форма аукциона предоставляет возможность государственным предприятиям провести торговое мероприятие при помощи интернета. Договор на выполнение государственного заказа, подразумевающий поставку товарно-материальных ценностей или предоставление услуг, именуется лотом. Победитель этого мероприятия определяется на основе стоимости предложения. Как правило, в качестве победителя выступают те организации, что предлагают самую низкую стоимость исполнения заказа.

Информация о проведении подобных торгов распространяется при помощи печатных изданий, средств массовой информации или сайта заказчика

Важно обратить внимание на то, что данная информация должна быть представлена за три недели до окончания срока подачи заявки об участии в торгах. В некоторых случаях, допускается сокращение этого срока до одной недели

Существует два вида шага ставок на подобных торгах: непрерывные и дискретные. Следует упомянуть, что открытые аукционы состоят из нескольких этапов. На каждом из этапов, претенденты имеют право подать новую ставку. В том случае, когда к концу этапа новые ставки отсутствуют, торги считаются завершенными. Для того чтобы подтвердить серьезность своих намерений, каждый из претендентов должен внести невозвратный финансовый взнос.

Закрытые аукционы – отдельные мероприятия, которые следует рассмотреть более подробно. Важным отличием этого типа торгов от закрытых конкурсов является отсутствие ограничений, связанных с кругом претендентов. В данном случае, претенденты не знают о предложениях других участников торгов, так как заявки и предложения подаются в запечатанном конверте. При проведении открытых торгов этого типа, информация о каждой из заявок известна остальным претендентам.

Важно упомянуть, что подобные мероприятия не получают широкой огласки. Правила проведения, сопутствующая документация и другие сведения не публикуются в средствах массовой информации

Приглашения претендентам, рассылаются самим заказчиком за три недели до конца срока подачи заявок об участии в торгах

Следует обратить внимание на то, что подобные приглашения должны иметь письменную форму

Помимо этого, имеются определенные требования к претендентам. Они должны удовлетворять все требования текущего законодательства, а также иметь доступ к информации, являющейся частью государственной тайны. Помимо этого, каждый из претендентов должен иметь возможность исполнить те обязательства, что являются предметом торгов.

Данный вид мероприятий используется в целях снижения риска договоренности между претендентами. Но следует понимать, что снижение круга претендентов может отразиться на эффективности всех торгов.

Электронная форма аукционов – проводится на специализированных интернет площадках, получивших аккредитацию от Министерства экономического развития Российской Федерации. Правила проведения подобных мероприятий регламентированы девяносто четвертой статьей Федерального Закона. Согласно установленным правилам, все сведения касаемо проведения торгов и другие данные должны быть опубликованы на самой электронной площадке.

Важно сделать акцент на том, что государственные учреждения и муниципальные органы обязаны проводить открытые торги, имеющие электронную форму. Благодаря подобному условию, информация о претендентах на лот не разглашается до завершения мероприятия

Подобные меры позволяют снизить возможность сговора участников или организаторов торгов. Помимо этого, данные условия увеличивают уровень конкуренции между претендентами.

На сегодняшний день, аккредитация Минэкономразвития РФ имеется у следующих интернет ресурсов:

  1. ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка».
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. ООО «РТС-тендер».
  5. ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

Тендер в виде аукциона: что требуется знать?

Что касается аукциона, то он представляет собой продажу каких-либо предметов, товара или продукции. То есть получается, что на торги может быть выставлено что угодно – от семян растений, до драгоценных изделий и т.д. На существующих, сегодня, аукционах продают как обычные товары, так и исключительные, редкие предметы. И как повелось уже очень давно, победителем является тот, кто предложил наивысшую цену за предмет аукциона. Интересным является то, что претенденты на предмет могут соревноваться и конкурировать в предлагаемой сумме.

Какие виды аукционов существуют?

На сегодняшний день, в мире существует, как минимум, четыре формы, или проще говоря, вида аукционов, которые могут быть:

  • Прямыми;
  • Обратными;
  • Аукционами первой или второй цены;
  • Аукцион по принципу оплачиваю все и т.д.

Запрос предложений

Запрос предложений осуществляется на конкурсной основе и заключается в направлении заказчиком возможным поставщикам информации о своих потребностях в товарах, услугах или работах. В соответствии с ФЗ-44 извещение должно быть размещено в единой информационной системе, минимум за 5 дней до начала конкурсной процедуры. Участвовать может любое заинтересованное лицо. Количество заявок не ограничено — возможно откликнуться несколькими предложениями с различными ценовыми и качественными характеристиками. Заказчик оценивает стоимость контракта, а также дополнительные свойства и качества товаров и услуг. Контракт заключается с лицом, направившим заказчику самое выгодное и удовлетворяющее предложение. Есть вероятность назначения процедуры переторжки, то есть направление участникам предложения снизить стоимость заявок.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Преференции участникам

44-ФЗ 223-ФЗ
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех.

Осуществление закупок по 44-ФЗ

В соответствии с законодательством, приобретение нужных для работы государственных органов материалов, техники, помещений, различного рода услуг может осуществляться конкурентным способом, когда выбор поставщика происходит из нескольких претендентов, либо у единственного представителя. Осуществление закупок по 44 ФЗ позволяет свести к минимуму злоупотребления и коррупционные проявления в этом процессе.

Способы закупки

Федеральный закон определяет, что основанными на конкуренции являются следующие способы приобретения продукции и услуг:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Закупка у единственного участника осуществляется лишь в том случае, когда нужный товар или услуга монополизированы в силу объективных причин, например, защищены авторским правом.

Виды конкурсов

В ФЗ № 44 предусмотрены следующие разновидности конкурсов:

  • Открытый. Его характерной особенностью является то, что информация о закупке сообщается неограниченному кругу потенциальных поставщиков либо исполнителей, причем ко всем участникам применяются одинаковые критерии отбора. Данные о конкурсе размещаются в единой системе за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
  • С ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.
  • Двухэтапный. На первом этапе вся информация о конкурсе размещается в свободном доступе, чтобы желающие могли принять в нем участие, однако затем к победителям выдвигают дополнительные требования. И участник, который предоставил наилучшие условия на втором этапе, объявляется победителем.
  • Закрытый аукцион – информация о нем не размещается в открытом доступе в интернете либо в средствах массовой информации. На конкурсах такого типа предметом являются объекты, представляющие собой государственную тайну. Выигрывает закрытый аукцион участник, предложивший самую низкую цену за свою продукцию.
  • Закрытый с ограниченным участием. Этот тип конкурса предусматривает ознакомление с его условиями лишь круга лиц, которые занимаются выпуском конкретной продукции. Выигрывает право на осуществление поставок либо проведение работ тот участник, который вначале прошел квалификационный отбор, а затем предложил лучшие условия.
  • Закрытый двухэтапный предусматривает отбор участников в два этапа. Сначала информация о предмете закупки отправляется ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить условия контракта, затем по результатам второго тура определяется победитель, представивший лучшее предложение. Аукцион

Аукцион по закупке осуществляется в электронной форме, то есть вся информация об объекте конкурса размещается на доступном для всех сайте. Сами торги проводятся на электронной площадке заранее выбранного оператора, который полностью отвечает за технический аспект их проведения.

Однако покупать на аукционе можно только отдельные категории товаров или работ, услуг. Их перечень утвержден Правительством РФ, и он достаточно объемный. К аукциону предъявляются такие критерии:

  • точное, четкое и подробное описание объекта закупки;
  • выбор победителя должен быть основан только на количественной и денежной оценке.

Запрос котировок

Этот способ определения исполнителя госзаказа осуществляется путем размещения информации об объекте закупки в единой базе данных, причем победителем в конкурсе является тот участник, что предложит самую низкую цену за свою продукцию. Однако стоит учесть, что запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если стоимость контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Кроме этого, есть еще одно ограничение для заказчика по данному виду торгов – годовой объем закупок, осуществляемый подобным способом, не может превышать 10% от всего годового объема закупок заказчика и при этом не может быть больше, чем 100 млн рублей в год.

Запрос предложений

Победителем такого конкурса становится участник, предложивший заказчику товар или услугу, которая оптимально соответствует параметрам запроса. Проводить выбор поставщика методом запроса предложений можно только в следующих случаях:

  • для обеспечения спортивных команд инвентарем, экипировкой, оборудованием;
  • для лечения россиян за границей;
  • для обеспечения лекарственными препаратами;
  • для закупок предметов народного промысла;
  • при заключении контрактов для защиты интересов граждан или государства в иностранных судебных органах.

Запрос котировок (ЗК)

Запрос котировок относится к конкурентному способу выявления исполнителя, для осуществления закупок до 500 00 рублей. Информация о запросе котировок доступна для неограниченного круга заинтересованных лиц. Определяющим критерием для выявления победителя служит низкая цена, при соблюдении требований к оформлению тендерной заявки. Обеспечение заявки является необязательным. Такой способ закупок максимально упрощен и позволяет заказчику определить победителя и заключить контракт в короткие сроки.

Котировочная заявка подается исполнителем единожды, но предполагает внесение изменений или отзыв заявки в случае корректировки заказчиком извещения. Протокол запроса котировок общедоступный, составляется в двух экземплярах и подписывается участниками комиссии.

Что такое аукцион

Прежде чем назвать, чем отличается тендер от аукциона, разберем, что, вообще, кроется под этим понятием. Итак, аукционом называют процедуру продажи материальных ценностей: товаров, готовой продукции, предметов искусства или бытовых вещей. По сути, в этой процедуре может участвовать вообще любая вещь: старые стулья или столы, одежда, автомобили, недвижимость и прочее. Подобным способом сегодня продается практически все. Процедура проведения аукциона достаточно проста:

  1. Владельцы выставляют свои лоты с определенной начальной стоимостью, шагом ставки и блиц-ценой (заплатив которую покупатель сразу получает лот). Иногда эти ограничения отсутствуют.
  2. Проводится аукцион, на котором участники предлагают свои ставки, постепенно поднимая их.
  3. Побеждает игрок, сделавший наибольшую ставку. При этом продавец оплачивает услуги проведения аукциона и получает свое вознаграждение.

На данный момент в России действуют несколько типов аукционов:

  1. Прямой или классический английский. Принцип прост: у товара имеется начальная цена, а покупатели делают ставки. Кто предложит больше, тот и побеждает в борьбе.
  2. Обратный или голландский. Здесь действует обратный принцип: покупатель назначает максимальную цену за определенный товар, которую он готов заплатить. Продавцы делают свои ставки, побеждает тот, кто предложит минимальную цену (данная процедура весьма похожа на тендер).
  3. Первой цены. Проводится в закрытом виде. Остальные участники не знают, какую цену предлагают их конкуренты: предложения направляются главе аукциона в конвертах или электронным способом. Участник, который предложил наибольшую сумму, становится победителем. Считается, что по такой процедуре проходит почти 60% аукционов во всем мире.
  4. Второй цены. Проводится в закрытом виде аналогично предыдущему. Единственное, что победитель платит не предложенную цену, а вторую, идущую за его предложением. По подобной схеме часто продаются почтовые марки, акции и другие ценные бумаги.

Существуют и другие типы аукционов, но они менее распространены.

На аукционах в основном продаются материальные ценности

Плюсы и минусы открытого конкурса

Для обеих сторон закупочной деятельности открытый конкурс несет как определенные преимущества, так и недостатки.

Хорош этот способ определения поставщика тем, что у заказчика больше критериев отбора, чем, скажем, при электронном аукционе, где он вынужден руководствоваться лишь ценой. Например, заказчик может отдать предпочтение более опытному и квалифицированному исполнителю, предложившим чуть более высокую цену.

Процедура открытого конкурса проводится без посредников, то есть участник напрямую обращается к заказчику. Это исключает необходимость аккредитации на торговых площадках, а также связанные с процедурой электронных торгов технические риски.

Однако недостатков у открытого конкурса гораздо больше. Во-первых, это довольно сложная и многоэтапная процедура. С этим связана возможность возникновения ошибок и, соответственно, претензий со стороны проверяющих органов. К слову, вопросы могут возникнуть, в первую очередь, к выбору метода определения поставщика, ведь для проведения открытого конкурса есть ряд ограничений.

Во-вторых, в отличие от электронного аукциона, открытый конкурс не настолько прозрачен. В-третьих, у заказчика появляются дополнительные обязанности. Например, он должен регистрировать заявки и обеспечивать их сохранность. Ну и, наконец, открытый конкурс – процедуры довольно длительная, если сравнивать ее с запросом котировок, предложений или закупкой у единственного поставщика.

Аукцион и конкурс отличия

Отличие аукциона от конкурса в том, что в конкурсе можно выиграть при цене выше, чем у конкурента за счет качества. Аукцион и конкурс проводятся одним и тем же заказчиком под разные нужды. Процедура аукциона предполагает состязательность, когда проходят электронные торги и участники несколько раз делают ставки.

Отличие конкурса от аукциона в том, что торги не проводятся. Участники конкурса подают свое предложение об условиях один раз, не видят предложения других участников и нет могут его изменить.

Для наиболее эффективной реализации и приобретения товаров и услуг компании и частные лица принимают участие в различных конкурсах и аукционах. В каждом конкретном случае более выгодна та или иная форма проведения торгов. Чтобы не ошибиться с выбором, следует хорошо понимать различия между аукционами и конкурсами, и их особенности.Аукцион
– это «распродажа» предметов, имеющих какую-либо ценность, по максимально возможной цене.
Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.
Кроме товаров, на аукционы могут быть выставлены и права на заключения договоров.
Существует множество различных видов аукционов, самыми распространенными из которых являются:
английский (прямой);
аукцион первой цены;
аукцион второй цены;
обратный аукцион (редукционный);
аукцион «платят все» и др.
Набирающий популярность в использовании тендер – также является одним из видов аукциона, называемый «аукционом своей цены».Конкурсом
называют состязание нескольких претендентов, цель которого – выбор более достойного варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.
Конкурсы бывают:
открытые (любой может принять участие);
селективные (подавать заявку могут все, но непосредственно участвуют в конкурсе только отобранные заказчиком претенденты);
закрытые (участники приглашаются организаторами).

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Государственные и коммерческие тендеры

Государственные тендеры регулируются ФЗ-44 и ФЗ-223 и инициируются организаторами в виде государственных организаций, органов госвласти или корпорации Росатом. Государственные закупки имеют строгую отчетность и жесткую систему планирования. Осуществление госзакупок имеет целью выгодное расходование средств из бюджета, что делает цены контракта важным критерием при определении победителя в тендерах. В государственных тендерах для потенциальных исполнителей созданы более мягкие условия и предусмотрено больше возможностей для реализации себя в госзакупках.

Организаторами коммерческих тендеров являются коммерческие организации вне зависимости от организационно правовой формы. Закон никак не регламентирует проведение таких конкурсов, что позволяет коммерческим заказчикам осуществлять закупку товаров по собственным правилам. Специального нормативно-правового акта регламентирующего коммерческие тендеры нет, поэтому правила по которым они проводятся не должны противоречить Гражданскому кодексу и закону “О защите конкуренции”.

Основное отличие государственного тендера от коммерческого источник финансирования, так как в первом случае — это федеральный бюджет, а во втором — собственные средства коммерческого субъекта.

Закупки можно классифицировать на два основных вида:

  • конкурентные закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) (название говорит само за себя);
  • неконкурентные (закупки у единственного поставщика).

Главные выводы

Различия между этими понятиями можно кратко резюмировать следующим образом:

  1. Цель организации конкурса – соблюдение всех регламентов и норм, цель тендера – максимальная экономия денежных средств.
  2. Права поставщиков определенным образом защищены при участии в конкурсе, в тендере нет никаких обязанностей перед ними.
  3. Проведение конкурсного состязания всегда приводит к заключению договора, тендерного – на усмотрение тендерной комиссии.
  4. Конкурсные заявки не могут изменяться в процессе проведения мероприятия, организаторы тендера могут пытаться снизить цену до минимальной.
  5. Победитель конкурса обязательно становится известен, победитель тендера – только по воле тендерного комитета.
  6. Срок оглашения результата конкурсного соревнования известен заранее, а тендерный срок может быть любым и изменяться в процессе.

Так или иначе, конкурс – прерогатива государственных и муниципальных структур, в то время как тендер выбирают коммерческие организации, как более выгодный вариант проведения состязания.

Торги дают возможность заказчику заключить договор на максимально выгодных для него условиях. Но некоторые начинающие предприниматели могут путать понятия, вследствие чего возникают вопросы, чем отличается тендер от аукциона и какой из этих видов торгов выбрать для определенной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector