Государственные закупки
Содержание:
- Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
- Как отследить выполнение
- Участники государственного заказа
- Какие закупки регулирует 44-ФЗ
- Как стать заказчиком
- Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
- Кто может быть участником тендера
- Другие различия
- Проведение закупок по 44-ФЗ
- Виды торгов
- Функции государственного заказа
- Правовые основы государственного заказа в России
- Региональные отделения
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:
- отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
- поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
- поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.
Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.
Как отследить выполнение
Поставщик должен постоянно контролировать выполнение всех пунктов контракта, чтобы не платить штрафы и не попасть в реестр недобросовестных исполнителей на Закупказ.гов.ру. Необходимо отслеживать такие пункты как:
- Затраты.
- Объемы поставок, выполненные работы.
- Соответствие сроков запланированному графику.
Приемка товаров и услуг, поставляемых по госконтракту, проводится специально сформированной комиссией. Для этого приглашаются представители исполнителя, иначе заключение недействительно. Количество человек должно быть равно пяти. Результатом их работы станут только два действия:
- Приемка.
- Отказ от приемки.
Заказчик должен разместить отчет о приемке в текстовой форме не позднее 7 дней после подписания документа комиссией. Файл подгружается в ЕИС в формате: Word, Excel, PDF.
Участники государственного заказа
Участником размещения госзаказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, даже отдельный бизнесмен. Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель). Иисполнителями государственного заказа являются организации, предприятия, субъекты предпринимательской деятельности, юридические лица, признанные победителями конкурсных торгов, которые проводились в целях размещения государственных заказов.
Исполнитель государственного заказа обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по госзаказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта, обеспечивает поставки продукции (работ, услуг) по госзаказу в соответствии с условиями государственного контракта, соответствие продукции по госзаказу обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом, представляет по запросу государственного заказчика информацию о затратах по исполненным контрактам, совершает в соответствии с законодательством России иные необходимые для исполнения контракта действия.
Какие закупки регулирует 44-ФЗ
Данный закон регулирует все вопросы, касающиеся отношений сторон, осуществляющих госзакупки. Те в свою очередь обеспечивают нужды государства в целом, либо частного муниципалитета. Помимо этого акт преследует цели роста эффективности госзакупок и их результативности в целом. Путем мер, прописанных в 44 ФЗ о закупках, удается достичь прозрачности, а также гласности, в процессе государственных закупок, что предотвращает рост коррупции и иных злоупотреблений.
Проще сказать, что закон может контролировать все процессы, касающиеся государственных закупок. Однако имеются исключения:
Финансовые международные организации занимаются оказанием услуг на территории государства, при этом являясь результатом заключения международных договоров
Важно, чтобы в данном договоре участвовала Российская Федерация.
Материалы и средства, закупаемые государством для защиты определенных лиц. Сюда можно отнести защиту свидетелей, а также потерпевших
Сюда же относятся судьи и иные субъекты, участвующие в уголовном судопроизводстве.
Вопросы, касающиеся найма государством защитника в гражданском, административном, либо уголовном делопроизводстве.
Пополнение из бюджета фондов драгоценных металлов и драгоценных камней, принадлежащих государству. Сюда же относится закупка драгоценного сырья субъектами Российской Федерации, на территории которых оно и было добыто, с целью пополнения регионального фонда.
Найм государством адвоката или коллегии адвокатов для дальнейшего осуществления бесплатных юридических услуг гражданам Российской Федерации.
Закупка услуг, работ и тд для обеспечения функционирования избирательных комиссий всех уровней в период исполнения их полномочий.
Привлечение дополнительных работ и услуг, оказываемых гражданами РФ, для функционирования избирательных комиссий. Важно, чтобы данные услуги оказывались для обеспечения корректной работы выборов или референдумов.
Операторы взимают средства за пользование государством специализированными электронными площадками.
Как стать заказчиком
Размещать заказы на Госзакупках могут государственные и муниципальные организации, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В таблице размещен список всех учреждений, допускаемых до регистрации в качестве заказчика.
Регистрируются на сайте госзакупок только заказчики услуг/товаров. Чтобы участник мог подавать заявки, ему необходимо состоять в сводном реестре организаций. В нем заказчик формирует идентификационный код и происходит автоматическая регистрация на портале.
После этого нужно авторизоваться. Необходимо учитывать, что для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ регистрация разная. Если компания желает работать по обоим направлениям, то ей необходимо регистрироваться дважды.
Авторизация по 44-ФЗ
На главной странице выбрать «Личный кабинет участника» и во всплывшем окне нажать на ЛК 44-ФЗ.
Выбрать один из вариантов:
Появится информационное сообщение:
В нем говорится, что на основании сводного реестра вы зашли под руководителем организации. Для работы в ЕИС и участия в торгах необходимо в личном кабинете госзакупок назначить администратора вашей организации, то есть уполномоченное лицо.
В открывшейся анкете внесите данные руководителя.
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность, как по Уставу.
- Контактный телефон.
- Адрес электронной почты.
- Назначьте полномочия, выбрав из списка предложенных.
Руководитель компании должен назначить администратора, то есть человека, который будет заниматься закупками. На главной странице личного кабинета нужно пройти по «Зарегистрировать нового пользователя».
Откроется анкета, в которой обязательно заполнить все поля:
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность согласно штатному расписанию.
- Контактный телефон.
- Персональная электронная почта.
- Адрес электронной почты организации, куда будут поступать уведомления от ЕИС.
- Подгрузить сертификат пользователя.
Программа проводит сверку прикрепленного сертификата и по окончании поставить свою ЭЦП для подтверждения.
На указанный адрес электронной почты поступит письмо, в котором содержится уникальный логин и пароль для входа в ЕИС.
Авторизация по 223-ФЗ
В этом варианте регистрация будет проводиться через портал Госуслуг. Руководитель компании проходит на портале ЕСИА регистрацию организации. Для этого понадобится получить в любом удостоверяющем центре квалифицированную ЭЦП. Ознакомиться перечнем УЦ можно на этой странице: https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
- Регистрация юридического лица на ЕСИА:
- Заполнить форму, где указать тип организации.
- Ввести данные: тип госоргана, местонахождение организации, ОКТМО, вышестоящее ведомство.
Пока вышестоящая организация не подтвердит принадлежность вашей компании к ней, будет указан статус: юридическое лицо.
Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.
Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:
- В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
- Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
- Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.
Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:
- предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
- оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
- проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
- и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).
Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.
Объем закупок
Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).
Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.
В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).
СМП и СОНКО на субподряде
Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:
- если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
- если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.
Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства
Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.
Размер ОИК исчисляется из ценового предложения
Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.
Когда ОИК не предоставляется?
Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).
Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.
Выполните следующие действия:
- Перейдите по ссылке;
- В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
- Нажмите кнопку «Проверить»;
- Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
- Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.
Уменьшенные размеры штрафов
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).
Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):
- 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
- 5% — 3-50 млн. руб.;
- 1% — 50-100 млн. руб.;
- и т.д.
Кто может быть участником тендера
Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?
Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.
Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.
Поставщик — это лицо:
- без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
- не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
- без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
- не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
- не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
- не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
- не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
- не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.
При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.
Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.
Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.
Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.
Другие различия
Тендер может проводиться в 1 или 2 этапа, в открытом или закрытом формате. В первом случае исполнителя выбирают сразу и правила проведения процедуры не поддаются изменению. Двухэтапные коммерческие или госзакупки подразумевают дополнительное обсуждение условий и их согласование с потенциальным победителем.
Закрытые торги специфические в том плане, что участников на них приглашают сами организаторы. Другим исполнителям они недоступны. Участники конфиденциально друг от друга делают предложения, заказчик выбирает наиболее выгодный вариант и определяет победителя, другим рассылает уведомления об окончании процедуры. Обычно таким способом проводят одноразовый госзаказ или на небольшую сумму контракта.
Открытые городские закупки Москвы доступны всем желающим. Любой может сделать свою ставку, которая будет видна другим участникам. Активная открытая конкуренция порождает большее число выгодных предложений. Таким способом могут искать исполнителей как на государственный заказ, так и на коммерческий.
Узнать на какие типы продукции уже в это время проводятся торги по столице очень просто. Задавайте название города или региона в рубрикаторе на сайте, система автоматически подберёт список текущих тендеров на самые разные услуги или товары.
Проведение закупок по 44-ФЗ
Далее подробнее рассмотрим, как правильно осуществлять все этапы закупочной деятельности. Однако, перед началом работы в этой области, рекомендуется подробнее ознакомиться с данной нишей. Проверьте, насколько ваши товары и услуги востребованы государством. Если наблюдается потенциальный спрос, тогда немедленно приступайте к следующим шагам.
Подготовка необходимых документов
В первую очередь необходимо подготовить все обязательные документы:
- Уставные документы компании.
- Если для организации обязательно участие в СРО, то также необходимо Свидетельство СРО.
- Лицензию на осуществление деятельности, если таковая подлежит лицензированию.
- Подтвержденное решение об осуществлении крупной сделки.
- Подтверждающие правомочия генерального директора документы.
Помимо вышеперечисленных документов, будете готовы предоставить документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам. Также могут быть затребованы подтверждение квалификации сотрудников и копии выполненных актов и договоров.
Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
Большинство торгов имеют электронный характер. То есть проводятся на специальных электронных площадках. Соответственно от участника требуется прохождение аккредитации на такой площадки. Для заключения таких договоров необходимо сделать электронную цифровую подпись. На флешке, которая по сути и является подписью, находится особый код-ключ, подтверждающий правомочия лица, заключающего сделку. Выдача их возможна только специальными организациями. Те в свою очередь проходят аккредитацию у Министерства связи и становятся удостоверяющими центрами. Очевидно, что данная услуга не предоставляется бесплатно. Кроме того, ее необходимо приобретать ежегодно. Стоить пользование ЭЦП будет около 5000 рублей. Для получения ключа нужно подать пакет документов в удостоверяющий центр вместе с заявкой и ждать в течение пары дней.
Более подробную инструкцию можно найти на любой из 6 электронных площадок, работающих с 44 ФЗ в 2019 году. Там же представлен список необходимых для конкретной площадки документов и сроки аккредитации. Обычно они не превышают 5 рабочих дней. В этот период платформа проверяет компанию и принимает решение об аккредитации. К слову, получать ее нужно заново каждые 3 года.
Подготовка и подача заявки для участия
Потенциальный участник торгов на госзакупки должен предоставить полный пакет документов, соответствующий всем требованиям. Подать его можно в электронной или бумажной форме. Это и будет считаться заявкой участника торгов. Весь пакет должен содержать актуальную и достоверную информацию. Также понадобится заверение уполномоченного лица участка. При бумажной подаче необходимо сшить документы, пронумеровать и отправить заказчику. Электронная подача осуществляется посредством электронной площадки
Заявки, поданные позже установленного срока, не допускаются к торгам, а значит важно сделать это вовремя. Если заявка предусматривает под собой обеспечение, то участник должен перевести необходимую сумму заказчику, в иных случаях допускается перевод денежных средств оператору площадки
Результаты тендера можно увидеть на ЕИС.
Подписание контракта
Победа в тендере еще не означает конец работы с документацией. После проведения электронных торгов заказчик обязан отправить проект контракта в течение 5 календарных дней. Исполнитель также получает 5 дней после получения проекта на ознакомление с контрактом
Важно изучить все разделы, чтобы не упустить важные детали. Особенно стоит изучить разделы, касающиеся сроков исполнения и оплаты, также изучите раздел штрафных санкций
Бывает, что возникают несогласия сторон по некоторым пунктам договора, тогда формулируются правки. Следующим шагом в данной ситуации является протокол разногласий. Отправить его можно всего один раз, так что нужно внимательно отнестись к этому вопросу. Однако, не стоит забывать, что на подписание контракта выделяется не более 20 календарных дней, а значит нельзя затягивать. Отсчет идет с момента публикации результатов аукциона на ЕИС.
Виды торгов
Государственные закупки позволяют открыто и «прозрачно» заключать договора на поставку продукции, оказании услуг, проведении работ, чтобы контролировать расход бюджетных денег организации. Разместить заказ можно несколькими способами:
- конкурентным (проводя торги);
- неконкурентным (без торгов).
При первом варианте основной принцип государственных закупок — равноправное участие всех поставщиков. Заключение договора происходит с тем участником, который в наибольшей степени удовлетворил нужды, требования организации и предложил выгодные условия.
По 44-ФЗ выделяется несколько видов торгов:
- Конкурс. Применяется при сложных и дорогостоящих поставках. Определение победителя по нескольким критериям: качество услуг/товара, сроки поставки, цена, опыт аналогичных поставок.
- Электронный аукцион. Отличие от конкурса в том, что здесь важный критерий – цена. То есть чем она меньше, тем больше шансов на победу у поставщика. Для участия в госзакупках необходимо ЭЦП и аккредитации.
- Запрос котировок. Заказчик через ЕИС и электронные каналы связи отправляет потенциальным исполнителям/поставщикам заявки на заключение госконтракта. После поступления ответов, победителем становится тот, кто предложил наименьшую цену.
- Запрос предложений. Заказчик приглашает принять участие в госзакупках поставщиков, посредством направления им информационного предложения.
Подвиды
- открытые – принимают участие все желающие;
- закрытые – участвуют только те поставщики, которые получили предложение от заказчика (обычно это закупки, относящиеся к гостайне);
- с ограниченным числом участников – выставляются требования к поставщикам.
Функции государственного заказа
Одна из основных функций государственной власти – это предоставление населению социально значимых товаров и услуг
Исполняя это важное задание, власть должна выступать в интересах всего населения страны и использовать средства всех бюджетов соответствующих уровней. Основной способ реализации сервисных функций власти есть формирование и размещение государственного и муниципального заказов
При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательством государства.
При формировании государственного заказа учитываются реальные потребности государственного органа исполнительной власти, государственного учреждения и общества в целом. госзаказ используется для организации и реализации мероприятий долгосрочных государственных целевых программ, в т. ч. предусматривающих поставку товаров для федеральных государственных нужд.
С позиций государства государственные заказы выполняют следующие функции:
- во-первых, это важный элемент поддержки отечественных производителей, так как большинство товаров, услуг и работ, которые включаются в систему государственных закупок, составляют именно товары (работы, услуги) произведенные отечественными организациями;
- во-вторых, развитие системы госзаказов позволяет расширить реальный платежеспособный спрос на товары, что в свою очередь создает благоприятные мотивационные условия для развития отечественного производства;
- в-третьих, конкурсная основа размещения госзаказа расширяет поле для развития здоровой конкуренции между отечественными производителями. Как следствие этого, создаются условия для производства более качественной продукции, а, кроме того, возможно более эффективное использование бюджетных средств;
- в-четвертых, через госзаказы государство гарантирует поступление продукции,которая необходима для обеспечения государственных нужд.
Система государственного заказа – это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая планирование бюджетных ассигнований на государственные закупки (в части прогнозирования потребности, обоснования приоритетных направлений) и управление созданными активами; осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Правовые основы государственного заказа в России
В Российской Федерации уже сформирована достаточно полная законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов.
Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением государственных нужд и проведением тендеров, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов. Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе». Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе»
Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе».
Стоит помнить, что в нормативное правовое регулирование размещения государственного заказа в последнее время часто вносятся изменения и дополнения. Поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения. Например среди изменений, которые внесены недавно в российское законодательство о размещении государственного заказа, стоит упомянуть изменения, которые связаны с созданием единого информационного пространства.
Региональные отделения
Выберите регионМоскваРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияКабардино-Балкарская РеспубликаРеспублика КалмыкияКарачаево-Черкесская РеспубликаРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия — АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываУдмуртская РеспубликаРеспублика ХакасияЧеченская РеспубликаЧувашская Республика — ЧувашияАлтайский крайЗабайкальский крайКамчатский крайКраснодарский крайКрасноярский крайПермский крайПриморский крайСтавропольский крайХабаровский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьИвановская областьИркутская областьКалининградская областьКалужская областьКемеровская областьКировская областьКостромская областьКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМосковская областьМурманская областьНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПсковская областьРостовская областьРязанская областьСамарская областьСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУльяновская областьЧелябинская областьЯрославская областьСанкт-ПетербургЕврейская автономная областьНенецкий автономный округХанты-Мансийский автономный округ — ЮграЧукотский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округСевастопольРеспублика Крым