Обзор нарушений при осуществлении закупок по закону № 223-фз
Содержание:
- Неразмещение информации в ЕИС.
- Меры административной ответственности
- Виды закупок
- Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Каких закупок касается квотирование?
- Суд указал на злоупотребление сторонами своего права
- Неустойка по закону № 223-ФЗ: общие сведения
- Сводная таблица штрафов
- Оценка нарушений в сфере закупок
- Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
- Как считают пеню
- Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: 30 дней и 15 для СМП
- Нарушения, связанные с коллективным участником
- Административная практика по ПП №2013
Неразмещение информации в ЕИС.
Автономные учреждения могут «забыть» разместить необходимую информацию в ЕИС, или разместить ее, но не полностью, или нарушить сроки – если таковые установлены в отношении конкретных документов.
Например, одной из распространенных ошибок является неопубликование утвержденного перечня закупок у СМП на собственном сайте.
Обратите внимание:
Заказчики обязаны публиковать утвержденный перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства не только в единой информационной системе (ЕИС), но и на своем сайте в Интернете (п. 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).
Соответственно, опубликование перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, исключительно в ЕИС образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Также довольно часто нарушаются сроки размещения документов в ЕИС:
1. Постановлением ФАС РФ от 30.12.2015 по делу № АК1107-15 АО привлечено к административной ответственности за нарушение ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке АО: нарушены сроки размещения на официальном сайте в Интернете (www.zakupki.gov.ru) плана закупок, а именно – план закупок размещен 14.01.2015, то есть позднее 31.12.2014.
2. Решением ФАС РФ от 28.12.2015 по делу № 223ФЗ-434/15В переданы материалы о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку в ходе контрольного мероприятия было выявлено, нарушение сроков размещения протокола, составленного в ходе закупки: протокол составлен и подписан 07.12.2015, а размещен в ЕИС 11.12.2015 (на 4-й день), в то время как ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предписывает сделать это не позднее чем через три дня со дня подписания.
3. Постановлением ФАС РФ от 20.08.2015 по делу № АК340-15 должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности за нарушение срока размещения сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ данные сведения необходимо размещать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, а заказчик сведения за март разместил лишь 15 апреля.
Кроме этого, заказчики «забывают» размещать на официальном сайте закупок:
- Извещение и документацию о закупке (не только при заключении договора с единственным поставщиком, но и в случае проведения торгов размещают документы лишь на собственном сайте).
- Изменения в документации (направляют их адресно тем, кто получил документацию лично).
- Разъяснения документации (нередко изменяют содержание, следовательно участники не имеют возможности подготовить заявку, соответствующую требованиям).
Вместе с тем в решениях ФАС можно встретить фразу о том, что предписание об устранении такого нарушения заказчику не нужно выдавать. Это обусловлено тем, что исправление ситуации никак не повлияет на восстановление прав и законных интересов участника закупки (см., например, решения Санкт-Петербургского УФАС от 31.03.2014 № 12/5400 по делу № Т12-103/14, ФАС РФ от 10.05.2016 № 223ФЗ-179/16 и пр.).
Неразмещение заказчиком на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, – типичное нарушение ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, которое в силу ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ может стоить должностному лицу штрафа до 50 000 руб., а организации – до 300 000 руб. (Постановление ФАС РФ от 30.09.2015 по делу № 223ФЗ-38/15/АК616-15).
Меры административной ответственности
Меры административной ответственности, налагаемые на то или иное должностное лицо, а также на юридические лица, назначаются только контролирующими органами в сфере закупок либо по решению суда. В основу расчета того или иного административного взыскания ложится обязательное изучение допущенного нарушения, а также степень причиненного ущерба государству при совершении того или иного правонарушения.
Вид нарушения | Размеры штрафных санкций для должностных и юридических лиц |
Проведение закупки в иной форме, нежели предусмотренная законом электронная форма (ст. 7.32.3, часть 1 КоАП РФ) | Для должностных лиц штраф составит от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей |
Проведение закупки, для которой предусмотрена электронная форма, в другой форме должностным лицом, которое уже ранее привлекалось за аналогичное правонарушение более двух раз (ст. 7.32.3, часть 2 КоАП РФ) | Для должностного лица штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей либо назначение профессиональной дисквалификации на срок от 6 месяцев до одного года |
Проведение закупки, для которой механизм предусмотрен действующим законодательством о контрактной системе, другими способами и с использованием других механизмов нормативного регулирования (ст. 7.32.3, часть 3 КоАП РФ) | Для должностных лиц санкции находятся в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 100 тысяч рублей |
Несоблюдение сроков, предусмотренных для размещения в ЕИС информации о закупках, кроме случаев, когда идет речь о размещении сведений об изменениях закупочной документации (ст. 7.32.3, часть 4 КоАП РФ) | Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей |
Несоблюдение правил размещения в ЕИС информации о закупках, если разместить такую информацию требуют положения действующего законодательства в сфере закупок (ст. 7.32.3, часть 5 КоАП РФ) | Должностные лица подвергаются наказанию в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей |
Нарушения, которые были допущены в части размещения информации о вносимых в закупочную документацию изменениях в ЕИС (ст. 7.32.3, часть 6 КоАП РФ) | Должностное лицо подвергается штрафу от 5 до 10 тысяч рублей, а юридические – от 10 до 30 тысяч рублей |
Нарушение установленных требований в части составления извещений о проводимой закупочной процедуре (ст. 7.32.3, часть 7 КоАП РФ) | На должностных лиц налагается штраф в диапазоне от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей |
Формирование требований к потенциальным участникам закупочной процедуры, если такие дополнительные требования не предусмотрены законодательством об осуществлении закупок (ст. 7.32.3, часть 8 КоАП РФ) | Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 3 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей |
Нарушение сроков исполнения вынесенного предписания или решения контролирующих органов в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, если такое решение или предписание касается устранения нарушений в части проведенной закупки (ст. 7.32.3, часть 9 КоАП РФ) | Должностные лица подвергаются штрафам в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические – от 300 до 500 тысяч рублей |
Нарушение правил, сроков и порядка предоставления информации о недобросовестных исполнителях заключенных государственных и муниципальных контрактов (ст. 7.32.3, часть 10 КоАП РФ) | Должностные лица подвергаются штрафным санкциям в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей, юридические – от 30 до 50 тысяч рублей |
В том случае, если при формировании плана-графика закупок или при проведении подготовительной работы к осуществлению той или иной закупочной процедуры были осуществлены мероприятия, направленные на дробление закупок, то при проведении проверки заключенных по итогам таких закупочных процедур контрактов и договоров Федеральная антимонопольная служба вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.
Чаще всего, кроме такого постановления, выносится также и решение о назначении штрафных санкций за ограничение возможностей конкуренции. Максимальный порог такого штрафа составляет 50 тысяч рублей для должностного лица, а для юридического – 500 тысяч рублей.
Виды закупок
223-ФЗ предусматривает осуществление следующих конкурентных видов закупок:
- в форме конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений. Перечень не является исчерпывающим, в документации о закупке заказчик вправе определить иную форму осуществления торгов. К иным способам относится, например, проведение конкурентных переговоров;
- в электронной форме;
- в закрытой/открытой форме.
Такой вид закупок реализуется скорее в качестве исключения, тогда, когда проведение конкурентной процедуры по каким-либо причинам является нецелесообразным. Порядок подготовки и проведения определяется непосредственно положением о закупке.
Конкурентная закупка направлена на обеспечение честной конкуренции между поставщиками. Для этого госзаказчик обязан публично разместить информацию о торгах на zakupki.gov.ru либо направить предложение минимум двум кандидатам в закрытую закупку. Кроме того, в закупочной документации должны быть чётко прописаны существенные для заказчика условия, предмет торгов и сведения о нём.
При осуществлении выбора победителя торгов посредством конкурса победителем считается участник, предложивший наилучшие условия. В аукционе побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку снижения НМЦД. В запросе предложений побеждает тендер с наиболее подходящими условиями, а в запросе котировок — с самой низкой ценой.
Для участия в торгах по 223-ФЗ в электронной форме необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке и усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись. Это позволяет обеспечить электронный документооборот между сторонами закупки. Информация о тендере и ходе его осуществления также подлежит обязательному опубликованию в ЕИС, причём в течение одного часа с момента её размещения. Также все сведения должны быть продублированы на электронную площадку.
Конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО осуществляется в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или котировок в электронной форме. Сроки размещения извещения о закупке в ЕИС зависят от суммы закупки и формы определения победителя. Электронная площадка, на которой заказчик осуществляет закупку у СМП и СОНКО, должна соответствовать требованиям 44-ФЗ. Правительством утверждён перечень соответствующих требованиям операторов электронных площадок.
При этом закрытая закупка также должна отвечать принципу обеспечения добросовестной конкуренции — заказчик обязан направить извещение об осуществлении минимум двум лицам. Формы осуществления (аукцион, конкурс и т. д.) остаются такими же, как и в остальных случаях.
Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ
- Государственные корпорации, такие как
- Агенство страхования вкладов (АСВ)
- Внешэкономбанк (ВЭБ)
- Роснано
- Росатом
- Ростех
- Роскосмос
- Государственные компании, такие как
- Роснефть
- Транснефть
- Сбербанк
- ВТБ
- РусГидро
- Холдинг МРСК
- Ростелеком
- Алроса
- Аэрофлот
- Субъекты естественных монополий
- Газпром
- РЖД
- Почта России
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
- Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
- Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
- Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
- Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
- Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
- Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов
Каких закупок касается квотирование?
Непосредственно ПП №2013 не содержит ссылок на Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”, которое применяется только в конкурентных закупках и, следовательно, никак не ограничивает способы определения поставщика. Таким образом, ПП №2013 применяется при любых способах закупки: и при конкурентных закупках, и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики выполняют минимальную долю закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390.
Суд указал на злоупотребление сторонами своего права
Кроме того, суд учел, что одной из сторон сделки является учреждение, на которое закон о закупках налагает обязанность по соблюдению его требований в целях осуществления целевого расходования средств бюджета. Поэтому совершение сделки без конкурентных процедур должно быть обосновано, а если нет доказательств правомерности ее заключения, то она признается противоправной. Указанное свидетельствует о злоупотреблении имеющимся правом (ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, подписанный в нарушение законодательства о закупках договор не может влечь за собой право требования исполнителем его оплаты. Несмотря на то, что на подписание договора было получено обоюдное согласие, исполнение по документу произведено, но в силу его ничтожности право на оплату у Истца отсутствует. И поэтому Истцу было отказано в иске. Таким образом, суд установил недобросовестность участников сделки по закупке услуг на обслуживание программы 1С, что привело к отказу Истцу во взыскании не полученных за фактически осуществленные работы денежных средств.
Неустойка по закону № 223-ФЗ: общие сведения
За нарушение обязательств по договору (в частности, нарушение сроков исполнения) должник обязан уплатить кредитору денежную сумму, определенную законом или договором, — неустойку.
Это правило действует в отношении всех видов соглашений, в т. ч. контракта в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).
Однако в отличие от неустойки, предусмотренной для госконтрактов законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пп. 4–8 ст. 34), порядок определения размера неустойки по закону № 223-ФЗ и прочие вопросы, связанные с ее исчислением, определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ).
Обратите внимание! Если в договоре не указан порядок расчета неустойки, это само по себе не означает, что кредитор не сможет потребовать ее уплаты. В этом случае нужно проверить, предусмотрена ли для данной сферы правоотношений законная неустойка
Когда предусмотрена законная неустойка в РФ
Какие штрафы предусмотрены для участников закупок по 223-ФЗ
Подробнее
Российский законодатель предусмотрел законную неустойку по закону № 223-ФЗ во многих случаях, но чаще всего ею защищают потребителя или организации ЖКХ. Что касается применения к закону № 223-ФЗ, то на ум приходит единственный пример — договоры перевозки и транспортной экспедиции.
Так, при заказе перевозки груза или пассажиров (законная неустойка существует во всех видах перевозки за просрочку доставки, а в железнодорожном транспорте — множество видов законной неустойки, в т. ч. за невыполнение принятой заявки на перевозку).
Рекомендуем! Дополнительную информацию по данному вопросу читатель найдет в нашей статье «Если договором не предусмотрена неустойка?».
Вывод! Закон №223-ФЗ не содержит положений о порядке включения в договор неустойки. Поэтому заказчики самостоятельно (если принято положение о закупке, то согласно положению о закупке) закрепляют в договоре все обстоятельства, которые повлекут начисление неустойки в случае нарушения обязательств со стороны поставщика. Таким же образом определяется и размер неустойки — в виде фиксированной суммы и (или) процентов за каждый просроченный день исполнения обязательств по договору.
Сводная таблица штрафов
Документы для скачивания (бесплатно)
- Ответственность по 223 ФЗ штрафы в таблице
- Ответственность по 223 ФЗ штрафы в таблице-продолжение
По ФЗ№44 перечень начисляемых штрафных санкций представлен в следующей сводной таблице:
Характер правонарушения | Статья в законодательстве (КОАП РФ) | Величина наказания, рубли |
---|---|---|
Допущение ошибки в процессе выбора способа определения поставщика:
— нарушение норм закона — выбор альтернативной методики — решение об организации конкурса, подразумевающего ограниченное участие |
ч. 1 ст. 7.29
ч. 2 ч. 2.1 |
30 000 для должностных лиц
50 000 для должностных лиц та же сумма |
Несоблюдение общего порядка осуществления государственной закупочной деятельности:
— игнорирование формы обоснования стоимости контракта — игнорирование порядка обсуждения, нарушение сроков утверждения плана — несоблюдение сроков размещения данных в ЕИС — размещение данных, подразумевающее нарушение общего порядка — отклонение заявки от участников, отказ в допуске, отстранение, несоблюдение порядка вскрытия конвертов и анализа заявок |
Ч. 2 ст. 7.29.3
Ч. 3, 4 соответственно Ч. 1.1 ст. 7.30 Ч. 1.4 Ч. 2 |
10 000 для должностных лиц
30 000 та же сумма та же сумма для должностных лиц и 100 000 для юридических лиц 15 и 50 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно 1% от минимальной стоимости контракта |
Несоблюдение порядков и сроков компенсации финансов
Игнорирование сроков возврата денег, которые были внесены как средства обеспечения заявки |
Ч. 1 ст. 7.31.1
Ч. 2 |
5 и30 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно
15 и 90 т. р. соответственно |
Несоблюдение срока исполнения предписания | Ч. 7 ст. 19.5 | 50 и 500 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно |
Это далеко не весь перечень нарушений и наказаний, однако он является основным. Наряду с этим ответственность предусмотрена и по ФЗ№223. Штрафы по 223 ФЗ в таблице:
Характер правонарушения | Статья в законодательстве (КОАП РФ) | Величина наказания, рубли |
---|---|---|
Незаконное принятие решения об осуществлении закупки, приведшее к нарушению требований закона | Ч. 1 ст. 7.32.1 | 30 000 и 100 000 для должностных и юридических лиц соответственно |
Размещение информации на ресурсах с нарушением сроков до 2-х рабочих дней | Ч. 1 ст. 7.32.2 | 3 и 15 т. р. соответственно |
Более 2-х дней | Ч. 2 | 15 и 50 т. р. |
Не размещение сведений | Ч. 3 | 50 и 500 т. р. |
Неправомерное разглашение сведений об участнике сделки | Ч.3 | 50 и 250 т. р. |
В законе прописано множество видов ответственности, а количество деяний также является более внушительным. Тем не менее, приведенные нарушения являются наиболее распространенными.
Оценка нарушений в сфере закупок
Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:
- Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
- Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
- Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.
Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.
Размер штрафов определяет КоАП.
Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)
Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.
Таблица 1. Величина штрафа.
Административная ответственность применительно к 44-ФЗ
Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.
Таблица 2. Штрафы.
Наименование правонарушения | Сумма штрафа, тыс. рублей | Субъект правонарушения | Статья КоАП |
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) | От 30 до 100 | Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) | ч. 1, 2, 4 ст.7.29 |
Неверное определение цены контракта | От 30 до 50 | ДЛ | ч. 1, 2 ст.7.29.1 |
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) | От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица | Участник-победитель | ч. 1, 2 ст.7.29.2 |
Нарушения при планировании закупок | От 5 до 50 | ДЛ, УО | ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3 |
Неверный порядок проведения торгов | От 3 до 500 | ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки | ст.7.30 |
Неверное оформление реестра | От 20 до 50 | ДЛ, УО, представитель ФАС | ст.7.31 |
Нарушение порядка денежного оборота | От 5 до 250 | ДЛ, УО, оператор электронной площадки | ст.7.31.1 |
Неверный порядок заключения контракта | От 5 до 300 | ДЛ, УО, участник-победитель | ч. 1, 3 ст.7.32 |
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) | От 20 до 500 | ДЛ, УО, участник-победитель | ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32 |
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа | От 30 до 50 | ДЛ | ст. 7.32.1 ст. 7.32.5 |
Выдача фальсифицированного экспертного заключения | От 30 до 50 От 100 до 150 | Член экспертной комиссии Экспертная организация | ст. 7.32.6 |
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой | От 30 до 100 | ДЛ | ч. 11 ст.9.16 |
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу | От 40 до 1000 | Участник-победитель | ст.14.49 |
Нарушение условий контракта по оборонному заказу | От 30 до 100 | ДЛ, участник-победитель | ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55 |
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки | От 30 до 1000 | ДЛ | ст.14.55.1 |
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий | От 10 до 50 | ДЛ | ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5 |
Невыполнение государственного задания | От 0,1 до 30 | ДЛ | ч.1, 2 ст.15.15.5-1 |
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств | От 20 до 50 | ДЛ | ст.15.15.10 |
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности | От 30 до 1000 | ДЛ, участник-победитель | ч.1, 2 ст.15.37 |
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа | От 100 до 1000 | Представитель банка | ст.15.40 |
Вмешательство в работу контролирующего органа | От 20 до 500 | ДЛ | ст.19.4.2 |
Нарушение предписаний контролирующих органов | От 20 до 500 | ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки | ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5 |
Непредставление информации | От 0,3 до 500 | ДЛ | ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2 |
Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.
Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:
- В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
- Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
- Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.
Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:
- предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
- оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
- проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
- и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).
Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.
Объем закупок
Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).
Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.
В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).
СМП и СОНКО на субподряде
Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:
- если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
- если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.
Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства
Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.
Размер ОИК исчисляется из ценового предложения
Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.
Когда ОИК не предоставляется?
Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).
Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.
Выполните следующие действия:
- Перейдите по ссылке;
- В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
- Нажмите кнопку «Проверить»;
- Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
- Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.
Уменьшенные размеры штрафов
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).
Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):
- 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
- 5% — 3-50 млн. руб.;
- 1% — 50-100 млн. руб.;
- и т.д.
Как считают пеню
Порядок определения пеней для заказчика и поставщика неодинаков.
В первом случае нужно воспользоваться нормами, указанными в Постановлении Правительства №1042 от 30.08.2017 г. Но для начала потребуется определение параметров, в соответствии с которыми производится расчет:
- наличие/отсутствие просрочки;
- нарушения обязанностей в рамках контракта.
В общей ситуации используется следующая формула:
Пеня = 1/300 ставки рефинансирования * стоимость контракта * количество дней просрочки.
Во втором случае поставщик определяет пени в адрес заказчика с принятием во внимание положений ч. 9 Правил, которые утверждены в Постановлении Правительства №1042 от 30.08.2017 г
Поставщик оплачивает штрафы в следующих размерах:
- 1 000 рублей, если стоимость контракта равна до 3 млн. р.;
- 5 000 рублей, если диапазон цен – от 3 до 5 млн. р.;
- 10 000 р. – от 50 до 100 млн. р.;
- 100 000 р. – в остальных случаях.
Если допущены просрочки, пеня начисляется как процент на сумму контракта, согласно ст. 395 ГК РФ. Он рассчитывается по той же формуле и представляет собой произведение 1/300, ставки рефинансирования, стоимости договора и количества дней.
Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: 30 дней и 15 для СМП
Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами.
- Единовременная. Подразумевает полный расчет с поставщиком после исполнения им взятых на себя обязательств.
- Авансирование. Предусматривает оплату заказчиком части суммы еще до того, как поставщик приступил к исполнению своих обязательств. Сумма аванса выбирается заказчиком. Однако постановлением правительства за номером 1551 устанавливаются некоторые ограничения. К примеру, при выполнении строительных работ или капитального ремонта сумма предоплаты не может превосходить 30% от полной стоимости договора. Окончательный расчет производится после поставки.
- Поэтапная. Применяется для договоров, предусматривающих определенный график поставки товаров или оказания услуг. Оплата производится после выполнения поставщиком каждой оговоренной в документе части своих обязательств.
Нарушения, связанные с коллективным участником
Закон 223-ФЗ дает право нескольким поставщикам объединить свои усилия и выступить как единый участник. К этому прибегают, если мощностей каждого из них не хватает для исполнения договора. Такой коллективный участник обязан соответствовать требованиям документации, тогда как каждый в отдельности поставщик — не обязан. Если бы каждый из них полностью соответствовал всем требованиям, то это бы означало, что он может выполнить договор самостоятельно. Тогда бы не было никакого смысла объединяться с другими поставщиками. Коллективный участник для того и введен практику закупок, чтобы дать возможность поставщикам сложить свои ресурсы и исполнить крупный договор.
Административная практика по ПП №2013
Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021
Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021
Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении участников закупки, лишении их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается. Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).
В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.