Обзор нарушений при осуществлении закупок по закону № 223-фз

Неразмещение информации в ЕИС.

Автономные учреждения могут «забыть» разместить необходимую информацию в ЕИС, или разместить ее, но не полностью, или нарушить сроки – если таковые установлены в отношении конкретных документов.

Например, одной из распространенных ошибок является неопубликование утвержденного перечня закупок у СМП на собственном сайте.

Обратите внимание:

Заказчики обязаны публиковать утвержденный перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства не только в единой информационной системе (ЕИС), но и на своем сайте в Интернете (п. 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

Соответственно, опубликование перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, исключительно в ЕИС образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Также довольно часто нарушаются сроки размещения документов в ЕИС:

1. Постановлением ФАС РФ от 30.12.2015 по делу № АК1107-15 АО привлечено к административной ответственности за нарушение ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке АО: нарушены сроки размещения на официальном сайте в Интернете (www.zakupki.gov.ru) плана закупок, а именно – план закупок размещен 14.01.2015, то есть позднее 31.12.2014.

2. Решением ФАС РФ от 28.12.2015 по делу № 223ФЗ-434/15В переданы материалы о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку в ходе контрольного мероприятия было выявлено, нарушение сроков размещения протокола, составленного в ходе закупки: протокол составлен и подписан 07.12.2015, а размещен в ЕИС 11.12.2015 (на 4-й день), в то время как ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предписывает сделать это не позднее чем через три дня со дня подписания.

3. Постановлением ФАС РФ от 20.08.2015 по делу № АК340-15 должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности за нарушение срока размещения сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ данные сведения необходимо размещать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, а заказчик сведения за март разместил лишь 15 апреля.

Кроме этого, заказчики «забывают» размещать на официальном сайте закупок:

  • Извещение и документацию о закупке (не только при заключении договора с единственным поставщиком, но и в случае проведения торгов размещают документы лишь на собственном сайте).
  • Изменения в документации (направляют их адресно тем, кто получил документацию лично).
  • Разъяснения документации (нередко изменяют содержание, следовательно участники не имеют возможности подготовить заявку, соответствующую требованиям).

Вместе с тем в решениях ФАС можно встретить фразу о том, что предписание об устранении такого нарушения заказчику не нужно выдавать. Это обусловлено тем, что исправление ситуации никак не повлияет на восстановление прав и законных интересов участника закупки (см., например, решения Санкт-Петербургского УФАС от 31.03.2014 № 12/5400 по делу № Т12-103/14, ФАС РФ от 10.05.2016 № 223ФЗ-179/16 и пр.).

Неразмещение заказчиком на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, – типичное нарушение ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, которое в силу ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ может стоить должностному лицу штрафа до 50 000 руб., а организации – до 300 000 руб. (Постановление ФАС РФ от 30.09.2015 по делу № 223ФЗ-38/15/АК616-15).

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности, налагаемые на то или иное должностное лицо, а также на юридические лица, назначаются только контролирующими органами в сфере закупок либо по решению суда. В основу расчета того или иного административного взыскания ложится обязательное изучение допущенного нарушения, а также степень причиненного ущерба государству при совершении того или иного правонарушения.

Вид нарушения Размеры штрафных санкций для должностных и юридических лиц
Проведение закупки в иной форме, нежели предусмотренная законом электронная форма (ст. 7.32.3, часть 1 КоАП РФ) Для должностных лиц штраф составит от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей
Проведение закупки, для которой предусмотрена электронная форма, в другой форме должностным лицом, которое уже ранее привлекалось за аналогичное правонарушение более двух раз (ст. 7.32.3, часть 2 КоАП РФ) Для должностного лица штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей либо назначение профессиональной дисквалификации на срок от 6 месяцев до одного года
Проведение закупки, для которой механизм предусмотрен действующим законодательством о контрактной системе, другими способами и с использованием других механизмов нормативного регулирования (ст. 7.32.3, часть 3 КоАП РФ) Для должностных лиц санкции находятся в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 100 тысяч рублей
Несоблюдение сроков, предусмотренных для размещения в ЕИС информации о закупках, кроме случаев, когда идет речь о размещении сведений об изменениях закупочной документации (ст. 7.32.3, часть 4 КоАП РФ) Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей
Несоблюдение правил размещения в ЕИС информации о закупках, если разместить такую информацию требуют положения действующего законодательства в сфере закупок (ст. 7.32.3, часть 5 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются наказанию в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей
Нарушения, которые были допущены в части размещения информации о вносимых в закупочную документацию изменениях в ЕИС (ст. 7.32.3, часть 6 КоАП РФ) Должностное лицо подвергается штрафу от 5 до 10 тысяч рублей, а юридические – от 10 до 30 тысяч рублей
Нарушение установленных требований в части составления извещений о проводимой закупочной процедуре (ст. 7.32.3, часть 7 КоАП РФ) На должностных лиц налагается штраф в диапазоне от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Формирование требований к потенциальным участникам закупочной процедуры, если такие дополнительные требования не предусмотрены законодательством об осуществлении закупок (ст. 7.32.3, часть 8 КоАП РФ) Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 3 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Нарушение сроков исполнения вынесенного предписания или решения контролирующих органов в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, если такое решение или предписание касается устранения нарушений в части проведенной закупки (ст. 7.32.3, часть 9 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются штрафам в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические – от 300 до 500 тысяч рублей
Нарушение правил, сроков и порядка предоставления информации о недобросовестных исполнителях заключенных государственных и муниципальных контрактов (ст. 7.32.3, часть 10 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются штрафным санкциям в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей, юридические – от 30 до 50 тысяч рублей

В том случае, если при формировании плана-графика закупок или при проведении подготовительной работы к осуществлению той или иной закупочной процедуры были осуществлены мероприятия, направленные на дробление закупок, то при проведении проверки заключенных по итогам таких закупочных процедур контрактов и договоров Федеральная антимонопольная служба вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего, кроме такого постановления, выносится также и решение о назначении штрафных санкций за ограничение возможностей конкуренции. Максимальный порог такого штрафа составляет 50 тысяч рублей для должностного лица, а для юридического – 500 тысяч рублей.

Виды закупок

223-ФЗ предусматривает осуществление следующих конкурентных видов закупок:

  • в форме конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений. Перечень не является исчерпывающим, в документации о закупке заказчик вправе определить иную форму осуществления торгов. К иным способам относится, например, проведение конкурентных переговоров;
  • в электронной форме;
  • в закрытой/открытой форме.

Такой вид закупок реализуется скорее в качестве исключения, тогда, когда проведение конкурентной процедуры по каким-либо причинам является нецелесообразным. Порядок подготовки и проведения определяется непосредственно положением о закупке.

Конкурентная закупка направлена на обеспечение честной конкуренции между поставщиками. Для этого госзаказчик обязан публично разместить информацию о торгах на zakupki.gov.ru либо направить предложение минимум двум кандидатам в закрытую закупку. Кроме того, в закупочной документации должны быть чётко прописаны существенные для заказчика условия, предмет торгов и сведения о нём.

При осуществлении выбора победителя торгов посредством конкурса победителем считается участник, предложивший наилучшие условия. В аукционе побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку снижения НМЦД. В запросе предложений побеждает тендер с наиболее подходящими условиями, а в запросе котировок — с самой низкой ценой.

Для участия в торгах по 223-ФЗ в электронной форме необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке и усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись. Это позволяет обеспечить электронный документооборот между сторонами закупки. Информация о тендере и ходе его осуществления также подлежит обязательному опубликованию в ЕИС, причём в течение одного часа с момента её размещения. Также все сведения должны быть продублированы на электронную площадку.

Конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО осуществляется в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или котировок в электронной форме. Сроки размещения извещения о закупке в ЕИС зависят от суммы закупки и формы определения победителя. Электронная площадка, на которой заказчик осуществляет закупку у СМП и СОНКО, должна соответствовать требованиям 44-ФЗ. Правительством утверждён перечень соответствующих требованиям операторов электронных площадок.

При этом закрытая закупка также должна отвечать принципу обеспечения добросовестной конкуренции — заказчик обязан направить извещение об осуществлении минимум двум лицам. Формы осуществления (аукцион, конкурс и т. д.) остаются такими же, как и в остальных случаях.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Каких закупок касается квотирование?

Непосредственно ПП №2013 не содержит ссылок на Постановление Правительства РФ от  16  сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”, которое применяется только в конкурентных закупках и, следовательно, никак не ограничивает способы  определения поставщика. Таким образом, ПП №2013 применяется при любых способах закупки: и при конкурентных закупках, и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики выполняют минимальную долю закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390.

Суд указал на злоупотребление сторонами своего права

Кроме того, суд учел, что одной из сторон сделки является учреждение, на которое закон о закупках налагает обязанность по соблюдению его требований в целях осуществления целевого расходования средств бюджета. Поэтому совершение сделки без конкурентных процедур должно быть обосновано, а если нет доказательств правомерности ее заключения, то она признается противоправной. Указанное свидетельствует о злоупотреблении имеющимся правом (ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, подписанный в нарушение законодательства о закупках договор не может влечь за собой право требования исполнителем его оплаты. Несмотря на то, что на подписание договора было получено обоюдное согласие, исполнение по документу произведено, но в силу его ничтожности право на оплату у Истца отсутствует. И поэтому Истцу было отказано в иске. Таким образом, суд установил недобросовестность участников сделки по закупке услуг на обслуживание программы 1С, что привело к отказу Истцу во взыскании не полученных за фактически осуществленные работы денежных средств.

Неустойка по закону № 223-ФЗ: общие сведения

За нарушение обязательств по договору (в частности, нарушение сроков исполнения) должник обязан уплатить кредитору денежную сумму, определенную законом или договором, — неустойку.

Это правило действует в отношении всех видов соглашений, в т. ч. контракта в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

Однако в отличие от неустойки, предусмотренной для госконтрактов законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пп. 4–8 ст. 34), порядок определения размера неустойки по закону № 223-ФЗ и прочие вопросы, связанные с ее исчислением, определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание! Если в договоре не указан порядок расчета неустойки, это само по себе не означает, что кредитор не сможет потребовать ее уплаты. В этом случае нужно проверить, предусмотрена ли для данной сферы правоотношений законная неустойка

Когда предусмотрена законная неустойка в РФ

Какие штрафы предусмотрены для участников закупок по 223-ФЗ

Подробнее

Российский законодатель предусмотрел законную неустойку по закону № 223-ФЗ во многих случаях, но чаще всего ею защищают потребителя или организации ЖКХ. Что касается применения к закону № 223-ФЗ, то на ум приходит единственный пример — договоры перевозки и транспортной экспедиции.

Так, при заказе перевозки груза или пассажиров (законная неустойка существует во всех видах перевозки за просрочку доставки, а в железнодорожном транспорте — множество видов законной неустойки, в т. ч. за невыполнение принятой заявки на перевозку).

Рекомендуем! Дополнительную информацию по данному вопросу читатель найдет в нашей статье «Если договором не предусмотрена неустойка?».

Вывод! Закон №223-ФЗ не содержит положений о порядке включения в договор неустойки. Поэтому заказчики самостоятельно (если принято положение о закупке, то согласно положению о закупке) закрепляют в договоре все обстоятельства, которые повлекут начисление неустойки в случае нарушения обязательств со стороны поставщика. Таким же образом определяется и размер неустойки — в виде фиксированной суммы и (или) процентов за каждый просроченный день исполнения обязательств по договору.

Сводная таблица штрафов

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Ответственность по 223 ФЗ штрафы в таблице
  • Ответственность по 223 ФЗ штрафы в таблице-продолжение

По ФЗ№44 перечень начисляемых штрафных санкций представлен в следующей сводной таблице:

Характер правонарушения Статья в законодательстве (КОАП РФ) Величина наказания, рубли
Допущение ошибки в процессе выбора способа определения поставщика:

— нарушение норм закона

— выбор альтернативной методики

— решение об организации конкурса, подразумевающего ограниченное участие

ч. 1 ст. 7.29

ч. 2

ч. 2.1

30 000 для должностных лиц

50 000 для должностных лиц

та же сумма

Несоблюдение общего порядка осуществления государственной закупочной деятельности:

— игнорирование формы обоснования стоимости контракта

— игнорирование порядка обсуждения, нарушение сроков утверждения плана

— несоблюдение сроков размещения данных в ЕИС

— размещение данных, подразумевающее нарушение общего порядка

— отклонение заявки от участников, отказ в допуске, отстранение, несоблюдение порядка вскрытия конвертов и анализа заявок

Ч. 2 ст. 7.29.3

Ч. 3, 4 соответственно

Ч. 1.1 ст. 7.30

Ч. 1.4

Ч. 2

10 000 для должностных лиц

30 000

та же сумма

та же сумма для должностных лиц и 100 000 для юридических лиц

15 и 50 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно

1% от минимальной стоимости контракта

Несоблюдение порядков и сроков компенсации финансов

Игнорирование сроков возврата денег, которые были внесены как средства обеспечения заявки

Ч. 1 ст. 7.31.1

Ч. 2

5 и30 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно

15 и 90 т. р. соответственно

Несоблюдение срока исполнения предписания Ч. 7 ст. 19.5 50 и 500 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно

Это далеко не весь перечень нарушений и наказаний, однако он является основным. Наряду с этим ответственность предусмотрена и по ФЗ№223. Штрафы по 223 ФЗ в таблице:

Характер правонарушения Статья в законодательстве (КОАП РФ) Величина наказания, рубли
Незаконное принятие решения об осуществлении закупки, приведшее к нарушению требований закона Ч. 1 ст. 7.32.1 30 000 и 100 000 для должностных и юридических лиц соответственно
Размещение информации на ресурсах с нарушением сроков до 2-х рабочих дней Ч. 1 ст. 7.32.2 3 и 15 т. р. соответственно
Более 2-х дней Ч. 2 15 и 50 т. р.
Не размещение сведений Ч. 3 50 и 500 т. р.
Неправомерное разглашение сведений об участнике сделки Ч.3 50 и 250 т. р.

В законе прописано множество видов ответственности, а количество деяний также является более внушительным. Тем не менее, приведенные нарушения являются наиболее распространенными.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс. рублей Субъект правонарушения Статья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30
Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31
Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор электронной площадки ст.7.31.1
Неверный порядок заключения контракта От 5 до 300 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) От 20 до 500 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа От 30 до 50 ДЛ ст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключения От 30 до 50   От 100 до 150 Член экспертной комиссии Экспертная организация ст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой От 30 до 100 ДЛ ч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу От 40 до 1000 Участник-победитель ст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказу От 30 до 100 ДЛ, участник-победитель ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки От 30 до 1000 ДЛ ст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий От 10 до 50 ДЛ ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного задания От 0,1 до 30 ДЛ ч.1, 2 ст.15.15.5-1
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств От 20 до 50 ДЛ ст.15.15.10
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности От 30 до 1000 ДЛ, участник-победитель ч.1, 2 ст.15.37
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа От 100 до 1000 Представитель банка ст.15.40
Вмешательство в работу контролирующего органа От 20 до 500 ДЛ ст.19.4.2
Нарушение предписаний контролирующих органов От 20 до 500 ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5
Непредставление информации От 0,3 до 500 ДЛ ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Как считают пеню

Порядок определения пеней для заказчика и поставщика неодинаков.

В первом случае нужно воспользоваться нормами, указанными в Постановлении Правительства №1042 от 30.08.2017 г. Но для начала потребуется определение параметров, в соответствии с которыми производится расчет:

  • наличие/отсутствие просрочки;
  • нарушения обязанностей в рамках контракта.

В общей ситуации используется следующая формула:

Пеня = 1/300 ставки рефинансирования * стоимость контракта * количество дней просрочки.

Во втором случае поставщик определяет пени в адрес заказчика с принятием во внимание положений ч. 9 Правил, которые утверждены в Постановлении Правительства №1042 от 30.08.2017 г

Поставщик оплачивает штрафы в следующих размерах:

  • 1 000 рублей, если стоимость контракта равна до 3 млн. р.;
  • 5 000 рублей, если диапазон цен – от 3 до 5 млн. р.;
  • 10 000 р. – от 50 до 100 млн. р.;
  • 100 000 р. – в остальных случаях.

Если допущены просрочки, пеня начисляется как процент на сумму контракта, согласно ст. 395 ГК РФ. Он рассчитывается по той же формуле и представляет собой произведение 1/300, ставки рефинансирования, стоимости договора и количества дней.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ: 30 дней и 15 для СМП

Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами.

  1. Единовременная. Подразумевает полный расчет с поставщиком после исполнения им взятых на себя обязательств.
  2. Авансирование. Предусматривает оплату заказчиком части суммы еще до того, как поставщик приступил к исполнению своих обязательств. Сумма аванса выбирается заказчиком. Однако постановлением правительства за номером 1551 устанавливаются некоторые ограничения. К примеру, при выполнении строительных работ или капитального ремонта сумма предоплаты не может превосходить 30% от полной стоимости договора. Окончательный расчет производится после поставки.
  3. Поэтапная. Применяется для договоров, предусматривающих определенный график поставки товаров или оказания услуг. Оплата производится после выполнения поставщиком каждой оговоренной в документе части своих обязательств.

Нарушения, связанные с коллективным участником

Закон 223-ФЗ дает право нескольким поставщикам объединить свои усилия и выступить как единый участник. К этому прибегают, если мощностей каждого из них не хватает для исполнения договора. Такой коллективный участник обязан соответствовать требованиям документации, тогда как каждый в отдельности поставщик — не обязан. Если бы каждый из них полностью соответствовал всем требованиям, то это бы означало, что он может выполнить договор самостоятельно. Тогда бы не было никакого смысла объединяться с другими поставщиками. Коллективный участник для того и введен практику закупок, чтобы дать возможность поставщикам сложить свои ресурсы и исполнить крупный договор.

Административная практика по ПП №2013

Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к  выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021

Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля   закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха   (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021

Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении  участников закупки, лишении  их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается.  Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).

В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector