Статья 95 зк рф. земли особо охраняемых природных территорий

Государственные природные биосферные заповедники

Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).

Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.

Цель учреждения биосферного заповедника:

  • поддержание природных экосистем в неизменном виде;
  • сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
  • мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.

Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:

  • научных исследований;
  • экологического мониторинга;
  • апробации и внедрения методик щадящего природопользования.

Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.

Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.

Объекты Всемирного наследия

Это следующие зоны:

  • леса Коми (север Уральских гор);
  • вулканы камчатского полуострова;
  • Ленские столбы (национальный парк Якутии);
  • озеро Байкал (глубочайшее озеро на планете);
  • остров Врангеля (находится в Северно-Ледовитом океане);
  • горы Алтая (горная система Центральной Азии и юга Сибири);
  • Сихотэ-Алиньский комплекс (расположен на Дальнем Востоке);
  • районы западного Кавказа (часть горной системы Большого Кавказа);
  • Даурский биосферный заповедник (природная территория Монгол-Дагуур);
  • Убсунурская котловина (природный биосферный заповедник в республике Тыва);
  • плато Путорана (горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья).

Все земли, включенные в зону всемирного наследия и охраны, включают в себя 5 национальных парков, 13 заповедников и 2 госзаказника. В России общее число территорий со статусом ООПТ составляет 12 000. Их общая площадь порядка 233 млн га. Большую часть из них (около 65%) занимают охраняемые земли регионального значения.

Особенности резервирования ООПТ

То есть, устанавливать дополнительные ограничения на их использование вплоть до присвоения данным территориям статуса особой охраны. Весь порядок такой процедуры происходит в соответствии с установленным государством регламентом.

Земли национальных парков и заповедников

Данные территории не могут быть приватизированными. Управление ими осуществляют специальные ведомства, наделенные особыми гос. полномочиями. Но в исключительных случаях есть возможность нахождения на таких областях частных наделов.

Их владельцам разрешается эксплуатировать эти участки при условии отсутствия каких-либо негативных воздействий на территории парков/заповедников. Запрещены и любые работы, нарушаемые установленный властями особый режим.

Лечебно-оздоровительные территории

Согласно действующему закону ЗК РФ за № 96 основные предназначение таких территорий – это проведение лечебно-оздоровительных комплексов (отдых, лечение, восстановление и профилактика заболеваний у россиян).

Для исключения случайного вреда таким районам и создания/поддержания благоприятных санаторных условий все подобные территории подразделяются на санитарные округа, в которых устанавливается особый режим сан. охраны.

Земельные районы, примыкающие к первой и основной санитарной зоне, могут изыматься (выкупаться) у частных владельцев по регламенту ст. 55 ЗК РФ.

Районы природоохранного предназначения

Согласно новым правкам закона 97 ЗК РФ к таким землям относятся участки с защитным лесонасаждением (помимо искусственно созданных лесополос на территории лесного фонда).

Хозяйственная деятельность в этих районах разрешается в ограниченном виде, со строгим соблюдением правового и охранного режима.

Выкуп или официальное изъятие у собственников таких земель не производится. А в регионах проживания коренных малых народов РФ разрешается и внутреннее образование участков, природопользование которых регламентируется на уровне местных властей в соответствии с законом 164 РФ.

Рекреационные участки

Например:

  • кемпинги;
  • пансионаты;
  • спортивные базы/лагеря;
  • учебно-физкультурные организации;
  • турбазы, станции, парки и палаточные городки;
  • проложенные туристические тропы (маршруты).

На тропы и маршруты для туризма может накладываться сервитут (право использования данной территории, не дающее владельцам все права собственности). При этом запрещается любая деятельность иного рода, но изъятие таких участков не происходит.

Участки культурно-исторического предназначения

Согласно действующему закону (а именно статьи 99 ЗК РФ) в перечень таких объектов входят культурные и исторические земли, признанные наследием нашей страны.

Это следующие земельные районы:

  • исторические памятники;
  • археологические достопримечательности;
  • места гражданских и военных захоронений;
  • районы, связанные промышленным, ремесленным и промысловым бытом.

Главной особенностью таких районов становится их пограничное расположение с заселенными землями (городами, селами, деревнями). Использовать подобные земельные участки в своих целях или изменять их статус запрещается.

Земли со статусом «особо ценные»

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регламентируется действующим законом РФ за № 100. К таким участкам относятся места, представляющие особую ценность.

Например:

  • природные ландшафты;
  • месторождения ценных ископаемых;
  • районы обитания редких растений и животных;
  • районы, где проводится исследовательская и научная деятельность.

Перевод

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

  1. В исполнительный орган местной или государственной власти подается ходатайство о переводе земли в другую категорию.
  2. К нему нужно приложить несколько важных документов, среди которых — копия документа, удостоверяющего личность, выписка из ЕГРН. Лицо физическое подает еще выписку из ЕГРИП, юридическое — выписку из ЕГРЮЛ.
  3. Обязательный документ — заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Если у участка есть владелец, он должен дать свое письменное согласие на осуществление перевода земли.
  5. Ходатайство рассматривается, потом выносится по нему решение. Если ответ отрицательный, заявителю должен быть выдан акт об отказе, потом на его основании можно подать жалобу в суд.
  6. Перевод земли должен быть зарегистрирован в кадастровой службе.

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

Законодатель установил возможность привлечения правонарушителей к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Причиненный природным объектам и комплексам вред подлежит компенсации согласно специально утвержденным методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ. Если применимая к конкретной ситуации методика расчета экологического ущерба отсутствует, компенсация проводится по фактическим расходам на восстановление (п. 3 ст. 36 Закона РФ № 33-ФЗ).

Компенсация причиненных убытков не освобождает правонарушителя от административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение режима охраны природных объектов и ресурсов в пределах особо охраняемых территорий влечет наложение административных штрафов.

Размеры штрафов для разных типов нарушителей:

  • частные лица – до 4 тыс. руб.;
  • должностные лица – 20 тыс. руб.;
  • организации – 500 тыс. руб.

В качестве дополнительных взысканий применяется изъятие орудий совершения правонарушения, а также продукции самовольного природопользования.

Уголовная ответственность оговорена ст. 262 УК РФ. Нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, карается:

  • штрафом до 200 тыс. руб. либо в размере зарплаты виновного за полтора год;
  • лишением специального права (занимать должность, заниматься деятельностью) до трех лет;
  • обязательными работами до 480 часов;
  • исправительными работами до 2 лет.

Конструкция административного деликта, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривает формальный состав правонарушения. Иными словами, для определения возможности привлечения виновного к ответственности достаточно деяния как такового.

Применительно к уголовному деликту все наоборот: «причинение значительного ущерба» – непременное условие вменения статьи 262 УК РФ. Дело, начатое как административное, по результатам экспертизы и подсчета вреда может перерасти в уголовное и наоборот.

Таким образом, нарушая закон, правонарушитель во многих случаях не может предсказать, какого рода преследованию (административному или уголовному) он в итоге может быть подвергнут.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения

1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Лечебно-оздоровительные территории

На таких землях естественным путем создавались условия, максимально благоприятные для отдыха, выздоровления, восстановления физических и душевных сил людей. Они обладают комфортным и целебным климатом, имеют чистую экологию. Здесь могут находиться водные источники с полезными минералами или другими лечебными свойствами.

На территориях земель с лечебно-оздоровительным статусом, как правило, располагаются санаторные, курортные зоны, центры реабилитации. Это может быть местность равнинная, горная, с различными водоемами.

Земли лечебно-оздоровительного значения условно разделяют на три санитарных зоны. Земли первой санитарной зоны могут изыматься. Для второй зоны существует много строгих запретов относительно ее использования, застройки:

  • Здесь нельзя строить объекты, которые не связаны с курортной сферой и сервисом.
  • Запрещается проводить любые работы, вызывающие загрязнение территории, окружающей среды в целом.
  • Также под запретом виды деятельности, из-за которых проходит истощение целебных природных ресурсов.

Третья зона — также земли, на которых ограничено строительство промышленных объектов, объектов сельскохозяйственной деятельности. Любой вид работы, проводимый на такой территории, не должен загрязнять окружающую среду.

Особенное природное значение

К таким землям относятся территории, на которых располагаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, другое:

  • Национальным парком является территория с естественными природными условиями, которые сохраняются в нетронутом виде. Охранные меры по отношению к национальным паркам регулируются государством.
  • Ботанические сады, а также парки дендрологические — это искусственно созданные природные зоны, в которых растут разнообразные виды растений. Их задача сохранение таких видов.
  • Заповедники — также земли с сохраненными естественными природными условиями, в которых создаются все необходимые условия для защиты исчезающих видов растений и животных.
  • Природными памятниками считаются ценные природные объекты, которые возникли естественным путем и имеют большое значение для культуры, эстетики.

Все эти земли находятся под защитой особенного правового режима. Изъятие земельных участков природных охраняемых территорий запрещено в любых целях, особенно в целях промышленности и народного хозяйства, строительства.

На таких землях категории Оопт запрещаются различные виды деятельности:

  1. Здесь нельзя выделять дачные или садово-огороднические участки.
  2. Запрещено строить дороги (автомобильные, железнодорожные пути), возводить хозяйственные объекты, укладывать трубопроводы или строить линии электропередач.
  3. Запрещается работа механизированных транспортных средств.
  4. По таким землям нельзя прогнать скот.

Особенно ценные объекты выделяются охранными зонами. О наличии охранной зоны должны свидетельствовать специальные знаки. Как правило, территории национальных заповедников, парков, других охраняемых территорий принадлежат государству или властям федерального субъекта, они не подлежат приватизации.

Если на земле со статусом особо охраняемой находится частный участок (он мог там располагаться до отнесения земли к охраняемой категории) владелец участок должен эксплуатировать землю только с учетом видов разрешенного использования, с учетом правового режима.

Никакие работы на земле не должны создавать опасность для экологии и ценных характеристик территории.

Комментарий к Статье 94 Земельного кодекса РФ

Перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный в комментируемой статье и в последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В ряде крупных городов приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану пригородных зон, земель, занятых городскими лесами, парками, иными зелеными насаждениями, выделяемых на особо охраняемых территориях, предусмотренных в главе IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» ФЗ об охране окружающей среды.

Защита земель особо охраняемых территорий нередко становится предметом судебных споров. Так, Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики установил следующее. Национальный парк «Приэльбрусье» обратился в суд с иском к пансионату о взыскании ущерба, причиненного самовольной вырубкой пяти деревьев и нарушением 42 кв. м плодородного слоя почвы при разрытии котлована под строительство котельной. В кассационной жалобе пансионат просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что не дана оценка отсутствию доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения.

В подтверждение факта совершения ответчиком правонарушения представлен протокол; национальный парк «Приэльбрусье» относится к особо охраняемым природным территориям; занимаемая территория пансионата входит в территорию национального парка, а поэтому хозяйственная деятельность ответчика на указанной территории должна совершаться в соответствии с требованиями ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; согласно п. 2 его ст. 15 на территории национального парка запрещена деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, рубки деревьев, расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Ответчик приступил к строительству котельной без разрешения органов государственной власти, без согласования с соответствующими органами управления, без проведения экологической экспертизы. Доводы заявителя жалобы о том, что протокол не имеет доказательственной силы, поскольку составлен без участия представителя ответчика, несостоятельны: согласно п. 64 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» о дне проведения освидетельствования мест рубок лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством; если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования, оно может быть проведено в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения.

Истец письмом обратился к ответчику с предложением принять участие в составлении протокола, что подтверждается почтовой квитанцией об отправке заказной корреспонденции. Ответчик уклонился от участия в составлении протокола о лесонарушении; ответ на претензионное письмо ответчик истцу не направил; доказательств, опровергающих факт вырубки деревьев и иные сведения, содержащиеся в протоколе о нарушении, не представил.

См. также ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 406-ФЗ, которым также дополняются ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», ЗК РФ, ЛК РФ.

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий отдельных видов

Хозяйственная деятельность человека в пределах заповедника запрещена. Малозначимые исключения по этому поводу предусмотрены в отношении исследовательских работ и туризма.

Примечательно, что п. 1.1 ст. 15 Закона РФ № 33-ФЗ установлен императивный запрет на увеличение площадей других зон национального парка за счет заповедной. На территориях национальных парков запрещена:

  • деятельность, наносящая вред природным комплексам, представителям животного и растительного мира, культурно-историческим объектам, почвенному покрову;
  • разработка полезных ископаемых;
  • мероприятия, которые могут изменить гидрологический режим;
  • предоставление участков под садоводство, дачное хозяйство;
  • строительство линейных объектов, кроме тех, которые обеспечивают функционирование природных парков;
  • лесозаготовка в промышленных масштабах;
  • стоянка, движение автомобилей и спецтехники, кроме используемых для обеспечения функционирования природного парка;
  • выпас и прогон домашних животных, кроме путей общего пользования;
  • сплав древесины по водотокам;
  • организация массовых мероприятий, разбивка туристских стоянок, разведение костров за пределами специально предусмотренных мест;
  • самовывоз предметов, имеющих культурную или историческую ценность.

Вопросы хозяйственной деятельности компаний, действующих на территории национальных парков, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на их территории подлежат согласованию с Минприроды РФ и его уполномоченными органами.

В силу вышеназванного Закона РФ № 33-ФЗ на территории природных заказников запрещается деятельность, могущая причинить вред природным комплексам или их компонентам. Правовой режим земель заказников, а также объем ограничений устанавливается Положением о заказнике.

Малочисленным народам, для которых территория заказника является исконной средой обитания, разрешается общее и специальное природопользование в традиционной для них форме. На участках под памятниками природы, а также на территориях дендропарков и ботанических садов запрещается всякая хозяйственная деятельность, не связанная с защитой таких памятников, обеспечением функционирования дендропарков и садов.

Заповедники государства

Это районы с дикой и естественной природой, выполняющие природоохранную функцию природных комплексов, главной целью которых является сбережение и изучение особенных ландшафтов, реликтовых растений и вымирающих представителей фауны.

В природных заповедниках исключено любое вмешательство человека в жизнь животных и влияние на развитие растительного мира. Под запретом всякая деятельность человека, связанная с осуществлением добычи и разработки полезных ископаемых. Воспрещается любое перемещение представителей флоры и фауны в места, где их обитание ранее не было зарегистрировано (кратко — интродукция). На основе заповедников проводятся научные исследования и работы экологов, с целью сохранения наиболее оптимальных условий естественной среды.

Отдельно выделяются среди заповедников биосферные природоохранные зоны. Это экосистемы, содержащие под охраной всю совокупность природных условий: рельефные, водные и земельные ресурсы, флору и фауну, сообщество микроорганизмов и бактерий. Биосферными заповедниками называются районы, вошедшие в список биосферных резерватов, организованных ЮНЕСКО.

Природные и национальные парки

Осуществляют охранную деятельность, целью которой становится научная и образовательная работа, сбережение и воссоздание диких природных ландшафтов, а также создание зон, назначенных для культурного отдыха людей в природных условиях. Для этого разрабатываются специальные туристические маршруты.

Национальные парки — зоны, включающие объекты, представляющие биологическое и экологическое значение, историческую и культурную ценность, имеющие своей целью сохранение природных естественных ландшафтов, научную и исследовательскую, образовательную работу. А также создание условий для осмотра объектов, туристических маршрутов, баз отдыха с введением ограничения количества туристов.

Создание первого национального парка бывшего Советского Союза произошло в 1971 году, в Эстонии. В РСФСР первыми были Сочинский и Лосиноостровский, организованные в 1983 году. Сейчас их насчитывается уже 39.

В зависимости от количества охраняемых зон, а также особенностей ведения научной деятельности и количества туристов, посещающих эти регионы, различают парки:

  • имеющие только охраняемые территории, исключающие любую хозяйственную деятельность человека и рекреационные зоны;
  • включающие особо охраняемые объекты (занимаются созданием необходимых условий для существования объекта и ограничением количества туристов);
  • предназначенные для проведения образовательной работы (так называемый познавательный туризм);
  • с охранными зонами, предоставляющими возможности для отдыха, туризма и организации спортивных занятий;
  • занимающиеся охраной культурно-исторических комплексов, цель которых — создание условий для их сбережения;
  • оборудованные стоянками и всеми необходимыми бытовыми условиями для туристических групп, а также имеющие достаточно серьезную информационную базу;
  • ведущие хозяйственные работы, которые необходимы для существования самого парка.

К перечню самых крупных национальных парков России относится Забайкальский национальный. Общая площадь составляет 269 тыс. кв. км. Находится парк в горно-таежном массиве, включает территории озера Байкал. Здесь находятся кедровые и пихтовые леса, их возраст превышает 200 лет. Среди обитателей более 40 исчезающих разновидностей птиц и животных, занесенных в Красную книгу. На парковых землях охраняется множество археологических памятников, стоянок древних людей.

Как происходит изъятие особо ценных земель

По регламенту действующего российского законодательства 2021 года у частных собственников разрешается изъятие особо ценных территорий. Право на это государство получает только после официального объявления конкретной земли заповедным участком.

Если на рассматриваемом районе имеются памятники природы или объекты, такие участки могут изыматься у владельцев в пользу государства. При необходимости подключается и судебная практика.

При официальном изъятии земель, признанных заповедными участками, собственники в обязательном порядке получают компенсацию и возмещение всех понесенных убытков.

Стоит знать, что государственное изъятие территорий происходит в случае установления официального режима и статуса земель, предусматривающего данную практику. Это мера направлена на дальнейшую защиту охранных заповедных комплексов от негативного, разрушающего воздействий человека или имеющихся сооружений.

Отчуждение не производится в случае, когда рассматриваемую территорию возможно использовать независимо от ее местонахождения.

Но в таком случае происходит установление особого правового режима. Он ограничивает владельцам участков их деятельность и разрешает использовать данные земли в соответствии со списком, сформированным уполномоченными органами либо Правительством России.

Памятники природы

Это особенные по своему происхождению места, которые невозможно воссоздать. Они имеют особое культурное, эстетическое, экологическое значение, как объекты созданные природой.

В качестве памятника природы могут выступать:

  • участки дикой нетронутой местности;
  • красивые горы, каньоны;
  • отдельные места с сохранившимися окультуренными ландшафтами (старые парки, скверы, водные каналы);
  • районы проживания вымирающих и исчезающих представителей флоры и фауны;
  • дендрологические парки, водяные объекты — реки, водопады, перекаты, ручьи;
  • места, имеющие особенную схему и форму рельефа горы, скалы, ущелья, дюны, барханы и пещеры;
  • обнаруженные выходы на поверхность геологической породы, полезных ископаемых, имеющих научное значение;
  • места с явными признаками сейсмической активности, где четко видны нарушения в залегании пород, а также имеющие ценность для палеонтологов;
  • источники минеральных и термальных вод, лечебных грязей и береговые объекты (скалы, бухты, заливы, косы, гроты, пещеры, лагуны).

Природоохраняемых территорий в России много. И государство делает все для того, чтобы защитить подобные области, их флору и фауну. Во многих местах установлены даже видеокамеры, чтобы была возможность наблюдать за природой в виртуальном мире — с монитора компьютера, не нарушая покоя территорий.

Земли категории

Охраняемые земельные площади не могут использоваться для промышленности, жилого строительства, к землям относятся участки с особенными свойствами — оздоровительными, рекреационными, эстетическими. На земельных участках с охраняемым статусом находятся объекты историко-культурного или научного значения.

Обычный пример — территории национальных парков и заповедников, курортные и санаторные зоны.

Наоборот, их использование имеет огромное значение для общества, государства, но оно специфическое. Государственными органами земельным участкам присваивается статус особо охраняемых для того, чтобы потом можно было применять их в следующих направлениях:

  • Для улучшения ситуации с экологией, для лучшей защиты окружающей среды.
  • Для создания комфортных и полезных мест для отдыха, реабилитации, улучшения здоровья граждан страны.
  • Для организации планового процесса по охране таких земель.
  • А также для создания надежных мер по сохранности исторического, культурного наследия, различных памятников архитектуры и подобных объектов.

Такие территории не используются для нужд народного хозяйства или обороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector