Как вести себя на митинге

Содержание:

Несанкционированные митинги в Москве

14 июля несанкционированную акцию у Мосгоризбиркома провел ряд оппозиционных кандидатов в Мосгордуму, которых не допустили до выборов из-за слишком большого числа недействительных подписей. Среди них оказались Константин Янкаускас, Юлия Галямина, Дмитрий Гудков, Иван Жданов, Сергей Митрохин, Любовь Соболь и Илья Яшин.

Во время митинга полицейские неоднократно объявляли, что акция незаконна, и призывали участников разойтись. Несмотря на это, собравшиеся продолжали скандировать лозунги и отказались уходить. В итоге были задержаны 25 человек.

В субботу, 27 июля, в центре столицы прошли массовые акции в поддержку независимых кандидатов, которых не допустили к выборам в Мосгордуму. На акции задержали, по разным данным, от 1 074 до 1 373 человек. Суды рассмотрели более 200 дел об административных правонарушениях. Более 60 человек получили административный арест, порядка 160 человек — штрафы.

Лозунги и плакаты

Практически каждый митинг в России с политическим подтекстом сопровождается использованием различных плакатов с лозунгами. При входе на территорию мероприятия сотрудники полиции вправе попросить посетителя митинга продемонстрировать (развернуть, раскрыть) плакат или табличку с лозунгами.

Это является законным требованием. Если же в надписи будет обнаружено нечто запрещённое – например, призывы к разжиганию национальной и/или религиозной розни или экстремистские высказывания, для владельца плаката это повлечёт соответствующие юридические последствия.

Если вам нужна юридическая поддержка по вопросам привлечения к ответственности за участие митинга – звоните и записывайтесь на консультацию.

Контактный номер телефона: +7 (499) 380 72 55

Правила безопасного поведения

Дальнейшие советы может и не имеют напрямую отношения к праву, но их соблюдение в комплексе позволит вам обеспечить собственную безопасность и избежать тех самых правовых проблем в последствии.

Форма одежды. Митинг – мероприятие долгое, поэтому учитывайте погодные условия и время года

Не стоит использовать камуфлированную и спортивную одежду – она лишь привлекает внимание полицейских. Ручная кладь

Громоздкие сумки брать с собой нежелательно – в случае потасовки меньше шансов, что за них кто-то зацепится. Рюкзак будет оптимальным вариантом, но будьте готовы к тому, что при прохождении через рамки металлодетектора вас могут досмотреть на предмет запрещённых к обороту предметов.
Документы. Носите с собой ксерокопию паспорта. Можно даже нотариально удостоверенную, на всякий случай. Это исключит возможность вашего задержания полицией «до выяснения личности». Оригинал паспорта, к слову, вы носить не обязаны, да и не стоит – паспорт может потеряться, порваться. На митинге всякое бывает.
Для обеспечения личной безопасности следите за обстановкой вокруг. При обнаружении людей, которые явно затевают нечто провокационное – например, надевают маски на лицо, провоцируют драку, зажигают фальшфейеры или дымовые шашки – срочно отойдите на максимально возможное безопасное расстояние. Они гарантировано привлекут внимание полиции, а полиция сперва задержит-разгонит, а потом будет разбираться – кто и что делал.
Старайтесь держаться подальше от любых «напряженных» мест. Стычки, толчки, драки или потасовки – это лучшее место, чтобы попасть в группу «причастных» и оказаться в автозаке. Возможно, вы просто стояли рядом. Но в этом разберутся уже потом, в отделении и через несколько часов. Другой риск – массовая потасовка, в  ходе которой вам могут причинить травмы другие участники.
Приходите на митинг без детей. Даже по случайному стечению обстоятельств вас могут задержать, направив в отделение для выяснения личности или проведения разъяснительной беседы. Законно это или незаконно – нужно смотреть каждый случай индивидуально, однако факт в том, что вы «зависнете» в отделении полиции на несколько часов. А с ребёнком будут в это время находиться сотрудники отдела по делам несовершеннолетних (ПДН), к слову те ещё “педагоги”.
При задержании – сразу же уведомляйте своих родственников о том, в какое отделение полиции вас доставили и за что или же напрямую звоните адвокату, если у вас с ним имеется договорённость о защите.

Это что касается рекомендаций о личной физический и правовой безопасности

А далее – о действиях, которые привлекут внимание сотрудников правоохранительных органов и могут быть восприняты ими как сигнал к задержанию

Нормативное регулирование

Основные сведения о правилах проведения митингов или аналогичных мероприятий, содержатся в нескольких нормативных актах. К ним относится:

  • Статья 31 Конституции. На основании данного документа государство гарантирует любому гражданину право на свободные и мирные собрания или митинги. Ранее процедура могла выполняться без разрешения властей, но правила изменились после принятия ФЗ №54.
  • ФЗ №54. Он непосредственно касается правил, по которым необходимо проводить собрания, шествия, пикеты или митинги. Здесь приводятся основные условия, при которых обеспечиваются безопасные мероприятия.
  • Постановление Конституционного Суда №14. В нем указывается, что государство имеет право и обязательство регулировать проведение мирных собраний. Это необходимо, чтобы сохранить баланс между частными и общественными интересами. При этом у граждан сохраняется возможность для отстаивания собственной позиции или выдвижения значимых инициатив, касающихся разных вопросов. Своими действиями россияне могут влиять на решения, которые принимают представители власти.

Многие решения КС подтверждают, что для реализации права граждан на мирные собрания требуется выработка понятных правил, которые не нарушают права и свободы, а также соответствуют демократии.

По закону митинги представлены открытыми, мирными и доступными для каждого гражданина акциями, которые реализуются на основании инициативы граждан или различных объединений, которые могут быть политическими, религиозными или какими-либо другими.

Допускается во время данных мероприятий пользоваться разными транспортными средствами. Основной целью таких действий граждан выступает свободное выражение своего мнения, выдвижение инициатив или требований по разным вопросам, которые касаются экономики, политики, а также культуры или социальной жизни государства.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Основы законодательства о митингах – какой митинг считается несанкционированным

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В Законе федерального уровня №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прописано понятие митинга:

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера”

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия

Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Россиян хотят наказывать даже за несостоявшиеся митинги

Авторами законопроекта выступили зампреды комитетов по законодательству и по делам общественных объединений Александр Грибов и Дмитрий Вяткин. Единороссы считают, что в последнее время участились случаи уведомления о митингах, проводить которые на деле никто не собирается. Парламентарии видят в этом «явно выраженный провокационный характер».

В качестве примера приводится подача в декабре 2017 года одним из жителей Санкт-Петербурга 660 уведомлений о проведении за один выходной день такого же числа публичных мероприятий в одном и том же месте (каждую минуту, согласно уведомлениям, должно было состояться новое мероприятие). Все они были согласованы, но не состоялись – и при этом в течение 11 часов подряд в заявленной точке без дела дежурили сотрудники органов внутренних дел и бригады скорой помощи. Такие ситуации приводят к бессмысленному расходованию бюджетных средств – на доставку металлоискателей и металлодетекторов, на оплату труда полицейских и медработников и т. п.

В связи с этим в КоАП предлагается ввести новую статью 20.2 «Злоупотребление правом на проведение публичного мероприятия». Она предусматривает административную ответственность за подачу уведомления о мероприятии без цели его проведения, а также за несоблюдение требования о своевременном уведомлении властей об отказе от своих намерений. Для граждан размер штрафа будет составлять от 5000 до 25 000 руб., для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб., а для юрлиц – от 20 000 до 100 000 руб.

Не спорь с полицией

Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции наказывается по ст. 19.3 КоАП. До недавнего времени штраф за правонарушение был небольшой — от 500 до 1 000 рублей, но президент подписал закон об увеличении наказания. Сейчас штрафы за неповиновение властям составляют от 2 000 до 4 000 рублей. Также норма пополнилась наказнием в виде исправительных работ и ареста на 15 суток.

Повторное невыполнение требований полицейских, сотрудников ФСБ или госохраны, если оно совершено во время массового мероприятия, теперь будет наказываться штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. рублей (сейчас — до 5 тыс. рублей).

Кроме этого за насилие в отношении представителя власти предусмотрена уголовная статья (ст. 318 УК РФ). Максимальное наказание — 5 лет лишения свободы.

Ответственность за организацию и участие в несанкционированном митинге

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен порядок организации и проведения публичного мероприятия; гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.

Организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Время проведения публичного мероприятия – не ранее 7 часов и не позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание, в том числе в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест сроком на 15 суток.

Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации. Лицу, совершившему данное правонарушение может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или обязательных работ на срок до 40 часов.

Кроме того, статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Неоднократность образует нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Санкция статьи предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Прокуратура г. Находки

Отличия между разными акциями

Массовые мероприятия, с помощью которых граждане привлекают внимание общественности и властей, могут быть представлены в нескольких разновидностях, обладающих определенными отличиями. К ним относится:

  • Митинг. Массовая акция, при которой большое количество людей присутствует в конкретном месте, благодаря чему они могут выражать свое мнение, касающееся значимых проблем. Обычно затрагиваются политические или экономические вопросы.
  • Пикет. С его помощью выражается публично мнение одного человека или нескольких лиц. Процесс не предполагает движение участников, а также не применяются какие-либо звукоусиливающие средства. При этом граждане, стоя на одном месте, демонстрируют плакаты или транспаранты. Допускается использование разборных конструкций.
  • Демонстрация. Она представлена организованным и публичным выражением настроения общественности. Для этого группа граждан демонстрирует разные плакаты или транспаранты, а также другие наглядные материалы во время передвижения. Допускается использование разных автомобилей.

Важно! Для любого такого публичного мероприятия требуется разрешение от властей.

Что именно называется протестом?

Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать». Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику. Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).

Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации. С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.

Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В 2021 году штраф за митинг увеличен для граждан в 4 раза.

10 февраля Госдума приняла закон, которым ужесточила наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников правоохранительных органов и должностного лица, а также обязала отчитываться о расходовании денежных средств на публичном мероприятии.

Согласно принятому закону неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч. 1) будет влечь наложение административного штрафа в размере от 2 до 4 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

Такие же санкции предусмотрены за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 1.1).

Эти же санкции предусмотрены и для ч. 2 – неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника ФСБ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 4) теперь будет наказываться штрафом для граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб. либо административным арестом на срок до 15 суток, либо обязательными работами на срок от 40 до 120 часов; для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; для юридических лиц – от 30 до 70 тыс. руб.

Такие же санкции предусмотрены за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 5), за исключением юридических лиц. Для них штраф составляет от 30 до 40 тыс. руб.

Если административное правонарушение, предусмотренное ч. 1, 4 или 5, совершено повторно организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия (ч. 6), то будет назначаться штраф для граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб. либо административный арест на срок до 30 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов; для должностных лиц – от 20 до 40 тыс. руб.; для юридических лиц – от 70 до 200 тыс. руб.

В 20.2 КоАП внесены новые части. Согласно ч. 9 нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 70 до 200 тыс. руб.

Согласно ч. 10 перечисление (передача) денежных средств или иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства или иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на должностных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Окружение Навального и сочувствующие

Рэперы на митинге в поддержку Навального

К митингующим в Москве присоединились жена осуждённого блогера Юлия Навальная и его брат Олег, а также рэперы Оксимирон, Влади и Фейс. Замечены также литератор Дмитрий Быков и музыканты Максим Покровский и Noize MC. Руководитель сети региональных штабов Навального Леонид Волков вместе с Марией Певчих и директором ФБК (НКО, признанная иноагентом в РФ) Иваном Ждановым комментировали прямую трансляцию, хотя ранее обещали в этот день прибыть в Москву и присоединиться к митингу.

Параллельно Волков, Певчих и Жданов координировали и направляли движение колонн протестующих в Москве и Санкт-Петербурге. Они определяли направление движения «от отравителей к заказчику отравления Навального».

Митинг в Москве 27 июля расценили как массовые беспорядки

Следственный комитет России возбудил уголовное дело о массовых беспорядках после несанкционированного митинга в Москве, прошедшего 27 июля в знак протеста против недопуска независимых кандидатов на выборы. Об этом «Ленте.ру» сообщила представитель столичного управления ведомства Юлия Иванова.

По ее словам, расследование ведется по трем частям статьи 212 УК РФ — об организации массовых беспорядков, участии в них и призывах к ним.

По данным следствия, группа лиц призывала в интернете людей принять участие в несанкционированной акции, заведомо зная, что их действия могут спровоцировать массовые беспорядки. В результате 27 июля участники митинга игнорировали законные требования представителей власти и применяли насилие в отношении них, грубо нарушали общественный порядок. Протестующие прорвали оцепление, вышли на проезжую часть, парализовав движение транспорта на Садовом кольце.

Уголовное дело о беспорядках было возбуждено на основании материалов проверки прокуратуры.

Мэрия Москвы отказалась разрешить митинг 3 августа

Мэрия Москвы не согласовала митинг Либертарианской партии, пытавшейся зарегистрировать акцию протеста в субботу, 3 августа. Об этом «Открытым медиа» сообщил председатель партии Сергей Бойко.

По его словам, в движении не согласились выйти на предложенный чиновниками проспект Сахарова и настаивали на проведении акции перед зданием мэрии, на Лубянке или на Новом Арбате. В связи с отказом властей они отозвали заявку на проведение митинга.

Ранее сообщалось, что на переговоры с представителями мэрии выехал глава Либертарианской партии Михаил Светов. Позднее его соратники сообщили о провале переговоров, а вскоре также о задержании самого Светова.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector