В каких случаях указывать и подтверждать страну происхождения товара по 44-фз?

Содержание:

Как работает правило «третий лишний»?

По этому правилу возможно приобретение зарубежной продукции лишь тогда, когда было получено меньше 2 предложений на закупку от поставщиков из России. Более того, это должны быть предложения от различных изготовителей или их официальных представителей.

Организатор торгов прибегает к правилу «третий лишний», то есть отклоняет все другие заявки, содержащие предложение о поставке зарубежного продукта, если среди всех заявок найдутся по меньшей мере две, которые одновременно:

  • Содержат в себе предложения о поставке российского продукта;
  • Не содержат в себе предложений о поставке одинакового вида продукции одного и того же изготовителя или изготовителей, которые входят в одну группу лиц;
  • Согласуются с требованиями документов о закупке.

Когда нужна новая декларация соответствия?

При участии в «бумажном» открытом конкурсе участник должен подтвердить свое соответствие пунктам 3-9 ст.31 44-ФЗ (п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51).  При этом в открытом конкурсе в электронной форме помимо п. 3-9 также нужно соответствовать 11-му пункту. Однако это соответствие будет подтверждаться, как и при электронном аукционе, автоматически — с использованием программно-аппаратных средств ЭТП (п.3 ч.6 ст. 54.4).

Если говорить простыми словами, то при бумажной форме открытого конкурса готовить декларацию нужно и подавать ее следует в составе заявке, а при электронной форме открытого конкурса готовить такой документ не нужно, достаточно будет поставить «галочку» на ЭТП.

При участии в запросе котировок в электронной форме также необходимо продекларировать соответствие участника п.1 ч.1 ст.31. В этом случае применяется новый образец декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ.

Участвуя в запросе предложений, следует обратить внимание, что 44-ФЗ требует полное соответствие участника положениям ст.31 (п.2 ч.4 ст.83), т.е. и 11-му пункту тоже

Поэтому важно использовать исключительно новый образец

Какие документы нужно прилагать согласно статьи 14 44-фз?

Правовед.RU 184 юриста сейчас на сайте

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

Доброй ночи. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Федерального закона №44-ФЗ, или копии этих документов: Какие документы надо прилагать? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Какие документы при поставке мебели нужно прилагать согласно ст 14 44-ФЗ?
  • Какой документ подразумевает часть 1 статьи 31 44-ФЗ?

Ответы юристов (4)

Все услуги юристов в Москве Регистрация и аккредитация на электронных торговых площадках Москва от 2000 руб.

Какие документы нужно прилагать согласно статьи 14 44-фз?

Так же есть опасность в том что с этими документами и с законами которые я указал вы не сможете справится сами если не имеете юридического образования или у вас нет опыта в этой области, ведь только очень подкованный адвокат сможет разобраться во всех тонкостях данного дела. Эта статья распространяется на очень небольшой круг товаров (в основном оборона и безопасность). Если поставляется товар, который входит в определенный Правительством перечень, нужно предоставлять сведения, которые подтвердят, что ваша организация является резидентом РФ или не является им. Подробнее можно ознакомиться с Постановлением Прав-ва РФ N1224 от 24.12.2013, где такой запрет устанавливается.

https://youtube.com/watch?v=tFSyS5Q2nIg

Исключением является товары, которые не имеют внутреннего производства на территории РФ.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах

Знать, что делать в обоих случаях крайне важно

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Статья 14 44-фз

Поэтому попробуйте написать что-то типа этого Перечень документов может определяться заказчиком (так как статья предполагает подтверждение соответствия требованиям, запретам и ограничениям, выдвигаемых заказчиком), поэтому лучше узнать у него напрямую, какие документы нужны, также есть смысл осмотреть всю площадку, на которой проводится аукцион, все электронные документы, возможно требования есть там. Есть четкие законодательные требования по поводу документации, прописанные в 44-й статье. Вот перечень документов для участника аукциона: Учитывайте, чтобы стать участником аукциона, еще нужно иметь специальную электронную подпись, выдаваемую в казначейсвах, а также необходимо быть аккредитированным на площадке электронных торгов.

Как применять статью 14 44-фз в рамках национального режима в закупках

Федерального закона, или заверенные копии таких документов; Открыть статью

  • Статья 66 Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе 6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов; Открыть статью
  • Статья 73 Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок 6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.

Когда запреты недействительны?

Запреты на приобретение иностранной продукции недействительны в нескольких случаях:

  • Товар не изготавливается на территории Российской Федерации, также закупка должна быть разрешена и одобрена Минпромторгом;
  • Стоимость единицы товара не свыше 100 тыс. руб., а общая стоимость продукции — не свыше 1 млн. руб.;
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные элементы к иностранной продукции, аппаратам, используемым заказчиком: согласно техническим документам он может покупать оригинальные элементы и запчасти у изготовителя или поставщика;
  • Определённые закупки ФСО, МВД, Службы внешней разведки, национальной гвардии и подведомственных им организаций;
  • Закупки продукции ФСО, которые осуществляются для реализации мер по обеспечению государственной охраны, также закупки транспорта МВД с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
  • Не касается закупок программного обеспечения или прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях с целью обеспечения собственной деятельности в иностранном государстве.

На кого распространяются положения статьи 14 ФЗ 44

Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики. Они подпадают под действие закона в том случае, если закупают товары из перечня, утвержденного Постановлениями Правительства.

Перечень товаров, которые не позволяется закупать согласно 44-ФЗ из заграницы:

  • продукция машиностроения (вагоны, прицепы, тракторы) ПП №656;
  • продукция легкой промышленности (одежда, сумки, обувь) ПП №791;
  • программное обеспечение согласно ПП №1236;
  • товары для обеспечения обороны и безопасности государства по ПП №9;
  • мебель согласно ПП №1072.

Перечень иностранных товаров, которые ограничиваются:

  • лекарства из перечня ЖНВЛ по ПП№1286;
  • медицинские изделия (хирургическое оборудование, ортопедические изделия) по ПП №102;
  • радиоэлектронная продукция согласно ПП №986;
  • пищевая продукция согласно Постановлению Правительства №832.

Перечень товаров, у которых ценовое преимущество, указан в Приказе Минфина №126н от 2018 года:

  • продукты питания;
  • мебель;
  • посуда;
  • ряд других товаров.

Национальный режим по 44 ФЗ не применяется в следующих случаях:

  • происходит закупка нескольких товаров, из которых некоторые под национальный режим не подпадают;
  • конкурс признали несостоявшимся;
  • в заявках, поступивших от участников, нет предложений о поставках российских товаров.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития, при закупке товаров с национальным режимом необходимо требовать от поставщиков декларацию, подтверждающую, что товар произведен в России. Если на товаре не указана страна происхождения, подобные заявки рекомендуется отклонять.

Предусмотрены следующие штрафы:

  • нарушения, допущенные в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсах и аукционах — 1% от НМЦК в размере от 5 000 до 30 000 рублей согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП;
  • нарушения, допущенные при запросе котировок и предложений — 5% от НМЦК, но не более 30 000 рублей по ч. 6 ст. 7.30 КоАП.

Итак, статья 14 ФЗ 44 раскрывает особенности применения национального режима при осуществлении закупок. По закону, устанавливается полный либо частичный запрет на товары и услуги, произведенные не на территории России.

Популярные вопросы по данной статье

Что регулирует статья 14 ФЗ 44?

Ст 14 ФЗ 44 описывает правила применения национального режима закупок и устанавливает, в каких ситуациях такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками при заключении контракта.

В чем суть национального режима при осуществлении покупок?

Национальный режим при закупках предполагает, что преимущество отдается отечественным производителям, а не иностранным.

Какие виды ограничений вводятся при осуществлении госзакупок в рамках национального режима?

При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы: 

  • полный запрет на поставку импортной продукции в рамках госконтракта;
  • ограничение в допуске товаров иностранного производства;
  • преимущество предоставляется товарам российского производства. 

Зачем внедряется национальный режим закупок?

Согласно ч. 3 ст. 14 44 ФЗ в последней редакции, цели внедрения национального режима закупок следующие

  • Обеспечение безопасности страны, поддержание ее обороноспособности;
  • Защита конституционного строя;
  • Активизация и мотивация к развитию для внутреннего рынка;
  • Предоставление помощи для развития национальной экономики;
  • Толчок к развитию отечественным производителям.

На кого распространяются положения статьи 14 ФЗ 44?

Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики. 

Похожие

  • Право на сокращенный рабочий день для беременных: что сказано в ТК
  • Виды и формы предпринимательской деятельности
  • Расчет среднего заработка: правила
  • Какие дома самые шумные
  • Порядок ликвидации юридического лица
  • Когда должны включать отопление по закону?
  • Может ли работодатель уволить сотрудников из-за коронавируса
  • Статья 51 Конституции Российской Федерации
  • Что такое непрерывный трудовой стаж и для чего он применяется
  • Виды исков в гражданском процессе

Как оформить в бумажном виде?

44-ФЗ не дает четких рекомендаций по составлению декларации. Она оформляется в произвольной форме, главное — подтвердить соответствие потенциального исполнителя нормам 44-ФЗ.

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие долгов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • отсутствие судимости у руководителей организации и главного бухгалтера по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
  • в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • владение участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает на них права (п.8 ч.1 ст.31 44-ФЗ);
  • между участником и организатором торгов отсутствует конфликт интересов;
  • участник – не офшорная компания
  • нет ограничений для участия в госзакупках.

Также заказчик может добавить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП (ч.1.1 ст.31). При этом отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) не нужно декларировать отдельно. Это условие можно добавить  непосредственно в декларацию соответствия единым требованиям к участникам закупки.

Образец ниже содержит сведения об отсутствии участника в РНП и соответствие 11-му пункту:

Образец декларации по статье 14 44-ФЗ

ДЕКЛАРАЦИЯ

о стране происхождения товаров, предлагаемых к поставке

ВАРИАНТ 1

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» в лице генерального директора Контрактного Анатолия Анатольевича, действующего на основании устава, сообщает следующее:

№ п/п

Наименование товара

Наименование страны происхождения товара

1

Пеллеты

Россия (643)

Генеральный директор

________________________

_______________

МП

ДЕКЛАРАЦИЯ

о стране происхождения товаров, предлагаемых к поставке

ВАРИАНТ 2. Для индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель Контрактный Анатолий Анатольевич, действующий на основании свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя № 317798456190490 от 7 июля 2017 года, сообщает следующее:

№ п/п

Наименование товара

Наименование страны происхождения товара

1

Пеллеты

Россия (643)

Индивидуальный предприниматель

________________________

_______________

МП

Залужная Элла

Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.

Другие статьи автора

Бесплатно научим выигрывать госконтракты

Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Проверка ОКПД2

Каждому участнику госзакупок вменяется в обязанность проверять ОКПД2 на принадлежность к нацрежиму. К правительственным постановлениям, посвящённым запретам, ограничениям и условиям допуска, прилагаются соответствующие приложения с товарными перечнями иностранных товаров.

Также можно проверить ОКПД2 на портале Единой информационной системы (ЕИС). Для этого необходимо:

1. Развернуть окно расширенного поиска.

2. Выделить значение «Только для 44-ФЗ».

3. Найти поле «Ограничения и запреты» и выделить строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска».

4. В открывшееся затем окно ввести ОКПД2 и соответствующее правительственное постановление из предлагаемого перечня.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее — минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;

2) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;

3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования Основание для требования Документы, которые предоставляет участник НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
Другие Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16
Статья 49 ГК РФ
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016
Участник закупки не является офшорной компанией Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Выписка из ЕГРЮЛ Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016

Нормы 14 статьи закона

При осуществлении заказчиком закупок у компаний, зарегистрированных на территории иностранных государств, применяет национальный режим на тех же условиях, которые предъявляются к российским товарам, услугам или работам.

Что касается размещения перечня иностранных государств, которые могут заключать международные соглашения с отечественными компаниями, то этой процедурой в каждом конкретном случае занимается уполномоченный орган федеральной власти по регулированию контрактной сферы в рамках государственных закупок. Дополнительно на основании статьи №14 происходит применение национального режима в единой информационной системе координат.

Для защиты базовых принципов конституционного строя и безопасности Российской Федерации, а также для развития национальной экономической среды, Правительством РФ устанавливается запрет на импорт товаров, которые были произведены за границей для целей организации государственных закупок.

Какие прикладывать документы

Для соблюдения всех нормативов, указанных в статье №14 Федерального Закона №44 потенциальные поставщики должны в обязательном порядке подтвердить место изготовления предлагаемого товара. Это можно сделать путем приложения сертификата или специализированной декларации на продукцию.

Такие требования могут распространяться только на незначительное количество товаров, за счет которых происходит обеспечение потребностей обороны Российской Федерации.

В случае реализации закупочных мероприятий по товарам, включенным в правительственный перечень №1224, то на участника возлагается обязательство по подтверждению принадлежности компании к резидентам РФ. Для этого подготавливаются документы из ЕГРЮЛ.

Иногда заказчики не уделяют внимания особенностями применения статьи №14 ФЗ№44. В результате, такое требование включается в основную документацию по всем видам государственных закупок. Нередко это может стать причиной для запрета

Именно поэтому важно относиться к процессу с особенной доскональностью

На кого распространяются положения статьи

Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.

Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.

Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.

Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.

Здесь, в частности, описаны ситуации, когда национальный режим не применяется. Это такие случаи:

  1. Если в рамках лота закупается несколько групп товаров и некоторые под национальный режим не подпадают.
  2. Если конкурс или аукцион признали несостоявшимся.
  3. Если в поступивших заявках нет предложений поставок российских товаров или о поставках иностранных.

Минэкономразвития рекомендует при закупках с нацрежимом требовать от поставщиков декларацию о том, что товар был произведен в РФ, и отклонять заявки с неуказанной в них страной происхождения.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2015 г. N Д28и-3535 О правилах указания страны происхождения товаров в заявке при проведении закупок

16 марта 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о представлении разъяснений положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) определение страны происхождения товаров производится в случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Также отмечаем, что для приобретения товарами статуса товаров Таможенного союза такие товары должны быть подвергнуты технологическим или производственным операциям, достаточным для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место.

Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее — Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.), а в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, — с Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. и главой 7 ТК ТС.

При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в Соглашении Правительств государств — участников стран Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».

Согласно пункту 5 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС) глава 7 «Страна происхождения товаров» ТК ТС применяется с учетом положений статьи 37 Договора о ЕАЭС. До вступления в силу правил определения происхождения товаров, устанавливаемых Евразийской экономической комиссией, применяется Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.

При этом необходимо использовать Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 N 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира», так как если названия страны приведено в заявке произвольно, то это может ввести комиссию в заблуждение, повлечь включение в контракт недостоверных сведений.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector