Закон о сми: простыми словами основные положения

Ключевые понятия

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере. Среди них:

  1. Массовая информация. Она включает в себя аудио-, печатные, аудиовизуальные и прочие материалы и сообщения, которые предназначены для неопределенного количества лиц. Соответственно, в качестве СМИ выступает периодическое издание, видео-, теле-, радио- или кинохроникальная программа либо иная форма распространения информации.
  2. Продуктом является тираж (его часть) отдельного номера газеты/журнала либо видео-, аудиозаписи, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы.
  3. Распространением продукции называют продажу (раздачу, подписку, доставку) информационных материалов и сообщений.
  4. Специализированным СМИ именуется такое медиа-средство, в отношении которого действуют особые правила. Они касаются, в частности, его регистрации и распространения его продукции.
  5. Редакция СМИ — это учреждение, предприятие, гражданин или объединение нескольких лиц, которые осуществляют изготовление и выпуск медиа-продукта. Руководителем выступает главный редактор.
  6. Журналист — лицо, осуществляющее создание, редактирование, подготовку, сбор материалов и сообщений для редакции зарегистрированного СМИ и связанное с ней договорными (трудовыми) отношениями (или занимающееся указанной деятельностью по предоставленным полномочиям).

(Само)регулирование социальных сетей

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. 
    Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

Обязанность не порождает ответственность 

Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.

С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений). 

С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору. 

Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.

Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.

Статус социальной сети зависит от пользователей

Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.

Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости. 

Соблюдение требований статьи 11 Закона о СМИ

В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:

— учредителя;

— изменение состава соучредителей;

— изменение наименования (названия);

— изменение языка;

— изменение формы периодического распространения массовой информации;

— изменение территории распространения продукции СМИ

допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

При этом переименование юридического лица — учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.

Следует учитывать, что периодическое печатное издание, сетевое издание, радио-, телеканал, радио-, телепрограмма, видеопрограмма и кинохроникальная программа представляют собой разные формы распространения массовой информации.

Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

— на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

— на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, при которых отсутствует необходимость производить перерегистрацию средства массовой информации. Однако она обязывает учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

— изменении местонахождения (адреса) редакции;

— изменение периодичности выпуска средства массовой информации;

— изменение максимального объема средства массовой информации.

Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений. Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.

Регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для теле- и радиоканалов (телепрограмм, радиопрограмм), предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за её пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.

Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.

Максимальный объем телепрограммы, радиопрограммы, аудиопрограммы, кинохроникальной программы, видеопрограммы, телеканала, радиоканала указывается в единицах измерения времени.

При изменении максимального объема СМИ (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) учредитель обязан письменно уведомить Роскомнадзор.

Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность предусмотреннуюст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:

— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;

— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;

— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в свидетельствах о регистрации СМИ, в случаях:

— изменения наименования учредителя (соучредителей);

— изменения местонахождения учредителя и (или) редакции

учредитель может (но не обязан, примечание автора сайта) воспользоваться правом на внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ и обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме, утверждённой Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (приложение № 2 к Административному регламенту), с приложением комплекта документов, указанных в п.п. 44, 47 Административного регламента, и уплатой государственной пошлины в размере 350 рублей по реквизитам, указанным на официальном сайте соответствующего регистрирующего органа.

Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в Роскомнадзор.

В случае внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ.

Установлена ответственность за несвоевременное удаление запрещенной информации

С начала января Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 13.41, предусматривающей административную ответственность за неисполнение требований Роскомнадзора об удалении или блокировке информации.

  • К ответственности могут быть привлечены владельцы сайтов и интернет-страниц, провайдеры хостинга или «лица, обеспечивающие размещение сайтов в сети “Интернет”».
  • Административные штрафы для граждан составляют от 50 до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 200 до 400 тыс. рублей, для организаций — от 800 тыс. до четырех млн рублей.
  • За повторное нарушение размеры штрафов для граждан увеличиваются до 500 тыс. рублей, для должностных лиц — до одного млн рублей, для организаций — до восьми млн рублей.
  • Закон не касается случаев неисполнения требований Роскомнадзора в отношении «пиратского» контента.
  • Осуществление контроля возложено на Роскомнадзор.

Административная ответственность для всех 

Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государства. 

Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.

В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.

Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.

Ужесточение ответственности за клевету

Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.

Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:

  • прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
  • клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
  • клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.

Клевета в интернете — дело публичного порядка 

Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным. 

Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.

В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 года.

Субъект преступления неоднозначен 

Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.

Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.

В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.

При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.

Спорный момент

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. «Ревизорро» — одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

В настоящее время юристы и представители разных ведомств ведут споры о правомерности деятельности журналистов. Некоторые специалисты говорят о том, что ведущие программы нарушают права собственника, другие, напротив, высказываются положительно о действиях. Если опираться на закон о СМИ, то в нем не установлено каких-либо прямых запретов. Однако действия журналистов можно рассматривать в рамках иных нормативных актов, и в этих случаях можно установить ряд нарушений, которые повлекут разного рода ответственность (вплоть до уголовной).

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ,от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ,от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ,от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ,от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ,от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ,от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ,от 27.12.2018 N 534-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ, от 06.06.2019 N 131-ФЗ,от 02.12.2019 N 426-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 17.01.2019 N 4-П)

Введены санкции за цензуру материалов российских СМИ

10 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, права и свобод граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативные акты дополнены новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России.

  • Владелец информационного ресурса может быть признан причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
  • Присвоение такого статуса отнесено к полномочиям Генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИД России.
  • Роскомнадзор будет вести перечень нарушителей законодательства и принимать меры по блокировке ресурсов нарушителей.

Реализация закона на практике 

Политика Роскомнадзора в 2020 году в области регулирования интернета несколько изменила курс: от традиционных запретов и контроля к протекционизму отечественных медиаресурсов.

С вступлением закона в силу эта тенденция, скорее всего, сохранится и будет ориентирована, главным образом на деятельность крупных иностранных площадок. Однако с учетом имеющихся у них технических мощностей, вероятность их блокировки или недоступности в России вызывает сомнения.

Скорее всего, применение закона на практике будет комбинироваться с существующими положениями об обязанностях удалять те или иные материалы, исключать их из поисковой выдачи, и новым регулированием социальных сетей. 

Хотя положения нового закона выглядят больше политическим заявлением и инструментом для проведения переговоров с зарубежными ресурсами, не исключено, что в дальнейшем его положения будут дополняться имущественными санкциями или ограничением их бизнес-деятельности в России.

Фото на обложке: Lana U/Shutterstock.com

Реклама

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Освещаемые в законе аспекты

Данный нормативный акт подразумевает пояснение основных концепций, разработанных в сфере СМИ. Ведущие понятия рассмотрены далее.

Отмена цензуры

Самый главный постулат. Каждый субъект масс-медиа наделен правом беспрепятственно получать, запрашивать, передавать и распространять сведения в рамках предусмотренных законом способов. Запрещено принуждение к высказыванию своего мнения либо отказу от него. Свобода слова и мысли предоставляется каждому.

Статья 29 Конституции РФ

Понятие СМИ

Под этим термином в первую очередь подразумевают форму. Это может быть:

  • кинохроникальная программа;
  • печатное издание;
  • видео-, теле-, радиопрограмма;
  • другие разновидности продвижения информации в массах.

В рамках этой формулировки перечень СМИ является открытым. При возникновении новой технологии передачи сведений, это определение не нуждается в изменениях.

Трактовка термина «информация»

Публичная окраска этого термина сигнализирует о его доступности для любой категории лиц. Если у гражданина нет возможности приобрести продукцию в зоне ее распространения, должна быть опция подписки. Периодичность выхода — не реже 1 раза в год. К СМИ предъявляются определенные требования. Они должны обладать следующими характеристиками:

  • иметь постоянное название;
  • быть узнаваемыми;
  • быть пронумерованными;
  • не повторяться в части наполнения, но иметь одинаковое оформление.

Распространение сведений через СМИ подразумевает продажу, доставку, раздачу, оформление подписки и трансляцию материалов.

Согласно букве закона информацией являются любые материалы и сообщения

Определение понятия «журналист»

Человек этой профессии наделен следующими функциями в части освещения информации:

  • сбор и подготовка сведений;
  • создание публикаций;
  • редактирование.

Также в его обязанности входит соблюдение трудовых и прочих договорных отношений, заключенных с издательством.

Главный аспект — юридически оформленная связь с редакцией. При отсутствии соответствующего соглашения, как например, у внештатных корреспондентов, доказательством статуса журналиста считается ссылка в выходных данных издания или временное удостоверение.

Структура закона

Свод приведенных правил описывает отношения между страной, обществом и людьми с одной стороны, а с другой — СМИ, включая издательства, авторов и редакции.

Глава 1

Главные моменты:

  • провозглашение принципа о свободе СМИ;
  • схема применения этого нормативного акта;
  • невозможность злоупотребления свободой слова.

Также излагаются основы государственной информационной системы.

Правки в закон систематически вносились с момента его создания

Глава 2

Организация деятельности:

  • лица, имеющие право выступать в роли учредителя;
  • структура устава и соответствующих договоров;
  • понятие информационных агентств;
  • схема регистрации и особенности написания заявления;
  • оплата госпошлины;
  • правовые статусы издателя, учредителей и редакций;
  • приостановка функционирования масс-медиа ввиду нарушения законодательной базы;
  • характер прав и обязанностей;
  • извещение властей об иностранном финансировании.

Также освещаются главные принципы анализа аудитории и наименования ответственных за этот процесс организаций.

Глава 3

Продвижение СМИ:

  • механизм распространения;
  • этапы продления, переоформления, приостановки, прекращения, ликвидации и возобновления издательской деятельности;
  • образец лицензии на теле- и радиовещание и период ее действия;
  • особенности вещания в эфире;
  • реестр СМИ;
  • форма заявления на выдачу лицензии;
  • перечень общедоступных теле- и радиоканалов;
  • возможные причины отказа в выдаче лицензии и ее переоформлении;
  • правила продвижения рекламы;
  • принципы лицензионного контроля;
  • нормы хранения используемой и выпущенной продукции;
  • данные об осуществляющих трансляцию операторах связи;
  • обязательные сообщения;
  • искусственные помехи.

Также описываются особенности публикации эротических изданий.

Социальные сети и новостные ленты постепенно изменяют способы потребления продуктов СМИ

Глава 4

Взаимодействие СМИ с другими объектами и субъектами:

  • правовые возможности получения информации;
  • механизм подачи запроса и право на получение данных;
  • возможные причины отказа в предоставлении сведений;
  • опровержение и аргументы для его отказа.

Также этот раздел посвящен принципам обеспечения конфиденциальности.

Глава 5

Права и обязанности журналиста:

  • правила получения аккредитации;
  • нюансы скрытой записи;
  • особый статус.

Злоупотребление журналистом служебным положением недопустимо.

Статья 47. Права журналиста

Глава 6

Международное пособничество:

  • зарубежные корреспонденты;
  • характер и структура договоров между государствами;
  • регламент освещения сведений, полученных из-за рубежа.

Также описаны принципы взаимодействия с иностранными СМИ.

Глава 7

Ответственность за несоблюдение правовых актов о СМИ:

  • особенности освобождения от ответственности и ее принятия;
  • возможные причины несоблюдения законодательной базы в сфере ущемления свободы масс-медиа;
  • механизм обжалования приговора;
  • наказание за злоупотребление свободой СМИ.

За причиненный ущерб положена компенсация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector