Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году

Кого уволят в 2021 году?

На совещании с вице-премьерами глава правительства Михаил Мишустин заявил о пересмотре количества госслужащих в России. На этот раз оптимизация затронет все государственные аппараты. Власти хотят сократить не только «мелких» работников, но и планируют охватить федеральные министерства. В результате общая численность госслужащих в 2021 году подвергнется серьезным изменениям.

Ранее в правительстве рассказали, насколько будет сокращена численность госаппаратов. Речь идет о следующих цифрах:

  • В федеральных органах – 5%;
  • В территориальных органах – 10%.

Премьер-министр страны Михаил Мишустин объяснил, что большинство должностей будет сокращено за счет вакантных мест. Это свободные должности, на которые люди не хотят идти работать. Данный подход позволит не только оптимизировать работу государственных служб, но и сэкономить деньги на зарплатах.

В правительстве привели статистику по вакантным на сегодня должностям среди госслужащих. В федеральных органах указанное значение составляет 20% от общего числа вакансий, в территориальных – 18%.

Сокращение штата госслужащих в 2021 году на 10%

По данным Министерства финансов, в последние годы в федеральных ведомствах число вакансий превышало предельную численность на 10%. Если говорить о замещении должностей, то от установленной предельной численности вакансий было замещено 90%. Наименьший процент замещения был в следующих государственных органах:

  • Верховный суд – 65%
  • Министерство Чрезвычайных Ситуаций – 78%
  • Федеральная Антимонопольная Служба – 75%
  • Центральный аппарат Ростехнадзора — 65%
  • Росприроднадзор – 75%
  • Федеральное Агентство Научных Организаций – 75%
  • Спецстрой – 70%

В Министерстве финансов причину недозамещения вакансий связывают:

  • С высокими требования к профессионализму и опыта, при том что изначально предлагается не достаточный уровень оплаты труда
  • Со сложностью проведения конкурсов и их длительностью при замещении вакансий
  • С достаточно частыми командировками тех, кто работает в территориальных органах

Главным побочным явлением недозамещения вакансии является нагрузка на других чиновников, которые вынуждены брать на себя часть функций тех, кто временно не может исполнять свои обязанности.

Таким образом, чтобы снизить нагрузку на чиновников, что разумно и логично, в Министерстве финансов выразили необходимость ускорить процесс замещения вакантных должностей. Это поможет также исключить дисбаланс между размером оплаты труда федеральных чиновников. За счет чего это произойдет? Дело в том, что размер из заработных плат зависит количества всех должностных лиц, выполняющих разные функции в конкретном федеральном органе исполнительной власти.

Самые большие заработные платы были у сотрудников администрации президента России и у сотрудников Счетной палаты. Зарплаты этих государственных служащих варьировались от 180.000 руб. до 230.000 руб.

Если говорить о самых низких заработных платах, то они были в федеральном агентстве по делам национальностей, а также в федеральном агентстве по недропользованию. Зарплаты сотрудников в этих органах варьировались около 60.000 рублей или ниже.

Пока что, на сегодняшний день, данных по заработным платам госслужащих за предыдущий год еще нет.

Согласно указу президента России Владимира Владимировича Путина, будут сокращать штат сотрудников МВД. По этому указу, в Министерстве Внутренних Дел РФ должны установить предельную штатную численность сотрудников: 894.871 единица. Сюда входит:

  1. Сотрудники органов внутренних дел РФ – 746.859 человек
  2. Федеральные государственные гражданские служащие – 17.199 человек

Далее президент России будет оптимизировать и другие государственные органы, находящиеся в его подчинении. Ранее им был подписал указ о сокращении штатов (предельной численности должностей) на 10.000 человек.

Как будет происходить сокращение в других ведомствах?

В тех, которыми руководит правительство России, решение о сокращениях будет приниматься правительством.

В тех, которыми руководит президент, решение о сокращении штатов будет принимать соответственно, президент:

  1. МВД
  2. Федеральная служба безопасности (ФСБ)
  3. Министерство обороны
  4. Федеральная служба охраны (ФСО)
  5. Росгвардия
  6. Министерство иностранных дел (МИД)
  7. Министерство юстиции (Минюст)

Одна из причин, почему необходимо оптимизировать штаты контрольно-надзорных органов – дисбаланс среди заработных плат и должностных обязанностей. К примеру, у инспекторов в территориальных органах многих ведомств России зарплата составляет около 16 тысяч рублей. В то время как они контролируют нарушения на многих предприятиях, выписывая штрафы от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Другой причиной является дисбаланс заработных плат в региональных органах контроля. К примеру, условно говоря, инспектор одного надзорного органа в области получает зарплату на 30% больше, чем инспектор в другом надзорном органе этой же области. Из-за этого появляется текучка кадров. В итоге в одном территориальном органе кадров больше, чем надо. А в другом — их нехватка.

Этапы реформы: как изменится численность

По данным Минфина, на июль 2019 г. в России было около 2,4 млн госслужащих. То есть, на каждые 10 000 населения приходилось 163 чиновника. Но реформа затронет не все ветви, а только федеральные, где трудится 603 тыс. чел.

Планируемое сокращение не означает, что к апрелю останутся без работы 30 000–60 000 госслужащих. С учетом того, что уберут вакантные места, в разных подразделениях цифры будут значительно отличаться.

Фото: freepik.com

Например, по сведениям Росстата, на 2019 г. укомплектованность Министерств, агентств составляла от 68,2 до 97,3%. На первый взгляд, например, Федеральная служба, отвечающая за защиту прав потребителей, где свободны 31,8% мест, сможет убрать именно их. А МИДу при 2,7% вакансий придется «жертвовать живыми людьми».

Но Кабмин предложил рассматривать каждое подразделение индивидуально с учетом специфики работы. Поэтому руководители обязаны предоставить в адрес Минфина и аппарат правительства свои расчеты максимальной численности, количества отделов и заместителей:

  • для ЦА – до 20 ноября 2020 г.;
  • для территориальных  – до 1 февраля 2021 г.

При составлении своих предложений руководители обязаны учесть рекомендации правительства к модели госаппарата. Чтобы понять, какие именно будут изменения, сравним нормативы.

Таблица 2. Анализ требований к численности

Показатель До 2020 г. включительно С 2021 г.
Департамент, чел. 35 40
Управление, чел. 20 40
Отдел 5 (10) 10
Число отделов В департ. 4 5
В управлении 3

Увеличится и норма управляемости – ранее в подчинении у зама могло находиться 10 человек, а отдел и вовсе состоять из 3 коллег. Теперь зам.руководителя обязан отвечать как минимум за 2 структурных подразделения.

Справка! Как менялось количество министров в России.

Получается, что исчезнут некоторые отделы, департаменты ждет укрупнение. Поэтому станет меньше начальников среднего звена, упростится вертикаль власти.

На основании предложений всех ведомств Минфин до 16 декабря 2020 г. внесет проекты нормативных актов, которыми и будут закреплены новые требования к фактической численности.

Фото: freepik.com/snowing

Непосредственно с 1 января 2021 г. начнется процедура сокращения, которая продлится до 1 апреля 2021 г. До 1 мая правительство будет принимать отчеты о проведенной работе, после чего станет известно, сколько же фактически уволили госслужащих в 2021 г.

Подборка бесплатных вебинаровВыбери себе дополнительную профессию и получай двойной доход каждый месяц.

На сколько сократится штат

В постановлениях №1829 и №1830 (от 16 ноября 2020 года) нет точной информации, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году. Документы только определяют перечень единых требований к государственной структуре управления и устанавливают численность сотрудников для различных ведомств и министерств. Предполагается, что в ходе оптимизации будут в первую очередь уволены заместители – специалисты, которые замещают иные должности в федеральных агентствах и подведомственных службах. По мнению законодателей, это в целом не отразится на работе государственных структур, а только поспособствует повышению продуктивности их деятельности.

Сокращение госслужащих в 2021 году будет проводиться за счет вакантных позиций, на что указывают последние новости: по словам премьер-министра Мишустина, речь идет максимум о 10%. К примеру, в центральных аппаратах, где традиционно открыто около 20% вакантных должностей, сокращение составит 5%. В территориальных подразделениях штаты будут урезаны на 10%, но это при наличии 18% открытых вакансий.

В правительстве подчеркивают, что все высвобожденные за счет оптимизации количества работников финансовые ресурсы останутся в ведомствах. А их специалисты будут получать тот же объем материального стимулирования с премиями и доплатами.

В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2021 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.

Еще одно нововведение касается численности гражданских служащих, которые трудоустроены в типовых подразделениях ЦА федерального органа исполнительной власти. По штату их должно быть не более 30% от общего количества специалистов. При этом у замруководителей органов исполнительной власти трудовая нагрузка существенно вырастет. Они будут обязаны контролировать работу не менее двух управлений и подведомственных департаментов.

Несмотря на то, что сокращение госслужащих в 2021 году в России — неизбежный процесс для ведомств всех вертикалей исполнительной власти, в особых случаях допускается отклонение от установленных норм. Но подобное решение будет приниматься не руководителем подразделения, а специальной комиссией, курирующей вопросы оптимизации госструктуры и численности сотрудников.

Борьба с дублированием функций госслужащих

Ранее высказывались планы, предполагающие сокращение управленческого состава похожих по роду деятельности министерств и ведомств. Пока еще не видны результаты, но работа уже ведется. Начатая в прошлом году реформа еще только набирает обороты. По сути уменьшение количества управленцев должно стать началом массовой оптимизации всей структуры государственных учреждений.

Очередная волна планируемых сокращений тоже будет посвящена объединению работы разных сотрудников, занимающихся деятельностью, близкой к идентичной. Т.е. для государственных служащих будет применяться критерий дублируемости, особенно в части управления.

Если реальную работу конкретный человек не может эффективно выполнять при заметном увеличении объема труда, то руководить с прежним уровнем качества можно и большим количеством подчиненных. Впрочем, бояться сокращения стоит и лицам из разных отделов, занимающимся идентичной работой, например, снабжением в разных сферах, но в одной компании.

В этом и будет проявляться ликвидация дублирующих должностей, т.к. обычно разделение на отделы уменьшает объем работы, деля ее на нескольких сотрудников, хотя она могла бы быть выполнена одним человеком. Теперь же будет проходить обратный процесс — лишние звенья уберут, делегировав их работу в разумных пределах одному сотруднику.

Новые нормативы

Предварительный анализ показал наличие вакантных единиц:

  • 20% – в ЦА;
  • 18% – в региональных.

Поэтому на первом этапе предложили убрать:

  • 5% – в министерствах и ведомствах ФОИВ;
  • 10% – в территориальных подразделениях.

В Кремле подтвердили, что убирать будут  именно вакансии.

В тему! Как менялась зарплата госслужащих по годам.

Установленные нормы сокращения не будут фиксированными. Ведомства могут самостоятельно регулировать показатели, то есть, если в ЦА уберут больше единиц, то, соответственно, могу оставить такое же количество в территориальных.

Фото: freepik.com/ilixe48

Таблица 1. Требования к штату в ФОИВ, не менее

Предельная численность Департамент, управление, чел. Самостоятельный отдел, чел Кол-во отделов
Министерство
Обязательный* 40 10 5
1 000–1 500** 45 10 5
Более 1 500** 50 10 5
Федеральная служба, агентств
Обязательный* 25 10 5
200–500** 30 10 5
Более 500** 35 10 5

*независимо от численности

**рекомендованный норматив.

Кроме этого, в методологических рекомендациях указано, что в подчинении у заместителя руководителя ФОИВ должно быть не меньше 2 подразделений или департаментов.

В обеспечивающих отделах количество гражданских работников и служащих не может превышать 30% предельной численности сотрудников ЦА. К ним относят:

  • кадровый;
  • профилактики коррупции;
  • бухгалтерский;
  • документационный: архив, контроль, делопроизводство;
  • хозобеспечения;
  • информационно-технологический;
  • закупочный;
  • мобилизации;
  • защиты гостайны.

Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы”

26 июня 2019

В целях дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы являются:

а) совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие);

б) стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;

в) внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;

г) ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

2. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 января 2020 г.:

создать нормативно-правовую базу, необходимую для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы;

обеспечить внедрение единой методики прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти;

представить в установленном порядке предложения по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы;

обеспечить совершенствование на основе единых методологических подходов порядка проведения аттестации гражданских служащих;

обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих;

завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;

б) до 1 января 2021 г.:

обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам;

обеспечить совершенствование методов оценки (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе;

завершить создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва на гражданской службе;

обеспечить возможность проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими, в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации;

в) в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет;

г) в месячный срок утвердить план мероприятий («дорожную карту»), направленных на реализацию настоящего Указа;

д) ежегодно, до 1 апреля, информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Указа;

е) обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению плана мероприятий («дорожной карты»), предусмотренного настоящего пункта.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при организации мероприятий, направленных на развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, учитывать предусмотренные настоящего Указа основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

24 июня 2019 года

№ 288

Оптимизация численности и штата: виды сокращения

Работодатель не имеет права сокращать работников без весомой причины. Уважительными для сокращения штата считаются такие основания:

  • реорганизация предприятия;
  • изменение технологических условий работы;
  • ликвидация организации.

В каждом из этих случаев работник имеет право на гарантии и компенсации со стороны начальства.

Согласно Письму Роструда № 276-6-0 от 05.02.2007 г., сокращения персонала в связи с реорганизацией в 2016 году не могут быть вызваны только фактом реорганизации. Ведь по умолчанию действие трудовых договоров продолжается. Сокращение должно проводиться в соответствии с определенной процедурой. Даже если услуги работника больше не нужны предприятию, человеку обязаны предложить сначала другую должность и другие обязанности, и только при его несогласии увольнять.

Увольнение, связанное с ликвидацией организации, позволяет избавиться сразу от всех сотрудников. В том числе от тех, которых положены дополнительные гарантии на случай сокращения (пребывающих на больничном, в отпуске по уходу за ребенком). Однако это возможно только в случае, если предприятие действительно перестает существовать физически, а не меняет вывеску и состав учредителей.

Что делать, если попал под сокращение при реорганизации в форме присоединения? Этот вопрос волнует многих, ведь при слиянии предприятий некоторые должности дублируются (например, главный бухгалтер или экономит). А значит, кто-то попадет под сокращение. Преимущество отдается, не тому работнику, который служит в головной организации, а тому, кто обладает большей квалификацией. Последнюю определяет специальная квалификационная комиссия.

Сотрудника с низшей квалификацией имеют право уволить только в случае, если он не согласится на другую предложенную работу в рамках организации. При этом должна быть задействована именно процедура сокращения, но не одностороннее изменение условий трудового договора (что фактически не допускается).

Сколько работников МВД уволили в прошлом

В начале 2010 года предыдущим президентом Российской Федерации Д. Медведевым была проведена кардинальная реформа МВД, спровоцированная рядом громких дел, в которых представители данной структуры серьёзно подорвали доверие населения к органам правоохранительной власти. Именно в период 2010-2011 года МВД РФ претерпело первое внушительное сокращение кадров – около 20%, произошло переименование милиции в полицию и изменился уровень выплат

и заработной платы, который должен был уменьшить коррупцию в рядах МВД. Однако в ситуации нестабильной экономической обстановки в стране было решено провести следующую волну сокращений в данной сфере.

Благодаря уже произведённым изменениям в составе правоохранительных органов, за последние годы страна сэкономила уже более 1 миллиарда рублей. На столь же ободряющие показатели рассчитывают и сейчас идейные представители новой волны сокращений МВД.

Однако данный вопрос не нашёл положительного отклика в рядах причастных лиц. В связи всё с той же финансовой нестабильностью уровень уличной преступности в стране заметно увеличивается. Поэтому многие противники новой реформы нелестно сказываются о прогнозах таких сокращений (см. что ждет в 2020 году Россию. прогнозы).

Сокращение с государственной гражданской службы

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Иногда работодатели обязаны выплатить работнику при увольнении не только зарплату за отработанное в месяце увольнения время и компенсацию за неиспользованный отпуск, но и другие суммы. Не избежать претензий и со стороны проверяющих, если неверный расчет этих выплат приведет к занижению облагаемой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и взносов. Если предприниматель увольняет работников в связи с прекращением деятельност и п. Если в договоре с работником ничего не прописано, то вообще ничего не выплачиваетс я Кассационное определение Кировского облсуда от Выплаты работникам при увольнении по другим основаниям одинаковы и для организаций, и для предпринимателей.

Кроме того, есть гарантии и в ходе самого процесса сокращения: так, например, работники должны быть заблаговременно уведомлены о соответствующем решении и строго под роспись. Прекратить взаимоотношения с работодателем сотрудник может и до истечения срока уведомления, получив размер среднего заработка до даты расторжения договора по плану.

Что это за реформа

Попытки уменьшить количество чиновников предпринимались Правительством и раннее. Так, только при Д. Медведеве сокращение проводили дважды. С 2011 по 2013 гг. численность должна была уменьшиться на 20%, но по факту федеральных госслужащих стало меньше, по данным Росстата, только на 8%. Следующий этап в 2016 г. преследовал цели сократить штат на 10%. Однако Счетная палата подтвердила сокращение на 5,6%, при этом отметила явный перекос – численность подчиненных упала, тогда как количество руководителей выросло.

Очередной этап, намеченный на 2020–2021 гг., предполагал уменьшить:

  • на 10% число служащих центрального аппарата (ЦА) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
  • на 15% – количество чиновников в подразделениях в регионах;
  • изменить структуру, что должно обеспечить дополнительное сокращение.

Однако запустить реформу в 2020 г. так и не удалось из-за сложной ситуации с пандемией. В то же время переход части сотрудников на удаленную работу в режиме самоизоляции:

  • показал новые резервы для сокращения;
  • «оголил» проблемы коммуникации простых граждан с чиновниками.

Поэтому Кабмин принял решение не откладывать реформу госаппарата, а реструктуризацию совместить с сокращением, о чем и сообщил премьер-министр 16 ноября 2020 г.

То есть, речь шла о формировании рационального штата госслужащих с обязательным определением ответственности каждого подразделения.

Счет не любят

В Петербурге тема чрезмерной численности территориальных органов ФОИВ неоднократно поднималась губернаторами. Это использовалось как аргумент в дискуссии о передаче дополнительных полномочий на региональный уровень. Дескать, зачем кормить армию федералов, занимающихся городскими проблемами? Передайте полномочия, санкционируйте создание новых региональных органов и позвольте набрать собственный штат!

Понятно, что эти предложения не слишком согласовались с главным девизом современного государственного строительства: «Все дороги (а также ресурсы и денежные потоки) идут в Москву». А потому соотношение между региональными и федеральными чиновниками в Северной столице менялось совсем в другую сторону. Например, губернатор Владимир Яковлев был недоволен тем, что на 7 тысяч чиновников Смольного приходится 11 тысяч федералов. При Валентине Матвиенко работников ФОИВ в Петербурге стало около 13 тысяч. В декабре 2018 года Росстат насчитал уже 14 460 человек. Количество региональных чиновников Росстат определяет в 6873 человека. На официальном сайте Смольного можно найти другое число — 8503. К сожалению, ни в том, ни в другом случае не указана методика расчета, так что понять, что это за таинственные полторы тысячи человек разницы, невозможно. Разве что их приняли на работу с января по сентябрь 2019–го.

Вообще, подсчет чиновников — дело тяжелое и неблагодарное. В разных источниках фигурируют совершенно разные, хоть и более–менее близкие числа. Так, например, Татьяна Нестеренко в своем интервью сообщила: «По данным на 1 июля, в стране порядка 855 тысяч государственных гражданских служащих. Из них 603 тысячи человек — федеральные гражданские служащие, 252 тысячи — гражданские служащие регионов. В органах местного самоуправления работает еще 395 тысяч муниципальных служащих. Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 миллиона человек».

Росстат же в конце 2018 года насчитал в стране 526,5 тысячи госслужащих ФОИВ, 203,6 тысячи регионалов и 299,8 тысячи муниципалов. А общее количество всех работников органов власти и местного самоуправления оценил в 2,15 миллиона человек. В какую статистическую щель провалилось более 200 тысяч человек — очередная загадка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector